Ситуация в Турции: ноябрь 2013 г.

Одним из основных событий на внешнеполитическом треке деятельности турецкого руководства в ноябре стал рабочий визит премьер-министра Р.Эрдогана в Санкт-Петербург. В рамках визита турецкий премьер принял участие в четвертом заседании Совета сотрудничества высшего уровня (ССВУ) между Россией и Турцией, который возглавляют президент России В. Путин и глава турецкого правительства Р.Эрдоган. Напомним, что договоренность о создании ССВУ была достигнута 6 августа 2009 г. Первое заседание ССВУ состоялось 12 мая 2010 г. в Анкаре, второе – 16 марта 2011 г. в Москве, третье – 3 декабря 2012 г. в Стамбуле. В рамках ССВУ действуют Совместная группа стратегического планирования (СГСП), сопредседателями которой являются министры иностранных дел С Лавров и А.Давутоглу, Смешанная Межправительственная Российско-Турецкая комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК), сопредседатели которой министр энергетики А Новак и министр энергетики и природных ресурсов Т.Йылдыз. В ССВУ входит также Форум общественности под руководством главы Россотрудничества К.Косачева и председателя Комиссии по иностранным делам Великого Национального Собрания (парламента) Турции В.Бозкыра.

Главный острый вопрос, который обсуждался в экспертных кругах накануне российско-турецкого санкт-петербургского саммита, был сформулирован следующим образом: сможет ли сложный процесс сирийского урегулирования повлиять в негативном плане на развитие многопланового партнерства между Россией и Турцией? Позиции Москвы и Анкары по Сирии принципиально отличаются. Попытки двух сторон на самых различных уровнях (телефонные переговоры лидеров и глав дипломатических ведомств  двух стран, встречи их заместителей) сблизить их до ноябрьского заседания ССВУ не принесли положительных результатов.

Зарубежные эксперты отметили, что В.Путин и Р.Эрдоган, отвечая на этот вопрос, констатировали факт интенсивного развития российско-турецких связей по всем направлениям. «Наш политический диалог имеет регулярный характер. Мы взаимодействуем в решении ключевых региональных и международных проблем, в том числе в рамках ООН и «Группы двадцати». У нас могут быть различия по отдельным вопросам, но это не приводит к охлаждению наших отношений, напротив, мы контактируем ещё плотнее, ищем точки соприкосновения. Большой вклад в это вносит Совместная группа стратегического планирования под руководством министров иностранных дел России и Турции», — отметил президент России В.Путин.

Российского лидера поддержал турецкий премьер. «Действительно, между Россией и Турцией в последние годы отношения развиваются настолько динамично, что это может вызывать зависть у других стран. Во многих сферах наше сотрудничество растёт день ото дня. Речь идёт об экономическом, торговом, военном, гуманитарном и других направлениях. Так, в экономической сфере в этом году мы практически достигли торгового оборота в 35 млрд долларов США. Конечно, первые девять месяцев речь действительно шла о небольшом спаде, но это, по всей видимости, связано с влиянием проблемных явлений в мировой экономике. Однако, несмотря на это, у нас есть общая цель – достичь к 2020 году товарооборота в 100 млрд долларов США. Если мы сообща будем действовать для достижения этой цели, то я уверен, что мы решим эту задачу. У России и Турции существуют обязательства в регионе с точки зрения азербайджано-армянского конфликта, урегулирования ситуации в Сирии, стабилизации обстановки в Ираке. Есть общие шаги, которые мы должны предпринять. И переговоры, которые мы провели по этим вопросам, позволили нам создать платформу, базу для урегулирования этих проблем», — подчеркнул премьер-министр Р.Эрдоган.

Сегодня Турция занимает 7-е место среди внешнеторговых партнеров России, в т.ч. 5-е по экспорту и 13-е по импорту. Доля Турции во внешнеторговом обороте России составляет 4%. В российском экспорте доминируют энергоносители (74,4%); металлы и изделия из них (13%), а в импорте из Турции — машины, оборудование и транспортные средства (30%), продовольствие (22,1%), текстиль (18,8%).

