В Ливии продолжается ожесточенная борьба за власть между различными политическим группировками и кланами. После провалившейся силовой попытки «свалить» премьер-министра страны Али Зейдана путем его ареста, последний явно получил «второе дыхание» и начал сложную интригу по ослаблению недружественных себе группировок на востоке страны. Арест А.Зейдана в прошлом месяце, а затем его чудесное освобождение помогло ему несколько укрепить свои позиции во властной структуре. И дело здесь ни сколько в фигуре самого А.Зейдана, а в том, что влиятельные силы с востока Ливии посчитали, что такое демонстративное и силовое доминирование западных кланов кардинальным образом нарушает их права на получение своей доли в нефтяном экспорте страны. Сейчас именно в этой области происходит основная схватка между различными политическими группировками, что собственно предугадывалось уже давно. Только контроль за экспортом углеводородов может реально усилить ту или иную группу и позволить ей если не доминировать, то, по крайней мере, учитывать ее интересы при выработке общего политического курса страны. И ровно этим соображением диктовалось стремление ряда восточных кланов убрать А.Зейдана под предлогом его сотрудничества с американскими спецслужбами в деле похищения одного из ливийских джихадистов. Соответственно это было воспринято другими более могущественными группами как попытка, прежде всего, узурпировать сферу добычи и экспорта углеводородов с образованием единого политического и административного образования в Киренаике, что встретило резкий отпор с их стороны. Одновременно эта ситуация послужила своеобразным сигналом для А.Зейдана и стоящих за ним западных кланов о необходимости перейти к решительным действиям.
Провал попыток премьера создать некую независимую от влияния кланов и в то же время реальную военную силу, способную стать гарантом стабильности в Ливии, вынуждает ливийского премьер-министра прибегать к тактике искусственного «расщепления» единого монолита племенных групп на Востоке. В этой связи 28 октября с.г. он подписал сепаратное соглашение с советом Тобрука, что серьезно подорвало позиции федералистов в Киренаике, которые в результате фактически развалились на четыре противоборствующих между собой лагеря, что позволяет Триполи относительно успешно лавировать между ними, всячески стравливая их друг с другом путем выхода на некие сепаратные договоренности с предоставлением экономических и политических преференций.
Итогом договоренностей А.Зейдана с советом Тобрука стало возобновление экспорта нефти из порта Марса Харига, что фактически сняло блокаду с экспорта углеводородов из Киренаики. Напомним, что она длилась с конца июля с.г. и была организована одним из влиятельных полевых командиров И.аль-Джадрахом. Руководитель совета Тобрука Саддык аль-Гшайши аль-Обейди после заключения договора с Триполи немедленно отозвал свою подпись под соглашением о формировании единого правительства в Киренаике, которое было подписано 24 октября с.г. по инициативе того же И.аль-Джадраха. Таким образом, был нанесен очень серьезный удар по попыткам последнего сформировать некий единый блок племен на Востоке и возглавить его. Одновременно люди А.Зейдана начали секретные переговоры с полевыми командирами подразделений т.н. Petroleum Facilities Guard (PFG) об условиях их интеграции в единые вооруженные силы под руководством Триполи. Напомним, что PFG были сформированы тем же И.аль-Джадрахом согласно предварительным договоренностям с правительством «об охране нефтяных терминалов и месторождений на востоке страны» и являлись фактически инструментом рэкета центральных властей. Собственно и блокада нефтяных месторождений началась после того, как Триполи отказалось платить все возрастающую ренту И.аль-Джадраху.
Соглашение между С.аль-Обейди и А.Зейданом серьезно ударило и по позициям руководителя совета Бреги Ахмеда аль-Зубира Сеннуси, который претендовал на руководящую роль среди федералистов. Под его эгидой 29 октября с.г. был создан парламент Киренаики, что резко усиливало давление на центральные власти в Триполи. Однако его требования о переносе основных административных государственных учреждений и центрального банка в Брегу были фактически дезавуированы соглашением между Триполи и Тобруком. Согласно ему новым административным центром управления становится Тобрук. Причем А.Зейдан опередил тем самым Сеннуси всего на сутки, успев договорится с С.аль-Обейди
Несмотря на этот успех и перехват стратегической инициативы премьером и его сторонниками федералисты в Бенгази остаются серьезной политической и военной силой. Их лидер Ф.Тебрил продолжает прилагать усилия по развалу единого государства и призывает распустить Всеобщий национальный конгресс (ВНК) и отправить правительство в отставку.
Кроме того, А.Зейдан должен еще найти компромисс с племенами туарегов и берберов уже на западе страны. Они с прошлой недели блокируют работу двух серьезных нефтяных месторождений в Милитахе на алжирско-ливийской границе и Убари в центре страны.
Остается и серьезная фронда усилиям премьера со стороны «Братьев-мусульман». Спикер ВНК и член этой партии Нури Али Абу Шахман делает все возможное для того, чтобы свалить правительство. Пока эти попытки натыкаются на сопротивление «светской» фракции, но Шахман активно ведет переговоры с ними об условиях «сдачи» Зейдана. Такие же консультации ведутся и с рядом независимых депутатов ВНК. При этом Шахман был вынужден пожертвовать лояльным ему и «братьям» руководством Антикриминального центра (АЦ) и отправить его в отставку в связи с обвинениями со стороны Зейдана в причастности к его похищению и аресту сотрудников АЦ в прошлом месяце. Таким образом, спикер ВНК пытается выиграть время. Тем более что и самом движении «братьев» идут ожесточенные дискуссии на тему роспуска ВНК. Там сильны такие настроения, и их инициатором является бывший полевой командир Х.аль-Винди, который объединил своих сторонников в движение «9 ноября». В этой связи Шахман уже несколько раз встречался с руководством «братьев» и убеждал их в том, что в настоящее время необходимо сконцентрироваться на отставке правительства с сохранением нынешнего состава ВНК до истечения срока ее мандата 7 февраля 2014 года. По его оценке, это даст возможность «братьям» продолжать оказывать влияние на принимаемые в Триполи решения и подготовить базу для усиления своего присутствия в парламенте нового созыва. Особенно с учетом того, что в этот период, как планируется, будет разработан и принят проект новой конституции Ливии.