Тунис: трудности создания правительственной коалиции

На фоне продолжающегося  глобального противостояния салафитов и «Братьев-мусульман» в Ливии, подготовки нового «антиисламского» проекта конституции в АРЕ, в Тунисе продолжаются бесплодные попытки создать правительственную коалицию. Напомним, что основными участниками переговорного процесса на эту тему являются лидер правящей партии «Ан-Нахда» (тунисский филиал  «Братьев-мусульман») Р.Ганнуши и руководитель оппозиционной партии   «Призыв Туниса» К.ас-Себси. Консультации идут уже давно и уже привели к фактическому расколу «Ан-Нахды» на две фракции. С одной стороны – это условно «реформаторы» во главе с бывшим премьером Х.Джебали, а с другой – «ястребы», которые имеют большинство в законодательном органе партии «Меджлис шура». Первые выступают за формирование общенационального и надпартийного правительства технократов, вторые – за сохранение ключевых постов в государственном аппарате исключительно за представителями своей партии. Р.Ганнуши в данной ситуации пытается играть роль нейтрального лидера, формально не примыкающего ни к одной из фракций. Кроме того, он уже серьезно подумывает о том, чтобы выставить свою кандидатуру и сменить престарелого шейха Ю.аль-Кардауи на посту фактического руководителя общемирового движения «Братьев-мусульман».

По данным ряда экспертов, межпартийные консультации, очередной раунд которых начался на прошлой неделе, вновь зашли в тупик. В их процессе К.ас-Себси объявил о том, что он готов стать новым премьер-министром и возглавить правительство «национального единства».  Это новый момент в переговорной тактике оппозиции, поскольку ранее они заявляли исключительно о своих президентских амбициях. По крайней мере. К.ас-Себси не раз заявлял о том, что он видит себя как преемника нынешнего президента М.Марзуки. Отметим, что во многом на такую трансформацию взглядов лидера оппозиции повлияла позиция Вашингтона и Парижа, которые довели до него мнение о желательности переизбрания М.Марзуки на второй срок. По оценкам Запада, такой вариант является на сегодняшний день единственной возможностью гарантировать сохранение стабильности в стране и стать «прививкой» от начала нового витка напряженности, но на этот раз уже путем вооруженного противостояния. Такое предложение со стороны оппозиции заставило активизироваться «ястребов» в «Ан-Нахде», которые на собрании «Меджлис шуры» 23-24 ноября с.г. высказались за сохранение поста премьер-министра страны за ставленником исламистов А.Ларайедом как минимум до проведения парламентских и президентских выборов. Большинство членов законодательного органа партии не доверяют К.ас-Себси, подозревая его в том, что конечной целью его маневров является повторение «мягкого варианта» египетского сценария и окончательное отстранение исламистов от власти. Их подозрения в этой связи усиливаются в связи с перспективой перехода президентской и исполнительной власти к «светским», которые в свою очередь открыто ориентируются на Запад.

Отсюда стремление исламистов сохранить «демократический вариант» устройства, который подразумевает формирование нового кабинета министров исключительно по результатам парламентских выборов. И при этом варианте «Ан-Нахда» рассчитывает если не на повторение своих прежних результатов, то, по крайней мере, – на получение «блокирующего» числа депутатских мест в будущем составе парламента. Основой для такого рода рассуждений является уверенность в том, что у партии есть «базисный ресурс» избирателей (20-25%), который постоянен и не зависит от экономических катаклизмов. Есть и еще один резон в «упертости» исламистов. Это сохранение за собой административного ресурса на период подготовки и проведения парламентских и президентских выборов.

Позиция Х.Джебали и его сторонников  в данном случае иная. Они предлагают отдать исполнительную власть оппозиции, сохраняя возможность влиять на принимаемые ей решения через большинство в парламенте. В этом есть своя логика, поскольку экономическое положение в Тунисе оставляет желать лучшего, и отвечать за проведение непопулярных реформ и застой является крайне непопулярным для рейтинга партии делом. К этому же варианту склоняется и Р.Ганнуши, который еще полгода назад отвергал эту идею с ходу. Представляется, что на его позицию могли повлиять результаты социологических опросов, которые показывают падение влияния исламистов среди населения. И это не учитывают «ястребы», поскольку то, что предлагают они, фактически законсервировав сложившейся баланс сил до проведения выборов, «работает» только при положительных для себя итогах опроса электората. Нынешнее падение рейтинга «Ан-Нахды» — абсолютно закономерный результат, поскольку единолично  взвалив на себя бремя ответственности за принимаемые решения в экономике, партия стала заложником ситуации. И этот вариант оказался хуже, нежели чем возможные обвинения в «нерешительности» в случае, если бы  «братья» с самого начала отдали бы исполнительную власть оппозиции. Или хотя бы в должной мере поделились бы ей. В этом случае к новым парламентским выборам они подходили бы с совершенно иным рейтингом. Единственным вариантом выхода из этого патового сценария для «Ан-Нахды» был вариант, предлагаемый Х.Джебали около года назад по формированию правительства «технократов». Вот тогда это было своевременно, поскольку до выборов оставался приличный срок, новое правительство вынуждено было что-то делать, и возможные обвинения исламистов с его стороны в том, что они все «развалили», и «светским» надо время для того, чтобы все поправить, уже не срабатывали бы. Оппозиция, таким образом, лишалась самого главного элемента предвыборной кампании – инициативы и сама превращалась бы в «мальчика для битья». А сейчас для такого варианта уже поздновато. Особенно с учетом того, что «ястребы» вцепились во власть всеми своими «когтями» и всячески затягивают время для принятия спасительного решения.

Р.Ганнуши это начинает понимать, и для него сейчас основной проблемой становится сохранение своего личного авторитета. Отсюда и его метания по поводу ухода на место шейха Ю.аль-Кардауи, что позволяет ему остаться над схваткой и в то же время в должной степени сохранить авторитет в партии.

52.31MB | MySQL:103 | 0,460sec