Военно-политическая обстановка в Ираке (ноябрь 2013 года)

В ноябре 2013 года военно-политическая обстановка в Ираке сохранялась сложной и напряженной. В стране активно действуют экстремистские и террористические группировки различной политической и религиозной ориентации. Острые противоречия по многим вопросам внутренней и внешней политики сохраняются между правительством во главе с Н.аль-Малики и оппозиционными силами. Неурегулированными остаются политические, экономические, территориальные и иные противоречия между центральным правительством в Багдаде и Региона Курдистан. В своей внешнеполитической деятельности иракское руководство в минувшем месяце, как и прежде, основное внимание уделяло отношениям с соседними государствами, особенно с Сирией и Турцией.

Положение дел в сфере безопасности в Ираке в ноябре 2013 года продолжало характеризоваться нестабильностью и напряженностью. Глава Миссии ООН по оказанию содействия Ираку (МООНСИ) Н.Младенов в своем очередном докладе Совету Безопасности ООН отметил, что ухудшающаяся ситуация в вопросах обеспечения безопасности подрывает работу иракского правительства и выборных органов власти. В свою очередь, СБ ООН в своем заявлении по Ираку подчеркнул необходимость привлечь к ответственности «исполнителей, организаторов, финансистов и спонсоров совершаемых в Ираке преступных актов терроризма». Совет Безопасности также выразил поддержку усилиям иракского правительства по обеспечению безопасности в стране. Было отмечено, что насилие и терроризм препятствуют политическому процессу в Ираке, способствуют разжиганию в этой стране межрелигиозной розни.

Глава иракского правительства Н.аль-Малики заявил 16 ноября, что Багдад приложит все усилия, чтобы не позволить превратить регион в логово террористов, подтвердив, что Ирак будет противостоять «Джабхат ан-нусре» и «Аль-Каиде», «где бы они ни находились, поскольку страна сама является жертвой их терроризма». Ирак, по словам Н.аль-Малики, «мог бы быть авангардом в регионе из-за его богатых природных ресурсов, если бы не терроризм». Он отметил, что некоторые стороны замалчивают преступления террористов или пытаются представить события как борьбу между отдельными слоями иракского народа по конфессиональному признаку, но «это не борьба, а рознь, которая была посеяна извне, чтобы ослабить регион».

В условиях сохраняющегося в стране высокого уровня террористической угрозы иракские власти продолжают призывать к усилению зарубежной помощи. Так, 27 ноября комитет безопасности и обороны иракского парламента потребовал от Совета Безопасности ООН помочь стране в приобретении оружия и военной техники для борьбы с терроризмом.

В ноябре, как и в предыдущие несколько месяцев, в Ираке сохранялся высокий уровень активности террористической деятельности экстремистских исламистских группировок, как шиитских, так и суннитских. Продолжают расширяться масштабы деятельности группировок, связанных с «Аль-Каидой». Ситуация в значительной степени обостряется продолжающимся в стране межрелигиозным и межэтническим противостоянием, сопровождаемым терактами, убийствами и похищениями людей. Ухудшение ситуации в сфере безопасности в Ираке во многом связано с сильным негативным воздействием, которое оказывает вооруженный конфликт в соседней Сирии.

На высоком уровне остается число жертв вооруженного насилия в стране. Так, по данным иракских правительственных ведомств, в ноябре общее число погибших от насилия в (гражданских лиц, военнослужащих и сотрудников МВД) составило 948 человек, в том числе 852 гражданских лица (в октябре, по данным МООНСИ) – 979 человек, в том числе 852 гражданских лица). Ранения получили 1349 человек, в том числе 1208 гражданских лиц (в октябре — 1902 человека). По информации МООНСИ, в прошедшем месяце в Ираке погибли 659 человек, в том числе 565 гражданских лиц, а число раненых составило 1373 человека. В то же время глава Миссии ООН Н.Младенов назвал эти цифры неполными.

Наибольшие людские потери, как и прежде, имели место в Багдаде и окрестностях столицы (погибли 224 человека), а также в северо-западной провинции Найнава (107 человек).

Крупные теракты с многочисленными человеческими жертвами были совершены 8, 9, 13, 14, 17, 20, 21, 22, 25, 27, 28 и 29 ноября.

В ноябре основная часть терактов, вооруженных нападений и других насильственных действий была совершена в северных, западных и центральных провинциях Ирака в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Туз-Хурмату, Баакуба, Эль-Фаллуджа, Тикрит, Самарра, Эт-Тармия, Абу-Грейб, Байджи, Эль-Мукдадия, Балад, Талль-Афар, Рамади, Эль-Махмудийя, Эль-Каим, Эт-Таджи, Джувейба, Буасор, Абу-Грейб, Эс-Саадийя, Эль-Харфия, Джибар и в ряде других мест.