Главными особенностями взаимной торговли являются ее несбалансированность по объемам и по структуре. Дисбаланс в нашу пользу турецкой стороне в определенной степени удается компенсировать доходами от туризма, «челночной» торговли, денежными переводами граждан, а также турецких строительных и других фирм, работающих в России (по экспертным оценкам –7-8 млрд долл. США). Что касается туризма, то в 2013 году около 4 млн российских туристов принесли, по данным турецкой статистики, более 10 млрд долл. США.

Объем российских инвестиций в Турцию за январь-июнь 2013 г. составил 765,9 млн долл. США. По состоянию на июнь 2013 г. всего накоплено российских инвестиций в турецкую экономику на сумму 1,570 млрд долл. США. Объем турецких инвестиций в российскую экономику за первое полугодие 2013 г. составил 169,2 млн долл. США. Сумма всех накопленных турецких инвестиций в России составляет 740,7 млн долл. США.

Стороны в Санкт-Петербурге констатировали, что динамично развивается сотрудничество в энергетической сфере. Реализуются стратегические для России и Турции проекты строительства газопровода «Южный поток» и атомной электростанции «Аккую́». Москва еще раз выразила признательность Анкаре за содействие и сотрудничество при осуществлении инженерно-изыскательских работ по проекту «Южный поток» в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Турции в Черном море, которые завершились в прошлом году. В настоящее время идет подготовка к строительству газопровода в ИЭЗ Турции. Работы планируется начать в 2014 году. Газопровод будет отвечать самым современным экологическим и технологическим требованиям и станет, по общему мнению сторон, одним из важных элементов обеспечения энергетической безопасности региона.

Планомерно продвигается реализация проекта АЭС «Аккую́» (стоимость около 20 млрд долл. США), несмотря на попытки определенных кругов, направляемых Вашингтоном, помешать этому процессу с надуманным использованием экологической проблематики. Необходимо отдать должное турецкому руководству, которому на данном этапе удается аргументировано нейтрализовать эти попытки.

В связи с работами по реализации проекта «Аккую» налаживается сотрудничество в области подготовки кадров для вновь создаваемой атомной отрасли Турции. С 2011 г. в Россию для обучения направлены три группы турецких студентов – всего около 200 человек. Ведутся переговоры об организации в Турции образования по «атомным» специальностям на основе российских программ. В рамках заседания ССВУ поднимался также вопрос о предоставлении проекту статуса «стратегической инвестиции» для получения российской стороной налоговых льгот. Как известно, в строительстве АЭС «Аккую» существенное снижение капитальных затрат может быть достигнуто за счет предоставления проекту статуса «стратегической инвестиции», который, в соответствии с законами Турции, предусматривает предоставление турецкой стороной значительных льгот на налоги на добавленную стоимость, таможенные пошлины, кредитные процентные ставки и т.д. Окончательное решение этого вопроса перенесено на последующие переговоры, что связано, по мнению экспертов, с предстоящими в Турции в будущем году выборами в местные органы власти и президента страны. Стороны договорились не терять набранных темпов по реализации этого проекта.

Западные эксперты отмечают важность для Анкары озвученной в Санкт-Петербурге поддержки Москвы в плане расширения сотрудничества Турции с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС). Россия открыта для взаимодействия с Турцией в рамках ШОС и позитивно оценивает перспективы для совместной работы по всем ключевым вопросам повестки дня этой организации. Турками уже наработан положительный опыт участия в консультациях по региональной безопасности, а также в создании Энергетического клуба ШОС. Турецкая сторона, полагают эксперты, использует свой статус партнера по диалогу с ШОС для определенного давления на ЕС с целью ускорить процесс вступления Турции в Евросоюз в качестве полноправного члена этой организации.

Москва и Анкара договорились наращивать сотрудничество с угрозой международного терроризма, которая приобретает сегодня новое измерение и остроту. Стороны подтвердили, что занимают одинаковую позицию по этой проблеме. «Революционная» волна протестных настроений на арабском Востоке спровоцировала активизацию региональных филиалов «Аль-Каиды» и повысила риски распространения экстремистской идеологии. Потенциал террористов укрепляется за счет смычки с преступными трансграничными группировками, действующими в сфере наркотрафика, контрабанды оружия и торговли людьми. Турки в конце концов согласились, что в Сирии все заметнее укрепляются террористические группы, смыкающиеся с направляемой «Аль-Каидой» радикальной оппозицией, которая регулярно совершает террористические акты.

