Ситуация в Ливии: ноябрь 2013 г.

В ноябре продолжил нарастать вал событий, свидетельствовавших о крахе еще не родившейся ливийской новой государственности. В эпицентре этих событий продолжал оставаться город Бенгази – «колыбель» ливийской «революции». Чтобы стабилизировать обстановку в городе, власти ввели туда дополнительные подразделения армии и полиции, а также несколько бригад бывших «повстанцев», лояльных ливийскому руководству. Эти меры не принесли ожидавшегося результата.

3 ноября в результате очередного подрыва заминированной автомашины в Бенгази погиб офицер военной разведки, его жена и двое детей получили тяжелые ранения. Еще одно взрывное устройство сработало в тот же день у одного из редких кафе, которые могут посещать женщины. Взрыв прогремел до открытия заведения, поэтому жертв не было, хотя самому кафе был причинен значительный ущерб.

6 ноября история повторилась – в Бенгази при аналогичных обстоятельствах был убит еще один офицер военной разведки. 9 ноября стало известно о гибели на востоке Ливии районного прокурора, офицера полиции и двух солдат. В самом Бенгази были убиты двое военнослужащих спецназа и подполковник муниципальной полиции.

11 ноября премьер-министр Ливии Али Зейдан пообещал отправить дополнительные армейские подразделения в Бенгази с тем, чтобы прекратить волну убийств, захлестнувшую город. Он также отдал распоряжение усилить бронетехникой уже развернутые в городе подразделения силовиков.

Как бы в ответ на заявление премьера исламистская группировка «Ансар аш-шариа», штаб-квартира которой находится в Бенгази и которая обвинялась в десятках убийств, совершенных в этом городе, сообщила, что безопасность в Ливии будет восстановлена сразу после насаждения в ней исламских законов. Салафиты заявили, что не признают ни государственные институты, ни их спецслужбы, охарактеризовав их как «еретические». Вооруженные формирования «Ансар аш-шариа» контролируют западную окраину Бенгази.

Со своей стороны министерство юстиции Ливии объявило 14 ноября, что ливийские власти предусматривают пересмотреть законы и подзаконные акты с тем, чтобы привести их в соответствие с нормами шариата. Подготовкой предложений по внесению изменений в существующее законодательство займется специальный комитет. В его состав вошли 16 человек, кандидатуры которых предложили Верховный суд и муфтий Ливии – самая высокая религиозная инстанция в стране. Затем эти предложения должен утвердить Всеобщий народный конгресс (ВНК). Очевидно, что Минюст озаботился подобной работой в угоду некоторым группировкам салафитов.

18 ноября неизвестные совершили покушение на военного губернатора Бенгази полковника Абдаллу ас-Сайти. Сам губернатор не пострадал, но погиб один из его сопровождавших, второй получил ранения.

25 ноября в Бенгази вспыхнули столкновения между армейским спецназом и бойцами группировки «Ансар аш-шариа». В результате 9 человек погибли, около 50, в том числе из числа гражданского населения, получили ранения. Это было первое открытое столкновение между ливийскими военными и исламистами, и вряд ли последнее. Позднее исламисты затребовали безопасный коридор для того, чтобы выйти из города вместе с оружием. Военные воспротивились этому, потребовав, чтобы исламисты сдали все тяжелое оружие, имевшееся у них.

28 ноября столкновения в Бенгази вспыхнули вновь. Сначала речь шла о 3 погибших.

4 ноября стало очевидно, что провалились длившиеся свыше трех месяцев переговоры между властями и различными протестными группами, блокировавшими объекты нефтедобычи и переработки. Из-за этих действий произошел обвал объемов нефтедобычи. Страна ежемесячно теряла свыше 80 процентов своих доходов.

Как заявил глава кризисной комиссии Всеобщего национального конгресса (парламент, высшая на данный момент властная структура страны) Абдельвахаб аль-Гайед, «кризис на объектах нефтедобычи продолжается, и их работа полностью блокирована». По его оценке, «протестующие остаются на своих позициях».

Созданная в августе с.г. кризисная комиссия ВНК призвана вести переговоры с представителями протестующих с тем, чтобы найти выход из кризиса. Наиболее активными участниками протестных акций являются сотрудники охранных предприятий, охранявших нефтяные терминалы, которые решили, что они сами могут быть хозяевами добытых углеводородов.

Протестное движение привело к обвалу объемов добычи нефти – с 1,5 млн баррелей в день до 250 тысяч баррелей в день. Все это привело к недополучению 13 млрд долларов. Как предупредили эксперты МВФ, если кризис продолжится, власти будут вынуждены использовать валютные резервы страны, оцениваемые в 130 – 140 млрд долларов.