Повстанческая деятельность продолжается в провинциях Найнава, Анбар и Дияла. Министр иностранных дел Ирака Х.Зибари заявил 6 ноября: «Области Мосул и Анбар являются расширением сирийских областей Дейр эз-Зор и Хасака, и, давайте будем честными, это суннитские районы. Там ведется очень активная деятельность «Джабхат ан-нусра» и организации «Исламское государство Ирака и Леванта», которые объединились и начали религиозную борьбу, названную джихадом, и убивают граждан в двух странах. Нам передается страх сирийского режима, который не может контролировать эти районы. Ирак имеет проблемы с безопасностью из-за ограниченной мощности вооружения и так далее. Таким образом, есть опасения, что эти области превратятся во второй Афганистан, тем более что и салафистские, и джихадистские группы видят эти районы в качестве платформы для подрыва безопасности и стабильности не только в Ираке и Сирии, но и во всем регионе».

В минувшем месяце в Багдаде и прилегающих к столице районах вновь было совершено большое число терактов и вооруженных нападений, приведших к многочисленным человеческим жертвам. Наиболее крупные теракты в столице имели место 17, 20, 22, 25, 27 и 29 ноября. Отметим, что в ноябре теракты и другие насильственные акции в Багдаде имели место как в шиитских, так и в суннитских районах.

Нестабильная, с элементами напряженности ситуация сохраняется в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и его окрестностях, а также в большинстве районов провинции Найнава. В этом регионе регулярно продолжают происходить вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия. Наиболее крупные теракты в Мосуле были совершены 9 и 22 ноября. 25 ноября было совершено покушение на губернатора провинции Найнава, чиновник не пострадал.

В ноябре командование 2-й пехотной дивизии иракской армии, дислоцированной в провинции Найнава, объявило о приеме 700 волонтеров-шабаков – представителей особой национально-религиозной группы, проживающих на севере Ирака и близких к шиизму. Это было сделано на основании приказа Верховного главнокомандующего вооруженными силами Ирака премьер-министра страны Н.аль-Малики, который принял данное решение после многочисленных демонстраций протестов шабаков против террора и угроз со стороны исламистских бандформирований.

Террористы и боевики продолжают активно действовать в Киркуке и провинции Ат-Таамим на севере страны. Напряженность в городе в значительной степени вызвана сохраняющимся противостоянием арабского и туркоманского населения с курдами.

Напряженная ситуация сохраняется в северо-восточной провинции Дияла, где в минувшем месяце вновь произошло большое число терактов. Наиболее крупные из них были совершены 14 и 21 ноября.

Неспокойная обстановка сохраняется в центральной провинции Салах-эд-Дин. Перманентно нестабильная ситуация характерна для западной провинции Анбар.

В южных районах Ирака в ноябре теракты и вооруженные нападения имели место в городах и прилегающих к ним районах: Хилла, Эль-Кут, Хафрия и в ряде других мест, но в целом ситуация на юге Ирака была более спокойной, чем на севере, западе и в центральной части страны.

В минувшем месяце в провинциях, входящих в состав курдской автономии, обстановка в основном оставалась стабильной.

В ноябре случаев вооруженных столкновений между иракской армией и курдскими силами «пешмерга» отмечено не было.

Большое число терактов и вооруженных нападений в стране является прямым следствием усилившейся напряженности и вражды между представителями суннитской и шиитской общины.

27 ноября Н.аль-Малики вновь выступил с предупреждением о возвращении в Ирак насилия на религиозной почве, и поклялся преследовать убийц племенных вождей суннитской общины в южных провинциях страны. В частности, глава правительства заявил: «Мы стоим перед лицом риска разжигания межрелигиозной розни, чему способствует произошедшее вчера убийство племенных лидеров кланов Аль-Ганем и Аль-Рафаи, убийство, которое имело своей целью активизировать межрелигиозную рознь. Одновременно премьер-министр призвал семьи убитых проявить сдержанность и сотрудничать с органами безопасности в целях ареста виновных.

Напряженная обстановка сохраняется на иракско-сирийской границе, где регулярно происходят вооруженные столкновения иракских пограничников с различными вооруженными группировками. В районах, прилегающих к границе с Сирией, активно действуют вооруженные группировки радикальных исламистов, ведущих борьбу против режима президента САР Б.Асада и одновременно сотрудничающих с иракскими экстремистскими суннитскими группировками.

В ноябре в Багдаде сообщили о планах по расширению сети инженерных заграждений на границе с Сирией с целью предотвращения ее пересечения боевиками группировок, связанных с «Аль-Каидой».

Очень сложной остается ситуация с сирийскими беженцами в Ираке. Подавляющее большинство из них находятся на территории курдской автономии — около 230000 человек, размещенных главным образом в лагерях в районе городов Дахук, Эрбиль и Сулеймания. В то же время число беженцев в провинциях Найнава и Анбар сократилось с 11 до 8 тысяч человек.

