К вопросу о женевском соглашении по ядерной проблеме Ирана

24 ноября в Женеве произошло знаменательное событие. Впервые за десять лет изматывающих переговоров по иранской ядерной проблеме удалось добиться согласия. Международные посредники в лице представителей государств постоянных членов Совета Безопасности ООН плюс Германии – с одной стороны и Иран – с другой, подписали документ, определяющий судьбу ядерной программы ИРИ. Мир вздохнул с облегчением. Появился шанс, что один из мировых кризисов, чреватых войной, обрел способность к разрешению.

Как всегда, вокруг договоренностей, которые появляются в результате компромиссов, возникают дискуссии, споры, столкновение мнений. Не составляет исключение и документ, принятый в Женеве и озаглавленный «Совместный план действий». В связи с ним возникают вопросы и вопросы.

В чем заключается важность этого соглашения? Кто выступает против?

Главная ценность Соглашения – формирование основ доверия, которого так не хватало сторонам на протяжении всех лет переговоров, что и являлось тормозом переговорного процесса. И еще: иранская ядерная программа становится более открытой и прозрачной благодаря договоренности о беспрецедентном мониторинге и ежедневном контроле над иранскими ядерными объектами.

В Женеве достигнут несомненный успех, который многие политологи поспешили охарактеризовать как исторический. Историческим, правда, его можно назвать главным образом потому, что у переговоров долгая история — 10 лет. Успех, безусловно, есть, но скорее — тактический. И чтобы ему стать действительно историческим, все положения этого промежуточного документа должны быть выполнены. А затем должен быть подписан всеобъемлющий Договор между Ираном и «остальным миром», призванного снять иранскую ядерную проблему с повестки дня глобальной политики. Реальна ли эта перспектива?

Выработанный в Женеве «Совместный план действий» предполагает осуществление Ираном ряда мер по ограничению своей ядерной программы в обмен на начало смягчения финансово-экономических санкций против этой страны. Если сказать кратко, Исламская Республика обязуется, заморозив развитие ядерного потенциала, прекратить обогащение урана до 20%, ликвидировать запасы 20-процентного урана, приостановить работы по ведению в строй реактора на тяжелой воде в Араке и широко открыть двери своих ядерных объектов для контроля со стороны МАГАТЭ. А выполнение обязательств поставить под наблюдение специальной комиссии «шестерки». [1]

«Совместный план действий» — это своеобразная дорожная карта определяющая маршрут и движение сторон от «пункта Недоверие» к пункту «Окончательное решение иранской ядерной проблемы». Время в пути – шесть месяцев с момента вступления в силу Соглашения. [2] За этот срок стороны должны выполнить все требования документа и подойти к заключению между Ираном и «Остальным миром» широкомасштабного основополагающего документа, который впишет иранскую ядерную программу в требования Совета безопасности ООН, МАГАТЭ и Договора о нераспространении ядерного оружия.

Это, по мнению участников переговоров в Женеве, устранит опасения международного сообщества по поводу возможности создания в ИРИ ядерного оружия и снимет целый комплекс губительных для Ирана санкций, что откроет эту страну для полноценного международного сотрудничества.

Несмотря на общую позитивную оценку женевских договоренностей, некоторые наблюдатели находят и подводные камни, которые смогут помешать движению к полномасштабному договору. Как всегда, оптимисты говорят, что стакан наполовину полон, пессимисты – что наполовину пуст.

Дискуссии идут вокруг нескольких проблем. Во-первых, насколько полно и точно будут на практике осуществляться договоренности? Пессимисты, например, полагают, что после заключения женевского Соглашения все предусмотренные им шесть месяцев могут быть потрачены не на его выполнение, а на споры вокруг трактовок того, что же на самом деле они подписали. Кстати, не прошло и двух дней после подписания, как официальный представитель МИД ИРИ Марзие Афхам уже заявила, что Белый дом однобоко и неверно трактует Женевское соглашение. [3]

Иранцы также дают повод усомниться в едином понимании содержания документа. Так, 27 ноября министр иностранных дел ИРИ Джавад Зариф заявил, что строительство тяжеловодного реактора в городе Арак продолжится. Пресс-секретарь МИД Франции Ромен Надаль незамедлительно отреагировал, подчеркнув, что в Соглашении специально говорится о полной остановке работ на этом реакторе, и потребовал от Ирана соблюдения условий договора. Однако г-н Зариф интерпретировал документ иначе: по его словам, речь идет о том, что на объекте не будет обогащаться новое ядерное топливо, однако строительство будет продолжаться.

