Ситуация в Египте: октябрь 2013 г.

Противостояние. Именно этим словом можно обозначить лейтмотив основных событий октября в Египте, где «Братья-мусульмане» всеми силами пытались вернуть к власти президента-исламиста Мухаммеда Мурси, смещенного с этого поста военными 3 июля. При этом они активно использовали своих радикально настроенных единомышленников.

4 октября неизвестные в масках обстреляли военную автомашину близ г.Исмаилия на Суэцком канале. В результате обстрела погибли двое солдат, еще двое военных получили ранения. Сразу после инцидента военные блокировали автодорогу между Каиром и Исмаилией. К тому времени начиная с 3 июля в результате атак радикалов в Египте погибли свыше 100 полицейских.

Также 4 октября по случаю пятницы сторонники «братьев» попытались организовать манифестацию в Каире близ площади Тахрир. Эта попытка была пресечена полицией с помощью слезоточивого газа и предупредительного огня в воздух из стрелкового оружия. В результате такого применения оружия погибли 4 человека. В тот же день в столичном квартале Маниаль имели место столкновения между сторонниками и противниками М.Мурси. Аналогичные столкновения имели место и в квартале Шубра с преимущественно христианским населением, а также в городе Александрия.

Уже 5 октября, в субботу, происламистский Альянс против госпереворота призвал сторонников М.Мурси выйти на новую манифестацию на площади Тахрир в воскресенье, в 40-ю годовщину Октябрьской войны с Израилем.

Со своей стороны либеральное движение «Тамарруд», сыгравшее огромную роль в событиях, приведших к уходу от власти Хосни Мубарака, также призвало своих сторонников выйти 6 октября «на все площади городов Египта» с тем, чтобы защитить идеалы январской революции 2011 года. Напомним, что именно «Тамарруд» вывело египтян на антиисламистскую манифестацию 30 июня, после которой М.Мурси перестал быть президентом. Тогда военные заявили, что их действия по смещению президента отражали настроение египтян.

Что касается МВД, то оно предупредило исламистов, что «с твердостью ответит» на все возможные выступления. Со своей стороны временный президент Египта Адли Мансур заявил, что власти «победят терроризм и слепое насилие как правовое государство, которое защищает свободы граждан и основы страны».

Заблаговременно, еще до 6 октября, египетские военные ввели в Каир бронетехнику, которая блокировала подъезды к стратегическим объектам столицы. Тем не менее столкновения между силовиками и сторонниками М.Мурси были неизбежными. Сразу же начался отсчет числа жертв. 1, 15, 28, 38, 50, 57 убитых по всей стране, главным образом — в Каире (48 погибших). На сей раз обошлось без погибших из числа полицейских, хотя, по данным МВД, первыми огонь по полицейским открыли исламисты. Число раненых по всей стране превысило 390 человек.

Все эти действия, как представляется, были совершены с тем, чтобы продемонстрировать, что «Братья-мусульмане» никуда не исчезли, и что они остаются силой, способной мобилизовать массы.

7 октября последовал ответ исламистов. В результате серии атак на полицейских и военных погибли 9 силовиков. Одна из атак с использованием заминированной автомашины была совершена на юге Синайского полуострова в районе городка Ат-Тур близ Шарм аш-Шейха, где погибли трое полицейских. Ответственность за этот теракт взяла на себя связанная с «Аль-Каидой» группировка «Ансар Бейт аль-Макдис». В Каире неизвестные обстреляли из гранатометов центр спутниковой связи в квартале Маади, в результате чего была повреждена антенна центра. Позднее ответственность за этот теракт взяла на себя группировка «Аль-Фуркан». Ранее, в сентябре с.г., эта группировка взяла на себя ответственность за нападение на одно из судов в Суэцком канале.

10 октября боевик-смертник на заминированной автомашине атаковал армейский блок-пост на Синайском полуострове. В результате этой атаки погибли 4 солдат и 1 полицейский, еще 3 получили ранения.

Там же, на Синайском полуострове, 11 октября на мине подорвался армейский грузовик. В результате теракта ранения получили по меньшей мере 9 солдат.

14 октября правозащитная организация «Международная амнистия» заявила, что в событиях 6 октября египетские силовики и вооруженные лица в гражданской одежде вели огонь на поражение по участникам манифестаций. Она осудила египетские власти за «непропорциональное и неоправданное применение силы». Свои заключения эта организация делала на основе свидетельств исламистов, участвовавших в этих манифестациях.

