Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (21-27 октября 2013 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии и Тунисе. Всё большее число группировок сирийской оппозиции заявляют о своём отказе участвовать в конференции «Женева-2» по урегулированию конфликта в Сирии. В Тунисе 25 октября власти и оппозиция начали диалог по выходу страны из политического кризиса.

На большей части территории Сирии продолжаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников режима Б. Асада. На минувшей неделе, как прежде, наиболее интенсивные бои велись в районах, прилегающих к Дамаску. Высоким остается уровень террористической активности боевиков. На северо-востоке страны не прекращаются бои курдских отрядов с боевиками экстремистских исламистских группировок.

22 октября в Лондоне прошла очередная встреча «Группы друзей Сирии» — 11 западных и арабских стран (Великобритании, Германии, Египта, Иордании, Италии, Катара, ОАЭ, Саудовской Аравии, США, Турции и Франции), поддерживающих сирийские антиправительственные силы. На совещании также присутствовала делегация ведущей организации сирийской оппозиции – Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС). Главной темой лондонской встречи стала конференция «Женева-2» по урегулированию конфликта в Сирии. Также обсуждались вопросы оказания помощи сирийским оппозиционерам. Участники встречи пытались убедить НКОРС принять участие в переговорах в Женеве. Однако глава НКОРС А. Джарба в очередной раз заявил, что оппозиционные силы не намерены участвовать в конференции, пока Асад не уйдет со своего поста. Кроме того, Джарба заявил, что участие Ирана в конференции «Женева-2» неприемлемо для сирийской оппозиции. Со своей стороны глава МИД Великобритании У. Хейг возразил, что отставка Асада вовсе не обязательна для проведения конференции. Госсекретарь США Дж. Керри считает, что для успеха «Женевы-2» необходимо найти таких лидеров Сирии, которые будут приемлемы для обеих сторон конфликта. Он также отметил, что только сирийские стороны путем переговоров решат, сможет ли Асад оставаться временно у власти для передачи полномочий переходному правительству. В то же время в Лондоне было подтверждено, что Асаду нет места в будущем правительстве. «Друзья Сирии» обратились к Ирану и исламистским группировкам с просьбой вывести боевиков с сирийской территории и отказаться от попыток дестабилизировать ситуацию в регионе. Ожидается, что сирийская оппозиция примет окончательное решение об участии в «Женеве-2» в начале ноября. Тем временем 19 исламистских оппозиционных группировок 27 октября сообщили о своем отказе участвовать в работе мирной конференции, так как она «не является и не будет когда-либо являться выбором нашего народа».

Президент САР Б. Асад считает, что для успешного проведения «Женевы-2» пока не сложились условия, причем в Дамаске «до сих пор не уверены, что эта конференция приведет к успеху». Асад также заявил, что не видит препятствий для выдвижения своей кандидатуры на президентских выборах в 2014 г.

Иран заявил, что примет участие в конференции «Женева-2», если получит соответствующее приглашение. При этом иранцы приложат все усилия для мирного урегулирования сирийского кризиса. В то же время Керри сомневается, что Иран сможет сыграть конструктивную роль в мирной конференции, не поддержав планов по переходному правительству в Сирии.

Спецпредставитель ООН и ЛАГ по сирийскому урегулированию Л. Брахими на прошедшей неделе посетил Ирак, Турцию, Катар, Иорданию, Египет, Кувейт, Оман, и Иран, обсудив с руководством этих стран ситуацию в Сирии и вопросы, связанные с созывом конференции «Женева-2».

Дамаск в полном объеме сотрудничает с экспертами Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), заявила глава совместной миссии ОЗХО и ООН по уничтожению химоружия (ХО) в Сирии З. Кааг. К настоящему времени эксперты ОЗХО проверили 19 объектов, связанных с ХО, из 23 объектов, раскрытых властями САР. Дамаск 27 октября своевременно передал ОЗХО начальную декларацию и общий план уничтожения своего химического арсенала. Норвегия отклонила предложение США предоставить на своей территории полигоны для ликвидации химоружия Сирии, так как у страны «не хватит мощностей для уничтожения сирийских арсеналов в указанный ООН срок». Американцы ищут альтернативные возможности.

