Саудовские женщины и вождение автомобиля: штрихи к проблеме

26 октября 2013 г., как об этом почти за месяц до этого дня было объявлено в тяготеющих к «либерализму» саудовских социальных сетях, на улицах саудовских городов должны были появиться женщины, самостоятельно ведущие собственные автомобили. Публичная женская демонстрация, названная «Инициатива 26 октября», должна была не только поддержать начинание двух женщин-членов Консультативного совета, внесших на его рассмотрение проект «предложения», снимающий все еще существующий запрет на вождение женщинами автомобилей (при этом многие гражданки Саудовской Аравии имеют водительские права, полученные ими в соседних странах, чаще всего в эмирате Дубай), но и продемонстрировать стремление наиболее последовательных поборниц этого начинания заставить власть признать новую реальность.

Разрешение на вождение женщинами автомобиля (Саудовская Аравия остается единственной страной мира, где это все еще запрещено, а женщины могут быть только пассажирами автомобилей, которые ведут их родственники-мужчины либо специально нанятые водители, иностранцы по происхождению) стало в последние годы едва ли не основным требованием саудовских «либералов», вокруг которого концентрируются иные их требования – более последовательная политическая реформа, направленная на превращение страны в «государство институтов», развитие гражданского общества и, разумеется, ограничение деятельности важнейшего органа корпуса богословов – Лиги поощрения добродетели и отвращения от греха (местной полиции нравов – Г.К.).

Внесенное двумя женщинами-членами Консультативного совета – Латыфой аш-Шаалян и Хайей аль-Маниа «предложение» готовилось, как они заявили эр-риядскому корреспонденту «Аль-Хайят», в течение всего времени после того, как они были назначены в состав Совета. Его необходимость очевидна, — лишение женщин возможности водить автомобиль «отрицательно воздействует на образ Саудовской Аравии за пределами страны», тем более что, по словам одного из авторов «предложения», этой возможности лишены даже женщины, достигшие высокого общественного положения – «заместители министра, члены Консультативного совета, ректоры университетов, саудовские представители в международных организациях».

Подготовленное «предложение» сопровождается необходимым для его обсуждения и возможного принятия в качестве законодательного акта (который в обязательном порядке должен быть утвержден монархом) юридическим и «шариатским» сопровождением. Наиболее существенную его часть составляет апелляция обеих членов саудовского «протопарламента» к важнейшему конституционному акту страны – Основному закону правления, восьмая статья которого гласит: «Власть в Королевстве Саудовская Аравия опирается на справедливость, совещательность и равенство, как того требует исламский шариат». По мнению Латыфы аш-Шаалян и Хайи аль-Маниа, содержащееся в этой статье понятие «равенство» должно трактоваться как «равенство между полами», что предполагает, в частности, распространение на женщин «права вождения автомобиля».

Хотя, вместе с тем, оба члена Консультативного совета категорически отвергли какую-либо связь между их начинанием и «Инициативой 26 октября», точка зрения ведущих авторов саудовских периодических изданий склонялась к тому, чтобы рассматривать это начинание как часть общего курса сторонников женской эмансипации. Как писал 10 октября 2013 г. в «Аш-Шарк Аль-Аусат» в статье «Женщины Консультативного совета и женщины в автомобилях» один из ведущих колумнистов этой газеты Абдель Рахман ар-Рашид, «то, что происходит в последние десять лет в саудовском обществе – свидетельство падения социально-политических запретов, когда разрешенное и ставшее свободным обсуждение общественных проблем, сократило число сторонников консерватизма и следования традиции». Это означало, по его мнению, что требование предоставить женщинам право водить автомобиль более не ограничивается «узким кругом интеллектуалов, рационалистов, модернистов, либералов, сторонников вестернизации, американизации, феминисток, а также иностранных журналистов и членов обществ защиты прав человека», — в нем «участвует все общество». Рассуждая далее, Абдель Рахман ар-Рашид замечал: «Вне зависимости от того, примет ли Консультативный совет предложение его членов-женщин, вопрос о вождении женщинами автомобиля стал предметом серьезного внимания со стороны саудовского общественного мнения». Далее он подчеркивал: «Отказ предоставить это право приводит к значительным экономическим и политическим издержкам. Ситуация лишена логики, — правительство отправляет десятки тысяч девушек учиться в известные иностранные университеты, вроде Гарварда и Кембриджа, но в самой стране то же правительство запрещает им водить автомобиль».

Созданный активистками женского движения специальный сайт – «Инициатива 26 октября» был поддержан почти 12 тыс. сторонников начинания (среди них было немало мужчин). Его создатели заявляли, что «Инициатива» – представляет собой попытку «заставить саудовское общество понять, что гражданка страны лишена одного из своих прав – права водить автомобиль». Конечно же, активистки напоминали, в этой связи, что еще в 2007 г. саудовский монарх – король Абдалла бен Абдель Азиз, касаясь этого вопроса, заявил, что «речь должна идти о решении общества, а государство обязано создать условия для того, чтобы общество приняло это решение». Вместе с тем, по их мнению, общество уже «готово это сделать», что означает, что государство в лице правящего монарха «способно принять соответствующий законодательный акт». Сайт «Инициатива 26 октября» создал собственную эмблему, которую предлагалось надеть участницам начинания – изображение женщины за рулем автомобиля внутри зеленого цвета светофора, над и под этим изображением располагались два остальных цвета – красный и желтый, а также лозунг «Вождение женщиной автомобиля – выбор, а не принуждение».