Вашингтон также не оставил без внимания этот факт. Пресс-секретарь Госдепартамента Джен Псаки отметила, что администрация США не осведомлена о том, что именно Зариф подразумевает под «строительством» на аракском ядерном объекте. «Однако,– подчеркнула Псаки, – из его слов следует, что работа над самим реактором не будет продолжена – включая дополнительное тестирование реактора. Для того чтобы реактор начал действовать, им необходимо ядерное топливо; именно поэтому одной из наших целей было прекращение производства топлива для Арака. Поэтому о чем идет речь – о дороге или здании – мы не знаем. Что же касается Арака, то в Соглашении есть специфические требования, которые они обязаны выполнять. И если они этого не делают, то это будет нарушением соглашения».[4]

Все же, как отмечают шутники, есть надежда, что профессиональные лингвисты, владеющие языками участников переговоров, придут к единому терминологическому и смысловому знаменателю.

Пессимисты предупреждают также, что Тегеран, скорее всего, попытается увильнуть от выполнения своих обязательств, затягивать режим проверок, ставить препоны на их осуществлении, то есть предпринимать все те шаги, которые он предпринимал на протяжении 10 лет.

Оптимисты же, напротив, считают, что именно сейчас это совершенно не в интересах Ирана. Ведь он пошел на соглашения, изнывая под гнетом международных санкций. И пока что их наиболее губительная часть по-прежнему висит над Ираном. Это банковские и нефтяные санкции. Причем не снята с повестки дня и угроза полного нефтяного эмбарго, которое США грозятся ввести в 2015 году, если не будет заметных подвижек в ядерном диалоге с ИРИ. Более того, несмотря на нынешнюю антисанкционную позицию президента Барака Обамы, вопрос о санкциях против Ирана еще не снят с повестки дня сената США, где он будет рассмотрен после 9 декабря. [5] И он будет решен положительно, если Тегеран даст малейший повод усомниться в его искренности и приверженности к выполнению пунктов соглашения.

Немаловажно и то, что МАГАТЭ и комиссия «шестерки» (или их совместная комиссия) получают доступ к основным иранским ядерным объектам.

Не забудем и о том, что разведки стран-оппонентов Тегерана в эти полгода наверняка сконцентрируют силы на вскрытие любых иранских уловок, отговорок и отхода от духа и буквы Соглашения. Сегодня Иран не имеет права на ошибку в трактовке договоренностей. В США и в некоторых западных странах — серьезные антииранские настроения, поэтому любой недочет в реализации Ираном взятых на себя обязательств будет рассматриваться под микроскопом. И не только. Любая оплошность Тегерана будет использована для дискредитации Ирана, его готовности двигаться по пути урегулирования кризиса.

И эта ситуация, по мнению оптимистов, фактически лишат Иран возможности  нарушать условия соглашения.

У пессимистов, между тем, есть претензии и к самому содержанию соглашения. Так, к их огорчению, в результате женевских договоренностей не были решены следующие вопросы: Иран полностью не отказался от обогащения урана; Иран отказался предоставлять сведения о работах, которыми военные заняты на объекте «Парчин» (эксперты заявляли, что именно там ведутся попытки создать ядерное оружие). Иран не уничтожает ни одной центрифуги, все существующие заводы по обогащению не закрываются, а продолжают действовать. Значит, захочет правительство Ирана — завтра они разорвут договор и снова начнут обогащать до 20% и выше. Соглашение не запрещает Ирану производить новые центрифуги для обогащения урана, запрещена только их установка. Иран не обещал обратить вспять процесс по формированию возможностей для создания атомной бомбы. [6] То есть, проясняя мысль пессимистов, можно сказать, что Тегеран не готов к демонтажу всей ядерной инфраструктуры и полному отказу от своей ядерной программы.

Оппонируя этой точке зрения, оптимисты делают акцент на двух фактах. Первое: Иран – член Договора о нераспространении ядерного оружия и в соответствии с ним, имеет право развивать свои мирные ядерные технологии, в том числе и атомную энергетику, правда, под жестким и, можно сказать, тотальным контролем МАГАТЭ. Второе: женевский документ – это временное, предварительное соглашение, которое определило лишь условия для движения к заключению через полгода-год всеобъемлющего договора по иранской ядерной программе. И, конечно, если он будет заключен, то все вопросы вокруг иранской ядерной программы будут сняты вместе с санкциями.

