Вечен ли в Иране лозунг «смерть Америке!»?

В преддверии отмечаемой 4 ноября очередной – на этот раз 34-й – годовщины захвата американского посольства в Тегеране в Иране вновь заметен всплеск остроты антиамериканских деклараций. Тогда, в ноябре 1979 г., возник достаточно серьезный ирано-американский конфликт. Его сущность состояла в том, что Организация мусульманских студентов – последователей курса лидера исламской революции в Иране аятоллы Рухоллы Хомейни — овладела дипломатическим представительство США в иранской столице и, взяв в заложники его персонал, потребовала выдать стране бывшего шаха Мохаммада-Резу Пехлеви. В это время покинувший Иран экс-монарх находился на лечении от рака в одной из клиник Нью-Йорка, куда он прибыл из Мексики всего за неделю до налета на диппредставительство. В ответ на эту акцию США и их западноевропейские союзники ввели антииранские политические и экономические санкции. Страна, и без этого истощенная экономическими и социально-политическими неурядицами, оказалась в крайне тяжелом положении. Однако была в том антиамериканском противостоянии и политическая целесообразность: она сплотила страну на базе единой антиимпериалистической платформы, разместившей на своем основании все достаточно разномастные социально-политические силы, делавшие революцию. Требовалось их единение, и конфронтация с США и Западом как раз способствовала этому. Она стабилизировала внутреннюю ситуацию в Иране, позволила провести референдум, одобривший базовые документы исламского режима, успешно организовать и добиться победы устраивавших режим кандидатов на президентских и парламентских выборах. На волне злобного антиамериканизма, охватившего тогда страну, еще год-полтора назад бывшую главным стратегическим партнером США на Ближнем Востоке, в иранском народе утвердилась вера в силу новой власти. Но с того времени приобрел свою политическую значимость и лозунг «Смерть Америке!», незыблемо обслуживавший решение всех стоявших перед страной проблем.

Как и в предыдущие годы, накануне 4 ноября 2013 г. старый лозунг зазвучал с новой силой. В пятницу 1 ноября на главном намазе страны – в мечети Тегеранского университета – аятолла Ахмад Хатами – один из самых консервативных рупоров исламского режима, обосновал его использование коранической традицией. По словам Хатами, те, кто настаивают на снятии этого лозунга, живи они во времена раннего ислама, пошли бы неправедным путем. Лозунг борьбы с Америкой, заявил Хатами, имеет идеологические корни, ибо столпы ислама предупреждали, что надо всячески дистанцироваться от дьявола, а именно с ним в нынешнем Иране ассоциируется Америка. С этой страной не надо иметь ничего общего, ведь США считают себя выше других наций, они возгордились, и нам, сказал Хатами, не следует искать с ними сближения.

Вместе с тем, в политической части своего намаза Хатами выразил удовлетворение от того, что Запад и США в последние недели несколько снизили уровень публичных нападок на иранское руководство и пытаются вступать с Тегераном в цивилизованный диалог, который одобряет высшее религиозное руководство ИРИ во главе с аятоллой Али Хаменеи. «Мы заявляем – Иран придерживается позиции сопротивления всем козням Запада, и в этом состоит наш ответ Америке. Мы действуем в рамках активной дипломатии, постулируемой духовным лидером страны, мы допускаем героическую мягкость, которую не надо путать с пораженчеством. Мы стоим на поле битвы, и мы сильны. Я предупреждаю всех, кто противостоит нам: знайте, вас ждет 14 абана (дата по иранскому календарю, совпадающая с 4 ноября – В.М.). Сейчас наш народ более велик, чем прежде. Если вы нанесете нам мельчайший вред, мы лишим вас зубов». «Мы с еще большей силой произносим наш лозунг «Смерть Америке!»»- сказал аятолла Хатами. И его голос заглушило мощное скандирование.

