США-КСА: проблемы двусторонних отношений

Как передало во вторник агентство «Рейтер» принц Бандар бин Султан, секретарь Совета безопасности, глава Управления общей разведки (УОР) и один из «сильных людей» Саудовской Аравии, в разговоре с рядом западных дипломатов заявил, что его страна вскоре «существенно изменит внешнеполитический курс», пересмотрев свои отношения с США. По словам Бандара, это решение вызвано тем, что Вашингтон отказывается учитывать интересы Саудовской Аравии на Ближнем Востоке. В частности, он выразил недовольство бездействием США в Сирии, неспособностью американцев добиться прогресса в урегулировании палестино-израильского конфликта и отсутствием поддержки действий Эр-Рияда, подавившего восстание шиитов в соседнем Бахрейне. Кроме того, саудовские власти крайне раздражены начавшимся процессом нормализации отношений между странами Запада и Ираном – главным соперником королевства в Персидском заливе.

Источник агентства, близкий к саудовской правящей семье, сказал, что разворот в сторону от США будет «действительно существенным», поскольку Эр-Рияд более не хочет оказываться в ситуациях, где он находится в зависимости от действий или бездействия американцев.

Из этого всего аналитики сделали вывод о скором разрыве стратегических отношений между КСА и США. Насколько оправданы эти прогнозы? Рискнем предположить, что ни в коей мере. Прежде чем мы дадим свою оценку высказываниям принца Бандара, который не устает шокировать своими поступками и действиями, зафиксируем основной базисный момент: на сегодняшний день единственным гарантом внешней безопасности КСА являются США, и никто более. Вооруженные силы КСА являются, несмотря на обилие современных систем вооружения, очень плохо тактически и морально подготовленными. Это доказали, в частности, столкновения с повстанцами-хауситами на севере Йемена, когда элитные части Национальной гвардии были разбиты в пух и прах, а саудовской стороне потом пришлось выплачивать выкуп за освобождение пленных отпрысков из знатных семей. Попытки Эр-Рияда сейчас реорганизовать свои вооруженные силы будут сталкиваться с множеством проблем, главными из  которых будут являться малограмотность личного состава и национальный менталитет. Эти две проблемы будет очень сложно решить даже при обилии западной военной техники. То есть другими словами, вариант превращения КСА в некий самостоятельный региональный оплот силы, способной проводить самостоятельные и эффективные военные интервенции, является маловероятным. Попытки приобрести самостоятельность в формировании своей военной доктрины обречены на провал просто в силу отсутствия национальной школы военного искусства с многолетними традициями. Сейчас саудовцы пытаются осуществить военную реформу на трех основных направлениях: создание собственного спецназа с помощью пакистанских инструкторов, создание собственной системы спутниковой навигации для достижения автономности пуска ракет среднего радиуса действия, закупка или организация производства беспилотников, способных наносить ракетные удары и осуществлять разведывательные полеты. В двух последних случаях саудовцы никак не обойдутся без помощи Запада, и в том числе США. Попытки сейчас переориентировать сферу ВТС и часть проектов строительства транспортной и энергетической инфраструктуры на Париж  в Эр-Рияде предпринимаются, но все это носит больше характер «дразнилки» для Вашингтона, нежели чем серьезная попытка смены стратегического партнера. Ни одна европейская страна не в состоянии провести широкомасштабную военную операцию, наподобие «Бури в пустыне». А именно такой военный и финансовый уровень является реально сдерживающим фактором для потенциальных агрессоров, типа Ирана. Другой вопрос, что тот же принц Бандар активно лоббирует в саудовской верхушке тезис о том, что противостояние с Тегераном вряд ли будет напоминать широкомасштабную войну. Это будет целый набор конфликтов малой интенсивности в различных странах Ближнего и Среднего Востока. Отсюда и упор в перестройке армии на инструменты, наиболее «заточенные» под этот вектор. Но предполагать это можно только в случае сохранения союзнических отношений с США, которые предохраняют саудовскую монархию от широкоформатной экспансии очень мощного Ирана.

В чем суть претензий Эр-Рияда к Вашингтону? Это нежелание поставлять в КСА некоторые новейшие образцы военной техники, типа тех же БПЛА и систем навигации. Такое положение дел вынуждает саудовскую верхушку прибегать к обходным схемам через ЮАР по закупке беспилотников у своего «заклятого врага» Израиля. Но если смотреть глубже, то это разочарование в Вашингтоне политикой своего стратегического союзника в рамках операций в Афганистане и Ираке. И не только: в Вашингтоне образовалась очень серьезная прослойка влиятельных фигур в военно-политическом истеблишменте, которая испытывает к КСА чувство повышенной настороженности. Это объясняется прежде всего тесными связями саудовских элит с тем явлением, которое для удобства называют «Аль-Каидой». Впервые она была опробована совместно американцами и саудитами в том же Афганистане в период пребывания там советских войск, но с той поры иностранные джихадисты работают уже исключительно на Эр-Рияд, который превратил «Аль-Каиду» в международный инструмент для распространения своего влияния, и, если угодно, неофициального шантажа своих западных партнеров. Это и есть та «красная черта», которая вынуждает Вашингтон задумываться о постепенной трансформации своей позиции к саудовцам.

Отсюда и попытка отказаться от экспорта саудовской нефти за счет разработки сланцевой нефти. Для саудитов это будет означать серьезное сокращение финансового благополучия, которое собственно и делает их пока одним из ключевых игроков в регионе. В Эр-Рияде в связи с такой перспективой серьезно опасаются того, что после достижения этой цели Вашингтон может снизить масштабы своей поддержки Эр-Риада, и, что еще хуже, пойти в случае наступления катаклизмов по «египетскому варианту», когда давний союзник Х.Мубарак был «слит» в течение месяца.  Пассаж Бандара, который тесно завязан на республиканцев, направлен прежде всего против Б.Обамы, чей курс  сильно раздражает саудовский королевский двор. Отказ слепо следовать «подсказкам» Эр-Рияда по вопросу Сирии и Ирана вынуждает саудовское руководство блефовать, озвучивая плохо продуманные угрозы в адрес США. Кстати, представляется, что Бандар решился на такой шаг в определенной степени после прошедших «боданий» между республиканцами и Б.Обамой в связи с поднятием «потолка» госрасходов. В одной цепочке здесь и решение Эр-Рияда не входить в Совет Безопасности ООН в качестве непостоянного члена. Реально мы наблюдаем крайнюю степень раздражения саудовской верхушки, которая пытается давить на своего основного партнера. Думается, что эта попытка с негодными средствами с учетом абсолютной зависимости КСА от США и ЕС фактически во всех областях. Да никто в Эр-Рияде и не собирается что-то кардинально менять во взаимоотношениях с Вашингтоном. Демонстрация недовольства не означает смену стратегического курса, поскольку для этого у КСА просто нет реальных возможностей. Да и со стратегами и архитекторами такой трансформации в дряхлой и очень негибкой саудовской верхушке  не густо.

62.83MB | MySQL:102 | 0,464sec