Политика арабских государств Залива в отношении Ирана

Регион Ближнего Востока претерпевает значительные изменения, связанные с активизацией деятельности ведущих мировых держав по разрешению актуальных региональных проблем, что ведет к ослаблению позиций региональных игроков, активизировавших свою политику с начала «арабской весны», которая привела к перераспределению сил в регионе. Этот вывод относится, прежде всего, к арабским государствам Залива, позиция которых по ситуации в арабских странах, где произошла смена правящих режимов и они вступили в переходный период, характеризующийся крайней нестабильностью, или в Сирии, охваченной гражданской войной, стала, в значительной степени, определяющей для всего арабского мира. Однако после начала переговоров между Ираном и США, и последовавшими за ними переговорами Ирана и «шестерки» международных посредников, результатом которых стало подписание соглашения в Женеве по иранской ядерной программе, а также принятия совместного американо-российского плана по урегулированию кризиса в Сирии, арабские монархии Залива оказались в сложной ситуации.

Новые повороты в отношениях между ведущими мировыми державами и Ираном, а также попытки решить сирийскую проблему политическими методами, что означало сохранение у власти режима Б.Асада, шло вразрез с интересами стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ). Тем не менее, они были вынуждены приспосабливаться к новым условиям, и открыто не выражать своих сомнений в отношении того, насколько серьезны намерения Ирана изменить свою политику по ядерной программе и отказаться от цели стать признанным региональным лидером. Поэтому арабские монархии Залива поддержали заключение в Женеве ядерного соглашения с Ираном.

27 ноября 2013 г. в Кувейте состоялось совещание министров иностранных дел стран ССАГЗ, на котором было одобрено заключенное в Женеве соглашение между Ираном и ведущими мировыми державами, касающееся иранской ядерной программы. Необходимо, тем не менее, подчеркнуть, что участники совещания выразили надежду на то, что «Иран будет соблюдать это соглашение». В заявлении министров иностранных дел было подчеркнуто, что они одобрили это соглашение, так как « надеются, что оно станет первым шагом на пути к полному закрытию иранского ядерного досье». Министры арабских государств Залива призвали Иран к сотрудничеству с МАГАТЭ.

Государства Совета сотрудничества высказывают надежду на то, что избрание президентом Ирана Хасана Роухани ознаменует собой новый этап в отношениях Ирана с его арабскими соседями, что они будут строиться на новой основе «отказа Ирана от вмешательства в их внутренние дела, соблюдения принципа добрососедства, отказа от применения силы или угрозы его применения». Таким образом, государства-члены ССАГЗ вновь повторяют претензии, которые они в последние годы предъявляли к Ирану, и, по всей вероятности, не склонны доверять тому, что политика нового иранского президента в корне изменится.

Позиция арабских монархий Залива, касающаяся сирийского вопроса, связана с их стремлением не допустить усиления региональной роли Ирана. Поэтому министры иностранных дел этой группы государств на своем совещании вновь выразили поддержку сирийской оппозиции в лице Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС), назвав ее «единственным законным представителем сирийского народа». Они отметили, что только представители этого НКОРС, а не какие-либо другие оппозиционные структуры, должны принять участие в совещании «Женева-2».

В свою очередь, работа совещания «Женева-2», по мнению министров иностранных дел ССАГЗ, должна привести к «заключению соглашения, которое определит четкие временные рамки по формированию переходного сирийского правительства. Оно должно стать, по мнению, высказанному главами внешнеполитических ведомств Совета сотрудничества, полноценным органом исполнительной власти». Таким образом, арабские государства Залива рассчитывают, что, если удастся достигнуть урегулирования сирийского конфликта в Сирии с помощью международных посредников, то это урегулирование не приведет к усилению региональной роли Ирана – союзника правящего сирийского режима.

Отношение государств-членов ССАГЗ по отношению к Ирану остается настороженным. Они с явным недоверием относятся к тому, что внешнеполитический курс этой страны при новом президенте претерпит коренные изменения. Поэтому, хотя министры иностранных дел этих государств на своем последнем совещании выразили осторожный оптимизм в отношении Ирана, министры внутренних дел той же группы государств заняли иную позицию.