У российско-турецкого взаимодействия в области борьбы с терроризмом имеется хороший потенциал и договорно-правовая база, которая постоянно укрепляется. Стороны договорились углублять сотрудничество в этой сфере на различных уровнях в международных организациях и в двустороннем формате. Хорошим применением на практике этих договоренностей станет подготовка к зимней олимпиаде в Сочи и ее проведение. Готовится к подписанию межправительственный Меморандум о сотрудничестве в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью.

По итогам заседания ССВУ в Санкт-Петербурге был подписан ряд отраслевых документов, которые пополнили и укрепили договорно-правовую базу отношений двух стран:

— Меморандум о взаимопонимании между ОАО «Интер РАО» и турецкой компанией по генерации электроэнергии («ЭУАШ»)

— Меморандум о стратегическом партнерстве между открытым акционерным обществом «Силовые машины – ЗТЛ, ЛМЗ, Электросила, Энергомашэкспорт» и турецкой компанией «ЭРГ Иншаат / Пи Макина»

— Соглашение о сотрудничестве между Федеральным государственным унитарным предприятием «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)» и Анатолийским информационным агентством

— Меморандум о сотрудничестве между агентством «РИА Новости» и Анатолийским информационным агентством

— Меморандум о взаимопонимании между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Министерством таможни и торговли Турецкой Республики в области применения процедуры «Упрощенный таможенный коридор».

По оценкам зарубежных экспертов, российско-турецкий саммит в Санкт-Петербурге продемонстрировал конструктивный и доверительный диалог двух стран, подтвердил на практике эффективность ССВУ. Они указывают на тот факт, что аналогичные советы сотрудничества высшего уровня в рамках двусторонних отношений с Сирией, Ираком и Египтом под грузом возникших разногласий в обстановке региональной нестабильности прекратили свою деятельность. Различия же в подходах России и Турции по урегулированию ситуации вокруг Сирии, кризисным явлениям «арабской весны», а также по вопросам дислокации на турецкой территории радара НАТО и ЗРК «Пэтриот» не повлияли, по их мнению, в негативном плане на развитие российско-турецкого многопланового сотрудничества, показали пример конструктивного диалога по сложным вопросам другим членам мирового сообщества. Обе стороны исходят из того, что у России и Турции могут быть разногласия по отдельным вопросам, но это не должно вести к охлаждению отношений, а, напротив, способствовать сближению двух стран в процессе поиска новых точек соприкосновения за столом переговоров.

Из других внешнеполитических событий следует выделить продолжающееся дипломатическое давление на Турцию в связи с выбором Анкарой по результатам тендера китайского производителя (государственная корпорация КНР СРМIEC) зенитно-ракетных комплексов. Турцию посетили ряд высокопоставленных представителей Госдепа и Пентагона. После визита заместителя министра обороны США Джима Миллера в Турции побывал и заместитель помощника госсекретаря по космической и оборонной политике Фрэнк Роуз, которые выразили серьезную озабоченность решением Анкары. Главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе и командующий Европейским командованием ВС США генерал Филипп Бридлав также настойчиво рекомендовал Турции приобрести систему противоракетной обороны, которая совместима с системами НАТО, а именно американские ЗРК «Пэтриот».

В пользу именно этого выбора, по их мнению, говорит и тот факт, что Турция обратилась к НАТО с просьбой продлить на год размещение на территории страны зенитно-ракетных комплексов «Пэтриот». «С прошлого года никаких изменений на сирийской границе не произошло. Таким образом, комплексы должны оставаться на турецкой территории, пока в этом есть необходимость», — заявил МИД Турции. Министр иностранных дел А.Давутоглу направил письмо с просьбой о продлении сроков дислокации комплексов в приграничных с Сирией турецких провинциях Газиантеп, Кахраманмараш и Адана. Напомним, что комплексы находятся там с декабря 2012 г. и были развернуты сроком на 1 год. 13 ноября союзники по НАТО одобрили продление на 1 год срока пребывания зенитно-ракетных комплексов в Турции, согласившись с тем, что сохраняются серьезные угрозы безопасности члена альянса Турции.

