Армянская община в Иране

Армяно-иранские связи  — достаточно редкий феномен отношений двух народов и двух стран на протяжении многих веков. Армения, как и Иран, — один из значительных центров мировой цивилизации, имеющий развитую государственность на протяжении тысячелетий. Она являлась важным звеном международных торговых отношений, будучи частью систему магистралей Шелкового пути, соединявшего Китай и Индию с регионами Центральной Азии и Кавказа, и далее – через Иран, Армению, Месопотамию, Малую Азию, выходившую  на Средиземноморье и Европу. Этот факт объясняет  активную вовлеченность Армении в базовые глобальные  экономические и социально-политические процессы разных эпох мирового развития.  Вместе с тем, включение Армении в глобальную торгово-политическую артерию, каковым был Шелковый путь,  положительно повлияло на уровень ее развития  в самых различных сферах,  обусловило функционирование в мировом хозяйстве.

Армянский народ сформировался в непосредственном соседстве с народами Ближнего Востока, с древнейших времен находясь с ними в теснейших взаимоотношениях  экономического, политического и культурного порядка.  Это обусловило его многовековое знакомство  с историей, культурными ценностями, бытом, обычаями соседних народов, что нашло свое многогранное отражение в письменном наследии, оставленном  армянскими историками, летописцами, литераторами. Говоря об истоках ирано-армянских  взаимоотношений, вспоминают ключевую фразу, имеющую широкое хождение как в Армении, так и в Иране: «Мы близкие народы, нас разъединила лишь религия». Обычно это дополняется констатацией того, что генетические корни двух соседних берут свое начало во тьме веков. Много тысячелетий  иранцы и армяне жили в непосредственной близости и история их государственных  образований не раз пересекалась, а правящие династии роднились. Крупнейший армянский иранист проф. Г.Асатрян считает в этой связи, что Армения и армяне занимают существенное место в иранской национальной идее. Армянофильство – один из ключевых элементов этой идеи. «Армения  в умах иранских патриотов всегда выступала как страна, опутанная неким ореолом «арийской» древности, а армяне, как это ни парадоксально, как носители традиционной исторической ценностной системы домусульманского Ирана». С другой стороны, постулирует Г.Асатрян, армяне традиционно осознают весомую роль Ирана  в становлении и укреплении армянской государственности.  «В любом случае, знаковое отношение  иранцев к  армянам и vice versa  — нечто большее, чем результат адекватной оценки и понимания действительно серьезной роли другой стороны в геостратегической  перспективе собственного народа и государства».

Исторические факты свидетельствуют о том, что вплоть до третьего века нашей эры Иран и Армению связывали самые тесные отношения. Известно, что при парфянах был установлен союз между двумя этими странами. Армяне имели с иранцами родственно-династические и культурные связи с эпохи Ахеменидов (6-4 вв. до нашей эры),  а со времени Аршакидов ( 3 в. до н.э. – 3 в. н.э.)  часть этой династии господствовала над Арменией и она считалась важной частью Ирана.  Так продолжалось до начала исламского завоевания Ирана. Несмотря на принятие христианства, армяне в течение веков были хранителями иранских традиций. Армянские тексты, которых особенно много в сфере исторического знания, имеют для иранцев существенное значение, ибо дают обширную информацию об административном, религиозном  и цивилизационном устройство Ирана   в домусульманскую эпоху. При Сасанидах – последней династии домусульманского Ирана, ее цари зачастую правили в Армении.

В то же время в истории армянского народа зафиксированы такие трагические акты как попытки династии Сасанидов в 5 в. нашей эры перевести армян в зороастризм, характеризовавшиеся применением насилия по отношению к армянскому народу.  Тогда Армения отстояла свое право на христианское вероисповедание и нанесла поражение могущественному соседу. Как считает армянский политолог С.Минасян, из исторической памяти армянского народа практически стерлось все отрицательное по отношению к иранцам,  как и  к арабам, пытавшимся  лишить армян государственности. Армяне почти не вспоминают, что сделал в начале  17 в. иранский Шах Аббас  из династии Сафевидов,  насильно переселив большинство армян Араратской долины в Иран,  когда погибли десятки тысяч депортированных. Дело в том, что турецкий геноцид  армян в 1915 г. заслонил собой деяния Шаха  Аббаса и частично вытеснил их из коллективной памяти армянского народа.  Практически в армянском массовом сознание нет чувства враждебности по отношению к Ирану, вытекающему из событий совместной истории.  Культурные связи двух стран и народов оборвались после того, как Восточная Армения в начале ХIХ  в. вошла в состав Российской империи.  Но практически полностью прямые связи  народов двух стран прекратились, когда Армения вошла в состав Советского Союза, став союзной республикой вначале в составе Закавказской  Федерации, а потом и напрямую. Связи остались лишь на диаспоральном уровне, потому что достаточно многочисленная армянская  диаспора в Иране продолжала существовать, и ее связи с Арменией никогда не прерывались.

