К итогам визита главы МИД РФ Сергея Лаврова в Иран (10-11 декабря 2013 года)

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров посетил Тегеран с рабочим визитом, где провел встречу с иранским коллегой Джавадом Зарифом. Российского министра принял президент Исламской Республики Иран Хасан Роухани.

Наряду с обсуждением женевских соглашений, сирийского кризиса, других региональных и мировых проблем, одной из центральных тем стали двусторонние российско-иранские отношения.

 

Визит главы российского МИД Сергея Лаврова в Иран был запланирован ранее. Как утверждает иранская сторона, он не был приурочен ни к ситуации вокруг подписанных в ноябре женевских соглашений по ядерной проблеме ИРИ, ни к предстоящим в январе многосторонним переговорам по сирийской проблеме «Женева-2». Такой, вроде бы, рядовой рабочий визит.

Но это далеко не так. Визит министра Лаврова в Тегеран, пусть и подготовлен уже давно, сегодня вышел за рамки заурядного протокольного мероприятия. Этот визит свидетельствует о том, что российская дипломатия пытается делать все возможное, чтобы в конкурентной борьбе победить в битве за Иран, которая всё сильнее разгорается на фоне изменений в политическом курсе нового правительства Исламской Республики и ослабления напряженности вокруг ядерной проблемы ИРИ.

Борьба идет и вокруг Ирана — на сирийской и «ядерной» площадках. Россия стремится, чтобы добытые с таким трудом предварительные и по разным оценкам неоднозначные результаты по решению иранской ядерной проблемы и сирийского кризиса не превратились в прах.

Образно говоря, Москва, ориентируясь на дорожные карты, которыми, по сути, являются и женевские соглашения, и договоренности по переговорам по Сирии, мостит дорогу к заветным целям – к окончательному решению иранской ядерной проблемы и установлению мира в Сирии. Эта деятельность, несомненно, позиционирует Россию в качестве решительного, эффективного и авторитетного игрока в ближневосточном регионе и не только.

Однако для достижения позитивного результата необходимо «правильное» поведение Тегерана. Ведь многое, если не всё, как в ядерном, так и в сирийском вопросах, зависит от его позиции, от его шагов на пути к этим целям.

Поэтому в столице Ирана министр Лавров зондировал атмосферу в иранском руководстве именно в начале шестимесячного «испытательного» срока для ИРИ по выполнению требований предварительных женевских соглашений, а также накануне январских переговоров по сирийской проблеме. Москве для просчета и определения своих тактических ходов в политике по этим двум направлениям необходима информация из первых рук о взглядах Тегерана по данным вопросам и о его намерениях. Причем вне зависимости от того, будет представлен Иран на «Женеве-2» или нет.

Как известно, в сирийской проблеме Россия выступает за участие Ирана в «Женеве-2». И это совершенно справедливо. Ведь влияние Тегерана на ситуацию в Сирии достаточно велико, чтобы без Ирана можно было бы добиться хоть малейшего прогресса по урегулированию сирийского кризиса.

Иран с самого начала противостояния в Сирии оказывал и оказывает финансовую, военную и военно-техническую помощь своему главного союзнику – режиму Башара Асада. По имеющимся на ноябрь 2013 года данным, с начала сирийского кризиса Тегеран предоставил Дамаску финансовую помощь в размере более 14 млрд долларов, а также выделил долгосрочный кредит на сумму 3,6 млрд для закупок Дамаском иранской нефти по сниженным ценам. Есть сообщения, что Тегеран также поставляет Дамаску оружие и направляет военных специалистов. Так, сообщалось, что офицеры Сил специального назначения «Кодс», входящих в элитный Корпус стражей исламской революции, координируют действия в Сирии боевых отрядов ливанской «Хезбаллы», оказывают помощь в планировании операций сирийской армии. Именно с «Кодс» связывают перелом в войне, произошедший в ноябре 2012 года под Дамаском. [1]

По сути, Сирия сегодня – это плацдарм, где ведут сражения две противостоящие друг другу региональные силы – шиитский Иран и суннитские аравийские монархии, прежде. Поэтому лишь участие в переговорном процессе всех заинтересованных и влиятельных сил, как внутренних, так и внешних, обеспечит успех мирных переговоров. Только так. Как отмечают эксперты, речь должна идти, в том числе и о практически всех соседях Сирии по региону, включая, конечно же, Иран. Без участия в переговорах Ирана, итоги «Женевы-2», если она вообще состоится, весьма и весьма проблематичны, если не сказать нулевые.

