Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (14-20 октября 2013 года)

На минувшей неделе в регионе сохранялась сложная, а в некоторых странах нестабильная и напряженная обстановка. В Сирии продолжаются боевые действия между силами сторонников и противников президента Б. Асада. На этом фоне идет процесс ликвидации сирийского химического оружия (ХО). Нестабильной сохраняется ситуация в Ираке, Ливии, Египте, Йемене и Афганистане. В Женеве 15-16 октября прошли переговоры Ирана и группы стран — международных посредников по ядерной программе ИРИ. Несмотря на положительные в целом отзывы участников встречи, она не привела к каким-либо конкретным сдвигам в решении иранской ядерной проблемы. Саудовская Аравия отказалась от места непостоянного члена Совета Безопасности ООН.

В Сирии наиболее интенсивные боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников режима Асада велись в районе Дамаска. Исламистские боевики усилили атаки на правительственные силы в Дейр-эз-Зоре на северо-востоке страны. Крупные теракты были совершены в Дамаске и Хаме. На севере и северо-востоке САР боевики экстремистских исламистских группировок ведут бои с силами курдов и оппозиционной режиму Сирийской свободной армии.

Продолжается процесс химического разоружения Сирии. Эксперты Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) заявили 17 октября о завершении инспекции половины сирийских объектов, на части из них было уничтожено оборудование. В то же время в ОЗХО сообщили, что продолжающиеся бои не дают специалистам возможности получить доступ к некоторым объектам. Было отмечено, что официальный Дамаск сотрудничает с ОЗХО и ООН. Международная организация призвала оппозицию «пойти навстречу и обеспечить доступ к тем точкам, путь к которым лежит через занимаемые ими территории». Не ясно пока и в какую страну будет вывозиться большая часть сирийского ХО с целью его последующего уничтожения. Тем не менее, по мнению президента США Б. Обамы, начало процесса уничтожения ХО в Сирии можно считать успешным, все участвующие в нем стороны должны продолжить прилагать усилия в этом направлении. Разговоры о конкретных способах и сроках ликвидации ХО в Сирии преждевременны, считают в МИД России. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун назначил З. Кааг из Нидерландов главой совместной с ОЗХО миссии по ликвидации химоружия в Сирии. Кипр одобрил создание на острове базы совместной миссии ООН и ОЗХО по уничтожению химоружия в САР.

Политическая активность вокруг конференции «Женева-2» по сирийскому урегулированию пока не привела к заметным успехам. Конкретная дата её созыва и состав участников все ещё не определены. По мнению главы российского МИДа С. Лаврова, «главным препятствием на пути Женевы сейчас остаётся неспособность наших партнёров всё-таки заставить сирийскую оппозицию, которую они опекают, поехать в Женеву и сесть за стол переговоров с правительством, чтобы на основе общего согласия определить пути выхода из кризиса». В Госдепартаменте США считают, что заявления части сирийской оппозиции о намерении бойкотировать конференцию «Женева-2» не приближает стороны к мирному урегулированию конфликта в САР. Признав, что участие сирийской оппозиции является «ключевым компонентом успешного проведения конференции», Госдепартамент пообещал продолжать тесные консультации с руководством Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС). Проведение мирной конференции по Сирии невозможно без создания в стране переходного правительства, заявил госсекретарь США Дж. Керри. При этом Асад должен уйти с поста, т. к. «потерял легитимность, необходимую для сплочения людей».

На фоне подготовки женевской мирной конференции усилился раскол среди противников Асада. Так, на минувшей неделе около 70 вооруженных группировок на юге Сирии заявили, что не признают НКОРС своим политическим крылом и создают собственный Совет революционного командования. По мнению боевиков, НКОРС, поддерживаемая Западом, не смогла реализовать возложенные на нее задачи.

По информации СМИ, эмир Катара шейх Х. Аль Тани направил предложение сирийским властям о восстановлении дипотношений между странами, разорванных по инициативе катарской стороны. В Дамаске в ответ указали, что ждут от Катара реальных шагов, которые подтвердили бы серьезность намерения властей эмирата нормализовать отношения, помня о роли этой страны в разжигании войны в Сирии.

Лидер радикального палестинского движения ХАМАС Х. Машаль предложил палестинским группировкам, воюющим в Сирии, «повернуть свои винтовки в сторону Палестины». Он также высказался за мирное решение сирийского конфликта. Глава правительства ХАМАС в секторе Газа И. Хания 19 октября опроверг участие боевиков движения в военных действиях в Сирии и на Синайском полуострове в Египте.