Армяне оставили значительный след в новой  и новейшей  истории Ирана. Любому образованному иранцу известно имя  популярного  просветителя, дипломата, общественного  деятеля  XIX в. Мальком-хана  Незам од-Доуле, который являлся сыном потомственного  армянина из исфаханского предместья  Джульфы. Эстрадная культура современного Ирана немыслима без имени чрезвычайно популярного в дореволюционные десятилетия певца, этнического армянина Вигена.

Достаточно структурированная  общинная жизнь  армян ИРИ регламентируется  иранским законом «О религиозных меньшинствах». Религиозная и культурная  доминанта   является главенствующей в жизнедеятельности общины, пользующейся культурной и религиозной автономией. Представители  иранских властей практически не вмешиваются во внутреннюю жизнь  армянской общины. Иранские армяне достаточно лояльны к своей нынешней родине и пользуются уважением своих мусульманских сограждан. В 2000 г. в Тегеране побывала делегация мэрии Еревана. На встрече с ней, приветствуя градоначальника столицы Армении Альберта Базияна, вице –мэр Тегерана Мехди Органи сказал: « Армяне – самые благородные и добропорядочные граждане нашей страны.  Все их сограждане в Тегеране относятся к ним с любовью и уважением».  Как сказал Органи,  армяне исторически сконцентрированы в восточной части Тегеранам, и в этом районе имеется вся необходимая инфраструктура, в том числе – спортивная. Здесь хорошо поставлена социальная работа, в частности – помощь тем армянским семьям, которые потеряли кормильцев в годы ирано-иракской войны. Большое внимание уделяется и удовлетворению культурно-национальных запросов армянских граждан  страны.

      О точном количестве проживающих в Иране армян есть только приблизительные данные. Армянский публицист-политолог Д.Петросян оценивает их количество в 1998 г. в 100 тысяч человек. Последняя иранская перепись 2006 г. определяет армянское население страны, проживающее в основном  в Тегеране, Исфахане, Тебризе, Урмие, Араке, Шахиншахре и Ахвазе  в 180 тыс. человек, при этом 80 тыс. проживают в Тегеране. Согласно ныне действующей Конституции, принятой в конце 1979 г., в Иране, кроме ислама, официально признаны христианство, иудаизм и зороастризм, депутаты от которых представлены в парламенте. В Конституции ИРИ по этому поводу говорится: «Согласно аяту Корана, правительство ИРИ и мусульмане обязаны с добротой и исламской справедливостью обращаться с немусульманами и соблюдать их человеческие права». Интересы армянской общины в иранском парламенте, появившемся в стране как результат Конституционной революции 1906-1911 гг., защищают два депутата. Один из депутатов представляет армян северной части страны (Тегеран), а другой – южной (Исфахан). В религиозном отношении в Иране так же имеются две епархии Армянской Апостольской церкви, разделенные по такому же принципу. Важно отметить, что хотя нынешний Иран – исламская республика,  все культовые здания и сооружения армянской церкви охраняются государством. Более того, проводится их регулярная реставрация, причем такого рода работы ведутся за счет государственного бюджета.

Иранские власти придерживаются политики конструктивного религиозного диалога по отношению к армянским христианам. Так, для участия в траурных  мероприятиях  по случаю смерти Католикоса и Патриарха всех армян Вазгена Первого в 1994 г. в Армению прибыла делегация иранского мусульманского духовенства. Такая же делегация присутствовала и во время помазания  следующего Католикоса  — Гарегина Первого в 1995 г. Отметим, что в приветственной речи Гарегин Первый обратился к гостям из Ирана как к «дорогим братьям». Д.Петросян отмечает такой факт: в феврале 1990 года группы религиозных фанатиков и фундаменталистов пытались организовать антиармянские погромы в столице Таджикистана Душанбе, но были остановлены окриком из духовных кругов Ирана. Последние потребовали немедленно прекратить насилие против армян поскольку «они являются богоизбранным и святым народом». «Обо всех вышеперечисленных фактах в Армении прекрасно информированы самые широкие слои населения. Естественно, что подобное отношение к историческим, религиозным и культурным ценностям соседа создает чрезвычайно благоприятный фон для развития контактов не только в сфере политики и экономики, но и в области гуманитарного сотрудничества».

