О развитии политической ситуации в Йемене

Руководитель одного из южнойеменских «харакат» (движения, объединяющие сторонников различных бывших руководителей НДРЙ) Мухаммед Ахмед объявил о своем прекращении в работе Конференции национального диалога (КНД). Напомним, что последняя является конференцией представителей фактически всех политических партий страны и созвана для определения модели будущего государственного устройства, административного деления, а также выработки проекта новой конституции. Другими словами, форум политических сил страны в лице КНД должен подготовить и представить новому парламенту и президенту консенсусный план по переходу Йемена в новый формат государственного федеративного устройства со значительным усилением роли регионов и парламентской составляющей.

Свою работу КНД должна была завершить 18 ноября с.г., однако, судя по всему, до достижения какого-либо компромисса еще очень далеко. А без этого невозможно проводить новые парламентские выборы. Да и выборы нового президента страны во многом теряют первоначальный смысл, который закладывался в контексте т.н. «инициативы стран Персидского залива». Предполагалось, что нынешний президент А.Хади является чисто техническим руководителем государства на два года и должен был обеспечить переход страны к новому этапу своего государственного развития. В нынешней же ситуации его перевыборы в новом году фактически предопределены, поскольку на настоящий день он является единственной компромиссной фигурой для всех политических сил страны.

Как мы и предполагали, попытки выстраивания нового «демократического» государства натолкнулись, прежде всего, на вопрос собственности, в связи с чем сейчас и идет ожесточенная борьба между, грубо говоря, Севером и Югом. В спорах о будущем административном устройстве в своей первооснове лежит именно вопрос о собственности, который в Йемене крайне непрост и запутан. Напомним, что после гражданской войны 1994 года и поражения в ней южан основные куски собственности в этом регионе разделили между собой северяне, а если еще точнее – представители исламистской партии «Ислах». В Южном Йемене находится и «львиная доля» нефтяных месторождений. При этом ситуация с добычей и экспортом углеводородов крайне непрозрачна и запутана. До сих пор очень приблизительно можно понять, куда попадает значительная часть доходов от их экспорта. Понятно только одно – нефтяные месторождения разделены между различными кланами (в том числе и бывшего президента А.А.Салеха), которые сами устанавливают правила игры на этом рынке. Например, с каждого барреля нефти добываемого в провинции Хадрамаут 2 доллара поступает в карман лично одного из руководителя «Ислах» Хамида аль-Ахмара. И это только один ставший известным пример.

Вот собственно за что и идет борьба в рамках и формате КНД. Южане в своем большинстве выступают за независимость, поскольку именно в этом варианте они видят единственный путь для возвращения себе прав собственности и контроля над финансовыми потоками. Йеменская социалистическая партия (ЙСП) в этой связи выступает за федеративное устройство страны по принципу «юг-север», что в данной ситуации видится как наиболее оптимальная модель. Северяне в лице «Ислах» не предлагают ничего и всячески затягивают время, поскольку любое иное положение вещей, кроме нынешнего, им объективно невыгодно. В рамках достижения компромисса по этому вопросу южнойменские «харакат» периодически приостанавливали свое участие в работе КНД, а часть из них, которая лояльна бывшему южнойеменскому руководителю С.аль-Бейду, изначально в ней не участвовала. Излишне говорить, что без участия южан в этом формате он теряет какой-либо смысл, а его решения становятся нелегитимными.

Выход из переговорного процесса М.Ахмеда имеет свой нюанс. Этот бывший жесткий руководитель из окружения президента НДРЙ Али Насера Мухаммеда бежал вмести с ним и нынешним президентом А.Хади из страны после кровавой попытки госпереворота в 1986 году, и с тех пор спокойно жил в эмиграции в Лондоне. Обратно его вернул А.Хади менее года назад с единственной целью — создать в Южном Йемене подконтрольный себе «харакат». И нынешняя позиция М.Ахмеда, которая внешне расходится с позицией президента, имеет свои резоны. Здесь, конечно, имеет место и элемент торга и шантажа северян, но не только. Мы уже говорили, что без логичного завершения работы КНД невозможны парламентские выборы, а итоги президентских фактически предопределены. В этой связи позволим себе высказать мнение, что нынешний демарш М.Ахмеда имеет своей целью, в том числе, и подвесить ситуацию на неопределенное время и тем самым сделать кандидатуру А.Хади в качестве президента страны еще на два года окончательно безальтернативной.

Все эти события проходят на фоне непрекращающихся террористических атак различной степени интенсивности на политических деятелей и военных. Продолжается отстрел офицеров из числа уроженцев Южного Йемена, что приобретает уже характер пугающей регулярности. Совершено нападение на двух граждан Беларуси, которые прибыли в страну в связи с контрактами на ремонт танков. На следующий день после заключения перемирия между хауситами и исламистами в рамках прекращения боев в Сааде в столице неизвестными убит один заметных лидеров хаусистов А-К.Гадар. Естественно, что это поставило условия перемирия под большую угрозу. И за этими эпизодами явно видна рука бывшего президента страны Салеха, который всячески старается сохранить в стране ситуацию нестабильности и перманентного противостояния в различных ее регионах. Цель в данном случае ясна – реанимировать свою политическую состоятельность, всеми способами затянуть процесс государственного реформирования страны и создать условия по возвращению в большую политику своего сына Ахмеда, который терпеливо ожидает прихода своего часа в вынужденной почетной ссылке в ОАЭ.

52.31MB | MySQL:103 | 0,466sec