Саудовская Аравия и итоги переговоров по иранской ядерной программе в Женеве

25 ноября 2013 г. на еженедельном заседании Совета министров под председательством наследника престола, заместителя председателя правительства (его главой является король Абдалла бен Абдель Азиз) и министра обороны Сальмана бен Абдель Азиза была выражена официальная саудовская позиция в отношении итогов состоявшихся в Женеве переговоров между Ираном и «группой 5+1». Преданный гласности пресс-релиз этого заседания, в частности, подчеркивал: «Саудовское правительство внимательно ознакомилось с достигнутым в Женеве соглашением по иранской ядерной программе и считает необходимым заявить в этой связи, что при наличии добрых намерений это соглашение может стать первым шагом в направлении полного решения вопроса, связанного с иранской ядерной программой». Далее цитируемый пресс-релиз отмечал: «Это соглашение способно стать начальным пунктом в деле избавления региона арабского мира и Залива от всех видов оружия массового поражения и, в первую очередь, ядерного оружия. Саудовское правительство выражает надежду на то, что за этим соглашением последуют дополнительные важные шаги, которые смогут гарантировать всем государствам региона право на мирное использование ядерной энергии».

Саудовская Аравия стала последней страной Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ), высказавшей свою точку зрения в отношении соглашения «группы 5+1» и Ирана. Еще раньше, 24 ноября текущего года, это соглашение было прокомментировано в Кувейте и Катаре (правители которых провели 23 ноября 2013 г. «тройственный саммит» в Эр-Рияде с участием саудовского монарха Абдаллы бен Абдель Азиза), где внешнеполитические ведомства обеих стран заявили о том, что они рассматривают итоги переговоров в Женеве только в качестве «первого шага на пути к стабилизации положения в регионе Залива». В равной мере эта точка зрения была поддержана и в заявлении правительства Объединенных Арабских Эмиратов. Наконец, даже в Маскате (в Омане проходили контакты между американскими и иранскими представителями, благодаря которым и было достигнуто соглашение в Женеве), по заявлению министра иностранных дел Юсефа бен Алави, итоги переговоров «группы 5+1» и Ирана были квалифицированы как «этапное соглашение», о результатах которого «можно будет судить только по тому, как оно будет выполняться».

Выраженная саудовским правительством (как и правительствами или министерствами иностранных дел государств ССАГЗ) точка зрения умеренно оптимистична, а ее тональность – дипломатична. Она ни в коей мере не означает отхода этой страны от ее прежней убежденности в опасности ядерной программы соседнего Ирана, как и демонстрирует саудовскую приверженность идее превращения региона Ближнего Востока, включая и Персидский залив, в зону свободную от оружия массового поражения. Из текста пресс-релиза о заседании саудовского правительства со всей очевидностью вытекало, что в Эр-Рияде вовсе не убеждены в том, что заключенное в Женеве соглашение полностью снимает вопрос о том, насколько «добры» намерения Ирана. Более того, использованное в этом документе выражение – «добрые намерения» имеет отношение и к позиции «группы 5+1» (речь, в первую очередь, должна идти о Соединенных Штатах), — насколько входящие в нее участники способны в полной мере осознать «опасность» ядерных начинаний Ирана, как и насколько последовательно и упорно они готовы продвигаться к окончательному решению вопросов, касающихся развития иранской стороной своего ядерного потенциала. В этой связи вновь упомянутая в пресс-релизе мысль о возможности развития саудовской программы мирного использования ядерной энергии не только подтверждает последовательность саудовского курса, но и несет в себе немало дополнительных нюансов.

Впрочем, саудовская пресса, комментируя итоги переговоров в Женеве, была значительно менее оптимистична и дипломатична, чем высший орган саудовской исполнительной власти. Достаточно остановиться, в этой связи, только на одной публикации газеты «Аш-Шарк Аль-Аусат», появившейся на ее страницах 26 ноября 2013 г. Речь идет о комментарии одного из ее ведущих колумнистов (в недавнем прошлом главного редактора этого лондонского издания) Тарика аль-Хамида «Соглашение с Ираном опаснее, чем 11 сентября».

