Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (9-15 декабря 2013 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе были связаны с Сирией: США и Великобритания приостановили поставки нелетального оборудования силам «умеренной» сирийской вооруженной оппозиции через северную границу с Турцией после захвата радикальными исламистами базы и штаба Сирийской свободной армии (ССА) на северо-западе страны.

11 декабря по итогам ежегодного саммита стран-участниц Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, состоявшегося в столице Кувейта, было объявлено о принятии решения о создании единого военного командования аравийских монархий и специального полицейского управления. Штаб командования будет расположен в Эр-Рияде. В то же время сроки начала его функционирования не сообщаются. Что касается полицейского управления, то оно будет заниматься главным образом вопросами борьбы с терроризмом и повышения уровня безопасности внутри стран ССАГПЗ. Также было объявлено о предстоящем создании Академии стратегических исследований и безопасности, которая будет находиться в ОАЭ. Лидеры аравийских монархий приветствовали «новую ориентацию» иранского руководства, отметив, что намерения Тегерана должны быть подтверждены «конкретными мерами». ССАГПЗ также приветствовала временное международное соглашение по ядерной программе ИРИ, одновременно выразив озабоченность планами Ирана по строительству новых АЭС. Аравийские монархии положительно оценили усилия США по продвижению палестино-израильского диалога, осудив при этом Израиль за строительство еврейских поселений на палестинских территориях. Участники саммита поддержали проведение конференции «Женева-2» по сирийскому урегулированию и призвали заинтересованные стороны к активному участию в ней. При этом была отвергнута любая роль для президента САР Б. Асада и его окружения в переходном процессе и будущем Сирии. Аравийские монархии призвали к выводу «всех иностранных сил» из Сирии, под которыми они подразумевают, прежде всего, отряды ливанской «Хизбаллы». В ответ МИД САР заявил, что Саудовская Аравия «несет основную ответственность за продолжающееся в Сирии кровопролитие и разрушение сирийского государства».

Тем временем в большинстве провинций Сирии не прекращаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников режима Асада. На прошедшей неделе наиболее ожесточенные бои велись в северо-западной части провинции Дамаск. Кроме того, на севере страны идет бои между отрядами боевиков из различных вооруженных группировок оппозиции. После захвата боевиками исламистов штаба и лагеря ССА на северо-западе Сирии США и Великобритания приостановили поставки нелетального оборудования силам «умеренной» сирийской вооруженной оппозиции через северную границу с Турцией. Из-за обострения обстановки Турция также решила временно перекрыть участок границы в провинции Хатай. Одновременно Анкара выступила посредником между ССА и боевиками «Исламского фронта». В северных провинциях активизировались бои между боевиками «Исламского государства Ирака и Леванта» и курдскими ополченцами из «Комитетов народной обороны». Сообщается о создании новой коалиции вооруженных противников режима Асада — «Сирийского повстанческого фронта» в составе 15 группировок, включая ССА. Объявлено, что новый «Фронт» признает главенство «Высшего военного совета сирийской революции» и будет противостоять не только правительству Асада, но и группировкам, связанным с «Аль-Каидой», а в дальнейшем его силы станут «ядром сирийской армии». Глава Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС) Сирии А. Джарба признал, что оппозиционеры не контролируют действующие в стране вооруженные экстремистские группировки, отметив, что «ограничить их влияние сложно, а принять в свои ряды вообще не представляется возможным».

Глава Организации по уничтожению химического оружия А. Узюмджу сообщил 10 декабря, что операция по уничтожению сирийского химоружия (ХО) начнется до конца января 2014 г. Причем задержка с уничтожением ХО может составить несколько недель, и вызвана сложностями с транспортировкой химических реагентов со складов в порт Латакия, где они будут погружены на суда, предоставляемые Данией и Норвегией. В то время как на трассе, ведущей в Латакию, не прекращаются бои между правительственной армией и боевиками оппозиции. Тем не менее, Узюмджу выразил уверенность в том, что все сирийское ХО будет уничтожено до середины 2014 г.

Продолжается процесс подготовки мирной конференции по Сирии, международный этап которой намечено провести 22 января 2014 г. в швейцарском городе Монтре, а 24 января в Женеве должны начаться переговоры с участием сторон сирийского конфликта. По словам главы МИД России С. Лаврова, одной из главных конференции станет борьба с террористическими группировками в Сирии. Лавров считает, что в настоящее время «вызревают условия, когда все сирийские патриоты должны понять, что для них важнее: воевать на стороне тех, кто хочет превратить Сирию в халифат, или все-таки объединиться и вернуть своей родине тот образ, которым она славилась веками, а именно — многоконфессионального, многоэтнического, светского государства, в котором комфортно живется всем».

