Об экономических и политических аспектах разработки природного газа в Ливане

В настоящее время в ливанской прессе широко дебатируются перспективы разработки месторождений природного газа на средиземноморском шельфе этой страны. Информация о подтвержденных запасах нефти и газа в оффшорных месторождениях Средиземного моря впервые появилась в 2007-2008 годах. При этом запасы природного газа Ливана оцениваются в 25 триллионов кубических футов (850 миллиардов кубометров). Запасы нефти на шельфе Ливана оцениваются в 660 миллионов баррелей. Часть этих месторождений являются спорными вследствие наличия спора об их территориальной принадлежности с Израилем. Однако даже если количество ливанского природного газа уменьшить вдвое, объем получается внушительный. Несмотря на хороший объем нефтяных запасов, внимание ливанского правительства сосредоточено главным образом на разработках газа. Доходы от продажи ливанского природного газа по оптимистическим прогнозам могут составить 75 миллиардов долларов. Для сравнения годовой ВВП Ливана составляет 40 миллиардов долларов, а государственный долг страны – более 55 миллиардов долларов.

Согласно результатам сейсмических исследований, оглашенных специалистом британской компании Spectrum Б.Ходжсоном, исследования 70% ливанского шельфа выявили более благоприятную картину, чем та, что полагалась ранее. Ранее говорилось о необходимости бурения на глубину 6-7 км, в настоящее время – 3,5 км.

Правительством Ливана составлена «дорожная карта» для участия иностранных компаний в разработке ливанских месторождений.

Февраль 2013 г. – срок для подачи предварительных заявок.

21.03.2013г. — правительство Ливана объявляет список консорциумов, которые будут участвовать в тендере (в каждый консорциум входят 3-4 компании).

2.05.2013 – крайний срок для подачи формальных заявок. Консорциумам дается 6 месяцев для подготовки бизнес-планов.

Ноябрь 2013 г. – консорциумы сдают планы в правительство. Ливанцы начинают их рассмотрение.

Март 2014 г. – правительство подписывает соглашения с выигравшими консорциумами.

2017-2018 гг. – начало добычи газа.

Необходимо отметить, что в данный график могут вноситься коррективы и изменения. Так до сих пор не разработаны законы об иностранных инвестициях в нефтегазовую отрасль, а также закон о Фонде национального богатства, куда должны поступать отчисления от продажи добываемого газа. По предложению бывшего премьер-министра Ливана Фуада Синьоры, эти деньги должны пойти на покрытие ливанского долга с тем, чтобы снизить его процентную долю к ВВП с нынешних 130 до 60%. О своем желании участвовать в ливанском тендере уже заявили такие компании как Exxon Mobil, Shevron, Woodside Energy, National Iranian Drilling Company.

Впрочем, на пути осуществления ливанского газового проекта существуют значительные препятствия. Главным из них является неурегулированный территориальный спор с Израилем. Израильское правительство отвергло предложение американской администрации об урегулировании территориальных споров с Ливаном и определении границ Исключительных экономических зон (ИЭЗ) каждого из государств. Ливанская ИЭЗ охватывает 22 000 квадратных километров и состоит из 10 блоков площадью от 800 до 2500 квадратных километров. Предложение касалось, главным образом, Блока 9 в Восточном Средиземноморье, претензии на который предъявляют как Израиль, так и Ливан. По сообщению газеты Globes, запасы природного газа на этой территории общей площадью 850 квадратных километров примерно равны запасам природного газа израильского месторождения Тамар. В то же время в 2010 году Ливан подписал соглашение с Кипром о демаркации морских границ, фактически соответствующее израильской линии разграничения, хотя это соглашение до сих пор не ратифицировано ливанским парламентом.