Итак, Тарик аль-Хамид, не считавший необходимым сопровождать свои слова каким-либо (хотя бы относительно) дипломатичным предисловием, писал: «Как это соглашение отразится на регионе и, в первую очередь, на Саудовской Аравии и государствах Залива? Ответ на этот вопрос прост и прям: “Оно опаснее, чем поразившие Америку в 2001 г. террористические акции 11 сентября”». Вежливость и приличия отброшены за их полной ненадобностью!

Объясняя причины, заставившие его сделать этот вывод, Тарик аль-Хамид писал: «Да, это опасно, но не потому, что администрация Обамы продала регион или отказалась от исторического союза со странами Залива, как об этом говорят глупцы, откровенно не сведущие в политике, забывая, что Америка проигнорировала даже своего “священного” регионального союзника Израиль (23 ноября текущего года официальные саудовские источники распространили заявление о том, что «муссируемые в последнее время слухи о существовании контактов с Израилем не имеют под собой никакой реальной основы» – Г.К.), заключив этот “предательский” договор, а потому, что Иран смог ввести в заблуждение американскую администрацию. Иран, — продолжал Т.аль-Хамид, — смог протащить соглашение, … позволившее ему выйти из узкого горлышка бутылки экономических санкций. Иран смог перехитрить Обаму еще более успешно, чем это сделали русские в отношении досье сирийского кризиса после того, как Асад применил химическое оружие».

Обращаясь к истории, Т.аль-Хамид писал, что «главная цель Ирана еще со времен шаха – стать “региональным жандармом”». В обретении этой роли, отмечал колумнист «Аш-Шарк Аль-Аусат», «команда Роухани оказалась более хитрой, чем команда Ахмадинежада, используя в отношении Запада, а точнее – администрации Обамы, более изощренные методы». Теперь-то, продолжал он: «Становится понятно, почему иранский верховный наставник благословил ядерное соглашение между Западом и его страной, как и слова этого наставника о том, что Иран нуждается в таких же новых и “умных” шагах». Сегодня, считал журналист лондонской газеты, очевидно, что «срок соглашения, заключенного на шесть месяцев, будет продлен, хотя мир и не приблизится к окончательному соглашению», за это время «Иран сбросит с себя бремя экономических санкций, решив свою главную задачу – создать ядерную бомбу и реализовав старую персидскую мечту – стать во главе региона при глупом попустительстве американской администрации».

Завершая свой комментарий, Т.аль-Хамид писал: «Наивная американская администрация рискует безопасностью региона, и на этот риск необходимо ответить хорошо просчитанными шагами стран Залива и, в первую очередь, Саудовской Аравии. Если Обама, — продолжал колумнист «Аш-Шарк Аль-Аусат», еще может говорить о том, что ему необходимо проверить “добрые намерения” [Ирана], то Залив и Саудовская Аравия не должна более проверять то, что уже было многократно проверено, поскольку не администрация Обамы, а они сталкиваются с настоящей угрозой. Происходящее сегодня – это вызов [саудовской] безопасности, существованию и влиянию. Для нас, — отмечал он, — вопрос отныне должен стоять только следующим образом: «“Готовы мы или нет противопоставить иранскому ядерному проекту наш собственный ядерный проект?”. Залив и Саудовская Аравия должны действовать быстро и серьезно, поскольку грозящая региону опасность значительнее чем то, что произошло 11 сентября».

Что ж, это слова, которые требуют самого пристального внимания, хотя бы потому, что они являются реальным выражением точки зрения наиболее воинственных кругов Саудовской Аравии в отношении соглашения между «группой 5+1» и Ираном. Из слов Т.аль-Хамида с очевидностью вытекало, что эти круги продолжают не соглашаться с аргументами Соединенных Штатов, считая их стороной, отошедшей от защиты интересов своего саудовского союзника и ставших на сторону Ирана – «стратегического противника» Саудовской Аравии. Этот вывод, конечно же, определяется явными расхождениями между саудовской официальной точкой зрения (которая сама по себе, что следовало бы подчеркнуть вновь, не отличается безграничным оптимизмом) и словами известного и хорошо осведомленного журналиста.

Это обстоятельство, в свою очередь, ставит вопрос не только о вероятности внутреннего конфликта в саудовском политическом истеблишменте (о чем уже писали некоторые аналитики сайта Института Ближнего Востока), но и о его углублении.

52.24MB | MySQL:103 | 0,535sec