9 декабря министр информации САР У. аз-Зоуби заявил, что правительственная  делегация не собирается ехать на переговоры для того, чтобы передать власть «Братьям-мусульманам» или тем, кто их представляет. Министр подчеркнул, что Дамаск готов обсуждать пути восстановления в Сирии безопасности и стабильности, способы борьбы с терроризмом и изгнания из страны иностранных террористических группировок, строительство демократического общества, основанного на принципах политического плюрализма, а также проведение выборов. Со своей стороны, лидер НКОРС А. Джарба заявил, что оппозиция примет участие в конференции «Женева-2» только под знаменем революции и не собирается сотрудничать с правительством Сирии. Джарба в очередной раз указал на необходимость лишить Асада какой-либо роли в будущем страны.

Президент России В. Путин 12 декабря заявил, что благодаря позиции России, «удалось избежать, во всяком случае, на сегодняшний день, внешнего военного вмешательства в сирийские дела и распространение конфликта далеко за пределы региона.

11 декабря Иран с визитом посетил министр иностранных дел России С. Лавров. В Тегеране он был принят президентом ИРИ Х. Роухани и провел переговоры с главой МИД Ирана М. Д. Зарифом. Основными темами переговоров стали перспективы развития российско-иранских отношений, ситуация вокруг иранской ядерной программы, обстановка в Сирии и Афганистане.

Командующий Корпуса стражей исламской революции Ирана генерал М. Джафари подверг критике действия правительства, заявив, что оно находится под влиянием западных идей, а значит стране необходимы фундаментальные изменения. Джафари также осудил главу МИДа Зарифа за заявление, в котором тот признал, что Иран слаб в военном отношении.

На минувшей неделе США ввели санкции против ряда компаний, нарушающих уже существующие санкции в отношении Ирана. Кроме этого, санкции затронули пять иранских компаний, которые, по мнению США, содействуют развитию атомных и ракетных технологий в ИРИ. В ответ в Тегеране заявили, что новые антииранские санкции «противоречат духу переговоров в Женеве». Вместе с тем, М. Д. Зариф заявил, что Иран продолжит участвовать в международных переговорах по своей ядерной программе.

Госсекретарь США Дж. Керри на прошедшей неделе провел очередные переговоры с руководителями Израиля и Палестины по вопросам палестино-израильского урегулирования. Сообщается, что палестинский президент М. Аббас отверг новую мирную инициативу США, изложенную ему Дж. Керри. Эта инициатива предусматривает, в частности, временное сохранение израильского военного присутствия в долине реки Иордан после признания Израилем независимости Палестины и окончательного урегулирования палестино-израильского конфликта. Тем не менее, Керри рассчитывает, что «Рамочное соглашение» между сторонами будет достигнуто к концу января 2014 г. Со своей стороны, палестинские и израильские официальные лица заявили, что на мирных переговорах достигнут лишь незначительный прогресс, а госсекретарь США наносит частые визиты в регион, чтобы попытаться придать диалогу некоторый импульс.

9 декабря в Вашингтоне Израиль, Иордания и Палестина подписали соглашение о прокладке трубопровода протяженностью 180 км из Красного моря в Мертвое.

Временный президент Египта А. Мансур 14 декабря объявил, что всенародный референдум по новой конституции страны состоится 14 и 15 января 2014 г.

Тем временем обстановка в Египте остается сложной и нестабильной. В стране продолжаются акции протеста исламистов, перерастающие в столкновения с полицией и беспорядки. Напряженная ситуация сохраняется на Синайском полуострове, не прекращаются теракты радикальных исламистских боевиков против военнослужащих и сотрудников полиции. Всего после свержения президента М. Мурси в июле с. г. от рук боевиков погибли порядка 200 человек из состава различных силовых структур.

11 декабря судьи на процесс над шестью лидерами «Братьев-мусульман» по делу о подстрекательстве к убийству протестующих, во второй раз взяли самоотвод «из-за невозможности продолжать заседания в связи с неподобающим поведением подсудимых».

В Тунисе участники национального диалога по выходу из политического кризиса 13 декабря достигли соглашения по кандидатуре нового премьер-министра страны. Им стал бывший министр промышленности М. Джомаа, который возглавит кабинет до всеобщих выборов в 2014 г.

8 декабря президенты Афганистана Х. Карзай и Ирана Х. Рухани подписали в Тегеране соглашение о сотрудничестве между двумя странами в сфере безопасности, а также в политической, экономической, социальной и культурной областях.

Президент России В. Путин выразил опасения в связи с тем, что вывод иностранных войск повлечёт за собой дестабилизацию обстановки не только в Афганистане, но и в других странах Центральноазиатского региона, что представляет угрозу для национальных интересов и безопасности РФ.