Каким же образом аятолла Ахмад Хатами аргументировал необходимость продолжения действия этого непреходящего лозунга? Вот его доводы: «Когда глава внешнеполитического ведомства ЕС Кэтрин Эштон откровенно утверждает, что она намерена одновременно проводить в отношение Ирана политику дипломатии и силового давления, мы отвечаем, что так же поступим и мы, действуя по двум направлениям – ведя переговоры и параллельно с этим проводя в жизнь лозунг «Смерть Америке!»». По словам Хатами, политическое завещание аятоллы Хомейни состояло в том, что США никогда не следует доверять, а лозунг «Смерть Америке!» имеет кораническое происхождение и, следовательно, непреходящ. Такие же декларации звучали в пятницу 1 ноября и в других городах Ирана. Аятолла Мортеза Махмуди, пятничный имам города Верамин, также высказался в пользу непреклонности борьбы с Западом как средоточием вселенского зла. «Пусть Америка знает, что с нами нельзя говорить с позиции силы». В пропагандистскую кампанию накануне годовщины захвата американского посольства в Тегеране включились и представители религиозных меньшинств страны. Так, высказался депутат иранского парламента от общины иранских евреев д-р Сийамак Марэ-Седдек, заявивший в интервью информагентству «Фарс»: « Враждебность иранской нации к Америке имеет историческое измерение, вызвано конкретными действиями США и поэтому продолжается до сих пор». Член могущественной Совета по определению целесообразности принимаемых решений Мохаммад-Хоссейн Сафар-Хоранди, однако, выразил мнение о том, что этот лозунг не оказывает существенного влияния на продвижение переговоров Ирана с Западом в ядерной сфере, а является всего лишь фигурой речи, употребляемой по сложившейся традиции.

Жесткая антизападная риторика муссируется в Иране все последние недели. Она была заметна во время праздничных намазов по поводу мусульманского праздника – Дня жертвоприношения, прошедших в стране 18 октября. Тогда звучала мысль о том, что Иран не пойдет ни на какие уступки, способные дать Западу тактические преимущества и прозвучал контрастировавший с заверениями иранского президента в необходимости сближения с Западом, лозунг «Смерть Америке!». И на намазе в тот же день в святом для иранских шиитов городе Мешхеде прямо и без обиняков было провозглашено, что если Иран и ведет переговоры с «шестеркой» международных посредников, это отнюдь не означает, что его народ станет дружить в Америкой, «которая навсегда останется нашим принципиальным недругом».

Разумеется, трудно не найти серьезных противоречий в подобных заявлениях и декларациях президента Хасана Роухани о необходимости поиска путей установления доверия с Западом. Как писала недавно иранская пресса, «Иран должен и имеет право начать переговоры с США. В тот момент, когда под угрозой национальные интересы страны, нужно делать что-то реальное, и это касается США, как и любой другой страны».

Надо учесть, что США в последние недели пытаются смягчить свою позицию по отношению к иранской ядерной программе. Пресс-секретарь американской администрации заявил в пятницу, что требование замораживания или отмены санкционных мер является мерой временного характера, призванной ввести в действие дипломатические рычаги и отследить их эффективность. Часть американских конгрессменов, представляющих как верхнюю палату – Сенат, так и Палату представителей, подготовила законопроект о введении новых санкций, которые должны были вводиться в действие еще до победы нынешнего президента Хасана Роухани на июньских выборах. Все последние месяцы американское руководство пытается убедить парламентариев приглушить свою активность на этом направлении. Как результат, заметна смена тона раздающихся из Белого дома заявлений, где выражается некая обеспокоенность застоем на иранском направлении, вот почему озвучивается мысль о том, что потенциально возможное введение новых или интенсификация старых санкций будет не только необходимым, но и полезным делом. Барак Обама и его сподвижники в американской администрации уповают на то, что с приходом к власти в Иране правительства президента Роухани создалась новая возможность, которую нужно использовать, но прежде нужно ее проверить, причем без спешки, обстоятельным образом. Вице-президент США Джо Байден , руководящий одновременно Сенатом, встречаясь в последний день октября с сенаторами, сказал, что продвижение новых санкционных мер на иранском треке необходимо застопорить, но не встретил должного и полного понимания с их стороны. Упорствующие сенаторы остаются при своем мнении, считая, что лишь продвигая новые меры санкционного прессинга можно вынудить Иран пойти на те меры, которые реально вынудят Тегеран принять требуемые уступки, а не создавать лишь видимость гибкости. С линией президента по отношению к иранскому ядерному досье солидаризируются и лидеры четырех крупнейших еврейских организаций США. Накануне намеченных на 7-8 ноября встреч между Ираном и «шестеркой» международных, Джо Байден вновь провел серию встреч с сенаторами, и, как видно из последних публикаций, сумел убедить часть из них повременить с введением или обсуждением жестких мер в отношение ИРИ, чтобы дать возможность Ирану показать, насколько он расположен провести новации в этой сфере. Со стороны администрации на этих обсуждения, проходивших за закрытыми дверями, участвовал и госсекретарь Джон Керри.

Как видно, США готовы дать Ирану еще один шанс доказать, что он действительно готов сотрудничать с Западом в реализации своей ядерной программы. Вопрос в том, готов ли к этому Иран. Продолжающаяся антизападная риторика заставляет в этом усомниться.

52.32MB | MySQL:103 | 0,618sec