Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (25 ноября – 1 декабря 2013 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе были связаны с Сирией и Египтом. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун 25 ноября официально объявил, что мирная конференции по Сирии «Женева-2» начнет работу 22 января 2014 г. Конституционная комиссия Египта 30 ноября сообщила о завершении работы над проектом нового основного закона страны.

В Сирии правительственные войска и вооруженные формирования противников режима Б. Асада резко активизировали боевые действия, стремясь использовать время, оставшееся до объявленной даты созыва конференции «Женева-2», для изменения в свою пользу положения дел на фронтах. Речь, прежде всего, идет о провинциях Дамаск и Алеппо.

Генсек ООН Пан Ги Муна заявил, что целью конференции в Женеве, работу которой намечено начать 22 января 2014 г., должно стать создание в Сирии переходного правительства, «в которое войдут люди, устраивающие обе стороны». Дамаск официально подтвердил свое участие в «Женеве-2». Делегацию правительства возглавит министр иностранных дел САР В. Муаллем. Также было заявлено, что делегация «не намерена поддаваться давлению западных стран и соглашаться на отставку президента Б. Асада. Глава головной организации сирийской оппозиции — Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил А. Джарба также заявил, что эта организация примет участие в «Женеве-2» и готова обсуждать вопросы передачи власти «переходной администрации, наделенной всеми полномочиями», но в которой «не должно быть ни Асада, ни его ближайшего окружения». Нацкоалиция осознает, что оппозиция должна участвовать в «Женеве-2» единым фронтом, но понимает, что это «очень сложно» будет достичь. Так, внутренняя оппозиция в лице Национального координационного комитета «не согласна участвовать в мирной конференции «Женева-2» под эгидой стамбульской коалиции». С. Идрис — руководитель вооруженного крыла Сирийской свободной армии заявил, что «условия проведения конференции «Женева-2» неприемлемы, мы не сможем принять участие в них. Мы не собираемся прекращать военные действия на время конференции или после нее».

Глава МИД России С. Лавров считает, что дожидаться выполнения всех предварительных условий для проведения мирной конференции по Сирии означает «пустить ситуацию на самотек». Лавров подтвердил неизменность позиции России в том, что необходимо созывать «Женеву-2» без каких-либо предварительных условий.

Турция и Иран призвали к прекращению огня в Сирии до начала конференции «Женева-2». Иран заявил о готовности «сыграть роль посредника в налаживании отношений между Анкарой и Дамаском».

Президент Сирии Б. Асад продлил до конца 2013 г. срок действия всеобщей амнистии, истекший 30 ноября. Указ главы государства касается «дезертиров, уклоняющихся от несения воинской службы в рядах вооруженных сил и нарушивших закон».

29 ноября Сирия сообщила Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) об уничтожении всех неснаряженных боеприпасов, ликвидация которых должна была состояться до 31 января 2014 г. Гендиректор ОЗХО А. Узюмджю доложен до 17 декабря представить исполнительному комитету организации план уничтожения сирийского химического оружия. Глава ОЗХО также заявил, что уничтожение арсенала химоружия, задекларированного властями САР, будет стоить от 35 до 45 млн евро. В эту сумму не входит стоимость его транспортировки. Наиболее опасные сирийские химические вещества (500 тонн), которые должны быть вывезены из страны до 31 декабря 2013 г., будут уничтожены на судне ВМС США, заявил А. Узюмджю. «Что касается других типов запасов химических веществ Сирии, в том числе и промышленных (порядка 800 тонн,- авт.), то на сегодняшний день поступило 35 заявлений от заинтересованных частных компаний по их ликвидации, которые теперь будут проходить проверку на оказание данной процедуры.

Вооруженный конфликт в Сирии негативно сказывается на обстановке в соседнем Ливане. Так, 30 ноября в городе Триполи на севере страны вновь вспыхнули бои между местными суннитами и алавитами, поддерживающими сирийского президента Асада.