6 ноября глава итальянской компании ENI Паоло Скарони сообщил, что газовый терминал в г.Миллита на западе Ливии блокирован участниками протестного движения, в связи с чем поставки ливийского газа в Италию могут быть прекращены. От Миллиты начинает свой путь экспортная труба, по которой ежедневно 17 млн куб. м  газа доставлялись на Сицилию.

Неделей ранее на терминале в Миллите имела место сидячая забастовка ливийских берберов (амазигов), которые пригрозили блокировать его, если в конституции страны не будет упомянута их культурная идентичность. Наряду с амазигами аналогичные требования к ВНК предъявляют другие меньшинства – тубу и туареги.

6 ноября ливийское правительство сообщило, что ряд зарубежных компаний пытается приобретать ливийскую нефть по неофициальным каналам у тех, кто контролирует в настоящее время нефтяные терминалы, расположенные главным образом в Киренаике на востоке страны. Оно пригрозило прибегнуть к силе против тех, кто занимается подобным бизнесом. Представитель правительства Мохаммед Каабар сообщил, что ВВС и ВМС страны получили приказ «следить за нефтяными терминалами и перехватывать любой танкер, который попытается войти в эти порты без предварительного согласия администрации национальной нефтяной компании NOC.

13 ноября бывшие «повстанцы» блокировали работу НПЗ в г.Завия на западе Ливии, который дает 18 процентов бензина, потребляемого в стране. Они потребовали от властей выплатить им средства на лечение ран, полученных в ходе войны против прежнего режима. В связи с параличом ливийской системы здравоохранения ливийские власти одно время направляли на лечение бывших «повстанцев» за границу. Однако эта программа была приостановлена в связи с вскрывшимися многочисленными злоупотреблениями при ее реализации. В течение первых же суток власти решили проблему НПЗ в г.Завия, удовлетворив требования «повстанцев».

Еще один кризис в Ливии связан с нарастанием движения сторонников федерализма. Еще в августе Ибрагим Джадран самопровозгласил себя президентом Политического бюро Киренаики. В последних числах октября он объявил о формировании местного правительства, которое в Триполи сразу же объявили «незаконным».

В течение ноября то и дело вспыхивали столкновения между различными бригадами бывших «повстанцев». Поводом для таких столкновений было стремление различных групп поставить под свой контроль тот или иной бизнес, например, охрану на границах и т.д.

В ночь с 4 на 5 ноября в Триполи вспыхнули столкновения между бойцами смешанного формирования, относящегося к Минобороны и МВД и укомплектованного бывшими «повстанцами», и боевиками т.н. Мисуратской бригады. В результате перестрелки 2 человека получили ранения, в том числе главарь «мисуратских» Нури Клейван.

К этому времени в Триполи стало модным стрелять всю ночь – так многочисленные бригады бывших «повстанцев» обозначали занимаемые ими позиции и подтверждали свою готовность к немедленным действиям в случае нападения на них.

6 ноября ливийские власти предупредили бригады «повстанцев», которым было поручено обеспечивать безопасность в стране, что они больше не будут получать жалование, если они до конца 2013 года не интегрируются в состав регулярных сил безопасности. В правительственном коммюнике отмечалось, что 31 декабря – крайний срок, до которого «бойцы вооруженных групп должны интегрироваться в состав армии и полиции».

7 ноября, после того, как стало известно, что от полученных ранее ран скончался главарь «мисуратских», столкновения в самом центре Триполи возобновились. По предварительным данным, в результате погибли 2 человека, около 30 получили ранения. В ходе столкновений несколько раз подвергался обстрелу из зенитных пулеметов отел «Рэдиссон», где проживают иностранные дипломаты и предприниматели. Всем постояльцам отеля пришлось провести ночь в подвалах здания.

15 ноября боевики Мисуратской бригады «повстанцев» открыли огонь по манифестантам, собравшимся в одном из южных кварталов Триполи близ штаба бригады с тем, чтобы потребовать вывода из города всех этих бригад, превратившихся в настоящие бандформирования. В результате инцидента по меньшей мере 7 человек из числа участников мирной акции были убиты, около 75 получили ранения. В ответ на это бойцы ряда других бригад, формировавшихся в Триполи, взяли штурмом и подожгли штаб «мисуратских». Итог того дня  — 46 убитых и свыше 500 раненых. Тем не менее «мисуратские», получив подкрепления из Мисураты, вновь взяла под контроль свой штаб в столичном квартале Гаргур.

17 ноября жители Триполи по призыву городских властей начали всеобщую забастовку в знак протеста против присутствия в городе бригад иногородних «повстанцев», которые, по их оценке, втягивают страну в гражданскую войну.