По сути, «Совместный план действий» есть перемирие между противоборствующими сторонами, ведущими уже 10 лет дипломатическую политическую, идеологическую борьбу на полях мировой битвы за сохранение режима нераспространения ядерного оружия. Это перемирие выдвигает требования к сторонам и при этом создает условия для заключения мирного договора.

Однако подобный сценарий не созвучен настроениям многим и в Вашингтоне, и в Тегеране. Причем, не только в этих столицах, но и, к примеру, в Иерусалиме и Эр-Рияде. Но вопрос об отношении к Соглашению Израиля и Саудовской Аравии (как и к Ирану в целом) – это отдельная тема, требующая специального исследования. [7] Здесь было бы уместным лишь коротко отметить, что взгляды этих стран на Иран, его ядерную программу и женевское Соглашение оказывает влияние на мнения как населения в США и в ИРИ, так и на определенные группировки в политической элите.

В американской столице часть несогласных с иранской политикой президента Обамы требуют полного демонтажа ядерной структуры ИРИ, ликвидации его ядерной программы, то есть безоговорочной капитуляции Ирана. Другая часть противников президента США, особенно среди республиканцев, просто используют ядерную проблему для дискредитации Барака Обамы как политического деятеля.

Сложная ситуация и в Иране. Всеобщее ликование на тегеранских улицах по случаю заключения Соглашения еще не означает полную поддержку дипломатических шагов президента Роухани на пути решения иранской ядерной проблемы. С восторгом встречали вернувшегося из Женевы министра иностранных дел ИРИ Джавада Зарифа молодежь и те, кто голосовал за Хасана Роухани и его новый курс.

Но радикалы в лице сторонников бывшего президента Ахмадинежада, части духовенства, мощной военно-политической силы Корпуса стражей исламской революции не хотят компромиссов с внешним миром, не хотят выхода Ирана из политической и экономической изоляции. Им по душе (и по деньгам) состояние «осажденной крепости», при котором любые внутренние проблемы объясняются происками американского империализма и международного сионизма, когда нескончаемые потоки денег проходят через них в политико-идеологические и полицейско-репрессивные структуры, в военно-промышленный комплекс. Открытость Ирана для них смерти подобно, смерти, конечно, политической и финансовой. Поэтому они боролись и борются против либерально-реформаторского президента Роухани, его внешней и внутренней политики.

На заседании иранского меджлиса 27 ноября, посвященного женевским соглашениям, некоторые парламентарии – приверженцы «жесткого курса» в отношениях с Западом – нашли этот документ «слишком расплывчатым и неопределенным» и обеспокоились, что в перспективе может привести к свертыванию иранской программы обогащения урана. А депутат Хамид Резайи назвал соглашение в Женеве «красивой чашей с ядом».[8]

Нет сомнений, что и Барак Обама в Вашингтоне и Хасан Роухани в Тегеране испытывают колоссальное давление внутри своих стран. Поэтому каждый из них при осуществлении политики в рамках исполнения достигнутого в Женеве Соглашения волей-неволей будет учитывать внутриполитическую ситуацию. Это, конечно, не будет способствовать быстрому беспрепятственному движению к достижению окончательного договора. Шестимесячный этап будет сложным и отнюдь не прямолинейным.

Итак, подведем итоги. Сценариев развития ситуации вокруг выполнения женевского соглашения могут быть три.

Первый – «умиротворяющий». Условия Соглашения выполняются, параллельно готовится основополагающий договор, который и заключается через полгода-год. Иран возвращается на мировой рынок инвестиций, технологий, финансов и становится мощным игроком не только на Ближнем и Среднем Востоке, но и в мире. Недаром, еще до оглашения итогов женевских переговоров многие страны и компании выражали готовность вернуться в Иран после вынужденного ухода оттуда в связи с санкциями. А Евросоюз в рамках, допустимых женевскими соглашениями, уже приступил к пересмотру режима запрета на поставки нефти, золота и драгоценных металлов из Ирана. Правда, в ЕС подчеркнули, что процесс смягчения санкций «будет выборочным и будет иметь обратную силу». [9]

Япония за 10 дней до начала переговоров выразила готовность «оказать помощь Ирану в строительстве АЭС, если ядерная проблема Тегерана будет разрешена, а связанные с ней беспокойства – устранены». [10]

Второй сценарий – «опасный». Противники Соглашения в Тегеране, Вашингтоне и других столицах «взрывают» договоренности. Ситуация резко обостряется: на горизонте вновь возникает призрак войны против ИРИ.