В Тегеране глава российского МИД заявил: «Мы выступаем за прекращение кровопролития, за то, чтобы сами сирийцы без вмешательства извне договорились о будущем своей страны». Однако, по словам Лаврова, внешние игроки могут помочь мирному процессу. «В этот круг должен быть включен Иран, — убежден он. — Считаю принципиально важным пригласить Иран на Женеву-2». [2]

Важной темой бесед в Тегеране была ядерная проблема Ирана. Переговоры главы МИД РФ Сергея Лаврова с иранским коллегой Джавадом Зарифом еще раз продемонстрировали, что Россия выступает за скрупулезное выполнение как Ираном, так и «шестеркой» международных посредников женевских соглашений. После переговоров с иранским министром Сергей Лавров сказал: «Главное, делать все, о чем договорились, не пытаться расширенно или зауженно трактовать записанные в этом документе договоренности». По словам российского министра, очень важно «параллельно начинать консультации по параметрам окончательного пакета, который расставит все точки над «i» и закроет эту проблему окончательно». [3]

Проблема трактовки положений соглашений существует, и она весьма опасна. [4] По всей вероятности, в Тегеране Сергей Лавров убеждал и предупреждал иранцев не отходить ни на йоту от буквы соглашений. В противном случае, возникает угроза невыполнения сроков договоренностей и соответственно — угроза заключению «генерального» договора.

Нет сомнений, что выполнение женевских соглашений создаст предпосылки для работы над  широкомасштабным договором по иранской ядерной программе и обеспечит возможность его заключения. Это положит начало возвращению Ирана в мировую и региональную политику, а также на мировые финансовые, торгово-экономические рынки в качестве активного, напористого и искусного игрока, который в определенной степени изменит или попытается изменить мировую конъюнктуру в различных областях международного бизнеса.

В преддверии подобных перспектив Россия не может быть только посторонним наблюдателем.

В постоянно изменяющейся и усложняющейся международной обстановке, которая обусловлена воздействием огромного количества факторов, в Москве прекрасно понимают стратегическое значение Исламской Республики Иран. Ни у кого не вызывает сомнения, что 80-тимиллионная ИРИ играет одну из доминирующих ролей в важнейшем регионе планеты — Западной Азии, куда входит Ближний и Средний Восток, Кавказ, зона Каспийского моря, Центральная Азия. Влияние Ирана, позитивное или негативное, в большей или меньшей степени ощущается практически в каждом уголке этого ареала. Поэтому не в интересах России игнорировать Иран. Как с точки зрения политики, так и экономики. Особенно в условиях вероятности снятия с ИРИ финансово-экономических санкций и возрастания роли иранского рынка для иностранного бизнеса. Решение иранской ядерной проблемы, несомненно, зажжет зеленый свет на пути в Иран для многих иностранных компаний, фирм, бизнесменов. И важно для Москвы, чтобы Россия оказалась в первых рядах тех, кто придет в Иран после санкций. При этом, несомненно, конкурентная борьба на иранском поле между Россией, Европейским Союзом, Японией, Китаем и, США будет обостряться. Уже сегодня к этому надо готовиться и готовить условия.

Одной из целей (по всей вероятности, что главной) визита министра Лаврова в Тегеран была рекогносцировка (под углом зрения российских интересов) ситуации после президентских выборов в Иране в июне этого года, изучение изнутри политического курса нового президента ИРИ Хасана Роухани и его правительства, а также строительство новой системы российско-иранских отношений на уже имеющимся фундаменте.

Фундамент этих отношений вполне солидный.

Политико-экономические и торговые связи России с Ираном насчитывают более пяти веков. В истории двух государств были разные периоды: и негативные, и позитивные.

Вернемся на 50 лет назад. В 60-70 годы прошлого века, оставаясь верным союзником США, членом военного блока СЕНТО, шахиншах Ирана Мохаммад Реза Пехлеви вместе с советским руководством предпринял шаги, направленные на развитие двусторонних связей. До исламской революции с советским участием в этой стране было сооружено более 60 крупных объектов. Среди них – Исфаганский металлургический комбинат, Машиностроительный завод в Араке, тепловые электростанции «Рамин» и «Шахид Монтазери», ГЭС на реке Аракс, магистральный трансиранский газопровод Гачсаран – Астара и многое другое.

Было налажено и сотрудничество в военной области. За 15 лет перед исламской революцией (с 1964 по 1979 гг) Ирану оказывали помощь сотни советских военных специалистов, более 500 иранских офицеров получили образование в СССР. В Иран Советский Союз поставлял технику для сухопутных, инженерных войск и артиллерии. В том числе: БМП-1, БТР-60, БТР-50ПК, ЗСУ-57, ЗСУ-23-4, «Шилка», пушки 137-мм М-46, 130-мм пушки, ПЗРК «Стрела-1М», автомобили МАЗ, танковые мостоукладчики, колейные минные тралы и другую технику.