Пакистан намерен работать «над развитием отношений с США во всех областях», заявил 9 декабря премьер-министр страны Н. Шариф по итогам встречи в Исламабаде с главой Пентагона Ч. Хейглом. Визит министра обороны США в Пакистан стал первым за почти четыре года. Хейгл поблагодарил Пакистан за «огромную поддержку в войне с терроризмом», заявил о стремлении углубить оборонное сотрудничество двух стран. В то же время Хейгл признал наличие «некоторых трений» в американо-пакистанских отношениях.

На прошедшей неделе министр обороны США также посетил с визитами Катар и Саудовскую Аравию. Главной целью этой поездки стало разъяснение руководителям двух аравийских монархий политики США по Ирану и Сирии. В Дохе 10 декабря Ч. Хейгл подписал соглашение о продлении договора о сотрудничестве с Катаром в военной сфере, которое предусматривает оказание американской помощи в подготовке катарских военнослужащих, проведение совместных учения и другие мероприятия. В Эр-Рияде глава Пентагона обсуждал вопросы «достижения безопасности и стабильности в регионе». По итогам переговоров в Эр-Рияде Хейгл заявил, что США и Саудовская Аравия намерены и впредь развивать двустороннее военное сотрудничество.

В Ливии глава самопровозглашенной на востоке страны автономии в Киренаике И. аль-Джадран 15 декабря заявил, что переговоры с центральным правительством по вопросам распределения доходов от продажи нефти закончились безрезультатно, а поэтому подконтрольные властям провинции боевики продолжат блокаду нефтяных портов, которая началась в июле текущего года.

Приложение

 

 

О 5-ом оперативном флоте ВМС США

 

 

Политическое и военное руководство США рассматривают бассейн Индийского океана в качестве одного из важнейших стратегических районов мира. В условиях обострения конкурентной борьбы за контроль над энергетическими ресурсами и перманентно сложной обстановки в ряде регионов, расположенных на берегах Индийского океана, Соединенные Штаты сохраняют значительное военное присутствие в этой части земного шара, особенно в зоне Персидского залива. При этом основу американской военной мощи здесь составляют военно-морские силы, представленные главным образом специально созданным в 1995 г. 5-м оперативным флотом ВМС США. Этот флот составляет основу морского компонента Объединенного центрального командования (ОЦК) вооруженных сил США, а его командующий (в настоящее время вице-адмирал Джон Миллер) одновременно является командующим морскими силами ОЦК и заместителем главы Центрального командования по флоту. В административном отношении 5-й флот подчиняется начальнику штаба американских ВМС.

В зону ответственности (операционную зону) 5-го оперативного флота входят Оманский и Персидский заливы, Аравийское и Красное моря, северо-западная часть Индийского океана, включая такие важнейшие международные морские коммуникации как Суэцкий канал, Ормузский и Баб-эль-Мандебский проливы, а также прибрежные воды 20 государств Ближнего и Среднего Востока и Северо-Восточной Африки. Общая площадь зоны ответственности флота составляет около 7,5 млн кв. морских миль

Главной задачей морских сил ОЦК (NAVCENT) официально декларируется содействие поддержанию стабильности и безопасности в зоне ответственности командования, противодействие «транснациональным угрозам», защита жизненно важных американских интересов в регионе Ближнего и Среднего Востока, Северо-Восточной Африки.

Оперативная и боевая деятельность 5-го флота осуществляется в тесном взаимодействии с частями и соединениями сухопутных войск, морской пехоты, ВВС и сил специальных операции ВС США, выполняющих боевые и иные задачи в зоне ответственности Центрального командования.

Силы флота, в первую очередь палубная авиация, постоянно привлекаются к выполнению боевых задач в Афганистане. Одной из важнейших задач 5-го флота является борьба с терроризмом на море, обеспечение безопасности мореплавания, в т. ч. борьба с пиратством, предотвращение нелегальных перевозок оружия и наркотиков. Флот привлекается и для обеспечения безопасности функционирования важных экономических объектов в зоне ответственности, прежде всего, связанных с добычей и транспортировкой нефти и нефтепродуктов. Кроме того, американские ВМС могут быть задействованы в миротворческих и гуманитарных операциях. Одной из задач 5-го флота является содействие усилению боевых возможностей ВМС стран-партнеров США в целях укрепления безопасности и стабильности в регионе и зоне ОЦК в целом.

Стоящие перед объединением задачи американские военные моряки выполняют, взаимодействуя с кораблями и морской авиацией ВМС государств-союзников США (прежде всего, Великобритании и Франции), несущими службу в водах зоны ответственности 5-го флота, координируют свои действия с военно-морскими силами ряда стран региона (Пакистан, аравийские монархии и др.).