В июле 2013 года нефтегазовая компания Noble Energy начала бурение на приграничном месторождении Кариш, что вызвало большое беспокойство в Ливане. Министр энергетики Ливана Джебран Басиль заявил по этому поводу: «Теоретически Израиль может получить доступ к ливанскому газу и поставить нас в очень неприятную ситуацию». По его мнению, если бурение будет проводиться горизонтально (что вполне вероятно при использовании американских технологий), израильские компании могут углубиться на 10 километров на ливанскую территорию. Если же будет проведено вертикальное бурение, то израильтяне получат возможность выкачивать ливанские нефть и газ. При этом Басиль подчеркнул, что Ливан располагает возможностями по защите своих газовых месторождений, «если соединить силы ливанской армии и сопротивления (то есть «Хизбаллы»).

Между тем, Израиль уже озаботился безопасностью своих нефтегазовых блоков. Израиль подписал с США контракт о закупке 4-х патрульных кораблей-платформ (общая стоимость 3 миллиарда долларов), оснащенных новейшей системой ПВО «Железный купол», вертолетами и противокорабельными ракетами, однако эти корабли находятся в стадии строительства и реально вступят в строй только через 4 года, а разрабатывать месторождения нужно уже сейчас.

Во-вторых, многие западные компании, проявившие интерес к ливанскому проекту на начальной стадии, в настоящее время притормаживают свое участие в нем. Это связано с общей политической нестабильностью в Ливане и с имеющим место саботажем ливанских разработок со стороны ряда стран Персидского залива. В список фирм, которые допущены к ливанскому тендеру, попали 46 нефтяных компаний, в том числе 7 ведущих компаний из США, России и Китая. Ни одна компания из стран Залива в этот список не попала. Аналитики газеты «Аль-Ахбар» полагают даже, что отставка правительства Наджиба Микати в марте с.г. во многом связана с ливанским газовым проектом. Они также выдвигают предположение о том, что затяжной правительственный кризис в Ливане связан с саботажем Катаром и Саудовской Аравией формирования нового кабинета, чтобы оттянуть начало добычи природных богатств шельфа, и полагают, что саудовские лоббисты приложат все усилия, чтобы не допустить возвращения Джебрана Басиля на пост министра энергетики в новом правительстве. По нашему мнению, такие гипотезы являются натяжкой, так как в ливанской политике существуют и другие противоречия, не менее острые, чем дележ доходов от будущих газовых контрактов. Однако доля истины в этом есть. Если экспорт ливанского газа все-таки начнется, страна получит собственный источник дохода, а ее политики перестанут зависеть от саудовских пожертвований.

Еще одним серьезным препятствием на пути осуществления амбициозных ливанских проектов является межконфессиональная и межобщинная рознь, проявляющаяся во всех аспектах ливанской политической жизни. Представители всех ливанских общин и влиятельных группировок хотят поучаствовать в дележе «шкуры неубитого медведя». На сегодняшний день верховным компетентным органом, распоряжающимся судьбой газового проекта является Нефтяная администрация (Petroleum Administration) во главе с Джебраном Басилем. Сам Басиль является маронитом и зятем лидера Свободного патриотического движения Ливана генерала Мишеля Ауна. В состав Администрации входят 7 человек, среди которых – представители общин маронитов, суннитов, шиитов, друзов и православных. Политиками, способными оказать протекцию иностранным компаниям является лидер СПД генерал Мишель Аун, нынешний спикер парламента Ливана, лидер шиитского движения «Амаль» Набих Берри и лидер Прогрессивно-социалистической партии Ливана Валид Джумблат. В сентябре с.г. Набих Бери критиковал Джебрана Басиля за то, что первым предполагается эксплуатация газового блока, расположенного в непосредственной близости от маронитского Батруна, родного города министра энергетики.

Межобщинные разногласия, несомненно, влияют на реализацию нефтегазовых проектов и зачастую склоняют ливанских аналитиков к пессимистическим прогнозам. Так, недавно автор статьи в газете «Аль-Ахбар» констатировал, что «Израиль на 3 года обогнал Ливан в осуществлении газовых проектов. Если же политический кризис в стране будет продолжаться, то он перегонит нас на 20 лет, а большинство международных партнеров уйдут, разочарованные нашим неумением воспользоваться природными богатствами».

52.31MB | MySQL:103 | 0,597sec