Сложная обстановка сохраняется в Египте. В различных районах страны, особенно в Каире, не прекращаются акции протеста, организуемые сторонниками «Братьев-мусульман», которые требуют «восстановления законности», возвращения «легитимного президента» М. Мурси и отставки новых властей страны. В основном митинги и манифестации исламистов проходят мирно, но в некоторых городах они перерастали в столкновения с полицией и противниками «Братьев-мусульман», причем в большинстве случаев жителям удалось выдворить сторонников исламистов с площадей и улиц городов. Имеется информация, что руководство международной сети «Братьев-мусульман» дало указание египетскому крылу наращивать масштабы протестов в преддверии судебного процесса над Мурси, который должен начаться 4 ноября.

На Синайском полуострове боевики экстремистских исламистских группировок продолжают совершать теракты и нападения на военных и силы безопасности. 19 июня бомба была взорвана у здания военной разведки в Исмаилии.

По мнению министра иностранных дел Египта Н. Фахми, отношения между АРЕ и США находятся в кризисе. Фахми считает, что «продолжение кризиса негативно скажется на ситуации в регионе и интересах США».

15-16 октября в Женеве после длительного перерыва прошли переговоры делегации Ирана во главе с министром иностранных дел страны М. Д. Зарифом с представителями государств «шестерки» международных посредников (пять постоянных членов Совбеза ООН и Германия). Обсуждались вопросы, связанные с ядерной программой Тегерана. В Женеве иранцы представили новый поэтапный план урегулирования ядерной проблемы, детали которого не разглашаются, однако, по информации СМИ, он предусматривает признание права ИРИ на обогащение урана, обладание ядерными технологиями в мирных целях и снятие с Исламской Республики международных санкций. Сообщается, что Иран не станет возражать и против проведения внезапных инспекций своих ядерных объектов. Страны «шестерки», в свою очередь, продолжают выступать за принятие конкретных мер, укрепляющих доверие. При этом первый шаг должна сделать иранская сторона. В целом стороны не могут договориться по вопросам, касающимся прозрачности иранской ядерной программы, обогащения ядерного топлива и запасов урана, обогащенного почти «оружейного» уровня. Одной из самых острых остается проблема отмены санкций в отношении Ирана.

В МИД России оценили дискуссию в Женеве как «содержательную, детальную и весьма полезную» и приветствовали ускорившиеся темпы переговорного процесса. В то же время Москва констатирует низкий уровень взаимного доверия между «шестеркой» и Ираном. Глава дипломатии Евросоюза К. Эштон считает, что на переговорах сторонам удалось представить свои позиции по большому количеству вопросов «с такой детализацией, которой не было прежде». В то же время в Брюсселе считают, что «пока будет причина для санкций, они останутся. Только когда мы увидим реальные изменения, будет возможность пересмотреть режим санкций». США отмечают серьезность предложений, изложенных Ираном в Женеве. Иран назвал переговоры «плодотворными», однако считает, что для достижения соглашения необходимы «дополнительные консультации». Очередной раунд переговоров Ирана с «шестеркой» пройдет 7-8 ноября в Женеве.

На «полях» встречи в Женеве Иран и Великобритания договорились в течение двух недель восстановить дипломатические отношения на уровне временных поверенных.

Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху 20 октября вновь призвал ещё больше усилить санкции против Ирана с тем, чтобы заставить его отказаться от ядерной программы.

18 октября Саудовская Аравия отказалась от места в Совете Безопасности ООН, после того как королевство было избрано непостоянным членом этого органа на двухгодичный срок (2014-2015 гг.). В заявлении МИД КСА говорится, что данный шаг сделан в знак протеста против политики «двойных стандартов» и неэффективности работы Совбеза ООН в решении ключевых международных проблем, его «неспособности» «прекращать войны и урегулировать конфликты». Тем не менее, в заявлении саудовского МИДа подчеркивается, что королевство «являющееся одним из учредителей ООН, гордится полным и постоянным набором обязательств перед целями и принципами устава ООН». КСА потребовало реформ Совета Безопасности, однако в заявлении не указывается, каких именно. О поддержке саудовского решения заявили Египет, Катар, Бахрейн, ОАЭ, Палестинская национальная администрация и Организация исламского сотрудничества. В то же время группа арабских стран в ООН обратилась к Саудовской Аравии пересмотреть свое решение и не отказываться от места непостоянного члена Совбеза. В МИД России считают, что, отказавшись от места в Совбезе ООН, Саудовская Аравия «самоустранилась от коллективной работы по поддержанию международного мира и безопасности». Госдепартамент США считает, что отказ КСА от места непостоянного члена СБ ООН — это «её дело». Тем временем генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун до сих пор не получал официального документа об отказе Саудовской Аравии от членства в Совете Безопасности.

