НАТО и ситуация в Ливии

Правительство А.Зейдана до сих пор не обращалось в штаб-квартиру НАТО с просьбой об оказании технического содействия в переоснащении правительственной армии. Это понятно, поскольку робкие попытки премьер-министра организовать какое-то подобие взаимодействия с Североатлантическим альянсом сразу же натыкалось на резкое противодействие со стороны «Братьев-мусульман», которые пытаясь в силу своих узкокорыстных интересов на протяжении вот уже долгого времени отправить в отставку нынешний кабинет министров, панически боятся любой сделки с «дьяволом». Достаточно вспомнить громкий скандал, который учинили «братья» в связи с итогами почти годичной давности визита А.Зейдана во Францию. Тогда его обвинили в сговоре с Елисейским дворцом  и попытке организации французской военной базы на ливийской территории. Позже обвинения в сговоре с американскими спецслужбами во время операции по похищению и переправке в США силами американского спецназа известного джихадиста Аль-Либи чуть не стоили А.Зейдану свободы. В этой связи, естественно, премьер более рисковать не станет и инициативы в этом направлении выдвигать не будет. В условиях, когда его правительство фактически «висит на волоске», и его будущее зависит от решения восточных племен по поддержке действий Триполи о разблокировании нефтяных терминалов, рисковать и зря дразнить «Братьев-мусульман»  представляется малопродуктивным занятием.

Потерпела фактическое фиаско и попытка наладить некое сотрудничество с НАТО и ЕС в рамках подготовки национальных кадров для охраны границ. Эта тема особенно актуальна сейчас для НАТО, поскольку именно с территории Ливии идут логистические цепочки поддержки сепаратистов-туарегов и боевиков «Аль-Каиды исламского Магриба» (АКИМ) в зоне Сахеля. И это не говоря уже о контрабанде оружия и наркотиков. Недавняя миссия ЕС дала по итогам своего визита в Ливию в ноябре с.г. крайне пессимистичный прогноз развития ситуации и констатировала неспособность центральных властей страны управлять процессами внутри государства. Этот доклад, кстати, сразу же резко понизил уровень авторитета А.Зейдана на Западе, где, похоже, более не рассматривают его как фигуру, способную консолидировать ливийское общество. В этой связи американские и британские дипломаты даже проводят консультации по вопросу усиления роли ООН в отношении усиления контроля со стороны этой организации над процессами, которые происходят на ливийской границе на юге страны.

НАТО также не осталось в стороне и сформулировало свою собственную доктрину по действиям альянса в отношении ситуации в Ливии. Прежде всего, учитывается факт неприятия значительной частью военно-политической элиты страны присутствия в ней иностранных солдат-немусульман. В этой ситуации Турции отведена роль одного из главных организаторов переговоров с различными слоями ливийской элиты. В случае успеха этих консультаций именно турецкий воинский контингент и инструкторы будут играть основную роль на ливийском направлении. Подразумевается прежде всего тренинг национальных сил самообороны и пограничных войск. В случае необходимости и нарастания центробежных процессов не исключен и ввод ограниченного контингента турецких войск в столицу и на юг страны. При этом учитывается близость идеологических доктрин нынешнего турецкого руководства и ливийских «Братьев-мусульман», а также очень неплохие контакты по линии турецких спецслужб с руководством вооруженных милиций в Мисурате. Американские и европейские инструкторы готовы взять на себя тренинг ливийских военнослужащих на базах НАТО за границей. Одновременно в целях достижения договоренностей с ООН в Ливию направляются 235 военнослужащих-миротворцев этой организации  для охраны гражданского персонала миссии UNSMIL. При этом альянс готов предоставить для этой операции солдат из числа военнослужащих стран-участниц НАТО, которые в этом формате приобретали бы «крышу» ООН. Соответственно, нападение на этот контингент будет рассматриваться уже как нападение на сотрудников ООН со всеми вытекающими последствиями. В том числе и рамках соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН. Таким образом, Вашингтон и Лондон решили использовать «зонтик» ООН для расширения своего присутствия в стране.

Отметим и методы неформальной стратегии НАТО на ливийском направлении. Прежде всего, отметим поездку посла Великобритании М.Арона в Мисурату 7-8 декабря с.г. Он встречался с руководством местного комитета по безопасности, который состоит из «Братьев-мусульман» и контролирует ситуацию в городе. Сам факт этих переговоров серьезно встревожил т.н. федералистов, которые объединяют племенную верхушку Киренаики и стремятся к получению экономической автономии. В данном случае перед Западом стоит очень непростая задача по выбору той центральной силы в Ливии, которая могла бы механизмом по объединению  страны. И ясного понимания в Брюсселе в отношении кандидата на эту роль пока нет. Ставить на «братьев» в ситуации их оголтелого «антизападничества» чревато последствиями. Тем более что само движение далеко не однородно и также расколото по исторической границе Киренаики и Триполитании. Ставка на Джебриля, его светскую коалицию и западный клан Зейдан означает возвращение страны к реалиям правления М.Каддафи в контексте исторического противоборства между Востоком и Западом и соответствующей модели баланса сил. Тем более, что между ними также нет крепкого союза.

И в НАТО всерьез рассматривают и вариант распада страны на две или три части. И тоже по-своему готовятся к этому варианту и «не ставят на одну лошадь». В частности, британские инструкторы из частной охранной структуры KBR 3 декабря с.г. выиграли контракт на тренировку бойцов т.н. нефтяной полиции. Напомним, что она  подчиняется именно федералистам, которые сейчас собственно и блокируют возобновление экспорта нефти.

52.29MB | MySQL:103 | 0,467sec