США возвращают часть своей военно-морской группировки, находящейся у берегов Сирии, на базы на континентальной части страны.

Гражданская война в Сирии негативно воздействует на ситуацию в Ливане. На минувшей неделе в городе Триполи на севере страны вновь происходили вооруженные столкновения между алавитами — сторонниками Асада и противниками сирийского лидера из числа местных суннитов.

25 октября власти и оппозиция в Тунисе начали переговоры по формированию переходного непартийного правительства, которое должно будет провести в стране в 2014 г. всеобщие выборы. Перед началом диалога действующий премьер-министр Туниса А. Ларайед по требованию оппозиции дал письменное обещание отправить нынешнее правительство в отставку в течение трех недель. В целом обе стороны с оптимизмом смотрят на перспективы достижения соглашения по урегулированию кризиса в стране. Отметим, что диалогу предшествовали массовые демонстрации оппозиционных партий и движений, прошедшие в столице и других городах страны. Их участники требовали отставки правительства А. Ларайеда.

Сложная обстановка сохраняется в ряде районов на западе и юго-западе Туниса вблизи границы с Алжиром, где активизировали свои действия боевики вооруженных экстремистских исламистских группировок. Тунисская армия и Национальная гвардия проводят спецоперации против экстремистов.

В условиях усиления активности бандформирований в Тунисе командование вооруженных сил Алжира перебросило в район алжиро-тунисской границы дополнительные силы: 12 тыс. человек из состава частей спецназа и жандармерии, бронетехнику и боевые вертолеты. Алжирские военные установили прямую связь со своими тунисскими коллегами с целью отслеживания действий исламистских бандформирований. Кроме того, подкрепления направлены и в район границы с Ливией.

26 октября партия Фронт национального освобождения Алжира сообщила, что А. Бутефлика будет баллотироваться на пост президента страны на четвертый срок. Выборы должны состояться в 2014 г.

На минувшей неделе в США с визитом посетил премьер-министр Пакистана Н. Шариф. На переговорах в Вашингтоне обсуждались ситуация в Афганистане и обеспечение безопасности Пакистана в долгосрочной перспективе, вопросы, касающиеся сотрудничества в борьбе с терроризмом. Обама выразил обеспокоенность в связи с проявлениями экстремизма в Пакистане. По оценке Шарифа, на данном этапе «самый большой вызов Пакистану представляют терроризм и экстремизм», но в то же время «Пакистан не является ни рассадником, ни эпицентром террористической деятельности». Шариф также высказался за прекращение использования американцами боевых беспилотных летательных аппаратов в Пакистане. Обсуждались и вопросы отношений между Пакистаном и Индией, а также шаги, предпринимаемые обеими странами с целью урегулирования давних территориальных споров, в том числе проблемы Кашмира. По заявлению Обамы, США рассматривают Пакистан как важного стратегического партнера. Две страны «договорились продолжать искать пути конструктивного взаимодействия друг с другом, позволяющие соблюдать суверенитет Пакистана». Кроме того, CША и Пакистан договорились расширять объемы двусторонней торговли и инвестиций.

Администрация США намерена убедить Сенат Конгресса в необходимости отложить голосование по законопроекту о новых экономических санкциях против Ирана, чтобы не помешать «шестерке» международных посредников вести переговоры с Тегераном по его ядерной программе. В то же время из самого Ирана поступает противоречивая информация по вопросу об обогащении урана. Ранее в Тегеране сообщили о прекращении процесса обогащения урана до уровня 20 процентов. Однако 26 октября председатель комитета по национальной безопасности и внешней политики парламента Ирана А. Боруджерди заявил, что Иран продолжает обогащать уран до 20 процентов.

