К вопросу о принятии новой конституции АРЕ

На днях временный президент АРЕ Адли Мансур объявил о том, что общенациональный референдум по конституции пройдет 14 и 15 января 2014 года. В своем обращении к нации на специально организованной в дворце «Аль-Иттихадия» церемонии временный глава государства обратился к египтянам с призывом принять участие в голосовании и сказать «да» новой конституции. А.Мансур также призвал всех противников и оппонентов «отказаться от упрямства и высокомерия и вернуться в национальное русло», отметив при этом, что «будущий Египет не примет розни и раскола».

Следует отметить, что конституционная тема является одной из самых обсуждаемых в египетском обществе на протяжении последних трех месяцев, после того как «Комитет 50-ти» было поручено внести поправки к конституции 2012 года. С тех пор властью на полную мощность инициирована кампания, призывающая население страны прийти и проголосовать за конституцию.

Примечательно, что о своей полной поддержке данной кампании заявила салафистская партия «Ан-Нур». Ее лидер Юнис Махьюн заявил, что партия «в целом удовлетворена» проектом конституции и считает, что ее принятие «стабилизирует страну, а также предотвратит поляризацию». Партия уже подготовила брошюры для населения, разъясняющие положения основного закона, а также с этой целью проводит по всей стране семинары. О своей поддержке заявила и партия «Ад-Дустур», также организовавшая по всей стране разъяснительные беседы.

В то же время в политическом спектре Египта существуют и другие подходы относительно референдума. Скажем, умеренная исламистская партия «Мыср аль-Кавия» призывает голосовать против конституции. Председатель партии, бывший кандидат в президенты Абдель Монеим Абуль-Футух заявил, что такое решение принято в связи с тем, что не все партии были представлены в комиссии по внесению поправок, а также более широкими полномочиями военных в новом варианте основного закона. Также партия призывает Высший избирательный комитет страны организовать мониторинг референдума международными наблюдателями, политическими партиями и гражданскими общественными организациями.

Кроме этого голосовать против конституции призывает молодежное движение «6 апреля», представители которого широко пропагандируют свою позицию относительно этого вопроса в социальных сетях.

В то же время сторонники свергнутого президента М.Мурси призывают бойкотировать референдум, указывая, что само по себе участие уже будет легитимизацией нынешней власти, которую они не признают. Альянс политических движений в поддержку М.Мурси, известный также как Национальная коалиция за поддержку легитимности назвала проект конституции «черным документом, составленным для военных, отменяющим достижения революции 2011 года и противоречащим воле народа».

Позиция «Братьев-мусульман» вполне логична, так как прежняя конституция, принятая в декабре прошлого года во время правления М.Мурси, была отменена именно военными.

Следует отметить, что работа над внесением поправок в новый текст основного закона на первом этапе была возложена на экспертов-правоведов, затем передана в специально созданный упомянутый «Комитет 50-ти», который и подготовила окончательный текст документа. Примечательно, что в состав этого комитета входят общественные деятели, члены политических партий, военные, представители Коптской церкви, а также два исламиста, не принадлежащие к движению «Братья-мусульмане». Проект же предыдущей конституции, принятой при свергнутом президенте, утверждался комитетом из 100 человек, преимущественно исламистов.

Обновленный проект конституции на 11 статей больше предыдущего Основного закона страны. Поправкам подверглись более 190 статей, а 46 статей и вовсе стали новыми. Показательно, что среди последних 18 касается прав и свобод.

В проекте прописан новый принцип избрания парламента, который становится однопалатным, а верхняя палата – Консультативный совет (Шура) – ликвидируется. Предусмотрен 450-местный законодательный орган, который теперь сменит свое название и будет именоваться Палатой представителей.

Серьезной критике подверглись статья 74, закрепляющая запрет на формирование политических партий и объединений по религиозному принципу, а также статья 204, допускающая возможность судить гражданских лиц военными трибуналами в исключительных случаях. Опасения в обществе вызывает высокая вероятность применения этих статей против участников демонстраций.

Но наибольший шквал критических замечаний обрушился на статью 234, гласящей, что министра обороны назначает Высший совет вооруженных сил на период двух президентских сроков, а также статью 203, закрепляющую за Национальным советом обороны отдельный бюджет. Эти два положения будущей конституции страны прямо указывают на полную автономию оборонного ведомства.

В целом же, сразу бросается в глаза, что «ключевые» положения будущего основного закона АРЕ во многом перекликаются с «армейской» конституцией 1971 года. Интересно отметить, что даже фраза о том, что «основой законодательства являются принципы шариата» вернулась в проект в той редакции, в какой она существовала именно в конституции 1971 года.

Как известно, конституция – это основной документ, закрепляющий существование правящего режима. Мы уже могли наблюдать как сложившееся временное доминирование «торговцев» над «армейцами» эпохи «позднего» Мубарака, привело в 2007 году к изменению целого рада положений конституции АРЕ. Затем пришедшие к власти «Братья-мусульмане» старались закрепить свои властные позиции принятием «умеренно-исламистской» конституции 2012 года.

Нынешний же референдум по идее должен легитимизировать правление военных. Он же станет также индикатором прочности их власти.

52.24MB | MySQL:103 | 0,493sec