Иранская армянская община достаточно автономна и в плане образования, которое организовано следующим образом: в районах компактного проживания армян, в школах созданы специальные классы, в учебные программы которых, вдобавок к обязательной программе всех иранских общеобразовательных школ, включены к обучению на добровольной основе предметы  «армянского» цикла, ограниченные языком, литературой, национальной историей армянского народа и основами религии.  Это позволяет иранским армянам сохранять и развивать свою этническую идентичность. Этой же цели служит активная культурная  жизнь общины, пропагандирующая  национальную музыку, театральное и изобразительное  искусство. В Иране существует Общество армянских студентов, в Тегеране имеется даже армянская студенческая библиотека.

Что касается экономических позиций армянской общины Ирана, то большинство ее членов относится к среднему классу. В стране действует «Союз армянских ремесленников Ирана», объединяющий средних и мелких бизнесменов, занятых в различных сферах национальной индустрии. Армянский бизнес Ирана особенно преуспевает в производстве продуктов питания, мебельной промышленности, гостиничном и туристическом секторах, обработке драгоценных камней и металлов. Часть армян Ирана занята в сфере науки, юриспруденции, культуры и образования.  Касаясь их вовлеченности в общеиранскую политическую жизнь, отметим, что армянский этнос Ирана «не вхож в политическую верхушку страны»  Армяне почти не представлены на государственной службе, Это объясняется тем, что в этот сегмент занятости немусульманам до сих пор трудно попасть. Именно по этой причине они  вынуждены заниматься преимущественно так называемыми свободными профессиями — адвокаты, врачи, инженеры, архитекторы, проявлять себя в торговле, коммерции, мелком и среднем бизнесе.

Отметим и то, что действующие иранские законы, однако, до сих пор демонстрируют правовое предпочтение мусульман по отношению к проживающим в стране религиозным меньшинствам. Для немусульман по прошествии более трех десятилетий после установления в стране исламского строя все еще никак не урегулированы вопросы гражданского состояния, возмещения ущерба, социального страхования. Уголовный кодекс страны до сих пор дифференцированно оценивает те или иные противоправные действия, и за одно и то же преступление мусульмане получают более мягкое наказание, чем немусульмане. В утвержденной Меджлисом в 2007 г. новой редакции Уголовного кодекса эта разница несколько смягчена, но все же еще нельзя говорить о торжестве конфессионального равноправия, декларированного статьей 13  ныне действующей Конституции.

В Иране ни для кого не секрет, что у немусульман существует не так много возможностей для карьерного роста. Имеется негласный определенный «стеклянный потолок», который, по данным либеральных СМИ, ограничен постом генерального директора министерского департамента. Подобная дискриминация немусульман в ИРИ после установления в Иране режима исламской республики объясняет тот факт, что в стране не уменьшаются темпы миграции представителей религиозных меньшинств. В Иране стало практикой, когда в объявлениях рубрики «Требуются…», публикуемых местной прессой, первым условием для претендентов на трудоустройство служит религиозный статус. Поэтому почти повсюду в качестве предпочтительных кандидатов на занятие той или иной должности называются мусульмане.

Миграция серьезно затрагивает и армянскую общину страны. Если накануне революции 1979 г. в стране жили более 300 тысяч армян, то за прошедшие с тех пор годы   их количество  уменьшилось почти вдвое. Как писал родившийся в Иране арменовед проф. Дж.Бурнутиян, «Несмотря на то, что после исламской революции в Иране армянское сообщество не потеряло своего стабильного положения, в результате разного рода неурядиц, как экономического, так и политического характера, вытекающих из изоляции страны, Иран покинуло 100 тысяч армян». С начала нынешнего десятилетия эмиграция армян подстегивается многочисленными случаями нарушения прав человека, репрессиями по отношению к священнослужителям армяно-грегорианской церкви. Мощный всплеск миграционных настроений вызвал сфальсифицированный властями ИРИ в 2006 г. судебный процесс по делу об убийстве трех армянских священников. Поначалу утверждалось, что это дело рук боевиков запрещенной в Иране оппозиционной организации «Моджахедине халк». Однако независимое расследование показало, что в деле замешаны сотрудники иранского Министерства безопасности, специализирующиеся на ликвидации диссидентов.

52.25MB | MySQL:103 | 0,562sec