Ситуация в Марокко: сентябрь 2013 г.

В сентябре в Марокко наиболее часто звучала тема незаконной иммиграции в связи с тем, что через королевство проходят несколько маршрутов, по которым нелегалы из африканских стран пытаются проникнуть в Европу. Кроме того, туда же не прочь выехать многие марокканцы. Находящееся на пороге Европы королевство и само постепенно становится страной, принимающей иммигрантов. По данным марокканских неправительственных организаций, в настоящее время на территории страны находятся свыше 20 тысяч незаконных иммигрантов из африканских стран южнее Сахары. В этой связи в последнее время в Марокко участились инциденты, связанные с проявлениями расизма, хотя никакой официальной статистики на этот счет нет.

После критики в адрес Марокко со стороны неправительственных организаций в связи с принятым в королевстве подходом к проблеме незаконной иммиграции 9 сентября король Мохаммед VI заявил, что этот подход должен быть более гуманным. В тот день ему вручили доклад Национального совета по правам человека, посвященный «ситуации с незаконной иммиграцией и беженцами».

11 сентября марокканские власти объявили о принятии ряда мер, направленных на урегулирование ситуации с иммигрантами. В частности, власти обязались рассмотреть в индивидуальном порядке возможность их легализации, а также уважать их права. В совместном заявлении министерств внутренних дел, юстиции и иностранных дел сообщалось о намерении этих ведомств разработать «новую иммиграционную политику», соответствующую «международным стандартам». В частности, будет установлена процедура легализации иммигрантов, желающих обосноваться в Марокко.

Стремление Рабата ответить на критику по части решения проблем иммигрантов объяснимо, поскольку Марокко старается поддерживать тесные связи с африканскими странами, исходя из собственных экономически интересов. Кроме того, Рабату важна позиция африканских столиц относительно проблемы западносахарского урегулирования.

17 сентября как по команде сотни африканских иммигрантов практически одновременно пошли на штурм проволочных заборов, защищающих границы испанских анклавов Сеута и Мелилья. В итоге в каждый из городов смогли проникнуть до 100 человек. Новые попытки штурма границы были отбиты 18 сентября. К этому моменту центры приема иммигрантов в двух анклавах были уже переполнены нелегалами. В Сеуте таких насчитывалось 750, в Мелилье – свыше 900.

19 сентября до 300 африканских иммигрантов пошли на очередной штурм забора из колючей проволоки, защищающего границу испанского анклава Мелилья. По данным властей анклава, по меньшей мере десяти из них удалось прорваться на испанскую территорию. В отражении штурма поучаствовали и марокканские силовики. Они объявили об аресте 65 нелегалов, 14 из которых в связи с полученными ранениями были госпитализированы в больницах г.Надор. По данным марокканских властей, в ответ на предупреждение о возможном применении силы иммигранты начали забрасывать стражей порядка камнями. В результате ранения получили четверо полицейских. В коммюнике МВД Марокко отмечался «высокий уровень координации действий» с испанскими властями.

3 сентября МВД Испании объявило об аресте в г.Мелилья (один из двух испанских анклавов на территории Африки) «подозреваемого в терроризме», который объявлен в международный розыск марокканскими властями. По первоначальным данным испанских спецслужб, подданный Марокко некий Мохаммед аль-Бали является «главарем джихадистской ячейки, обосновавшейся в г.Надор» – марокканском городе, граничащем с испанским анклавом. Позднее ему предъявили обвинения в том, что он является координатором деятельности двух джихадистских ячеек, действующих в Надоре – «ячейки муджахидинов» и «ячейки таухид». Эти ячейки были частично нейтрализованы марокканскими спецслужбами в мае с.г. в ходе операции, которая позволила арестовать 11 человек. Эти ячейки занимались «рекрутированием радикальных элементов, распространением джихадистской идеологии, финансированием террористических проектов и созданием тренировочных лагерей». В момент нейтрализации этих ячеек М.аль-Бали находился в Бельгии.

В июне с.г. МВД Испании объявило о нейтрализации террористической сети, связанной с «Аль-Каидой», которая действовала во втором испанском анклаве – Сеуте – и находящимся рядом с ним марокканским городком Фнидек. Та операция позволила арестовать 8 человек, подозреваемых испанской Фемидой в том, что они завербовали десятки кандидатов в джихадисты, в том числе несовершеннолетних, для их последующей отправки в Сирию и подготовки в качестве смертников.

В начале сентября марокканские СМИ предсказали грядущие перестановки в правительстве после продолжавшегося несколько месяцев правительственного кризиса, связанного с выходом из правящей коалиции некогда ближайшего союзника исламистов национал-консервативной Партии Истикляль /ПИ/. После нескольких недель переговоров между премьером-исламистом Абдельиллой Бенкираном и руководителем либеральной партии Национальное объединение независимых /НОН/ Салахеддином Мезуаром стало понятно, что именно НОН заменит в коалиции ПИ. Если бы А.Бенкиран не нашел союзника, сопоставимого по «весу» с ПИ, Марокко оказалось бы перед перспективой досрочных парламентских выборов. Главным итогом переговоров между А.Бенкираном и руководством НОН стало соглашение, по которому С.Мезуар должен был получить пост министра финансов в новом кабинете. Представителям НОН должны были также достаться портфели министров иностранных дел, образования и торговли.