16 октября голландская авиакомпания «Трансавиа» объявила, что приостанавливает полеты своих туристических чартеров в Шарм аш-Шейх из-за проблем с безопасностью. Авиакомпания не стала уточнять, о каких проблемах шла речь, однако голландский государственный телеканал пояснил, что речь шла о возможных обстрелах самолетов с помощью переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) со стороны боевиков, обосновавшихся в северной части Синайского полуострова. По данным голландских СМИ, Национальный центр по борьбе с терроризмом ранее получил данные, указывающие на возможность атак самолетов с помощью ПЗРК на Синайском полуострове.

19 октября заминированная автомашина была подорвана у здания египетской военной разведки в г.Исмаилия. В результате теракта ранения получили 6 военнослужащих. Близ места совершения теракта была обнаружена еще одна заминированная машина. Ее успели обезвредить саперы. Ответственность за этот теракт взяла на себя группировка «Ансар Бейт аль-Макдис». «Мы вновь советуем египтянам держаться подальше от зданий, относящихся к армии и полиции, поскольку они являются законными целями для муджахидинов», — отмечалось в заявлении группировки.

20 октября в районе исламского университета Аль-Азхар на манифестацию вышли тысячи студентов — сторонников экс-президента М.Мурси. Чтобы разблокировать важную автодорогу Ан-Наср, полиция была вынуждена применить слезоточивый газ.

В тот же день трое неизвестных в масках открыли огонь по группе коптов, выходивших из церкви в столичном квартале Аль-Варак. В результате нападения погибли 4 человека, в том числе девочки 8-ми и 12-ти лет, 17 человек получили ранения. Эта атака стала первым после отстранения М.Мурси нападением на коптов, совершенным в Каире. «Братья-мусульмане» обвиняют коптов в том, что те поддержали действия военных, низложивших президента-исламиста.

21 октября тысячи коптов пришли на похороны своих единоверцев, погибших днем ранее.

22 октября одна из джихадистских групп атаковала на севере Синайского полуострова автоколонну, перевозившую полицейских. Сначала исламисты подорвали 4 взрывных устройства, а затем обстреляли остановившиеся машины. Когда полицейские открыли ответный огонь, нападавшие ретировались. В результате нападения один полицейский погиб, 8 получили ранения.

22 октября в Каире было объявлено, что 4 офицера полиции предстанут перед судом в связи с гибелью 37 арестованных исламистов, отравившихся в августе с.г. слезоточивым газом при их перевозке в автозаке. Полицейские, перевозившие в тот день 600 арестованных исламистов, утверждают, что они использовали слезоточивый газ для подавления бунта. Этот инцидент, произошедший 4 дня спустя после силового подавления выступления исламистов, вызвал большой международный резонанс. В частности, генсек ООН Пан Ги Мун потребовал от египетских властей провести тщательное расследование происшедшего.

28 октября в городе Мансура на севере Египта неизвестные в масках расстреляли троих полицейских, находившихся на посту у местного университета.

К исходу октября стало очевидным, что вытесненные с улиц, сторонники экс-президента превратили в свои последние оплоты для массовых сборищ территории университетов. Тем более, что с 2010 года территории университетов охраняются частными охранными предприятиями, а полицейские не имели права проникать на территорию учебных заведений. Поэтому, как представляется, власти должны были срочно решить проблему университетов, и они ее решили. Уже 30 октября полицейские проникли в студенческий городок университета Аль-Азхар с тем, чтобы рассеять манифестацию в поддержку экс-президента. С 2010 года это был первый случай силового вторжения на территорию учебного заведения. Предварительно полицейские получили разрешение прокуратуры на подобную акцию.

30 октября египетские военные предотвратили подрыв заминированной машины на севере Синайского полуострова. Там события развивались следующим образом. Сначала джихадисты обстреляли армейскую автоколонну из стрелкового оружия. Военные ответили огнем, и в контратаке захватили одного из нападавших. С ним, по всей видимости, быстро и без церемоний поговорили, после чего он сообщил, что на пути следования колонны ее поджидает заминированная машина. Понятно, что военные тут же сами подорвали машину, предварительно оцепив место ее нахождения.

Ранее, 1 октября было объявлено, что Каир приостанавливает туристические обмены между Египтом и Ираном, начавшиеся в период правления М.Мурси. Как объявил министр туризма АРЕ Хишам Зазу, это решение «связано с безопасностью государства».

8 октября в Эр-Рияде побывал временный президент АРЕ А.Мансур. Там он получил гарантии короля Абдаллы относительно того, что Саудовская Аравия продолжит поддерживать новые египетские власти, столкнувшиеся с «терроризмом». Для А.Мансура этот визит стал его первой зарубежной поездкой.