В Исфагане и Ширазе с помощью СССР были сооружены и открыты заводы по ремонту советской военной техники и вооружения, где работали советские специалисты от предприятий-изготовителей. Для капитального ремонта артиллерийского вооружения, броневой и автомобильной техники в окрестностях Тегерана при техническом содействии советской стороны был построен огромный заводской комплекс «Бабак». В нем располагались современные цеха и лаборатории, полигон для испытания гусеничной и колесной техники, стрельбище для опытных артиллерийских стрельб.

Иран превратился в одного из главных торгово-экономических военно-технических партнеров СССР в регионе Ближнего и Среднего Востока. [5] Политические двусторонние отношения также находились на достаточно высоком уровне.

После исламской революции 1979 года уже в 90-х годах Россия стала ведущим поставщиком военной техники и технологий для Ирана. Ее доля в этом сегменте иранского импорта составила более 60%. Россия поставила Ирану боевые самолеты МиГ-29, Су-24МК, зенитно-ракетных системы С-200ВЭ, ТОР-1М, три дизельные подводные лодки типа «Кило» и много другой техники, включая бронетанковую.[6]. В последние годы военно-техническое сотрудничество двух стран практически свелось к нулю. Но сейчас на этом направлении открываются новые перспективы и возможности.[7]

Одновременно велась совместная работа в области атомной энергетики[8], в космической сфере. [9]. Однако не в последнюю очередь под воздействием международных санкций сегодня российско-иранские отношения находятся в «спящем режиме». И в экономической, и в торговой областях прорывов не наблюдается. Как разбудить эти связи?

Пожалуй, именно об этом велись беседы Лаврова в Тегеране. Министры двух стран договорились о графике регулярных политических консультаций на разном уровне и возобновлении работы постоянной межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Кстати эта комиссия в феврале этого года приняла многообещающий документ – протокол, который четко определяет направления взаимодействия в самых различных областях, начиная от атомной энергетики и космоса, заканчивая здравоохранением и туризмом.

Протокол показывает, что у двух стран есть и реальные возможности и потребность именно в таком всестороннем взаимодействии.

Приоритет же, как представляется, принадлежит четырем направлениям, в развитии которых заинтересован Тегеран. В свою очередь, Москва могла бы для укрепления своих позиций в Иране наилучшим образом использовать эти сферы, в которых она конкурентоспособна.

Это – энергетика, в том числе и ядерная. Иран планирует построить еще несколько атомных энергоблоков. И здесь профессионализм и квалификация российских ученых, инженеров и рабочих, помноженные на уникальный опыт сотрудничества с иранской стороной при создании Бушерской АЭС — исключительны, что делает Россию наиболее привлекательным партнером для Ирана.

Аналогична ситуация и в космической сфере. Иран нуждается в орбитальной инфраструктуре спутниковой связи и спутникового вещания телевизионных каналов. В настоящий момент имеющийся уровень ракетно-космических технологий не позволяет иранцам осуществлять запуск и вывод на высокую геостационарную орбиту космических аппаратов связи. И здесь на помощь могут прийти российские специалисты. Иран в полной мере мог бы использовать возможности России по запуску иранских спутников с помощью российских ракет, как это делают многие страны, в том числе и США.

Железнодорожный транспорт: прокладка новых линий, модернизация и электрификация существующих.

Не забудем и военно-техническое сотрудничество. В российском арсенале есть, что предложить Ирану. Вооружение, произведенное в России, всегда отличалась отличными боевыми характеристиками, высоким качеством и надежностью.

На тегеранских переговорах иранская сторона подняла и вопрос о зенитно-ракетных системах ПВО С-300, настаивая на выполнении договоренностей о поставках Россией в Иран этих систем. Как известно, по решению Москвы, этот вид вооружений был включен в список запрещенных для поставок в ИРИ. Однако всё течет и всё меняется, как и ядерная политика Тегерана, что дает надежды на отмену санкционных резолюций Совета Безопасности ООН. Примечательно, что в ходе визита Сергей Лавров подчеркнул хорошие результаты недавних переговоров в Тегеране заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Рогозина, курирующего российский оборонно-промышленный комплекс.

Теперь, можно предполагать, что после отмены антииранских санкций военно-техническое сотрудничество (ВТС) Москвы и Тегерана возобновится в полном объеме. И это касается не только ВТС, но и всего комплекса торгово-экономических отношений России и Ирана.