30 ноября глава конституционной комиссии Египта («Комиссии 50») А. Муса объявил о завершении работы над проектом нового основного закона страны «при полном консенсусе по всем статьям». Сообщается, что сторонники светского государства в «Комиссии-50» отвергли требования введения шариата в стране, выдвинутые исламистами. В преамбуле конституции подчеркнуто, что «Египет является демократическим государством с гражданской системой правления». Проект основного закона предусматривает укрепление позиций военных в стране и запрещает создание политических партий на религиозной основе. Кроме того, предусматривается упразднение верхней платы парламента – Совета Шуры. К 1 декабря комиссия одобрили 243 из 247 статей конституции. В то же время она не пришли к единому мнению по вопросу о том, какие выборы следует провести в первую очередь: президентские или парламентские. Как ожидается, проект конституции будет вынесен на референдум в декабре текущего года. Египетский Центризбирком заявил, что голосование по новой конституции пройдет в один этап и займет два дня.

На минувшей неделе в Каире, Александрии и некоторых других городах Египта прошли демонстрации сторонников «Братьев-мусульман». В провинции в большинстве случаев местные жители либо самостоятельно разгоняли демонстрации исламистов, либо приходили на помощь полиции.

Правительство АРЕ приступило к пересмотру недавно принятого закона о митингах. На такой шаг власти вынуждены были пойти после того, как полиция в соответствии с возложенными на нее законом полномочиями разогнала несколько демонстраций в Каире, что спровоцировало обострение обстановки в столице и привело к акциям гражданского неповиновения.

В Вашингтоне заявили, что США намерены приступить к планированию полного вывода войск из Афганистана, если президент этой страны Х. Карзай не подпишет двустороннее соглашение о безопасности. Советник президента США по национальной безопасности С. Райс после встречи с Х. Карзаем в Кабуле заявила 25 ноября, что без немедленного подписания этого документа у Соединенных Штатов не останется выбора, кроме как начать планирование перспективы после 2014 г., в которой не будет никакого присутствия войск США или НАТО в Афганистане. Райс назвала «нецелесообразным» решение Карзая отсрочить подписание соглашения до президентских выборов в стране в 2014 г. Депутаты верхней палаты афганского парламента также подвергли критике позицию Карзая по отсрочке подписания соглашения с США.

Премьер-министр Пакистана Н. Шариф посетивший на прошедшей неделе с официальным визитом Кабул, пообещал Афганистану помощь в процессе поиска мира с движением «Талибан». Шариф сообщил, что между афганскими властями и бывшим главой «Талибана» муллой Барадаром, выпущенном в сентябре из пакистанской тюрьмы, достигнута договоренность о консультациях.

29 ноября вступил в должность новый командующий сухопутными войсками Пакистана генерал-лейтенант Р. Шариф. Новым председателем Объединенного комитета начальников штабов (ОКНШ) ВС Пакистана назначен генерал Р. Махмуд. Отметим, что председатель ОКНШ и командующий армией принимают ключевые решения по вопросам борьбы с вооруженными группировками талибов. В этой связи генерал Шариф высказывал мнение, что талибы являются не меньшей угрозой для страны, чем опасность, исходящая от Индии – главного противника Пакистана.

Руководитель Организации атомной энергетики Ирана А. А. Салехи заявил 26 ноября, что в результате подписания соглашения с «шестеркой» международных посредников Тегеран ничего не потерял, а система антииранских санкции «пошатнулась». Салехи отметил, что Иран лишь согласился приостановить обогащение урана до уровня 20%, но намерен увеличить производство урана, обогащенного до 5%. 28 ноября власти Ирана пригласили инспекторов МАГАТЭ посетить 8 декабря ядерный реактор на тяжелой воде в Араке, который ранее не был доступен для международной инспекции. Глава МАГАТЭ Ю. Амано заявил, что необходимо тщательно подготовить реализацию соглашения Ирана с «шестеркой», что, по его мнению, не должно занять много времени. 29 ноября в Тегеране сообщили, что Иран приостановит выполнение своей ядерной программы в конце декабря 2013 г. или в начале января 2014 г.