По оценке главы Миссии ООН в Ираке Н.Младенова, урегулирование сирийского кризиса и принятие «региональной стратегии против всех форм религиозного и сектантского экстремизма жизненно необходимо для установления стабильности в Ираке».

В начале ноября лидер «Аль-Каиды» А.аз-Завахири объявил о роспуске сирийского отделения террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта». Объявляя о роспуске сирийской группировки, А.аз-Завахири подчеркнул, что «Исламское государство Ирака» (местное отделение «Аль-Каиды») остается нетронутым и продолжает свою деятельность.

По итогам визита в США премьер-министра Ирака Н.аль-Малики, который завершился 2 ноября, было заявлено, что Вашингтон и Багдад считают действия группировок, связанных с «Аль-Каидой», угрозой национальной безопасности Ирака.

Иракская шиитская группировка «Армия Мухтара» взяла на себя ответственность за минометный обстрел пустынной местности на северо-востоке Саудовской Аравии. В своем заявлении боевики пояснили, что данная акция должна расцениваться Эр-Риядом как «предупредительный залп», с тем, чтобы «отвадить» Саудовскую Аравию от вмешательства во внутренние дела Ирака. «Саудовцы должны понять, что их пограничные заставы и патрули находятся в зоне поражения нашего огня». Напомним, что «Армия Мухтара» была создана в начале 2013 года на юге Ирака. Главной целью этой организации была провозглашена защита шиитского населения, а также «борьба с суннитским терроризмом». «Армия Мухтара» поддерживает тесные связи с Ираном, откуда, по некоторым данным, получает оружие и финансирование.

В целом в прошедшем месяце террористы и боевики продолжали совершать в различных районах Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических и религиозных деятелей, военнослужащих правительственной армии, полицейских и сотрудников спецслужб, особенно офицеров, бывших и действующих бойцов и командиров суннитских военизированных формирований «Сахва», представителей интеллигенции, работников СМИ. В стране продолжается похищение людей, в том числе по политическим мотивам и конфессиональной принадлежности.

Многие теракты совершаются боевиками-смертниками, подрывающими автомашины, начиненные взрывчаткой, в людных местах или вблизи зданий различных государственных учреждений и общественных организаций, военных и полицейских объектов. Объектами нападений и терактов все чаще становятся похоронные процессии и военные объекты. В ряде случаев террористы и боевики действуют, переодевшись в форму иракских военнослужащих или сотрудников полиции.

В различных районах Ирака продолжают активно действовать криминальные элементы, в том числе организованные преступные группировки, которые зачастую хорошо вооружены.

По состоянию на 1 декабря 2013 года в силовых структурах Ирака числилось 933,2 тыс. человек, в том числе в вооруженных силах — 279,2 тыс. человек, в различных структурных подразделениях МВД – 649,8 тыс. человек и в Иракских специальных оперативных силах (подчиняются непосредственно главе правительства) – 4,2 тыс. человек.

Вооруженные силы Ирака состоят из сухопутных войск (202,4 тыс. человек), учебного командования (68,0 тыс. человек), ВВС (5,1 тыс. человек) и ВМС (3,7 тыс. человек). На вооружении сухопутных войск имеется 336 танков, 186 артиллерийских орудий, в том числе 48 САУ, 193 боевые машины пехоты и 1455 бронетранспортеров.

В состав МВД Ирака входят: полиция (325тыс. человек), полиция по охране инфраструктурных объектов (95,0 тыс. человек), учебные формирования (89,8 тыс. человек), пограничная служба (60,0 тыс. человек), федеральная полиция (аналог внутренних войск) – 45,0 тыс. человек) и полиция по охране нефтяных объектов – 35,0 тыс. человек.

В ноябре 2013 года, по информации министерств обороны и внутренних дел Ирака, потери среди военнослужащих и сотрудников МВД в ходе проведения ими антитеррористических и специальных операций, а также при повседневной служебной деятельности составили убитыми 96 человек (военнослужащих – 43, полицейских – 53). В октябре погибли 109 человек (военнослужащих – 44, полицейских – 65). Ранения в ноябре получили 144 человека (в октябре — 155 человек). По данным Миссии ООН в Ираке, в ноябре погибли 94 военнослужащих и полицейских.

Эксперты ООН, работающие в Ираке, считают, что силовым структурам этой страны требуется серьезная «переподготовка» для того, чтобы военнослужащие и полицейские стали соблюдать права человека, законность и «международные стандарты» при проведении различного рода операций. При этом отмечается, что наибольшее число жалоб на действия личного состава армии и полиции поступает от представителей суннитской общины.