Совещание министров внутренних дел государств Совета сотрудничества состоялось 28 ноября 2013 г. в Манаме, на следующий день после встречи министров иностранных дел. На нем было принято решение «о принятии дополнительных мер, направленных на пресечение деятельности ливанской «Хизбаллы» и всех тех, кто ее поддерживает». Иран не был назван, однако, понятно, что именно эта страна оказывает помощь и поддержку этой политической организации, представляющей интересы ливанских шиитов. Информация о том, что отряды «Хизбаллы» принимают участие в сирийской гражданской войне на стороне правительственных войск, которая появилась некоторое время тому назад, вызвала резко отрицательную реакцию со стороны государств-членов Совета сотрудничества. Они приняли решение о депортации с территории своих стран руководящих представителей этой организации, а также ее рядовых членов, если их политическая ориентация будет раскрыта.

Решение министров внутренних дел ССАГЗ об усилении мер, направленных против «Хизбаллы» и ее спонсора (Ирана) свидетельствует о том, что, по мнению представителей руководства государств Совета сотрудничества, деятельность этой религиозно-политической структуры и ее внешнего покровителя по-прежнему представляет угрозу национальной безопасности государств, входящих в эту региональную организацию. Не случайно, выступая на совещании, министр внутренних дел Бахрейна, страны, председательствовавшей на этом совещании, отметил, что «предварительное соглашение между Ираном и великими державами по поводу иранского ядерного досье дало нам надежду» на то, «оно послужит делу укрепления стабильности и безопасности в регионе». Далее глава бахрейнского внешнеполитического ведомства отметил: «Мы надеемся, что эта стабильность не будет достигнута за счет безопасности одного из государств Совета сотрудничества (речь, разумеется, идет о Бахрейне, более других государств ССАГЗ подвергавшемуся угрозам со стороны Ирана – Е.М.)». Бахрейнский министр также подчеркнул, что «состояние региональной безопасности требует более плодотворной работы и сотрудничества государств Совета, направленного на усиление общей координации в вопросах безопасности».

Еще одна конфликтная проблема, которая существует в отношениях между Ираном и его арабскими соседями, касается принадлежности островов Большой Томб, Малый Томб и Абу-Муса. Государства Совета сотрудничества поддерживают своего партнера – Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), которые отстаивают свой суверенитет на эти острова, оккупированные Ираном, считающим их частью своей территории. После подписания соглашения в Женеве, означавшего готовность Ирана идти на компромисс, руководство ОАЭ, по-видимому, надеется на то, что Иран откажется от своей прежней позиции и пойдет на ее обсуждение.

Государственный министр ОАЭ по иностранным делам в своем заявлении по поводу соглашения, заключенного Ираном и государствами «группы 5+1» в Женеве, заявив о поддержке этого соглашения ОАЭ, подчеркнул, что «требование Эмиратов вернуть суверенитет над тремя островами, оккупированными Ираном – историческая, законная позиция, исходящая из необходимости решить этот вопрос мирным путем, путем переговоров или же путем обращения в международную судебную организацию». Как заявил министр ОАЭ, «мы не стремимся к нежелательному обострению отношений между двумя странами или усиления напряженности в регионе».

В условиях изменения курса в отношении Ирана, наметившегося в политике глобальных игроков, арабские государства Залива продолжают испытывать недоверие к Ирану. В этих условиях они стремятся укрепить свое единство, как и пытаются нивелировать свои разногласия по проблемам арабского мира. Как заявил государственный министр ОАЭ по иностранным делам, все арабские государства региона Залива занимают единую позицию по основным региональным и международным проблемам. Однако он признал существование разногласий между Катаром, с одной стороны, и Саудовской Аравией и ОАЭ по ситуации в Египте, с другой, но подчеркнул, что, несмотря на некоторые отличия, все страны Совета сотрудничества стремятся к достижению стабильности в Египте.

Кроме того, государства ССАГЗ пытаются заручиться поддержкой других монархических государств арабского мира, с которыми в последнее время отношения укрепляются. Это – Иордания и Марокко. Министр иностранных дел Иордании и исполняющая обязанности министра иностранных дел Марокко присутствовали на совещании министров иностранных дел государств ССАГЗ в Кувейте, на котором обсуждалось женевское соглашение с Ираном.

62.83MB | MySQL:102 | 0,643sec