Соединенные Штаты приостановят на шесть месяцев свои усилия по сокращению закупок иранской нефти в мире, однако речь не идет об увеличении экспорта нефти из Ирана, говорится в заявлении госсекретаря США Дж. Керри. В частности, речь идет о временном выводе из режима американских санкций Китая, Индии, Южной Кореи, Турции, Тайваня, Малайзии, ЮАР, Сингапура и Шри-Ланки.

Президент Ирана Х. Роухани заявил 30 ноября, что не допустит полной ликвидации ядерных объектов в стране, так как это является «красной линией» для Тегерана. Говоря об отношениях с США, Роухани отметил: «35-летние проблемы между Ираном и США очень сложны и не могут быть решены в короткие сроки. Нам нужно уменьшить напряженность на данном этапе и создать взаимное доверие шаг за шагом. Если меры, принятые в Женеве, будут тщательно и точно реализованы, это будет означать, что мы сделали один шаг вперед на пути к доверию».

На прошедшей неделе резко обострилась обстановка в Бенгази — крупнейшем городе на востоке Ливии, где 25 ноября вспыхнули ожесточенные уличные бои между боевиками экстремистской салафитской группировки «Ансар аш-шариа» и правительственными войсками. Переговоры военных властей с экстремистами о предоставлении им безопасного коридора для того, чтобы боевики могли покинуть Бенгази, окончились безрезультатно. Более того, поступили сообщения о том, что на помощь салафитам из различных районов страны выдвигаются отряды их единомышленников.

Премьер-министр Ливии А. Зейдан заявил 27 ноября, что страна столкнулась с экономическим кризисом из-за того, что вооруженные ополченцы на протяжении нескольких месяцев блокируют работу нефтяных объектов, в результате чего доходы казны от экспорта углеводородов упали на 80 процентов. Военное командование Ливии 1 декабря призвало ополченцев и участников акций протеста покинуть нефтяные месторождения и порты, чтобы позволить возобновить добычу и экспорт нефти.

Осложнилась обстановка в Тунисе. На минувшей неделе в провинциях Гафс (запад страны), Габес (юго-восток) и Сильяна (центр) прошли забастовки и массовые демонстрации протеста против проводимой властями социально-экономической политики. В провинции Гафс были совершены нападения на штаб-квартиру правящей исламистской партии «Ан-Нахда» и офис местного губернатора. Во время демонстраций в провинциях Гафс и Сильяна имели место столкновения манифестантов с полицией. Отметим, что забастовки и акции протеста проходят на фоне глубокого политического кризиса в стране, затянувшейся приостановки диалога между исламистами и оппозицией.

Власти Израиля одобрили строительство 829 новых домов в поселениях на оккупированных территориях Западного берега реки Иордан. План строительства жилья был утверждён специальным комитетом израильских военных, который отвечает за эту территорию.

Правительство Израиля 1 декабря заявило, что не отступит от проекта по выселению бедуинов из пустыни Негев, несмотря на прошедшие 30 ноября массовые акции протеста, переросшие в ряде мест в беспорядки и столкновения с полицией. Законопроект, который прошел первое чтение в Кнессете, предполагает выселение около 35 тыс. бедуинов из района Негев и снос до 40 бедуинских поселений на землях, которые, как заявляют власти, они захватили незаконно. Бедуины же говорят, что правительство вынуждает их покидать земли своих предков.

Приложение

 

 

Судан: проблемы обеспечения национальной безопасности

 

 

К главным угрозам национальной безопасности Судана следует отнести кризисную ситуацию в экономике страны, растущую внутриполитическая напряженность, вооруженный конфликт в западном регионе Дарфур, противостояние с Республикой Южный Судан (РЮС) и связанная с ним повстанческая деятельность в южных штатах Голубой Нил и Южный Кордофан.