Нестабильная ситуация сохраняется в Ливии. Спустя два года после свержения режима М. Каддафи новые ливийские власти оказались не в состоянии навести порядок в стране. В Ливии продолжают действовать отряды бывших ополченцев, в том числе радикальных исламистов, не подчиняющиеся центральному правительству и устанавливающие свои законы на подконтрольных им территориях. Особо тревожная ситуация сложилась в Бенгази, где экстремисты регулярно совершают нападения на офицеров армии и полиции, осуществляют взрывы вблизи правительственных учреждений. Отмечается дальнейшее ухудшение криминогенной обстановки на территории страны, в том числе в Триполи. «В городах действуют хорошо вооруженные банды, которые в условиях слабости силовых структур используют возможности, чтобы грабить и совершать налеты». В Евросоюзе считают, что советническая миссия по оказанию помощи в организации пограничной охраны в Ливии «обречена на провал» из-за отсутствия в стране безопасности и «эффективного централизованного управления» государством.

США планируют выделить более 1,6 млрд долларов на оказание военной и экономической поддержки Пакистану. Расширение объемов помощи Исламабаду связано с улучшением отношений между двумя государствами, ухудшившихся ранее в связи с гибелью пакистанских солдат в результате контртеррористических операций США на пакистанской территории и ликвидацией американцами лидера «Аль-Каиды» У. бен Ладена в Пакистане без согласования с властями страны. В результате этого финансирование США некоторых программ помощи Пакистану было приостановлено. Недавно Вашингтон и Исламабад объявили о возобновлении стратегического диалога. 20 октября начался четырехдневный визит в США премьер-министра Пакистана Н. Шарифа. 23 октября в Вашингтоне состоится встреча Н. Шарифа с президентом США Б. Обамой.

Приложение

 

 

Об отношениях Пакистана с соседними государствами

 

 

Во внешней политике Пакистана особо важное место занимают отношения с соседними государствами — Индией, Афганистаном, Китаем и Ираном.

Отношения Пакистана и Индии со времени возникновения в 1947 г. двух независимых государств носили крайне напряженный характер. Трижды (в 1947, 1965 и 1971 гг.) между двумя странами вспыхивали крупные вооруженные конфликты. Регулярно происходят пограничные инциденты, особенно на линии контроля в Кашмире, причем обе стороны обвиняют друг друга в нарушениях и эскалации конфликта. Исследователи пакистано-индийских отношений «постоянно отмечают взаимную неприязнь, которая существует, к сожалению, отнюдь не только на межгосударственном уровне».

Самое острое противоречие между двумя странами связано с проблемой принадлежности Кашмира. Для Пакистана Кашмир — это вопрос принципиальный, и он с 1947 г. пытается изменить ситуацию, «чувствуя себя обделенным» в результате раздела этой территории. Ещё одной острой проблемой, негативно влияющей на отношения между соседями, является терроризм, который тесно связан с кашмирским вопросом. Имеется ряд проблем пограничного характера и др.

Таким образом, партия Пакистанская мусульманская лига (Наваза), победившая в мае с. г. на парламентских выборах, унаследовала комплекс давних нерешенных проблем в отношениях с Индией, хотя прежнему правительству Пакистанской народной партии (2008–2013 гг.) удалось многого достичь на пути их улучшения. Новый премьер-министр Пакистана Н. Шариф позиционирует себя сторонником нормализации отношений с Индией, продолжения процесса политического диалога между Исламабадом и Нью-Дели. В июле обе стороны поддержали инициативу возобновить мирные переговоры на официальном уровне в ближайшие два-три месяца. 29 сентября на «полях» сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке прошла встреча Н. Шарифа с его индийским коллегой М. Сингхом.

Несмотря на политические сложности, довольно успешно развиваются торгово-экономические отношения между двумя странами.

В целом потребуется много сил и времени для реального продвижения пакистано-индийского диалога и преодоления глубоко укоренившегося взаимного недоверия. Вместе с тем, представляется, что нынешнее руководство двух государств серьезно настроено на то, чтобы попытаться урегулировать отношения между двумя странами.

Пакистано-афганские отношения всегда носили сложный, конфликтный характер. В основе противоречий между Исламабадом и Кабулом лежит нерешенность двух крупных проблем: пуштунской и линии прохождения афгано-пакистанской границы. Пуштуны (титульная нация в Афганистане) проживают на территории двух соседних стран. При этом афганские пуштуны всегда стремились к воссоединению всех своих соплеменников в составе единого государства, против чего жестко выступают в Исламабаде.

По мере приближения срока вывода коалиционных сил из соседней страны (2014 г.) среди внешнеполитических приоритетов Пакистана Афганистан начинает занимать все более весомое место. Обе стороны осознают, что только совместными усилиями возможно движение вперед в решении вопросов, связанных с развитием ситуации в регионе после вывода иностранных войск. В сентябре Исламабад заявил о «поддержании усилий по установлению мира и примирению в Афганистане», подчеркивая, что это внутриафганский процесс, контролируемый руководством Афганистана. Тем не менее, Кабул продолжает обвинять Исламабад в заигрывании с движением «Талибан», в поощрении подрывной деятельности исламистов в отношении Афганистана с целью дестабилизации правительства президента Х. Карзая.