Третий сценарий – «наиболее реальный». Условия Соглашения в целом ни шатко – ни валко выполняются сторонами с периодичными обвинениями друг друга в отходе от обязательств. Однако причин говорить о срыве выполнения требований документа нет. А вот переговоры по гораздо более сложному окончательному договору тонут в спорах и дискуссиях. Сроки выхода документа переносятся. Работа идет трудно, продвигаясь вперед буквально по миллиметру и постоянно балансируя на грани срыва. Вероятность подобного развития событий достаточно велика.

Таким образом, важное женевское Соглашение с огромным трудом заключено. Предстоит еще более изнурительная работа по достижению главной цели всеобъемлющего ядерного договора с Ираном

ПРИЛОЖЕНИЕ

Неофициальный перевод с английского

Женева 24 ноября 2013 года

 Совместный план действий[11]

 

Преамбула

Цель данных переговоров состоит в достижении взаимно согласованного долгосрочного всеобъемлющего решения, которое обеспечило бы исключительно мирный характер иранской ядерной программы. Иран вновь подтверждает, что ни при каких обстоятельствах Иран не будет стремиться к обладанию или разрабатывать любой тип ядерного оружия. Данное всеобъемлющее решение будет основываться на данных первоначальных мерах и в итоге приведет к заключительному шагу на период, который еще предстоит согласовать, а также снятию озабоченностей. Данное всеобъемлющее решение позволит Ирану в полной мере воспользоваться своим правом на ядерную энергию в мирных целях согласно соответствующим статьям ДНЯО при четком соблюдении его обязательств по этому Договору. Это всеобъемлющее решение будет включать взаимно согласованную программу по обогащению с практическими ограничениями и мерами транспарентности с тем, чтобы обеспечить мирный характер программы. Это всеобъемлющее решение будет представлять собой единое целое, где ничего не согласовано, пока не согласовано все. Это всеобъемлющее решение будет включать взаимный поэтапный процесс и приведет к всеобъемлющему снятию всех санкций СБ ООН, а также многосторонних и национальных санкций, имеющих отношение к иранской ядерной программе.

Между начальными мерами и заключительным шагом будут дополнительные шаги, включая, помимо прочего, снятие вопросов в связи с резолюциями СБ ООН таким образом, чтобы СБ ООН мог прийти к удовлетворительному заключению по данной теме. «Шестерка» и Иран будут нести ответственность за заключение и осуществление взаимных краткосрочных мер, и всеобъемлющее решение добросовестным образом. Для контроля за реализацией краткосрочных мер, а также рассмотрения вопросов, которые могут возникнуть, будет создана Совместная комиссия «шестерки» и Ирана, при этом за верификацию мер, имеющих отношение к ядерной области, будет нести ответственность МАГАТЭ. Совместная комиссия будет сотрудничать с МАГАТЭ, для содействия разрешению прошлых и нынешних озабоченностей.

Элементы первого шага

Первый шаг будет иметь временные ограничения, составит шесть месяцев, сможет быть продлен по взаимному согласию сторон, в его ходе стороны предпримут все от них зависящее, чтобы поддерживать конструктивную атмосферу переговоров.

Иран предпримет следующие добровольные меры:

— Из существующего объема урана, обогащенного до 20%, сохранит половину в оксидной форме с уровнем обогащения до 20% в целях производства топлива для Тегеранского исследовательского реактора. Остающаяся часть с уровнем обогащения до 20% обедняется до уровня не более чем 5%. Производственная линия по реконверсии не создается.

— Иран объявляет о том, что не будет обогащать уран свыше 5% в течении шести месяцев.

— Иран объявляет о том, что он не будет далее продвигаться в своей деятельности на установке по обогащению топлива в Натанзе1 , на объекте в Фордо2 , или на реакторе в Араке3 , обозначенного МАГАТЭ как ИР-40.

— Как только будет готова производственная линия по конверсии гексафторида, обогащенного до 5%, в форму диоксида урана, Иран переведет в оксидную форму произведенный в течение периода в шесть месяцев гексафторид, обогащенный до 5%, как это предусматривается операционным графиком завода по конверсии, о котором сообщено МАГАТЭ.

— Не будет создавать новых мест для обогащения.

— Иран продолжит свои НИОКР под гарантиями МАГАТЭ, включая нынешние НИОКР по обогащению, которые не рассчитаны на увеличение запасов обогащенного урана.

— Не будет осуществляться переработка или строительство предприятия, пригодного для переработки.

