Пакистан – США: на пути к возобновлению стратегического диалога

Завершился визит премьер-министра Пакистана Миана Мухаммада Наваза Шарифа в США. Итоги официальных переговоров разделили пакистанское общество: представители правящей администрации подчеркивают «достигнутые договоренности, ориентированные на результат»; оппозиция, наоборот, оценивает переговоры как неэффективные. Каждая сторона вправе защищать свои интересы. Текст совместного итогового документа, по нашему мнению, представляет собой навигационную карту дальнейших маршрутов Исламабада–Вашингтона как в Пакистане, так и регионе на ближайшую перспективу. Они вызывают особый интерес в свете заявленного вывода коалиционных иностранных военных сил из Афганистана в 2014 г.

По заявлению президента Б. Обамы, США рассматривают Пакистан в качестве важного стратегического союзника в борьбе с терроризмом. Следует сразу оговориться, что, во-первых, один из острых вопросов для Исламабада — использование Пентагоном беспилотников, был эмоционально озвучен Навазом Шарифом, но президент США Б. Обама промолчал, и вопрос посчитали исчерпанным. США используют беспилотники для нанесения ударов по базам боевиков, связанных с «Аль-Каидой». Авиаудары сопровождаются большим количеством жертв среди мирного населения. В самом Пакистане такие ошибки американских военных вызывают у местных жителей ярость против США. Во-вторых, Пакистан является одним из крупнейших потребителей американской продукции, но вопрос о льготном доступе пакистанских товаров на американский рынок даже не обсуждался. Исходя из этого, оппозиция в Пакистане вправе считать переговоры неэффективными.

Первый официальный визит Наваза Шарифа в Вашингтон в период его третьего срока на посту премьер-министра не предусматривал подписания каких-либо меморандумов о намерениях. Достигнутые договоренности представляют собой ориентиры Стратегического диалога сторон, намеченного на март 2014 г.

Таким образом, США и Пакистан вернулись к статусу отношений 2010 г., когда и был инициирован Стратегический диалог (СД). В его основу Вашингтон положил Акт о расширенном партнерстве с Пакистаном 2009 г., более известный как Закон Керри–Лугара, по имени основных авторов законопроекта. В тот период Дж. Керри был сенатором, а его идеи безуспешно воплощала в жизнь госсекретарь Х. Клинтон. Сегодня сам Дж. Керри — госсекретарь США, и именно он будет продвигать свой проект.

В силу ряда обстоятельств в 2010–2013 гг. Стратегический диалог не получил желаемого развития. Основные причины были две:

1. Уступчивость Исламабада по ряду вопросов: разрешение Вашингтону на вмешательство в вопросы безопасности ядерной программы.

2. Налагались ограничения на несколько международных проектов, в частности газопровод с Ираном.

В вопросе борьбы с афганскими боевиками Пентагон настаивал на проведении военных операций силами федеральной армии в пограничных с Афганистаном агентствах, в частности в Северном Вазиристане, — все это в обмен на финансовую помощь отдельным инфраструктурным объектам. Кроме того, в указанный период США провели операцию по ликвидации Усамы бен Ладена; американская авиация бомбила военные объекты на территории суверенного Пакистана; в ответ генералитет закрыл транзит в Афганистан грузов МССБ, а Белый дом приостанавливал финансирование согласованных объектов и т.д.

Визит Наваза Шарифа в Вашингтон в октябре 2013 г. определил стратегические приоритеты сотрудничества по пяти направлениям: 1) правоохранительные органы и борьба с терроризмом; 2) экономика и финансы; 3) энергетика; 4) безопасность, стратегическая стабильность, режим нераспространения ядерного оружия; 5) вопросы обороны.

Терроризм и энергетический кризис, как в 2009–2010 гг., так и в настоящий период, представляют собой главные вызовы для современного Пакистана. В ответ на призыв Исламабада о помощи в преодолении энергетического кризиса для обеспечения долгосрочного экономического роста и стабильности президент США поддержал усилия на укрепление экономики Пакистана, в первую очередь в энергетической сфере.