Тем не менее, турецкие военные в рамках состоявшихся переговоров, в свою очередь, также выразили неудовлетворение политическим выбором в пользу китайского производителя. По их мнению, китайские комплексы отличаются дешевизной, но не проверены в ходе боевых действий, в отличие от систем «Пэтриот» американского производства. В то же время, они высказали критические замечания и в адрес США, которые отказались от более высокого уровня передачи Анкаре технологий своих ЗРК, что значительно снизило бы привлекательность предложения китайских конкурентов. Эксперты Института Ближнего Востока полагают, что решение Турции, несмотря на заявления руководства страны о китайском выборе, будет пересмотрено, так как оно принималось с целью создания более жесткой конкурентной среды в рамках тендера для «выбивания» из американских партнеров передачи турецкой стороне современных технологий на более высоком уровне.

О развитии ситуации именно в таком направлении свидетельствуют и продолжающиеся заявления турецкой стороны о том, что принятое решение в пользу китайцев «не окончательное». Эти заявления стали результатом работы с турецкими коллегами американской стороны с целью сделать американские предложения Анкаре по ЗРК более привлекательными и конкурентоспособными по сравнению с китайским комплексом.

В ноябре наметилось оживление в треугольнике Турция-Азербайджан-Армения. Глава турецкого дипломатического ведомства А.Давутоглу в Комиссии по иностранным делам парламента Турции сделал неожиданное заявление по поводу возможного открытия армяно-турецкой границы. Депутат оппозиционной Партии националистического движения (ПНД) Синан Оган обратился к министру с вопросом о том, означает ли подготовку к ее открытию осуществление работ на армяно-турецкой границе в районе Игдыра и на железной дороге.

Министр подтвердил достоверность сведений об осуществлении работ, отметив, что они ведут подготовку для открытия границы в преддверии 2015 года. Как известно, в 2015 году будет отмечаться 100-летие со дня геноцида армян в Османской империи, что вызывает у Анкары определенную тревогу. Кроме этого, министр отметил, что в ближайшем будущем он посетит Азербайджан и, если удастся убедить Баку в целесообразности открытия границы, то они смогут преподнести сюрприз Армении. Напомним, что Турция заблокировала границу с Арменией в 1993 году во время активных боевых действий в Карабахе, выражая тем самым поддержку Баку.

Трудно представить, каким образом министр будет убеждать Баку. Не исключено, что турецкая сторона искала поддержки в этом вопросе у бывшего единого кандидата от Национального совета демократических сил Азербайджана (НСДС) Джамиля Гасанлы. Он побывал с визитом в Анкаре и Вашингтоне, который также заинтересован в налаживании диалога в треугольнике Турция-Азербайджан-Армения. Однако визит в Анкару президента Азербайджана Ильхама Алиева, который 12 ноября на совместной пресс-конференции по итогам встречи с президентом Турции Абдуллахом Гюлем заявил, что в нагорно-карабахском конфликте Турция всегда находится рядом с Азербайджаном, на стороне истины и справедливости, подтвердил маловероятность осуществления заявленного сюрприза. Баку, по словам И.Алиева, продолжает прилагать усилия по урегулированию карабахского конфликта, но позиция Армении не позволяет решить проблему и восстановить территориальную целостность Азербайджана. Ранее Анкара категорически заявляла о том, что открытие границы с Арменией может быть осуществлено только после урегулирования карабахской проблемы. А это значит, что сюрприз турецкого министра может иметь место лишь после решения сложной проблемы Карабаха.

Кстати, эта проблема обсуждалась и в Санкт-Петербурге в рамках ССВУ, где турецкая сторона предложила активизировать общие усилия Москвы и Анкары в процессе карабахского урегулирования. Наряду с этим, госсекретарь США Джон Керри также провел телефонные переговоры с президентами Армении и Азербайджана С.Саргсяном и И.Алиевым на тему урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Об этом он сообщил на совместной пресс-конференции с главой МИД Турции А.Давутоглу в Вашингтоне. Это говорит о попытке Анкары накануне 100-летия со дня массовой гибели армян в Османской империи мобилизовать усилия всех сторон в решении этой региональной проблемы. Тем не менее, в самой Армении скептически отнеслись к заявлению А.Давутоглу. «Заявление главы МИД Турции не что иное, как попытка спасти свое лицо в международной политике», — заявил председатель комиссии парламента Армении по внешним отношениям Артак Закарян.