— Усиленный мониторинг:

— Предоставление МАГАТЭ конкретной информации, включая данные об иранских планах в отношении ядерных объектов, описание каждого здания на каждом ядерном объекте, описание масштабов работ, производящихся на каждом объекте, задействованном в конкретной ядерной деятельности, информацию по урановым шахтам и заводам по переработке урановых руд, а также информацию по исходному материалу. Такая информация будет предоставлена в течение трех месяцев после принятия настоящих мер.

— Предоставление МАГАТЭ обновленного вопросника по информации о конструкции реактора в Араке, обозначенного МАГАТЭ как ИР-40.

— Шаги по выходу на соглашение с МАГАТЭ по заключению подхода к применению гарантий на реакторе в Араке, обозначенного МАГАТЭ как ИР-40.

— Ежедневный доступ инспекторов МАГАТЭ на объекты в Фордо и Натанзе с целью ознакомления с записями аппаратуры наблюдения, когда инспектора не присутствуют там для проверки информации о конструкции, промежуточных проверок инвентарного количества, проверки фактического наличия количества материала, а также проведения незаявленных инспекций.

— Регулируемый доступ инспекторов МАГАТЭ к:

— объектам, где собираются центрифуги4 ;

— объектам по производству компонентов центрифуг и местам их складирования;

— урановым шахтам и заводам по переработке урановых руд.

В ответ евротройка/ЕС+3 предпримут следующие добровольные меры:

— Приостановка усилий по дальнейшему снижению объемов продаж иранской сырой нефти, что позволит нынешним покупателям приобретать ее в нынешних объемах. Позволяется репатриация согласованного объема полученных от продажи нефти финансовых средств, удерживаемых за рубежом. Для таких продаж нефти приостанавливается действие санкций ЕС и США в отношении сопутствующих страховых и транспортных услуг.

— Приостановка действия санкций США и ЕС в отношении:

— Экспорта иранских нефтепродуктов, включая санкции в отношении сопутствующих услуг5.

— Золота и драгметаллов, включая санкции в отношении сопутствующих услуг.

— Приостановка санкций США в отношении иранской автопромышленности, а также санкций в отношении связанных с этим услуг.

— Лицензирование поставок и установки в Иране запасных частей, предназначенных для обеспечения безопасности полетов иранской гражданской авиации, а также сопутствующих услуг. Лицензирование связанных с безопасностью инспекций и ремонтных работ в Иране, а также сопутствующих услуг6.

— Не вводит новые санкции СБ ООН, связанные с ядерной деятельностью.

— Не вводит новые санкции ЕС, связанные с ядерной деятельностью.

— Администрация США, действуя согласно соответствующим полномочиям Президента и Конгресса, воздержится от введения новых санкций, связанных с ядерной деятельностью.

— Создаст финансовый канал для облегчения торговли в гуманитарной сфере для иранских внутренних нужд, используя средства, полученные от продажи иранской нефти и удерживаемые за границей. Торговля в гуманитарной сфере определяется как транзакции, связанные с продуктами питания и сельхозпродукцией, медициной, медицинскими устройствами, а также медицинскими расходами на лечение за границей. В этом канале будут задействованы конкретные иностранные банки, а также не числящиеся в санкционных списках иранские банки, которые будут определены при создании такого канала.

— Этот канал может также позволить:

— проводить транзакции, необходимые для погашения обязательств Ирана перед ООН, и

— прямую оплату университетам и колледжам за обучение иранских студентов, учащихся за границей, в согласованном объеме на период в шесть месяцев.

— Увеличить параметры авторизации финансовых транзакций ЕС до согласованных объемов на торговлю товарами, не подпадающими под действие санкций,

Элементы заключительного шага всеобъемлющего решения7

Стороны намерены закончить обсуждение и начать выполнение заключительного шага всеобъемлющего решения не более чем через один год после принятия этого документа. Такой шаг будет:

— Иметь согласованный срок действия долгосрочного характера.

— Отражать права и обязанности государств-участников ДНЯО и Соглашений о гарантиях с МАГАТЭ.

— Отменять в полном объеме санкции СБ ООН, многосторонние и национальные санкции, введенные в связи с ядерной деятельностью, включая шаги по доступу в области торговли, технологий, финансов, энергетики в соответствии с согласованным графиком.

— Включать взаимно согласованную программу по обогащению с совместно определенными параметрами, соответствующую реальным нуждам, с согласованными ограничениями по масштабам и уровню обогатительных работ, обогатительных мощностей, местами, где проводится обогащение, а также запасами обогащенного урана в течение периода, который подлежит согласованию.