Основным поставщиком вооружения, военной техники и различного снаряжения для вооруженных сил и МВД Ирака остаются Соединенные Штаты. С 2005 года объем двустороннего сотрудничества в военной сфере превысил 14 млрд долларов. По американским данным, только за последний год США поставили Ираку шесть военно-транспортных самолетов C-130, батарею зенитных управляемых ракет, 27 разведывательных вертолетов и 12 патрульных катеров. Иракское правительство заявило о намерении закупить у США новые партии оружия и снаряжения для сил по борьбе с терроризмом. В совместном заявлении по итогам визита Н.аль-Малики в Вашингтон подчеркивается необходимость закупки Ираком американской продукции военного назначения при условии «обязательства обеспечить строгое соблюдение законов и мер США по использованию такого оборудования». В то же время президент США Б.Обама не сообщил о каких-либо новых конкретных обязательствах по поставкам Ираку, подтвердив лишь предыдущие соглашения о продаже оружия. При этом Б.Обама заверил Н.аль-Малики в еще более тесном сотрудничестве американцев с Ираком в борьбе с террористами.

18 ноября Агентство по оборонному сотрудничеству и безопасности МО США уведомило Конгресс о возможной продаже Ираку бронемашин, стрелкового оружия и другой военной продукции, преимущественно военной автомобильной техники и приборов ночного видения, на сумму 1,389 млрд долларов.  С начала 2013 года правительство США приступило к реализации 13-месячной программы по восстановлению и передаче силам безопасности Ирака 4244 бронированных автомобилей HMMWV.

Правительство Ирака в ноябре подтвердило свое намерение приобрести у США радиолокационные станции для создания «как можно более широкого поля обзора территории страны». Речь, в частности, идет о предусмотренных контрактом 2006 года американских РЛС дальнего обнаружения типа AN/TPS-117 или его мобильном варианте AN/TPS-77.

8 ноября в Ирак прибыли четыре российских боевых вертолета Ми-35. Остальные машины, как сообщается, должны поступить до конца 2013 года. Всего Багдад заказал в нашей стране 40 вертолетов Ми-35 и 10 вертолетов Ми-28Н. По словам иракских представителей, эти вертолеты будут использоваться для охраны государственной границы и борьбы с террористами.

Франция предложил Ираку помощь в обеспечении оружием, подготовке военнослужащих и проведении разведывательных мероприятий. Французский посол в Багдаде Д.Гое заявил: «Мы хотим помочь Ираку в его борьбе против терроризма, в том, что касается снаряжения, подготовки, разведки и ухода за пострадавшими. Это дополнительная область, в которой мы полностью открыты для сотрудничества с иракскими властями и готовы удовлетворить их нужды». Отвечая на вопрос о том, подразумевает ли такая помощь поставку оружия, посол сказал: «Да, конечно».

По информации СМИ, делегация органов безопасности Ирака недавно негласно посетила Турцию и провела переговоры с руководителями спецслужб этой страны по вопросу о передаче Багдаду террористов, преследуемых иракскими правоохранительными органами. Сообщается, что иракская делегация предоставила турецкой стороне документы, подтверждающие причастность спецслужб Турции и Саудовской Аравии к вербовке террористов-смертников. Террористы, выдачи которых добивается Ирак, проживают в Турции. Они имеют тесные связи с директором Управления общей разведки Саудовской Аравии принцем Бандаром. Причем спецслужбы КСА с помощью своих турецких коллег направляют террористов-смертников в Ливан, Ирак и Сирию.

Таким образом, ситуация в сфере безопасности в Ираке в ноябре 2013 года по-прежнему оставалась очень сложной и напряженной. При этом усилия властей по ее стабилизации и снижению уровня насилия в стране не приводят к заметным положительным сдвигам.

Внутриполитическая обстановка в Ираке в ноябре 2013 года продолжала оставаться очень сложной. В стране не прекращается противостояние между правительством во главе с Н.аль-Малики и поддерживающими его политическими силами и оппозицией. Причем возможность достижения компромиссных договоренностей с целью вывода Ирака из многолетнего глубокого политического кризиса и стабилизации обстановки в стране пока не просматривается. Ситуацию осложняет сохраняющийся высокий уровень напряженности и вражды между шиитской и суннитской общинами. Нет реальных подвижек в решении целого ряда принципиальных политических, экономических, территориальных и военных проблем в отношениях между центральным правительством в Багдаде и властями курдской автономии. Негативное воздействие на политическую ситуацию в Ираке оказывает гражданская война в соседней Сирии.

Тем не менее, 4 ноября иракский парламент после длительного обсуждения принял новую редакцию закона о выборах. При этом руководители парламентских фракций согласились с предложением экспертов ООН увеличить число депутатских мест с 325 до 328. Из них 310 депутатов будут избираться в ходе выборов, а 8 мест выделяются для религиозных и национальных меньшинств. Кроме того, 10 мест выделяются регионам: 3 – курдской автономии и по одному Багдаду, и провинциям Басра, Вавилон, Анбар, Дияла, Ди-Кар и Кербела. Кандидат в депутаты не должен быть моложе 30 лет. Местные политические наблюдатели считают, что в результате принятия новой редакции закона о выборах «политический ландшафт Ирака изменится; формирование правительства на этот раз будет проходить сложнее, а сектантские черты иракской политики будут явственней, поскольку места в результате выборов получат больше списков».