Итоги переговоров между премьер-министром Израиля Б. Нетаньяху и госсекретарем США Дж. Керри, состоявшихся 24 октября в Риме, показали, что две страны разошлись во мнении по ядерной программе Ирана. Так, Израиль продолжает настаивать на полном сворачивании ядерной программы ИРИ, в то время как США считают, что Тегеран должен подтвердить, что она носит мирный, а не военный характер. Вместе с тем, министр  по стратегическим вопросам и делам разведки Израиля Ю. Штайниц заявил, что его страна с «осторожным оптимизмом» относится к перспективам возобновившихся переговоров между ИРИ и международной «шестеркой» по иранской ядерной программе.

Фактически без серьезных результатов завершился 22 октября визит в Южный Судан президента Судана О. аль-Башира. Стороны не смогли продвинуться в решении вопроса о статусе спорного пограничного нефтеносного района Абъей, являющегося одним из главных раздражителей в отношениях между двумя государствами. Стороны лишь заявили о намерении ускорить создание администрации Абъея, местного совета и полицейских органов, а также подтвердили, что 2 процента от годовых нефтяных доходов региона должно выделяться местной администрации. 27 октября племя динка нгок провело в Абъее референдум по статусу региона. Хартум объявил его незаконным.

Сложная ситуация сохраняется в Ливии. В самопровозглашенной автономии Киренаике на востоке страны 25 октября было объявлено о создании собственного правительства в составе 24 министров. Ранее, 22 октября группа бывших «революционных» боевиков ворвалась в здание временного ливийского парламента, устроив там погром. Боевики заявили, что на этот шаг они пошли в знак протеста против политики нынешнего правительства, которое «не уделяет должного внимания служению их интересам».

Руководство НАТО сообщило об учреждении миссии советников для оказания помощи правительству Ливии в вопросах обороны и безопасности. Характерно, что миссия будет находиться в Брюсселе, а её сотрудники не будет постоянно присутствовать на ливийской территории.

25 октября в Египте, в том числе в Александрии, Суэце и Каире вновь прошли акции протеста сторонников «Братьев-мусульман», требовавших освобождения бывшего президента страны М. Мурси и отстранения от власти нынешнего режима. Отмечены столкновения манифестантов с полицией и противниками исламистов.

По итогам визита в ОАЭ временного премьер-министра Египта Х. аль-Баблауи было объявлено о том, что ОАЭ увеличат помощь АРЕ до 4,9 млрд долларов.

Руководитель разведки Саудовской Аравии принц Б. бин Султан сообщил ряду западных дипломатов о том, что Эр-Рияд вскоре «существенно изменит внешнеполитический курс», пересмотрев свои отношения с Вашингтоном. Это вызвано тем, что США отказывается учитывать интересы КСА на Ближнем Востоке. В частности, речь идет о «бездействием США в Сирии», их неспособности добиться прогресса на палестино-израильском направлении и отсутствии поддержки действий КСА, подавившего восстание шиитов в Бахрейне. Саудовцы также раздражены начавшимся процессом нормализации отношений между странами Запада и Ираном — главным региональным соперником королевства. Вместе с тем, большинство экспертов считают, что Саудовская Аравия, находящаяся в очень сильной зависимости от США в экономической, военной и политической областях, не пойдёт на действительно серьезное ухудшение отношений с американцами. Госсекретарь США Дж. Керри признал, что отношения с КСА действительно переживают не лучшие времена, но Вашингтон по-прежнему высоко ценит своего союзника.

Приложение

 

 

О некоторых особенностях военной доктрины Ирана

 

 

Военная доктрина Ирана формируется на основе политических устремлений руководства страны, восприятия им внешних угроз и желания сохранить наследие исламской революции. При этом сохранение наследия исламской революции играет ключевую роль в иранской военной концепции.