— Полностью снимет озабоченности, связанные с реактором в Араке, обозначенного МАГАТЭ как ИР-40. При этом переработка или строительство предприятия, пригодного для переработки, осуществляться не будет.

— Включать полное выполнение согласованных мер транспарентности и усиленного мониторинга, ратификацию и выполнение Дополнительного протокола, действуя согласно соответствующим полномочиям Президента и меджлиса (иранского парламента).

— Включать международное гражданское сотрудничество в ядерной области, включая, помимо прочего, вопросы по приобретению современных легководных энергетических и исследовательских реакторов и соответствующего оборудования, поставки современного ядерного топлива, а также согласованные НИОКР.

После успешного выполнения заключительного шага всеобъемлющего решению в течение всего срока его действия к иранской ядерной программе будет такое же отношение, как и к программе любого другого государства-участника ДНЯО, не обладающего ядерным оружием.

1 — а именно, в течение шести месяцев, Иран не подает гексафторид в установленные, но не обогащающие уран центрифуги. Не устанавливает дополнительные центрифуги. Иран объявляет о том, что в течение первых 6 месяцев он будет заменять имеющиеся центрифуги на однотипные

2 — На объекте в Фордо не осуществляется дальнейшее обогащение свыше 5 % на 4 из ныне задействованных в процессе обогащения урана каскадах, не наращивает мощности по обогащению. Не подает гексафторид в остальные 12 каскадов, которые остаются в незадействованном режиме. Не устанавливает межкаскадные коммуникации. Иран объявляет о том, что в течение первых 6 месяцев он будет заменять имеющиеся центрифуги на однотипные

3 — В связи с озабоченностями, связанными со строительством реактора в Араке, Иран объявляет, что в течение шести месяцев он не будет вводить реактор в эксплуатацию или поставлять топливо или тяжелую воду на площадку реактора, а также не будет проводить тестирование дополнительного топлива или производить больше топлива для реактора, или устанавливать остающиеся компоненты

4 — производство Ираном центрифуг в течение шести месяцев, в соответствии с его планами, будет предназначено для замены вышедших из строя установок

5 — «Санкции и связанные с ними услуги» означают любые услуги, такие как страхование, транспортировка или услуги финансового характера, подпадающие под соответствующие применимые санкции США или ЕС в той мере, в какой каждая услуга относится к соответствующей санкции, и необходима для содействия желаемым транзакциям. Эти услуги могут относиться к любым иранским компаниям, не включенным в санкционные списки

6 — смягчение санкций может иметь отношение к любой иранской авиакомпании, не числящейся в санкционных списках, а также к компании «Иран-Эйр»

7 — в отношении конечного шага и промежуточных шагов действует принцип «ничто не согласовано пока не согласовано все»

1.См. Приложение

2.Глава Организации по атомной энергии Ирана Али Акбар Салехи сообщил, что Соглашение вступит в силу 20 декабря 2013г. Сайт РБК. 28.11.2013. http://www.rbc.ru/fnews.open/20131128021723.shtml

3.Сайт Агентства ИТАР-ТАСС.26.11.2013. http://itar-tass.com/mezhdunarodnaya-panorama/791336

4.Сайт радио «Голос Америки».28.11.2013. http://www.golos-ameriki.ru/content/iran-nuclear-us-eu/1799277.html

5.Сайт Интерфакс. 26.11.2013. http://www.interfax.ru/world/txt.asp?id=343205&sw=%E8%F0%E0%ED&bd=28&bm=10&by=2013&ed=28&em=11&ey=2013&secid=0&mp=2&p=1

6. Сайт ИА «Финмаркет» 25.11.2013. http://www.finmarket.ru/economics/article/3558430

7. См. Косач Г.Г. Саудовская Аравия и итоги переговоров по иранской ядерной программе в Женеве. Сайт института Ближнего Востока. 27.11.2013. http://www.iimes.ru/?p=1878

8. Сайт Агентства ИТАР-ТАСС.27.11.2013 http://www.itar-tass.com/mezhdunarodnaya-panorama/793938

9.Сайт Агентства ИТАР-ТАСС.27.11.2013. http://www.itar-tass.com/mezhdunarodnaya-panorama/793938?

10.Сайт Агентства ИТАР-ТАСС.10.11.2013http://www.itar-tass.com/mezhdunarodnaya-panorama/757931

11.Сайт МИД РФ http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/5842441E46EF22C644257C2D004CEDF3

52.36MB | MySQL:103 | 0,459sec