Конечно, все эти сферы сотрудничества могут наполниться реальным содержанием только после отмены всех санкций, наложенных на Иран. И если через полгода – год будет заключен окончательный широкомасштабный договор Тегерана с «шестеркой» посредников по ядерной программе ИРИ, это станет юридической основой для снятия всех санкций с Ирана.

Но, несомненно, уже сегодня Москве стоит спешить налаживать контакты для будущих договоренностей, чтобы не упустить широкие возможности сотрудничества. Ведь после избрания президента Роухани в его политическом курсе всё явственнее проявляется прозападная тенденция. Причем это объясняется не только прагматическими потребностями дня (стремление к выходу из политико-экономической изоляции), но и атмосферой в иранском обществе. Показательно, что укрепление позиций либеральных реформаторов в Иране создает почву для расцвета проамериканских и в целом прозападных настроений в стране (так было при президенте Хатами, так происходит и сейчас, при президенте Роухани). Не секрет, что подавляющее большинство населения Ирана с вожделением смотрят на Запад. Так, согласно данным опроса, проведенным в сентябре-октябре 2013 года, около 80-90% иранцев считают необходимым восстановление отношений с США.[10]

Движение Ирана на Запад не совсем радостно для Москвы. Поэтому Россия активно ищет возможности бросить там якорь на будущее. И якорь потяжелее, чтобы никакие бури и подводные течения не смогли сдвинуть Россию и поколебать ее интересы в Иране.

Совершенно очевидно, что бездействие на «иранском фронте» приведет к поражению в конкурентной борьбе с Западной Европой, Китаем, Японией и США за Иран, к вытеснению России из этой важнейшей страны — региональной супердержавы, в итоге — к отлучению от участия в ближневосточных политико-экономических процессах и к потере влияния на Ближнем и Среднем Востоке.

При этом России, продвигая свои национальные интересы в Иране, необходимо оставаться на принципиальных позициях. Во главу угла должен быть поставлен прагматизм. Отношения РФ — ИРИ должны характеризоваться как «настороженное партнерство», без перерастания в стратегическо-союзнические. Тем более, что в перспективе Иран с большой степенью вероятности станет серьезным нефтегазовым конкурентом России на европейском рынке.

Подводя итоги визита Сергея Лаврова в Иран можно смело заявить, что он явился не только морально-дипломатической поддержкой нового внешнеполитического курса президента Роухани, характеризуемого отходом от конфронтации с внешним миром и ставкой на установление партнерских отношений со всеми странами, но и заявкой Москвы на широкомасштабное продвижение своих интересов в Иран.

1. Владимир Сажин.Женева-2 без Ирана – это свадьба без жениха. Сайт Радио «Голос России». 07 ноября 2013. [Электронный ресурс] http://rus.ruvr.ru/2013_11_07/ZHeneva-2-bez-Irana-jeto-svadba-bez-zheniha-5841/

2. Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Ирана М.Д.Зарифом, Тегеран, 11 декабря 2013 года МИД РФ. Официальный сайт 11.12.13. [Электронный ресурс] http://www.mid.ru/BDOMP/brp_4.nsf/sps/89521C5C3A83179F44257C3E005CB4E5

3. Там же

4. Подробнее см.: Сажин В.И. К вопросу о женевском соглашении по ядерной проблеме Ирана [Электронный ресурс]//Институт Ближнего Востока. М.,. 28 ноября 2013.  http://www.iimes.ru/?p=18799&print=1

5. Владимир Сажин. Какой Иран выгоден России?// Время новостей. № 37. М. 05 марта 2010

6. Подробнее см.: Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами: основы, проблемы и перспективы. Под редакцией Н.И.Калининой. ИМЭМО РАН. М. 2010. С.172-176

7.  Владимир Сажин. РФ и Иран открыли новые возможности для военно-технического сотрудничества. Сайт Радио «Голос России». 23 октября 2013. [Электронный ресурс] http://rus.ruvr.ru/2013_10_23/RF-i-Iran-otkrili-novie-vozmozhnosti-dlja-voenno-tehnicheskogo-sotrudnichestva-5109/

8. Подробнее см.: С.Н.Сапуханян. Ядерный фактор в российско-иранских отношениях. М. 2007

9. Евсеев В.В. Военно-политические аспекты иранской ядерной проблемы. М. 2010. С.122.

10. См: http://www.rosbalt.ru/main/2013/10/31/1194516.html

52.26MB | MySQL:103 | 0,498sec