Сирийская проблематика прозвучала в Турции через курдскую призму. Сирийские курды 12 ноября провозгласили создание временной администрации в северо-восточной Сирии. На совещании в сирийском городе Камышлы комитет курдских и ряда других групп заявил, что «настало время создать административный орган для управления регионом компактного проживания курдов». В заявлении содержится призыв к мировым державам и соседним странам поддержать новую администрацию. Курды в Сирии сформировали десятки административных учреждений и постепенно строят в настоящее время автономную систему с самоорганизацией и народовластием. Тем не менее, министр иностранных дел Турции А.Давутоглу осудил его и обвинил основную сирийскую курдскую Партию демократического единства (ПДЕ) в «невыполнении своих обещаний и расколе Сирии». Напомним, что лидер ПДЕ С.Муслим в течении двух последних месяцев неоднократно бывал в Турции, где вел интенсивные переговоры с турецким руководством и спецслужбами страны.

Положение сирийских курдов осложняется тем фактом, что в ходе знаменательной во многих отношениях встречи в юго-восточной турецкой провинции Диярбакыр премьер-министра Турции Р.Эрдогана и главы автономного Иракского Курдистана М.Барзани достигнута договоренность занять общую позицию против временного самоуправления, провозглашенного ПДЕ на северо-востоке Сирии. По мнению некоторых экспертов и функционеров ПДЕ, это означает соглашение сторон о возобновлении вооруженных нападений на курдские районы Сирии, которые были прекращены после переговоров С.Муслима в Турции.

Р.Эрдоган и М.Барзани в Диярбакыре обсудили также вопрос о поставках нефти из курдской автономии Ирака в Турцию. Они договорились о начале поставок нефти через Турцию на мировые рынки в ближайшие полтора месяца. Это, несомненно, внесет дополнительную остроту и недоверие в отношения между Анкарой и Багдадом, несмотря на предлагаемую турецкой стороной формулу оплаты этой нефти, которая будет учитывать интересы и обеспечивать контроль поставок нефти в Турцию со стороны центрального правительства Ирака. Договоренность Анкары и Эрбиля об открытии на границе двух дополнительных пограничных пунктов также существенно увеличит объем приграничной торговли, доходы от которой будут вне контроля Багдада. Эксперты обратили внимание, что в своей речи в Диярбакыре Р.Эрдоган, приветствуя народ «региона Курдистан на севере Ирака», впервые публично произнес слово Курдистан. В переговорах Р.Эрдогана и М.Барзани с турецкой стороны участвовали вице-премьер Б.Аталай, министр иностранных дел А.Давутоглу, помощник премьера И.Калын. С курдской стороны в переговорах принимали участие советники главы курдской автономии.

Турция одобрила соглашение, достигнутое в Женеве между Ираном и «шестеркой» мировых держав по ядерной программе Тегерана. Глава МИД А.Давутоглу, выступая в Тегеране в Ближневосточном институте стратегических исследований, приветствовал женевские договоренности, подчеркнул особую значимость турецко-иранского диалога с точки зрения стабильности и процветания в регионе, необходимость его дальнейшего укрепления. Это заявление эксперты расценили как шаг в направлении нормализации двусторонних отношений. Ведь ранее они констатировали беспрецедентное снижение за последние два года уровня турецко-иранских связей из-за разногласий по сирийскому вопросу, дислокации радара ПРО НАТО на турецкой территории, развертыванию на границе с Сирией натовских ЗРК «Пэтриот», усилению военной составляющей в отношениях Турции с аравийскими монархиями. Иран расценил это как содействие турок в реализации американских планов, направленных на создание военно-политической оси Турция – Саудовская Аравия – Катар антииранской и антишиитской направленности.

Необходимо особо отметить оперативную реакцию как турецкого правительства, так и деловых кругов страны на ослабление режима санкций и наметившийся выход Ирана из международной изоляции. Анкара уже заявила о возможности создания между Турцией и Ираном свободной экономической зоны, готовности рассмотреть вопрос реанимации ранее замороженных двусторонних соглашений о сотрудничестве в энергетической сфере, наладить в полном объеме приграничную торговлю, увеличить поставки в страну иранской нефти и газа. Особую значимость обе стороны придают вопросу налаживания в полном объеме торговли золотом.