«Инициатива 26 октября» не может рассматриваться как первое начинание такого рода. 6 ноября 1990 г. несколько десятков женщин, игравших важную роль в саудовском обществе (представительницы академического корпуса, а также предпринимательницы и сотрудницы органов государственного управления) уже осуществляли идентичное начинание. Оно завершилось превентивными задержаниями и штрафами, вызвав беспрецедентную критику, как представителей правящей семьи, так и высшего эшелона религиозной власти. Инициаторы «Инициативы 26 октября» подчеркивали на созданном ими сайте, что они «продолжают действия своих предшественниц», что означает, в частности, что «общественное мнение королевства с большим вниманием прислушается к их требованиям». В свою очередь, одна из предшественниц нынешнего начинания, известный университетский преподаватель и предприниматель, комментируя «Инициативу» на страницах «Аль-Хайят» и сравнивая ее с тем, что произошло в ноябре 1990 г., считала необходимым подчеркнуть: «Сегодня – это требование дня. Тогда – это была мечта. Сегодня общество смотрит на право женщины водить автомобиль, как на нечто естественное. Как и повсюду в мире, женщина выбирает, — она может воспользоваться своим правом, но если это право не отвечает ее устремлениям и убеждениям, она оставляет его в стороне».

Саудовское Министерство внутренних дел не выразило понимания намерений сторонниц «Инициативы 26 октября». С наиболее активными из них его сотрудники провели личные (либо по телефону) беседы, в ходе которых им говорилось о «недопустимости нарушения общественного порядка», как и о мерах против тех, кто позволит себе его «нарушить». Об этих беседах немедленно стало известно журналистам, включая и иностранные издания, что заставило сотрудников внутриполитического ведомства отрицать его причастность к проведению бесед. Тем не менее, кампания в прессе не помешала официальному представителю министерства бригадному генералу Мансуру ат-Турки сделать заявление о том, что любая попытка «вождения женщинами автомобиля будет пресечена», а участницы этого начинания (которых он назвал «подстрекательницами») подвергнутся наказанию. Вместе с тем, ни один из высших государственных сановников не выразил своего мнения в отношении планировавшегося начинания.

Не менее резкой была и реакция части официального религиозного истеблишмента. С первых дней появления нового сайта в саудовских мечетях стали произноситься гневные проповеди против участниц начинания. Комментируя накануне 26 октября предполагавшуюся женскую акцию, советник королевской канцелярии и член Совета высших улемов шейх Абдалла аль-Маниа говорил о том, что «запрет женского вождения автомобиля – свидетельство того, что государство заботится о целомудрии и женственности гражданок» страны, которых «некоторые скрытые силы пытаются вестернизировать», как и заявлял, что «женщины совершают больше дорожных нарушений, свидетельством чему стал опыт стран, где женщинам разрешено водить автомобиль». Еще раньше, в апреле 2013 г., сразу же после землетрясения в Иране, этот религиозный деятель заявлял, что отголосок этого землетрясения в саудовской Восточной провинции ни что иное как «Божье наказание за падение нравов, связанное с попытками женщин начать водить автомобили».

Однако ни верховный муфтий, ни иные члены (кроме шейха А.аль-Маниа, который, вместе с тем, говорил это не в преддверии 26 октября) Совета высших улемов ни словом не обмолвились об «Инициативе 26 октября», что относится и к руководству Лиги поощрения добродетели и отвращения от греха, задача которой состоит в том, чтобы предупреждать случаи публичного нарушения «нравственных устоев» саудовского общества.

27 октября 2013 г. (на следующий день после объявленной даты) «Аль-Хайят» сообщила о том, что в социальных сетях размещено заявление «судьи  Хусейна аль-Харками». Газета опубликовала и фотографию этого заявления: «Я не шиит. Я суннит и кадий суда в городе Табук (северо-запад Саудовской Аравии – Г.К.), живущий ныне в Джидде. Я требую отрубать голову каждой, кто осмелится вести автомобиль. Вперед, к джихаду, правоверные!». Это заявление не было единственным, — напротив социальные сети, как сообщало то же издание, были переполнены призывами к убийствам инициаторов «Инициативы 26 октября» (чаще всего эти призывы публиковались под вымышленными именами). Саудовская пресса, в этой связи, реагировала жестко и незамедлительно, — публиковавшиеся в ней статьи требовали найти авторов таких призывов и предать их суду.

Все же, резкое неприятие «Инициативы 26 октября» и давление представителей официальной власти и религиозного истеблишмента оказали свое воздействие на потенциальных участниц начинания. Саудовская пресса сообщала о немногочисленности тех, кто осмелился вести автомобиль, — их было 14 в Эр-Рияде, 5 в Восточной провинции, несколько человек в Джидде, Хаиле и ряде других городов. Все они были остановлены полицией, задержаны до прибытия их родственников-мужчин, подвергнуты штрафам, а затем отпущены.

Но для инициаторов начинания история не закончилась. Следующая подобная акция должна состояться 30 ноября текущего года. Впрочем, некоторые активистки женского вождения автомобиля требуют, чтобы эта акция не была привязана к какой-либо конкретной дате, а продолжалась бы в течение года. Тем самым, как они считают, та или иная женщина могла бы самостоятельно выехать на дорогу в то время, которое ей будет удобно, с одной стороны, с, другой же, длительное по времени начинание снизит до минимума возможность давления государственных структур или религиозных деятелей на потенциальных участниц акций вождения автомобиля.

52.24MB | MySQL:103 | 0,701sec