18 ноября руководители г.Мисурата потребовали от «мисуратских» покинуть Триполи, дав им на это 72 часа. На деле для выполнения этого приказа им оказалось достаточно одного светового дня. В тот же день в столицу были введены дополнительные армейские подразделения и бронетехника. Это не помешало бойцам одной из Зинтанских бригад оставаться на своих позициях, и в частности, контролировать автодорогу в аэропорт. Тем не менее 21 ноября командование двух Зинтанских бригад объявило о предстоящем выводе своих бойцов из Триполи. В частности, речь шла о бригаде «Аль-Каака», бойцы которой в полном составе вошли в состав пограничной охраны, и о бригаде «Саваек», считающейся одной из самых дисциплинированных и наиболее хорошо оснащенной.

Жители Триполи продолжили свои акции протеста с тем, чтобы наращивать давление на бригады «повстанцев», которые еще не покинули столицу.

Ранее, 9 ноября, сотни ливийцев вышли на улицы Триполи и ряда других городов, чтобы выразить протест против возможного продления мандата ВНК, истекающего 7 февраля 2014 г. 200 депутатов ВНК были избраны в ходе первых в истории новейшей Ливии выборов, прошедших 7 июля 2012 г. Согласно «Конституционной декларации» — временной конституции, подготовленной бывшими «повстанцами», мандат ВНК истекает 7 февраля 2014 г. До этого времени ливийцы должны были избрать 60-местную Конституционную ассамблею, которая должна была подготовить новый основной закон. Затем должны были последовать всеобщие выборы. Понятно, что эти процедуры еще не начинались, и поэтому сейчас есть два выбора – либо продлить мандат ВНК, либо высшая в Ливии на сегодня властная структура исчезнет. Власти до сих пор даже не назначили дату выборов членов Конституционной ассамблеи.

Организатором манифестаций в ливийских городах выступило «Движение 9 ноября», инициированное молодежью Бенгази, которое предлагает провести одновременно выборы в Конституционную ассамблею и ВНК, причем, по их замыслу, в парламент должны избираться лишь независимые кандидаты, поскольку борьба между политическими партиями в действующем ВНК сделала его беспомощным.

10 ноября премьер-министр Ливии Али Зейдан предупредил соотечественников, что если анархия в стране не прекратится, она может быть оккупирована иностранными войсками. «Мировое сообщество не будет терпеть существование в центре Средиземноморья страны, которая является источником насилия, терроризма и убийств», — справедливо признал он. Премьер напомнил, что Ливия до сих пор находится под действием главы 7 Хартии ООН, которая разрешает мировому сообществу принимать «необходимые меры» для защиты гражданского населения. Соответствующая резолюция Совбеза ООН, принятая в марте 2011 г., позволила ряде стран обосновать их военное вмешательство в гражданскую войну в Ливии на стороне «повстанцев». Что касается современной Ливии, то А.Зейдан признал, что «государство в ней еще не построено».

14 ноября командование ливийской армии объявило об увольнении свыше 900 солдат и офицеров, обвиненных в том, что они в ходе «революции» 2011 года воевали в рядах сторонников Каддафи, но это не помешало им оставаться в рядах ливийской армии два года спустя после победы «повстанцев». Причем речь шла о тех военных, которые получили статус «получивших ранения на войне» от Министерства обороны прежнего режима. Понятно, что уволенные вряд ли останутся лояльными новым ливийским властям.

Генеральный прокурор Международного уголовного суда (МУС) Фату Бенсуда 14 ноября в очередной раз призвала Ливию выдать МУС Сейф аль-Ислама Каддафи с тем, чтобы судить его по обвинению в преступлениях против человечности. Одновременно она призвала Совбез ООН оказать соответствующее давление на Триполи. Похоже, что Триполи пошел бы на это, но один из сыновей Каддафи удерживается Зинтанской бригадой «повстанцев», в отношении которой у властей нет никаких рычагов воздействия.

17 ноября в Триполи был похищен неизвестными только что вернувшийся из зарубежной поездки заместитель главы ливийских спецслужб Мустафа Нух – выходец из города Мисурата. День спустя он был освобожден похитителями.

18 ноября представитель Пентагона объявил, что американская армия намерена подготовить «от 5 до 8 тысяч ливийских солдат» в Болгарии с тем, чтобы содействовать ливийским властям в формировании новых профессиональных вооруженных сил.

19 ноября правительство Ливии представило в ВНК план по выдворению бригад «повстанцев» из Триполи. Этот план из 15-ти пунктов предусматривает, в частности, перепись разных групп, присутствующих в Триполи, и их последующее вытеснение из столицы. Затем предполагается разработать и выполнить второй план, на сей раз – по разоружению бригад «повстанцев».

В целом, ливийским властям пока удается, пусть и частично, реализовать их план по выводу бригад бывших «повстанцев» из Триполи. Теперь можно с уверенностью сказать, что будущее Ливии зависит от того, сумеют ли власти выполнить их второй план – по разоружению этих бригад.

52.22MB | MySQL:103 | 0,516sec