Эти и другие меры, по мнению главы турецкой дипломатии, позволит увеличить двусторонний товарооборот до 50 млрд долл. США. Ныне этот показатель равен 25 млрд долл. США. В случае полной отмены санкций Анкара планирует к 2020 году довести объем взаимной торговли до 100 млрд долл. США. Напомним, что такой же объем торговли к 2020 году запланирован турецкой стороной и с Россией. Резкая активизация торгово-экономических отношений получит в ближайшей перспективе политическую поддержку на самом высоком уровне. В Анкаре и Тегеране идет активная подготовка к обмену визитами, которые будут осуществлены в ближайшее время. Турция, считают в дипломатических кругах страны, вновь может претендовать на роль энергетического моста между потребителем энергоресурсов Европой и их поставщиком Ираном.

Резко негативно оценил женевские соглашения Израиль. Более того, израильские эксперты уверены в том, что американская оценка иранских выгод (6 — 7 млрд долл. США) от сокращения санкций слишком занижена. Израильтяне утверждают, что при любом раскладе Иран получит 20 – 25 млрд долл. США от реализации женевских договоренностей, а это значит существенное усиление иранской экономики и его политических позиций в регионе. Тем более, что не только Турция оперативно возобновляет торгово-экономические связи с Ираном. Например, Китай также стремится занять свою нишу в энергетической индустрии Ирана, и намерен в ближайшей перспективе инвестировать в нефтяную промышленность страны 9 млрд. долл. США.

Из событий на внутриполитическом поле Турции следует обратить внимание на тот факт, что процесс согласования в парламенте текста проекта новой конституции Турции фактически прекращен после выхода представителей правящей Партии справедливости и развития (ПСР) из состава межпартийной парламентской комиссии. На заседании комиссии 18 ноября ее председатель, спикер парламента Д.Чичек заявил представителям четырех парламентских партий, участвующим в работе комиссии, что он объявит о своем выходе из ее состава в письме в адрес их лидеров. Тем не менее, представители трех оппозиционных партий провели 19 ноября встречу в отсутствие Д.Чичека и депутатов от ПСР и заявили, что спикер парламента не имел права в одностороннем порядке прекращать работу комиссии, созданной на основании общего решения.

Однако ПСР продолжает настаивать на отсутствии целесообразности дальнейшей работы комиссии. «Эта комиссия согласовала за 25 месяцев своей работы только 60 статей. Сколько же месяцев потребуется для того, чтобы согласовать оставшиеся 112 статей? Никто, в том числе оппозиционные партии, не думает, что эта комиссия в состоянии подготовить новую Конституцию», — заявил представитель ПСР, добавив, что заседания комиссии после ее роспуска недействительны с юридической точки зрения. Премьер-министр Турции Р.Эрдоган возложил всю вину за провал работы по согласованию текста новой конституции на оппозиционные партии, обвинив их в блокировании переговоров.

Необходимо отметить, что парламентская комиссия была лишь одним из инструментов в процессе подготовки новой конституции. ПСР по-прежнему планирует продолжить разработку гражданской конституции. Роспуск комиссии открывает для правительства возможность использования других путей на этом направлении. Не исключено, что правящая партия будет стремиться к блоку с одной или двумя партиями для принятия реформированной конституции в парламенте, ведь голосов только ПСР для этого недостаточно. Однако такой вариант возможен только после всеобщих выборов 2015 года. Эксперты не исключают и попытки ПСР договориться с основной оппозиционной Народно-республиканской партией (НРП) и принять в парламенте уже согласованные 60 статей нового проекта конституции. Разногласия ПСР и НРП по этому вопросу делают и этот вариант маловероятным, так как оппозиция выступает против принятия нового основного закона страны по частям.

Исходя из сложившейся ситуации, можно сделать вывод, что правительство и правящая ПСР не смогли решить задачу подготовки новой конституции за более чем двухлетний период. Напомню, что ранее заявленный ими срок окончания работы над этим проектом не превышал одного года. Подготовка и принятие новой конституции вместе с процессом курдского урегулирования считались двумя жизненно важными внутриполитическими задачами ПСР, от решения которых во многом зависят пути дальнейшего развития страны. Фактическая осечка на этих двух важнейших направлениях во многом затруднит ведение предвыборной кампании ПСР накануне выборов в местные органы власти и президента страны в 2014 году. Это также свидетельствует о серьезной поляризации сил на внутриполитическом поле страны, которая может оказать негативное влияние и на ситуацию в стране в преддверии всеобщих парламентских выборов в 2015 году.