Для базирования и временной стоянки боевых кораблей и вспомогательных судов используется порт Манама (Бахрейн). Здесь же находится штаб флота и его основные береговые службы. В ОАЭ в качестве пункта материально-технического обеспечения ВМС США могут использовать порт Эль-Фуджейра. Американские военные корабли и суда имеют право захода в порт Абу-Даби. В Омане ВМС США имеют право пользования пунктом базирования в Маскате, Райсуте и Сиди Лехза. Периодические заходы американские военные корабли и суда совершают в йеменский порт Аден. Кроме того, американские корабли могут пользоваться некоторыми красноморскими портами Египта, а также портами Момбаса (Кения) и Джибути. В то же время одним из главных условий при выполнении американскими военно-морскими силами задач в зоне ответственности ОЦК является обеспечение их максимальной независимости от береговых баз в регионе. В то же время командование ВМС США планирует расширить базу 5-го флота в Бахрейне, несмотря на потенциальный рост политической активности оппозиционных сил в этой стране. При этом персонал базы будет держать «нейтральную позицию» в случае усиления протестных выступлений.

5-й флот не имеет собственного постоянного корабельного состава и представлен боевыми кораблями и вспомогательными судами, прибывающими в район ответственности объединения по ротации из Атлантического и Тихоокеанского флотов. В настоящее время в составе флота действуют около 40 боевых кораблей и вспомогательных судов, которые входят в оперативные соединения и группы однородных сил. Ядро боевого состава NAVCENT представлено авианосными ударными (1-3) и амфибийно-десантными (1-2) группами. Имеются также минно-тральные и вспомогательные силы. Многие надводные корабли и подводные лодки, действующие в составе объединения, оснащены крылатыми «Томагавк». В целом численный и боевой состав 5-го флота позволяет, по мнению американского командования, оперативно реагировать на возникающие в регионе кризисные ситуации. Численность личного состава объединения составляет 15-20 тыс. человек на боевых кораблях и вспомогательных судах и до 9 тыс. человек в различных береговых частях и службах. По мере необходимости силы флота могут быть усилены. Отметим также, что оперативная напряженность использования кораблей 5-го флота остается самой высокой (по сравнению с другими оперативными флотами ВМС США) — более 70 процентов.

Своим главным морским противником в зоне Персидского залива и Аравийского моря американцы считают ВМС Ирана. США рассматривают иранский флот в качестве серьезной силы, особенно в вопросах использования ассиметричных способов ведения морской войны (мины, «москитный» флот, в том числе мини-подлодки, подводные диверсанты и др.). В то же время в Пентагоне считают NAVCENT «доминирующей морской силой» в зоне Персидского залива, заявляют о готовности «уже сегодня» ответить на возможные враждебные действия со стороны ИРИ, используя «высокоточные» меры, которые будут «чрезвычайно эффективны». При этом американцы выражают полную уверенность в том, что иранцам не удастся перекрыть Ормузский пролив, соединяющий Персидский и Оманский заливы и служащий важнейшей транспортной артерией, через которую осуществляется около 40% мировых поставок нефти по морю.

Особое внимание командование ВМС США уделяет повышению возможностей 5-го флота в борьбе с минной опасностью. В Персидский залив планируется дополнительно направить четыре минных тральщика, вертолеты СН-53, способные обнаруживать мины, и роботы, предназначенные для обезвреживания мин под водой. Для противодействия «москитным» силам противника флот будет усилен быстроходными патрульными катерами, а также кораблями прибрежной зоны типа LCS.

Летом 2013 г. 5-й флот должен был участвовать в нанесении ударов по объектам на территории Сирии.

Борьбой с пиратством занимается 151-е оперативное соединение (ОС), действующее Аденском и Оманском заливах, Аравийском и Красном морях, в северо-западной части Индийского океана. Это соединение является многонациональным по своему составу. Его штаб находится в Джибути. В составе 151-го ОС наряду с американскими кораблями действуют (действовали) боевые корабли и вспомогательные суда Франции, Германии, Италии, Пакистана, Австралии, Великобритании, Канады, Нидерландов и Новой Зеландии, которые осуществляют мониторинг морских коммуникаций и обстановки на море в целом, «выявляя, кто является рыбаком, а кто – террористом» и пиратом.

Корабельные соединения, палубная авиация и морская пехота флота регулярно проводят учения, в ходе которых производятся боевые стрельбы, практическое бомбометание и пуски крылатых ракет, в том числе на большую дальность, высаживаются морские десанты. Американские ВМС также проводят совместные учения с флотами многих стран региона. Наиболее крупными из них являются международные военно-морские учения по уничтожению мин IMCMEX (International Mine Countermeasures Exercise), которые стали ежегодно проводиться с 2012 г.

В целом 5-й оперативный флот ВМС США представляет собой военно-морское объединение, обладающее большой ударной мощью и разнообразными боевыми возможностями, что позволяет Вашингтону активно и в целом эффективно использовать его при решении политических и военных задач на Ближнем и Среднем Востоке и в Северо-Восточной Африке.

52.34MB | MySQL:103 | 0,918sec