В последние годы экономическое и финансовое положение Судана неуклонно ухудшается. Утрата основных нефтяных месторождений после отделения Южного Судана в 2011 г. и прекращение транспортировки южносуданской нефти через суданскую территорию резко сократили поступления в государственную казну, обусловили хронический рост дефицита госбюджета, привели к «галопирующей инфляции» и обвалу национальной валюты. Сократились зарубежные инвестиции. Действующие с 1997 г. американские политические и экономические санкции также негативно сказываются на состоянии суданской экономики. Ситуация усугубляется тем, что в условиях сохранения повстанческих движений и противостояния с Южным Суданом правительство вынуждено выделять значительные средства на нужды, связанные с обеспечение безопасности. Быстрыми темпами растет безработица, превысившая 30 проц от работоспособного населения страны.

На фоне кризисной финансово-экономической и социальной ситуации активизируются противники правящего режима и его лидера — президента Судана О. аль-Башира. В стране регулярно происходят массовые протестные выступления против политики властей, перерастающие в беспорядки и столкновения с полицией. В последний раз они имели место в сентябре-октябре текущего года и стали крупнейшими со времени прихода к власти О. аль-Башира в 1989 г. Нынешние акции протеста были вызваны решением правительства об отмене дотаций на топливо, что вызвало резкий скачок цен. О. аль-Башир заявил, что это решение имел цель «предотвратить коллапс экономики» Судана, и отменено не будет. Отметим, что власти сумели достаточно быстро взять ситуацию под контроль, так как протесты носили в целом спонтанный, неорганизованный характер и не были поддержаны руководителями ведущих оппозиционных партий, которые отчетливо осознают, что иного решения по уменьшению бюджетного дефицита быть просто не может. Ведь в случае сохранения субсидий Судан уже в этом году ждал дефолт.

В попытках улучшить экономическую ситуацию в стране правительство готовит новые программы. Их реализация на деле будет означать дальнейшее сокращение бюджетных расходов и различных дотаций, так как денег в казне почти не осталось: финансовые средства, полученные Суданом от нефтяного экспорта и экономического роста в первое десятилетие нового столетия, в значительной степени уже израсходованы. В силу своей жесткости эти меры будут крайне непопулярны среди населения, что, скорее всего, вызовет новую, ещё более мощную волну протестов и беспорядков, которые могут представить реальную угрозу ныне правящему в Судане режиму.

В последнее время нарастает недовольство политикой режима и внутри правящей Партии национального конгресса и, что более серьезно, оппозиция существует в военной среде. Причем недовольство зреет как в армейских верхах, так и непосредственно в войсках, в том числе в частях, дислоцированных в «горячих точках» — в Дарфуре, Южном Кордофане и Голубом Ниле. Начавшееся вынужденное сокращение военных расходов негативно сказывается на усилиях по борьбе с повстанцами, не позволяет осуществлять в необходимом количестве закупки вооружения, военной техники и боеприпасов, ведет к задержкам выплаты военнослужащим денежного довольствия. По оценке экспертов, «военная верхушка все меньше поддерживает главу государства», более того, «можно предположить, что Башир продержится ровно столько времени, сколько понадобится военным найти ему замену среди генералов». Усиливается критика режима и со стороны набирающих силу исламистов, имеющих все шансы на то, чтобы возглавить массовые стихийные протесты в случае их возникновения.