Еще один вопрос, который потенциально способен посеять серьезные разногласия в рядах ПСР, касается выборов президента страны. Газета The Guardian опубликовала интервью с президентом Турции А.Гюлем, в котором он, по мнению издания, не исключил выдвижения своей кандидатуры на следующий президентский срок. А.Гюль, считает газета, дал понять, что готов бросить вызов премьер-министру Турции Р.Эрдогану на президентских выборах летом следующего года. Президент, отвечая на вопрос газеты, будет ли он баллотироваться на второй срок, ответил, что принимать решение пока рано. В то же время, он не исключил такую возможность. «Все варианты возможны», — констатировал он.

Наряду с этим, А.Гюль подчеркнул, что Р.Эрдоган является его другом, а не соперником. Он опроверг разговоры о политических разногласиях с премьер-министром по вопросам употребления алкоголя и ношения мусульманскими женщинами платков. «Мы вместе создали правящую партию, мы ее основатели. Мы вместе формировали правительство, и мы вместе изменили Турцию. Р.Эрдоган — мой друг, и мы работали с ним плечом к плечу в течение всех этих лет», — констатировал А.Гюль.

В Турции началась предвыборная кампания в местные органы власти. Премьер-министр и лидер ПСР Р.Эрдоган представил ряд кандидатов в мэры крупнейших городов от правящей партии. «Мы провели более кропотливую работу, чем когда-либо при определении своих кандидатов», — подчеркнул премьер-министр. Обращает на себя внимание тот факт, что Мелих Гекчек, один из ближайших соратников турецкого премьер-министра, который возглавляет муниципалитет турецкой столицы с 1994 года, будет вновь баллотироваться на должность мэра Анкары уже на пятый срок подряд.

Сопредседатель прокурдской парламентской Партии мира и демократии (ПМД) С.Демирташ заявил, что его партия предлагает Народной демократической партии (HДП) быть открытой для альянса с основной оппозиционной Народно-республиканской партией (НРП) на предстоящих местных выборах. По его мнению, это позволит более эффективно использовать потенциал НДП. Как известно, НДП была создана по предложению лидера Рабочей партии Курдистана (РПК) А.Оджалана в рамках предвыборной стратегии, предусматривающей объединение ряда левых и курдских партий. На первом съезде HДП провозгласила свою стратегию избирательной кампании в местные органы власти под лозунгом «ПМД на востоке, HДП на Западе». При этом, по данным турецких СМИ, в перспективе не исключено объединение ПМД и НДП в единую партийную структуру. Однако некоторые эксперты уже сегодня не без основания говорят скорее о реальной опасности распыления при таком раскладе усилий курдских партий в предвыборной гонке, а не об их объединении.

По данным министерства труда и социального обеспечения Турции, общее число иностранцев, подавших заявки на работу в стране, значительно увеличилось и составило 114 тысяч человек. Из них были удовлетворены 64 279 заявлений. Росту числа желающих работать в Турции способствовали, по мнению турецкой стороны, экономическая стабильность и совместные предприятия, которые открывают местные фирмы с иностранными компаниями. Примечательно, что 20% иностранцев, подающих заявления на трудоустройство в Турции, претендуют на руководящие должности. Среди них есть и граждане США. Главной причиной увеличения числа иностранцев, желающих работать в Турции, является нестабильность на Ближнем Востоке. В соответствии с законом, иностранцам выделяются не все рабочие места в Турции. Так, например, им запрещено работать стоматологами, фармацевтами и адвокатами.

В ноябре опубликован доклад Центрального банка Турции. Его данные говорят о том, что валютные резервы страны достигли рекордно высокого уровня — 135 млрд 638 млн долларов. Только за ноябрь валютные резервы увеличились на 1 млрд 21 млн долларов США. При этом отмечается значительное сокращение оттока денежных средств из страны, что говорит о росте привлекательности турецкого рынка.

52.33MB | MySQL:103 | 0,494sec