Основные положения военной политики страны изложены в «Доктрине национальной безопасности». Её политическая составляющая базируется на идеологии хомейнизма, которая пронизана принципом экспорта исламской революции. Учение Хомейни или «неошиизм» должно, условно говоря, претворяться в жизнь тремя методами: «мирным» (пропагандистским), «полувоенным» (подрывным, диверсионно-террористическим) и «военным». По объективным и субъективным причинам на данном этапе приоритет отдается «мирному» методу, но при этом не отброшены и два других. Об этом свидетельствует иранское участие в сирийской гражданской войне и разносторонняя, в том числе военная помощь ливанской «Хизбалле».

Можно выделить три уровня долгосрочных целей военной политики Ирана, на реализацию которых направляются основные усилия руководства страны. Первый уровень целей связан с превращением Ирана в общемусульманский центр силы. Его достижение следует рассматривать как весьма отдаленную перспективу. Второй уровень предполагает превращение Исламской Республики Иран в региональный центр силы путем достижения военно-политического, военно-экономического и собственно военного лидерства в регионе. Третий уровень целей предполагает решение внутрииранских задач, в частности, обеспечение военно-политической стабильности государства, создание независимой экономики, строительство мощной армии.

Военная доктрина ИРИ во главу угла ставит принцип тесной взаимосвязи политики и войны. В преамбуле к конституции Ирана говорится, что армия и Корпус стражей исламской революции (КСИР) «несут не только охрану границ, но и выполняют религиозную миссию, а именно — ведение «священной войны» — джихада — во имя бога и борьбы за расширение господства закона божьего во всем мире…». Это конституционное положение отражает теорию Хомейни о существовании в исламе двух войн: джихада и оборонительной войны с целью сохранения независимости страны и защиты от иностранных агрессоров. Политические и военные руководители ИРИ постоянно подчеркивают, что «военная доктрина Ирана является оборонительной и основанной на принципе сдерживания. Иран никогда не будет инициатором войны, но, если кто-то захочет предпринять против нас какие-либо шаги, он столкнется с нашим решительным, мощным и разрушительным ответом».

Главным противником Ирана объявлен Израиль. Серьезно рассматриваются в Тегеране военные угрозы со стороны США. С прицелом на военный конфликт с этими странами ведётся национальное военное строительство. Это – развитие ракетных технологий для нанесения удара по Израилю, развитие ВМФ и ассиметричных способов ведения вооруженной борьбы для контроля над Ормузским проливом, противодействия ВМС США и возможных контрдействий против аравийских союзников Америки. В качестве основных противников упоминаются также «неправедные исламские режимы», в первую очередь Саудовская Аравия. Но все же «стратегические устремления Ирана традиционно направлены на доминирование в зоне Персидского залива». Активно действует ИРИ в арабском мире и Каспийском бассейне. Сточки зрения Тегерана, военная опасность для страны может исходить и от соседних Турции, Пакистана и Афганистана, а также от действий курдских племен на северо-западе страны. Учитывается и военно-политическая нестабильность в Ираке, Сирии и Бахрейне.

Анализ уроков войны с Ираком (1980-1988 гг.), военных кампаний США и их союзников против Ирака (1991 и 2003 гг.) и в Афганистане (с 2001 г.) привел руководство Ирана к пониманию того факта, что уровень военного, экономического и научно-технического потенциалов страны не соответствует амбициозным планам по экспорту исламской революции и достижению реального лидерства в регионе.

Иранцы пересмотрели ряд положений военной доктрины и направления военного строительства. В 2004 г. было заявлено, что оборонная стратегия ИРИ основывается на «многообразии», которое восполняет пробелы «классической» военной мощи. Ключевым фактором этой концепции стало понимание принципиальной невозможности противостоять значительно более мощным и высокотехнологичным вероятным противникам, если ограничиваться только традиционными методами ведения войны. В Иране регулярно проводят крупные учения, на которых отрабатываются способы ведения маневренной войны, десантные операции, ведение асимметричной войны, интегрированные операции сухопутных войск, ВВС и ВМС. Ускоренными темпами реализуются ракетные программы, в том числе по созданию баллистических ракет дальнего действия, развивается военная промышленность, создаются новые образцы оружия для всех видов вооруженных сил.