По итогам парламентских выборов, прошедших в конце 2011 г., НОН было третьим после ПСР и ПИ.

20 сентября в ходе визита короля Мохаммеда VI в Бамако было подписано соглашение, согласно которому Марокко подготовит за два ближайших года 500 имамов для Мали. Как отметил присутствовавший на церемонии подписания соглашения посол Марокко в Бамако Хасан Насири, эти имамы будут подготовлены на основе принципов «умеренности и терпимости». По его словам, за выполнением соглашения будет следить «монарх лично».

22 сентября тысячи человек вышли на улицы Рабата с тем, чтобы выразить протест против роста дороговизны и правительства А.Бенкирана. На этот шаг их подтолкнуло предшествовавшее повышение цен на нефтепродукты и молоко. Считается, что эта манифестация даст старт новой массовой протестной кампании. Ее организовало близкое к ПИ профобъединение Всеобщий союз марокканских трудящихся (ВСМТ). По данным прессы, лидер ПИ и мэр города Фес Хамид Шабат зафрахтовал сотни автобусов, чтобы доставить в столицу своих сторонников из ряда городов страны. Как заявил в ходе шествия Х.Шабат, партия которого несколько месяцев назад вышла из правительства, эта манифестация – «ясное послание правительству, которое должно как можно скорее отменить свои решения /о повышении цен/». «Мы призываем к забастовкам во всех городах и селах Марокко», — отметил он.

Вступившее в силу в середине сентября решение о повышении цен на нефтепродукты было представлено правительством как начало реформы т.н.Компенсационной кассы, благодаря которой в Марокко долгое время искусственно поддерживались относительно низкие цены на товары первой необходимости. В 2012 г. государство израсходовало на эти цели 4,9 млрд евро, что составляет 6 процентов ВНП.

12 сентября «Офис шерифьен де фосфат» /ОШФ/ объявил, что Марокко – один из самых крупных в мире производителей фосфатов – намерено в ближайшие годы инвестировать 15 млрд долларов для создания новых мощностей по добыче и переработке этого сырья.

В настоящее время по объемам добычи фосфатов Марокко занимает третье место в мире. В 2011 г. оборот отрасли составил 6,7 млрд долларов, что составило 6 процентов ВНП. В отрасли трудятся десятки тысяч человек.

В настоящее время ежегодный объем добычи фосфатов составляет 30 млн тонн. Цель – довести этот показатель к 2017 году до 50 млн тонн. Будет ли она достигнута – сказать трудно, поскольку в последнее время на мировом рынке наметилась тенденция на снижение цен на фосфаты. Так, за первые семь месяцев 2013 г. экспорт марокканских фосфатов составил 2,8 млрд долларов, что почти на 20 процентов  ниже аналогичного показателя предыдущего года.

25 сентября Национальный офис воды и электричества /ONEE/ объявил о намерении инвестировать до 2017 года около 10 млрд евро в новые мощности по производству электроэнергии. Реализация этого инвестиционного плана позволит Марокко увеличит выработку электроэнергии на 67 проц., причем примерно половина роста будет получена за счет возобновляемых источников электроэнергии. 3 млрд евро из этой суммы выделит непосредственно ONEE.

Предусматривается, что порядка 450 млн евро пойдет на реализацию программы электрификации в сельской местности. Электричество поступит примерно в 5 тысяч деревень.

Марокко, не имеющее собственных запасов углеводородов, занято сейчас реализацией амбициозных проектов использования энергии Солнца и ветра.

Планируется, что к 2020 году до 42 процентов потребляемой электроэнергии будет производиться ветровыми и солнечными электростанциями.

30 сентября близ Касабланки состоялась церемония открытия промышленной зоны «Мидпарк», которая будет специализироваться на производстве комплектующих для мировых гигантов авиастроения. В частности, первое промышленное предприятие зоны, которое строит сейчас компания «Бомбардье», начнет работать уже в середине 2014 года. На нем будут работать 850 человек. Предполагается, что всего в этой зоне будут работать до 10 тысяч человек на примерно 100 предприятиях.

В целом, формирование нового кабинета министров вряд ли решит многочисленные проблемы Марокко – слишком мало у него будет времени, чтобы сделать хоть что-то в условиях прессинга как со стороны «улицы» так и со стороны дворца. Последнему подобная ситуация даже выгодна, поскольку она позволяет продемонстрировать неспособность исламистов из ПСР решать реальные проблемы страны и отвести народный гнев от дворца. Поэтому можно предположить, что в нужный момент по его команде та же НОН последует примеру ПИ, и тогда перед Марокко вновь замаячит перспектива досрочных парламентских выборов.

52.33MB | MySQL:103 | 0,485sec