После принятия закона вице-президент Ирака Х.аль-Хуази 4 ноября подписал указ, который официально утвердил 30 апреля 2014 года как дату очередных парламентских выборов в стране.

Президент Региона Курдистан М.Барзани 13 ноября заявил, что ситуация в Ираке ухудшится без проведения выборов и установления подлинного партнерства.

По данным Высшей независимой избирательной комиссии Ирака, по состоянию на конец ноября для участия в апрельских парламентских выборах зарегистрировались 270 партий и списков.

Министр сельского хозяйства Ирака И.Д.ад-Давля 22 ноября объявил о начале формирования нового политического блока под названием «Ат-Тарик» («Путь»), который примет участие в парламентских выборах 2014 года. Ранее И.Д.ад-Давля был видным деятелем оппозиционного блока «Аль-Иракия», возглавляемого А.Алауи, и заместителем руководителя блока «юнионистов» во главе со спикером парламента У.ан-Нуджаифи. По словам И.Д.ад-Давля, в его блок не войдут партии, которые поддерживают «сектантство».

26 ноября премьер-министр Ирака Н.аль-Малики встретился с делегацией администрации провинции Анбар. По ее итогам стороны подписали соглашение «по ряду вопросов, поднятых делегацией». Напомним, что провинции Анбар с конца 2012 года продолжаются демонстрации и сидячие забастовки, участники которых протестуют против политики правительства Н.аль-Малики.

В минувшем месяце осложнились отношения между федеральным правительством в Багдаде и властями курдской автономии. Обострившиеся разногласия касались главным образом вопросов контроля над нефтяными ресурсами Региона Курдистан и финансирования курдских провинций.

Так, курдские власти вновь выступили с критикой политики центрального правительства Ирака по вопросу распределения средств в бюджете на 2014 год, в котором Региону Курдистан выделено менее 11%, несмотря на 17%-ю долю, оговоренную в конституции страны. В Эрбиле резко заявили, что Багдад умышленно нарушает установленные законодательством нормы, «подчеркивая нежелание правительства и правящих элит этого откровенно враждебного государства (Ирака, — авт.) признавать конституционную самостоятельность автономного региона, достигшего несравненно более высокого роста уровня и качества социально-экономического развития, политической стабильности и безопасности в отличие от других частей Ирака».

Федеральный бюджет Ирака на 2014 год составил 176,5 млрд динаров, и является крупнейшим в истории страны.

Сложные дискуссии вызывает вопрос об экспорте нефти из курдской автономии в Турцию по новому экспортному нефтепроводу, который в скором времени должен вступить в строй. На встрече в Анкаре между премьер-министром Турции Р. Т. Эрдоганом и главой правительства Региона Курдистан Н.Барзани 28 ноября было подписано соглашение, согласно которому иракская курдская автономия получает возможность поставлять нефть и природный газ на мировые рынки через турецкую территорию. Кроме того, турецкая государственная энергетическая компания подписала контракт, позволяющий ей участвовать в разведке нефтяных месторождений на 13 полях в курдской автономии. Ирак, со своей стороны, предупредил Турцию, что строительство нового экспортного нефтепровода из Региона Курдистан нанесет серьезный ущерб отношениям между двумя странами. В итоге Багдад и Анкара договорились о необходимости согласования с руководством Ирака поставок нефти из курдской автономии в Турцию. В начале декабря была достигнута договоренность между Анкарой, Багдадом и Эрбилем о создании трёхстороннего комитета по вопросам экспорта иракской нефти через Турцию. Политические деятели Региона Курдистан заявили, что сближение между Багдадом и Анкарой «не будет идти за счет Курдистана из-за старых отношений между Эрбилем и Анкарой, и в том числе и из-за экономических аспектов», но в то же время курдский регионе «не должен быть барьером в сближении между Багдадом и Анкарой».

Правительство курдской автономии выступило с протестом против соглашения между федеральным правительством и британской компанией «Бритиш петролиум» о разработке нефтяных месторождений в провинции Ат-Таамим (Киркук). Министерство природных ресурсов Региона Курдистан заявило, что до сих пор с Эрбилем по этому вопросу не было проведено ни одной консультации, поэтому ведомство считает «соглашение неконституционным и не имеющим юридических оснований», так как оно противоречит статье 140 конституции Ирака. Правительство курдской автономии также предупредило, что не будет обеспечивать безопасность проекта, если британская компания начнет реализацию этой сделки без согласования с курдскими властями.