В октябре 2013 г. США вновь подтвердили согласие (первоначально данное в 2010 г.) участвовать в техническом перевооружении ряда энергетических объектов, дамб Гомал Зам, Сатпара, Мангла и Тарбела, модернизации электростанций Гудду, Джамшоро и Музаффарабад, — работы над этими проектами были приостановлены из-за разногласий между сторонами.

Стороны также договорились о совместной работе над несколькими проектами: например возобновлением строительства плотин Диамер-Бхаша и Дасу, которые имеют решающее значение для потребителей воды в Пакистане. Вашингтон впервые согласился финансировать проект строительства плотины с водосливом и ирригационными сооружениями в агентстве Северный Вазиристан. Специалисты уверяют, что ввод в эксплуатацию этих объектов позволит повысить объем вырабатываемой электроэнергии, увеличить площадь орошаемых земель для их возделывания местными жителями.

Соединенные Штаты озвучили намерение выделить 1 млрд долларов для преодоления энергетического кризиса в Пакистане. Администрация Б. Обамы также выразила готовность помочь Исламабаду в области обороны и торговли.

Инвестирование или техническая помощь подразумевают, как минимум, механизм возврата вкладываемых средств и безопасность ведения бизнеса. Опыт последнего десятилетия показывает, что инвестиционная политика Исламабада меняется с приходом к власти каждой новой администрации. Уровень безопасности в Пакистане Вашингтон отмечает оранжевым маркером, за которым следует наивысший — красный.

Располагаются указанные объекты инфраструктуры, являющиеся предметом пакистано-американского экономического сотрудничества, в основном в северной, малонаселенной части страны. Пограничные с Афганистаном районы Пакистана стратегически важны для борьбы с внутренним терроризмом.

Гипотетически можно представить присутствие американских компаний (например, через подрядные компании по примеру Ирака) на промышленных объектах, например, Северного Вазиристана. Но это агентство — место сосредоточения баз афганской группировки боевиков Хаккани, тренировочных лагерей афганских и пакистанских талибов и т.д.

Заявка Вашингтона на оказание технической помощи при разведке и эксплуатации месторождений природного газа означает присутствие Вашингтона в Белуджистане, еще одной неспокойной провинции.

Западные регионы страны (Белуджистан, агентства Южный Вазиристан, Северный Вазиристан и т.д.), их еще называют «западными воротами», открывают путь на Центрально-Азиатские республики. Именно эти районы являются предметом особого внимания США в пакистано-американском сотрудничестве. Сегодня США заняты восстановительными работами дорог в пограничных с Пакистаном районах, в том числе четырех основных транзитных маршрутов между Афганистаном и Пакистаном. Именно по ним идут потоки грузов для Международных сил содействия безопасности в Афганистане. Именно эти дороги Пакистан – США планируют использовать для поставки товаров в Центральную Азию.

Вашингтон, опираясь на сотрудничество с Исламабадом, заявил о стремлении поддержать известный углеводородный проект Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия (ТАПИ), а также проект строительства линии электропередачи Центральная Азия – Южная Азия CASA-1000, обещая финансовую помощь Всемирного банка. В преддверии вывода коалиционных войск из Афганистана в 2014 г. США планируют для себя роль гражданского оператора как в пакистанских, так и в региональных проектах, фактически заставляя Исламабад отказаться от пакистано-иранского газопровода.

Интерес в регионе вызвал и тезис премьер-министра Пакистана о приглашении США к посредничеству в урегулировании отношений с Индией, в частности кашмирского вопроса. И хотя Нью-Дели, по утверждению самого Наваза Шарифа, выступает против вмешательства третьей стороны, «…однако Пакистан не видит никакой беды в этом для урегулирования этого многолетнего спора».

Документ, принятый по итогам встречи лидеров Пакистана и США в октябре 2013 г. — заявка на будущее. Практическая работа по его реализации впереди. В 2010 г. решающей оппозиционной силой гражданской администрации президента Асифа Али Зардари в вопросе пакистано-американского Стратегического диалога выступил генералитет, заявив о неприемлемых, кабальных условиях СД для Пакистана. Сможет ли Наваз Шариф, любимчик экс-президента США Б. Клинтона, остаться в фаворитах Вашингтона?

52.23MB | MySQL:103 | 0,472sec