Что касается Саудовской Аравии, то она изначально поддержала египетских военных, отстранивших от власти М.Мурси.

Также 8 октября правительство Египта убрало «Братьев-мусульман» из списка разрешенных неправительственных организаций. Ранее, 23 сентября, египетская Фемида запретила деятельность «Братьев», равно как всех организаций, отпочковавшихся от них или финансируемых ими.

9 октября правозащитная организация «Международная амнистия» обвинила египетские силы безопасности в том, что они не смогли защитить египетских христиан после падения режима М.Мурси. По данным правозащитников, начиная с 14 августа исламисты разграбили свыше 200 магазинов, принадлежавших коптам, разрушили или повредили 43 церкви, убили по меньшей мере 4-х христиан.

9 октября египтяне, возможно, узнали имя нового президента страны. Как заявил в интервью независимой газете «Аль-Масри аль-Яум» вице-премьер-министр, министр обороны АРЕ генерал Абдель Фаттах ас-Сиси, он не исключает возможности того, что будет баллотироваться на президентских выборах в 2014 году. «Как будет угодно Аллаху», — философски заметил реальный — после отстранения М.Мурси — глава государства, при этом добавив, что «еще не наступил момент для принятия соответствующего решения в связи с вызовами и опасностями, с которыми сталкивается страна». В любом случае Египет уже готов к этому — как требует традиция большинства арабских стран, его портретами уже украшены большинство лавок и кабинетов чиновников.

Еще одна новость пришла 9 октября из США. Вашингтон решил наказать своего некогда верного союзника за его борьбу с исламистами, заморозив часть военной помощи Египту. В силу этого решения Каир не получит в этом году заказанные на американские деньги истребители F-16, боевые вертолеты «Апач», противокорабельные ракеты «Гарпун» и запчасти к танкам «Абрамс» стоимостью несколько сотен миллионов долларов.

Ежегодно после подписания в 1979 году мирных соглашений с Израилем Египет получал американскую военную помощь в размере 1,3 млрд долларов.

Ранее, в середине августа, США отменили совместные американо-египетские учения и перенесли на неопределенный срок поставку четырех истребителей F -16.

Ответ из Каира на решение — скорее всего символическое — Вашингтона пришел незамедлительно. Там заявили, что Египет продолжит принимать «независимые» решения, не обращая внимание на «давление извне». Уже 16 октября глава МИД АРЕ Набиль Фахми признал, что египетско-американские отношения вступили в «деликатную фазу». «Сказать что-либо другое на этот счет было бы нечестно», — отметил он. «Все происходит от того, что Египет опирался на американскую помощь в течение 30-ти лет, сделав самый легкий для него выбор и отказавшись от любой диверсификации. Это привело Соединенные Штаты к ошибочной мысли, что Египет всегда будет следовать в фарватере его политики», — сказал Н.Фахми.

Приостановление американской военной помощи Египту может вынудить последний обратиться к России, Китаю или Франции. Деньги на это Каир может получить от поддерживающих его стран Персидского залива.

Чтобы уменьшить накал противостояния, египетские власти разработали проект закона, ограничивающего возможности проведения манифестаций и забастовок. Против этого проекта немедленно выступили 17 правозащитных организаций, обвинивших власти в стремлении ограничить завоевания революции 2011 года. Для того, чтобы проект этого закона вступил в силу, он — в условиях отсутствия парламента — должен быть принят кабинетом министров и утвержден декретом временного президента.

26 октября ОАЭ, безоговорочно поддержавшие новые египетские власти, выделили Каиру дополнительно в виде помощи 3,9 млрд долларов. Сразу после низложения М.Мурси они предоставили Египту 1 млрд долларов в виде помощи и 2 млрд — в виде беспроцентного кредита для египетского Центрального банка. Еще 9 млрд долларов помощи Египет получил от Саудовской Аравии и Кувейта. Цель этой помощи очевидна — помочь Египту преодолеть последствия двух с половиной лет хаоса в экономике.

В целом, наблюдая за событиями в Египте и делами тех, кто пришел в этой стране к власти, а также из личных бесед с представителями новой египетской политической элиты можно сделать вывод, что в Каире сейчас на вершине властной пирамиды оказались идейные наследники Насера со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе и для российско-египетских отношений. Однако новым египетским властям придется решать сложнейшие задачи вывода страны из острейшего социально-экономического кризиса в условиях ожесточенного противоборства, в том числе и вооруженного, со стороны исламистов всех мастей и оттенков.

52.35MB | MySQL:103 | 0,552sec