После прошедших в сентябре выборов в региональный парламент  в курдских провинциях усилилось политическое соперничество между ведущими партиями автономии. Так, партия «Движение за перемены» («Горан»), победившая на парламентских выборах в провинции Сулеймания, настаивает на срочном проведении выборов губернатора этого региона, а также провинциальных выборов. В то же время Патриотический союз Курдистана (ПСК), уступивший «Горан», выступает в поддержку сроков, которые должна назначить Высшая независимая избирательная комиссия Ирака.

Руководство ведущей курдской политической организации  – Демократической партии Курдистана (ДПК) заявило о намерении сохранить «стратегическое соглашение» о союзе с Патриотическим союзом Курдистана и начала переговоры о формировании нового правительства курдской автономии именно с ПСК, а не с  «Горан». В то же время на парламентских выборах в апреле 2014 года ДПК и ПСК будут выступать отдельными списками как на территории автономии, так и за ее пределами. На это решение партий-союзников повлияла утвержденная формула распределения мест в федеральном парламенте, которая дает малым партиям больше шансов на победу.

Президент Региона Курдистан М.Барзани выступил против заявлений некоторых средств массовой информации, сообщавших о возможном отделении провинции Сулеймания от курдской автономии, подчеркнув, что единство Курдистана является красной линией.

Совет округов района Туз Хурмату (провинция Салах-эд-Дин) официально потребовал присоединения к провинции Ат-Таамим (Киркук). Напомним, что Туз Хурмату входит в число оспариваемых центральным правительством и властями Региона Курдистан территорий, упоминаемых в ст. 140 иракской конституции, которая устанавливает правовые механизмы для решения их принадлежности путем переписи населения и проведения референдума.

Ирак занимает следующее после Египта место в списке худших арабских стран в отношении соблюдения прав женщин, говорится в специальном докладе организации «Thomson Reuters Foundation», посвященном положению женщин в арабском мире. В документе, в частности, затрагиваются вопросы участи женщин в политической жизни, социальные аспекты их прав, насилие в отношении женщин.

Значительные трудности сохраняются в экономике и социальной сфере Ирака. В стране по-прежнему с перебоями подается электроэнергия, остро ощущается нехватка пресной воды, значительные трудности испытывает транспорт и сельское хозяйство, на высоком уровне сохраняется безработица, сложным остается положение дел в сфере здравоохранения и медицинского обслуживания населения. Сохраняющаяся в Ираке политическая нестабильность, отсутствие в стране надлежащей законодательной базы, серьезные проблемы в деле обеспечения безопасности, всесилие местной бюрократии отталкивают многих иностранных инвесторов от работы в стране.

Объем товарооборота между Ираном и Ираком в текущем иранском календарном году (начался 21 марта) составил 6,2 млрд долларов. При этом «экспорт Ирана составил 5,6 млрд долларов из указанной суммы. Экспорт ненефтяной продукции в Ирак составил 3,06 млрд долларов. Это 26-процентный рост, по сравнению с прошлым годом». Кроме того, товары на сумму 878 млн долларов были переправлены транзитом через Иран в Ирак. Вместе с тем, в Тегеране назвали «совсем недружественным шагом» увеличение Ираком экспорта нефти для компенсации падения иранского нефтяного экспорта из-за международных санкций, введенных в отношении ИРИ в связи с ядерной программой Ирана.

Иракская курдская автономия успешно развивает свою экономику, в том числе внешнеэкономические связи. Число иностранных компаний, зарегистрированных в регионе, приблизилось к 27 тысячам, что в три раза выше, чем зарегистрировано в остальной части Ирака. Число местных компаний в автономии составляет примерно 17 тысяч. В то же время большинство курдских компаний занимаются торговлей, а не производством, хотя число промышленных предприятий растет, достигнув 4762, по статистике 2012 года. Их общий капитал превышает 145 млн долларов, и они обеспечивают 64 тысяч рабочих мест. Несмотря на это, производство не может удовлетворить местный спрос. Свидетельством этого является поток импортных товаров, в том числе продуктов питания, одежды и электроники. Объем торговли с Турцией составляет порядка 7 млрд долларов, что делает ее главным торговым партнером Региона Курдистан. Иран занимает второе место с 4-я млрд долларов. Курдистанский Союз импорта и экспорта сообщает, что в прошлом году было экспортировано 123,6 тонн продовольствия и других товаров, в основном пластика, шкур животных, фруктов, меда и маслин. В целях увеличения местного производства и сокращения импорта правительство планирует создать несколько промышленных зон, где государство и частный сектор будут совместно инвестировать в экономические проекты.

В недавнем докладе американского ЦРУ Ираку отведено пятое место среди арабских государств с высоким процентом бедности, после Судана, Йемена, Палестины и Ливана. И это при том, что Ирак стал вторым по величине экспортером нефти в ОПЕК с объемом около 2,5 млн. баррелей в день и доходом более чем 100 млрд долларов в год. Согласно отчету, опубликованному в американском «Wall Street Journal», Ирак занял девятое место среди стран, которые обладают богатейшими природными ресурсами в мире. В то же время по данным Миссии ООН в Ираке, из 33 млн населения 6 млн иракцев по-прежнему живут за чертой бедности.