«Одной из ключевых кризисных точек на карте Судана» по праву считается Дарфур. Ситуация в этом регионе более десяти лет серьезно дестабилизирует обстановку в стране в целом. Конфликт в Дарфуре имеет многоплановый характер. Это, прежде всего, противостояние между правительственной армией и повстанческими группировками, заявляющими, что они отстаивают права местного негроидного населения». Кроме того, вооруженное противоборство происходит между враждующими дарфурскими группировками, а также между различными племенами и кланами. В регионе усиливается роль криминальных группировок. Многочисленные попытки, в том числе при международном посредничестве урегулировать ситуацию в Дарфуре, прекратить насилие и наладить устойчивый процесс политического урегулирования особого успеха не имеют. Соглашения о прекращении огня и налаживании диалога, как правило, не соблюдаются или выполняются не в полном объеме. Этому мешают накопившиеся за долгие годы враждебность и взаимное недоверие, а также раздробленность антиправительственных группировок. Ситуация усугубляется тем, что в условиях финансово-экономического кризиса центральное правительство действует по отношению к Дарфуру «по остаточному принципу», сокращая выделение бюджетных средств. В целом предпосылок к улучшению ситуации в Дарфуре не предвидится. Обстановка здесь остается очень сложной, а в ряде случаев просто никем не контролируемой, положение дел с обеспечением безопасности «все более деградирует».

После разделения в 2011 г. Судана на два отдельных государства отношения между ними сразу же приобрели недружественный, напряженный характер. На границе между Суданом и РЮС (до 2000 км) регулярно происходят вооруженные столкновения, порой перерастающие в масштабные боевые действия. К основным противоречиям между Хартумом и Джубой относятся: нерешенность территориально-пограничные проблем (прежде всего, спор о принадлежности нефтеносного района Абъей), проблема транспортировки южносуданской нефти через территорию Судана, поддержка повстанческих группировок, действующих в приграничных районах Судана и Южного Судана. Переговоры, которые ведутся сторонами, в том числе на высшем уровне, к кардинальному решению спорных проблем не привели и во многих случаях не выполняются.

По оценкам экспертов, «складывается впечатление, что Судан и Южный Судан в настоящее время ведут войну на истощение друг друга», однако «большая» война между Хартумом и Джубой вряд ли возможна», так как ни одна из сторон к ней не готова. В 2012-2013 гг. под давлением возможных санкций со стороны Совбеза ООН и учитывая катастрофическое состояние национальных экономик, две страны после длительных и сложных переговоров при посредничестве Африканского союза подписали ряд соглашений по вопросам обеспечения безопасности в районе границы и экономическом сотрудничестве. В частности, была достигнута договоренность о создании буферной демилитаризованной зоны по обе стороны границы и взаимном прекращении поддержки повстанцев (последняя договоренность сторонами не соблюдается). В то же время Хартум и Джуба не смогли и в ближайшее время вряд ли смогут прийти к согласию по демаркации границы и принадлежности района Абьей — проблем, нерешенность которых может вновь спровоцировать вооруженный конфликт.

Еще одной зоной нестабильности в Судане являются граничащие с РЮС штаты Южный Кордофан и Голубой Нил, где местные повстанцы ведут борьбу против хартумского правительства при поддержке Южного Судана. Причем руководство РЮС инициировало объединение ведущей повстанческой группировки – Суданского народно-освободительного движения (Север) с некоторыми дарфурскими группировками в Революционный фронт Судана. На сегодняшний день повстанцы контролируют значительные территории в обоих штатах и не намерены отказываться от вооруженной борьбы. В то же время правительственная армия не в состоянии сломить сопротивление сил противника (до 10 тыс. человек), создавшего хорошо оборудованные позиции в горных районах, что предопределяет длительность конфликта, который оказывает негативное влияние на общую обстановку в Судане.

Сложными остаются отношения между Суданом и Египтом. Здесь одним из главных раздражителей остается неурегулированность вопроса о «треугольнике Халаиб» на побережье Красного моря. В настоящее время эту территорию контролирует Египет. Судан настаивает на том, чтобы «новый» Египет вывел из спорного района свои войска. На сегодняшний день ситуация вокруг Халаиба находится в «замороженном» состоянии, что, однако, не исключает её нового обострения.

Хартум и Каир расходятся также и по жизненно важному для Египта вопросу о строительстве Эфиопией плотины «Возрождение» на реке Голубой Нил. Египтяне требуют от Эфиопии приостановки строительства, в то время как Судан его поддерживает, что в Каире считают «предательством».

52.35MB | MySQL:103 | 0,478sec