Главной целью военного строительства иранское руководство считает создание оптимальных по численности, составу и структуре, профессиональных, хорошо технически оснащенных ВС, способных надежно защитить национальные интересы, обеспечить мир, стабильность и безопасность ИРИ.

В рамках программы реформирования национальных вооруженных сил в течение 2012-2015 гг. основное внимание высшего политического и военного руководства страны сосредоточено на решении следующих основных задач: совершенствование системы военного управления; повышение боевой готовности войск; оснащение ВС новыми современными образцами вооружения и военной техники; повышение уровня подготовки военных кадров и качества комплектования вооруженных сил личным составом; совершенствование системы финансового обеспечения армии и КСИР; решение социальных вопросов военнослужащих; развитие военно-промышленного комплекса; совершенствование оперативного оборудования территории страны. Создаются мобильные соединения и части для действия на важнейших стратегических направлениях, а также силы, способные проводить операции в сравнительно отдаленных регионах. Повышенное внимание уделяется разведке.

Согласно иранской военной концепции «Ассиметричная война» основной упор при её реализации будет делаться на широкое применение сил специальных операций. Иранские военные утверждают, что «ассиметричная война – это наша стратегия, когда мы имеем дело с крупными силами противника». Также иранское командование рассчитывает на массированное применение различных видов ракетного оружия.

Военная доктрина Ирана предусматривает опору на собственные силы и потенциал, но при этом в Тегеране «всегда готовы использовать передовые технологии и снаряжение тех стран, которые лидируют в этом вопросе». Однако международные санкции серьезно затрудняют закупки иранцами новейших образцов вооружения за рубежом. В то же время представляется крайне маловероятным, что «Иран может самостоятельно создать, а затем наладить крупносерийное производство сложных, высокотехнологичных современных средств вооруженной борьбы. А применение единичных, даже может быть и эффективных видов оружия не принесет решающего успеха».

Отдельно остановимся на иранской ядерной программе. Руководство ИРИ постоянно утверждает, что она «должна служить исключительно мирным целям», а «ядерному оружию нет места в военной доктрине Ирана». Вместе с тем, многие эксперты обоснованно говорят о так называемом «прото-ядерном сдерживании». Оно предполагает, что освоение Ираном ядерного топливного цикла сделало бы его «способным к ядерному оружию» в относительно короткое время, при котором Тегеран получил бы своего рода «предоружейный» «порог возможностей», который был принят во внимание противниками Ирана, «задумавшими напасть на его ядерные объекты». Часть аналитиков указывает на возможность создания иранцами ядерного оружия, но при этом они полагают, что это оружие — «не средство нанесения первого удара, после которого сам Иран исчезнет, а важнейший элемент обороноспособности Ирана» и «средство политического давления». Руководство Ирана считает, что США и Израиль, а также Индия и Пакистан могут применить ядерные средства против ИРИ.

Таким образом, проводимые мероприятия в оборонной сфере говорят о серьезности подходов руководства Ирана к подготовке страны и армии к отражению возможных внешних военных угроз. При этом ставится задача уже в ближайшей перспективе достичь такого уровня готовности вооруженных сил, который в случае возникновения военного конфликта позволил бы успешно вести боевые действия не только с армиями стран региона, но и оказать серьезное и длительное сопротивление противнику, располагающему высокотехнологичным оружием. В то же время очень сложное экономическое положение страны и финансовые трудности могут серьезно затруднить реализацию планов военного строительства.

55.67MB | MySQL:108 | 0,674sec