Египетские политические силы в свете предстоящих выборов в АРЕ

Сообщение министра иностранных дел Египта Набиля Фахми о том, что парламентские выборы в стране пройдут в феврале-марте 2014 г., а президентские планируется провести в начале лета (предварять выборы в парламент будет референдум о новой конституции, запланированный на декабрь 2013 г.) актуализировало тему, какие же силы в египетской политике смогут пройти в будущий законодательный орган страны.

Особую пикантность эта тема приобрела в связи с заявлением главы внешнеполитического ведомства АРЕ о том, что Партия свободы и справедливости (в отличие от запрещенного судом движения «Братьев-мусульман») «все еще легальна в Египте» и может принимать участие в парламентских выборах. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что данное заявление последовало фактически сразу же после визита в Каир главы американского Госдепа Дж.Керри.

Следует отметить, что возможное участие в выборах партии, связанной с «Братььми-мусульманами» серьезно «путает карты» другим участникам египетской политики.

В первую очередь, это касается салафитской партии «Ан-Нур», работающей с «Братьями-мусульманами», фактически, на одном электоральном поле.

Как известно, на предыдущих парламентских выборах 2012 года партия «Ан-Нур» заняла второе место, получив четверть мест в парламенте. Поддерживаемые Саудовской Аравией салафиты рассчитывали на серьезную помощь электората на предстоящих выборах, главным образом, за счет избирателей Партии свободы и справедливости, разочаровавшихся безуспешными попытками «Братьев» улучшить социально-экономическую ситуацию в стране.

Теперь же, судя по всему, им придется серьезно постараться, чтобы хотя бы сохранить прежний результат.

Ведь, с одной стороны, гонения на «Братьев-мусульман» делают дополнительный пиар их Партии свободы и справедливости и, при условии обеспечения в стране хоть мало-мальски справедливого избирательного процесса, «братья» уж точно не потеряют свой электорат двухлетней давности.

Кроме того, ситуация для салафитов усложняется еще и тем, что их спонсор – Саудовская Аравия, в последнее время вдруг неожиданно оказалась, фактически, в положении своеобразного «изгоя» в связи с изменением приоритетов ближневосточной политики США.

Кроме салафитов, запрет ПСР также давал шанс на улучшение показателей для либеральных политических сил АРЕ, в частности, одной из старейшей в стране либеральной партии «Новый Вафд», которая на последних парламентских выборах получила лишь 9%.

Те, кто регулярно отслеживает происходящее в египетской внутренней политике, не могли не обратить внимание на то, как активизировались представители светской оппозиции АРЕ после начала гонений этим летом военными «Братьев-мусульман». Очевидно, что либеральные партии пытаются воспользоваться шансом, когда в связи с атакой на исламистов, в стране появились более благоприятные условия для распространения среди избирателей секулярных идей.

Но самая большая интрига, пожалуй, касается вопроса о том, как поведет себя в сложившихся условиях нынешняя власть. Не имея на сегодняшний день собственной партии, ей придется либо создавать ее в авральном порядке, либо же наблюдать со стороны за борьбой политических конкурентов, разжигая между ними противоречия и провоцируя конфликты, с тем, чтобы выступить в качестве миротворца, как это было в феврале 2011 или же летом этого года и прочно завоевать в глазах египетского народа имидж «последнего оплота стабильности» в стране.

Судя по той кампании, которая сейчас развернута в Египте по сбору подписей по выдвижению кандидатуры министра обороны А.Ф.ас-Сисси на пост президента, а также по резко заполонившей магазины и рынки страны разнообразной рекламной продукции с изображением главы оборонного ведомства и фактического руководителя страны, нынешний режим, скорее всего, решил пойти по второму пути.

Кроме уже упомянутого фактора времени, это, в первую очередь, вопрос целесообразности. Ведь у армейцев уже имеется печальный опыт, связанный с существованием прежней партии власти. Созданная идейными военными периода Г.Насера партия власти шаг за шагом начала наполняться бизнесменами при А.Садате, который модифицировал ее в Национально-демократическую партию. В период же правления Х.Мубарака военные постепенно и вовсе стали вытесняться с ключевых позиций. И если бы не «революция» января-февраля 2011 года, то, скорее всего, ныне бы мы наблюдали на первых ролях египетской политики «торговцев» из окружения Гамаля Мубарака.

Поэтому в интересах нынешнего режима, судя по всему, как уже упоминалось, создать ситуацию, когда «Братья-мусульмане», салафиты и либералы составляли бы такую пропорцию, где бы ни у кого не было решающего преимущества. Именно такая патовая ситуация и даст возможность А.Ф.ас-Сисси «вьехать» во власть, под предлогом наведения порядка в стране, «на белом коне», фактически с неограниченными полномочиями.

Понимая, что такой план полного взятия под контроль власти в стране не вызовет большого восторга в Вашингтоне, да и на Западе в целом, армейцы, очевидно, уже сейчас пытаются создать систему геополитических противовесов.

В этой связи, показательным является «исторический» визит в Египет российских министров иностранных дел С.Лаврова и обороны С.Шойгу, и, как основной результат визита, ланы по заключению контрактов на поставки в АРЕ российских вооружений, на сумму, по разным источникам, от 2 до 4 млрд. долл.

Впрочем, даже если нынешние геополитические игры официального Каира дадут «сбой», то в стране, находящейся в столь плачевной социально-экономической ситуации, всегда найдутся «прикормленные» местными спецслужбами «исламисты-фанатики», способные расстрелять очередную коптскую свадьбу, взять в заложники западных туристов или разрушить какой-нибудь исторический объект в стране, окончательно, тем самым, дискредитировав в глазах Запада главных соперников египетских военных по доступу к «государственному пирогу».

52.2MB | MySQL:103 | 0,590sec