Наводнение, вызванное проливными дождями, непрерывно шедшими в центральной и южной части Ирака в течение трёх дней в ноябре, привело к гибели не менее 13 человек. От стихийного бедствия сильно пострадал Багдад и районы к югу от столицы, в том числе города Ан-Насирия, Ад-Дивания и Хилла. Частично или полностью разрушены сотни зданий, повреждены линии электропередачи и другие объекты инфраструктуры. Сотни семей покинули свои затопленные жилища в поисках убежища в менее пострадавших от стихии районах.

Таким образом, в ноябре 2013 года в Ираке сохранялась сложная внутриполитическая ситуация, что обусловлено разногласиями между ведущими иракскими политическими блоками, сохраняющейся напряженностью между суннитской и шиитской общинами, а также негативным влиянием сирийской гражданской войны. Осложнились отношения между центральным правительством в Багдаде и властями курдского автономного района.

В ноябре 2013 года в своей внешнеполитической деятельности иракское руководство по-прежнему уделяло первостепенное внимание отношениям с соседними государствами, в первую очередь, это относится к Сирии и Турции.

Премьер-министр Ирака Н.аль-Малики подчеркнул категорическое неприятие иностранного вмешательства во внутренние дела Ирака и других суверенных государств региона. По его словам, «Ирак желает по-настоящему принимать участие в действиях, направленных на стабилизацию региона и процветание его народов, и будет делать всё, чтобы не позволить армиям-захватчикам из различных стран мира вторгнуться в регион».

В прошедшем месяце в Багдаде неоднократно подтверждали позицию Ирака в том, что «урегулирование кризиса в Сирии должно быть политическим. В нем должны участвовать все заинтересованные сирийские стороны, и переговоры должны вестись без всякого иностранного вмешательства». Одновременно иракская сторона указывала на то обстоятельство, что «некоторые арабские страны отправляют оружие террористам в Сирии, и это оружие также идет и в Ирак», где используется в террористических атаках.

Н.аль-Малики 17 ноября в очередной раз выразил солидарность «иракского народа с Сирией в ее борьбе против бандформирований, поддерживаемых странами Запада и их пособниками в регионе». Глава иракского правительства считает, что его страна должна играть активную посредническую роль в урегулировании сирийского конфликта, в том числе и для того, чтобы «изолировать» группировки, связанные с «Аль-Каидой», такие, как «Джабхат ан-нусра», которые «представляют угрозу как Ираку, так и Сирии».

Министр иностранных дел Ирака Х.Зибари 10 ноября подтвердил поддержку Ираком идеи проведения международной конференции по Сирии в Женеве для поиска путей мирного урегулирования кризиса в соседней стране.

Руководство Региона Курдистан негативно отнеслось к провозглашению курдами под руководством Партии демократического союза (ПДС) автономии на северо-востоке Сирии. М.Барзани подверг критике политику ПДС и фактическую поддержку, которую эта партия оказывает режиму Асада. По его мнению, «сирийский режим не предложил курдам никаких прав, чтобы ПДС предлагал свою поддержку режиму. Это в то время, когда сирийская оппозиция также считает, что курды находятся на стороне режима, и это будет представлять для нашего народа крупные проблемы в будущем. В результате вступления ПДС в войну десятки тысяч сирийских курдов стали беженцами».

В ноябре продолжалась нормализация отношений между Ираком и Турцией. 10 ноября Ирак с официальным визитом посетил турецкий министр иностранных дел А.Давутоглу. По его итогам было заявлено, что Ирак и Турция «открыли новую страницу в двусторонних отношениях и вернулись к политическому диалогу и координации», а «ситуация в регионе требует установления прочных отношений между Ираком и Турцией». Стороны согласовали «дорожную карту» по возвращению отношений между Багдадом и Анкарой «в нормальное русло», было принято решение возобновить деятельность межправительственной комиссии, обсуждались «перспективные проекты в области нефти, энергетики, сельского хозяйства и железнодорожного сообщения». В то же время стороны признали наличие у них разных подходов к сирийскому конфликту: «Турция поддерживает сирийскую оппозицию. Ирак имеет связи и с оппозицией, и с правительством Асада». Турция осудила «террористические атаки в Ираке» и выразила «готовность взаимодействовать с Ираком в борьбе с террористическими группировками, которые воспользовались событиями в Сирии». Зибари и Давутоглу отметили, что Ирак и Турция понесли наибольшие потери из-за кризиса в Сирии. Поэтому они намерены принять активное участие в международной конференции «Женева-2» по сирийскому урегулированию. А.Давутоглу был принят Н.аль-Малики и передал ему приглашение посетить Турцию с визитом.