Важными для двух стран остаются вопросы контроля пакистано-афганской границы, афганских беженцев в Пакистане (до 3 млн чел.), двусторонних торгово-экономических отношений, совместных инфраструктурных проектов, прямых пакистанских инвестиций в экономику Афганистана. В 2010 г. стороны заключили соглашение о транзитной торговле, и работают над расширением ряда его статей. Пакистан оказывает поддержку Афганистану в различных инфраструктурных проектах, в области образования и здравоохранения. Обе страны заинтересованы в развитии совместных энергетических проектов с республиками Центральной Азии.

В целом же, с учетом исторического опыта, коренные изменения в пакистано-афганских отношениях, их перестройка на базе стабильного добрососедства в обозримой перспективе не представляются возможными.

Пакистан относит Китай к числу своих важнейших стратегических партнеров. Между двумя странами поддерживаются активные контакты в политической, торгово-экономической, военной, научно-технической и других сферах. Регулярно проходят визиты глав государств и правительств. В 2005 г. Пакистан и КНР подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и добрососедских отношениях, который зафиксировал важнейшие направления многопланового партнерства двух государств. В документе, в частности, содержится положение о том, что подписавшие его стороны не могут вступать в союзы или иные объединения, заключать соглашения с третьими странами и предоставлять им свою территорию, если это создает угрозу для одной из них. Исламабад и Пекин стремятся тесно увязывать свои подходы к актуальным международным проблемам. Пакистан по праву считается «главный мостом» для Китая в сотрудничестве с мусульманскими странами.

КНР является крупнейшим поставщиком оружия в Пакистан, оказывает содействие в модернизации его вооруженных сил и развитии военной промышленности, в том числе ракетной и авиационной. Между сторонами регулярно проводятся консультации по вопросам обороны и безопасности. Две страны активно сотрудничают на антитеррористическом и антинаркотическом направлениях. Пекин заинтересован в содействии пакистанских властей в противостоянии с экстремистскими и сепаратистскими организациями в Синьцзяне и Тибете.

Китай вкладывает крупные финансовые средства в развитие пакистанской инфраструктуры, в том числе строительство глубоководного порта в Гвадаре. Пекин оказывает Исламабаду различную техническую помощь, сотрудничает с пакистанцами в ядерной сфере. Развивается сотрудничество в энергетике и двусторонняя торговля.

В целом, как видится, Пакистан и в дальнейшем будет стремиться развивать стратегическое партнерство и разностороннее сотрудничество с Китаем, в чём Пекин также заинтересован.

По мнению экспертов, Пакистан вполне может опасаться, что если не вся, то определенная часть религиозно-политического руководства Ирана, по-прежнему, не исключает «экспорта исламской революции», а «чрезмерное усиление Ирана и превращение его в ведущую региональную державу противоречит пакистанским интересам и является для Исламабада определенным вызовом на обширном пространстве Ближнего и Среднего Востока». Вместе с тем, Пакистан заинтересован в поддержании постоянного политического диалога с Ираном по всему спектру региональных проблем.

Тегеран и Исламабад уделяют значительное внимание развитию торгово-экономических связей. Наметившуюся в последние годы тенденцию на улучшение отношений между двумя странами эксперты связывают главным образом с экономическими соображениями сторон. При этом пакистанцы, испытывая серьезные трудности в сфере энергетики, особо заинтересованы в импорте иранской электроэнергии и природного газа.

Пристальное внимание пакистанское руководство уделяет ситуации вокруг иранской ядерной программы. Исламабад считает неприемлемым силовое решение этой проблемы и выступает за необходимость её урегулирования исключительно путем переговоров. Пакистан признает законное право  Ирана на «мирный атом» при условии соблюдения им принципов нераспространения, но выступает против обладания Тегераном ядерным оружием, мотивируя это тем, что Исламской республике «никто не угрожает».

Предметом пакистано-иранского соперничества остается Афганистан. Предстоящий в 2014 г. вывод войск западной коалиции из этой страны дает «серьезные основания для подготовки как Ирана, так и Пакистана к достижению своих целей в Афганистане, которые имеют различную направленность и по многим аспектам вступают в противоречия. Каждая из сторон будет стремиться к получению политической и экономической выгоды, что неминуемо будет создавать определенную напряженность в ирано-пакистанских отношениях». Тем не менее, несмотря на различия в подходах к ситуации в Афганистане, Исламабад и Тегеран активно сотрудничают по афганской проблеме.

В целом, как представляется, Пакистан продолжит курс на расширение разнопланового и взаимовыгодного сотрудничества с «братской мусульманской страной» — Ираном, главным образом в экономической сфере.

52.26MB | MySQL:103 | 0,488sec