Багдад в ноябре также посетил спикер турецкого парламента Ч.Чичек, который помимо официальных иракских лиц встречался с представителями туркоманской общины Ирака.

Политические деятели Региона Курдистан заявили, что сближение между Багдадом и Анкарой «не будет идти за счет Курдистана из-за старых отношений между Эрбилем и Анкарой, и в том числе и из-за экономических аспектов», но в то же время курдский регион «не должен быть барьером в сближении между Багдадом и Анкарой».

По итогам визита премьер-министра Ирака Н.аль-Малики в Вашингтон, завершившегося 2 ноября (см. статью за октябрь 2013 г.), президент США Б.Обама подчеркнул, что Ирак должен предпринять «дальнейшие шаги на пути к созданию демократической системы, такие как утверждение всеобъемлющего закона о выборах и проведение свободных и справедливых выборов в следующем году, чтобы народ мог урегулировать разногласия с помощью политики, а не насилия». По словам главы Белого дома, «у нас было много дискуссий о том, как мы можем сотрудничать, чтобы справиться с террористической организацией, которая работает не только в Ираке, но и представляет собой угрозу для всего региона и США».

В ноябре премьер-министр Ирака Н.аль-Малики совершил официальный визит в Иран, где обсудил с руководством ИРИ Алжирский договор, подписанный двумя странами в 1975 году и касавшийся вопросов прохождения ирано-иракской границы. Также Н.аль-Малики обсудил с иранскими руководителями вопросы расширения торговых отношений между Ираном и Ираком и ситуацию в регионе.

Ирак поддержал женевские договоренности, достигнутые 24 ноября между Ираном и международными посредниками по иранской ядерной программе. Н.аль-Малики заявил, что они снимут очаг напряженности в регионе Ближнего Востока и будут способствовать его превращению в зону свободную от оружия массового уничтожения. По мнению главы иракского правительства, «диалог и меры по укреплению взаимного доверия помогут достичь целей по нераспространению ядерного оружия, с одной стороны, и признанию права Ирана на мирную ядерную программу – с другой».

Сложными остаются отношения Ирака с Саудовской Аравией. По словам Н.аль-Малики, Ирак не имеет так много проблем ни с одним из соседних государств, кроме саудовского королевства. И в то время как Багдад желает улучшения отношений с Эр-Риядом, в ответ он слышит следующее: «Саудовская Аравия не изменит своей политики по отношению к Ираку до тех пор, пока Ираком управляют шииты». В Багдаде заявляют, что иракские власти неоднократно ставили в известность Саудовскую Аравию о том, что «оружие, посылаемое ею в Сирию, используется также для убийства иракцев».

Руководство Ирака считает, что «такая маленькая страна, как Катар, не имеет права вмешиваться в дела других государств». В Багдаде призывают Катар «пересмотреть свою политику в соответствии со своим масштабом и уважать другие арабские народы и их выбор».

Активную внешнеполитическую деятельность ведет иракская курдская автономия. Главным событием здесь стал визит президента Региона курдистан М.Барзани в Турцию, состоявшийся 16 ноября. В городе Диярбакыр, который считается неофициальной столицей Турецкого Курдистана, М.Барзани провел переговоры с главой турецкого правительства Р.Т.Эрдоганом. Основной темой диалога стало будущее курдского населения Турции. Выступая на митинге в Диярбакыре, Барзани призвал турецких курдов поддержать взятый Эрдоганом курс на урегулирование многолетнего конфликта с властями страны. Курдский лидер отметил, что турецкому правительству удалось добиться существенного прогресса в этом процессе. Эрдоган и Барзани жестко заявили о недопустимости создании сепаратистами из радикальной Рабочей партии Курдистана собственного «мини государства» на севере Сирии. В ходе визита было подписано несколько соглашений экономического характера. М.Барзани пригласил Р.Т.Эрдогана посетить с визитом столицу курдской автономии  Эрбиль.

Ранее, в начале ноября, М.Барзани посетил с визитами Объединенные Арабские Эмираты и Кувейт, в ходе которых обсудил с руководителями этих государств вопросы развития двусторонних отношений и политические события в Ираке.

Таким образом, в ноябре 2013 года военно-политическая обстановка в Ираке по-прежнему характеризовалась повышенной сложностью и напряженностью. В стране сохраняется высокий уровень насилия, террористической и боевой активности экстремистских исламистских группировок, стремящихся дестабилизировать ситуацию и установить свой контроль над некоторыми важными районами Ирака. В то же время действия правительственных силовых структур по обеспечению безопасности в стране остаются по большей части неэффективными. Негативное воздействие на ситуацию в Ираке оказывает и то, что политический процесс в стране в значительной степени продолжает оставаться в статическом состоянии. Дестабилизирующее влияние на положение дел в Ираке оказывает вооруженный конфликт в соседней Сирии.

52.46MB | MySQL:103 | 0,450sec