Мали: тупик в переговорах с туарегами

Формальное окончание активной фазы военной операции Франции на севере Мали не привело к каким-либо существенным позитивным изменениям в зоне Сахеля. Новые малийские власти во главе с И.Кейтой на сегодняшний день фактически утеряли инициативу в переговорном процессе с сепаратистами из различных туарегских групп, что и привело к последним столкновениям с армией в окрестностях Кидаля. «Камнем преткновения» стал вопрос о предоставлении туарегам широкой хозяйственной автономии (по примеру каталонской) и упорство малийской «южной» элиты в вопросе выстраивания новой системы экономических и хозяйственных отношений с мятежными регионами. При этом власть И.Кейты в северных районах страны обеспечивается силами французской армии. Собственные вооруженные силы решать вопросы поддержания контроля и эффективного сдерживания вооруженных вылазок туарегов и боевиков «Аль-Каиды исламского Магриба» по-прежнему не в состоянии. Сам И.Кейта твердо стоит на принципах неделимого ни в коей степени Мали и обвиняет туарегов в нежелании договариваться. Ради справедливости необходимо отметить, что такая позиция малийского президента обусловлена консолидированным мнением политической элиты страны, которая любые заигрывания с сепаратистами характеризует как предательство национальных интересов. Эта элита живет в старой системе политических ценностей, выстроенных еще при участии М.Каддафи, и упорно не желает понимать, что время императивных решений, подкрепленных солидными финансовыми дотациями из Триполи, уже прошло.

Осознание решения проблемы северных районов Мали через исключительно переговорный процесс и уступок в части перераспределения направлений финансовых потоков страны наконец-то озарило Елисейский дворец. Для этого необходим был внутриполитический кризис в Мали, гражданская война и дорогостоящий ввод французского воинского контингента, сыгравшего роль «скорой помощи» и не более. Что делать далее — в Париже не знают и аккуратно стараются «подпихнуть» И.Кейту к трансформации своей неуступчивой позиции. Успешные операции по освобождению французских заложников в октябре-ноябре с.г., которые удерживались боевиками на севере Мали и на юге Алжира, чего в руководстве Франции пока стараются не замечать, обошлись госказне в круглую сумму. Это тоже стараются не афишировать, поскольку предсказуема реакция оппозиции на такие жертвы бюджета в рамках поднятия рейтинга президента Ф.Олланда. При этом заметим, что во Франции все прекрасно осведомлены о цене вопроса за «чудесное освобождение» граждан страны, но по молчаливому уговору оппозиция пока этот вопрос в публичных дискуссиях не затрагивает. Но это только при условии отсутствия утечки информации в прессу. Отсюда фактическое отстранение спецслужб страны от участия в операциях по освобождению заложников (что вызвало законное возмущение со стороны их руководства) и передача всей полноты ответственности в руки частных охранных компаний, имеющих на порядок более эффективные контакты с теми же алжирскими силовиками. Да и без участия туарегов из группы «Национальное движение за освобождение Аззавада» (НДОА) в данном случае не обошлось.

Собственно об организации эффективного переговорного процесса с НДОА и шел разговор, среди прочего, на недавно прошедшем в Париже саммите по безопасности «Париж-Африка». И надо признать, что убедить И.Кейту реально поменять свою позицию не удалось. Несмотря на то, что он прибыл в Париж за несколько дней до начала саммита, и все это время его активно «обрабатывали» французские политики разных уровней. И это, пожалуй, самый главный итог форума. Более того, малийский президент позволил себе публичные заявления о том, что «малийский народ начинает разочароваться в миссии Франции по установлению мира в стране и сохранению ее единства».

Уже на саммите, во время своей встречи с президентом Буркина-Фасо Б.Кампаоре, все это время пытавшегося играть роль основного посредника в переговорах с туарегскими группами и даже выступавшего в свое время против проведения военной интервенции со стороны французов, И.Кейта обвинил его в предвзятости и в желании «вести двойную игру». Малийский президент также потребовал от Б.Кампаоре прекратить посредническую деятельность и заявил, что все переговорные процессы по ситуации на севере Мали должны проходить исключительно в Бамако. Указывая на «неоднозначность» позиции лидера Буркина-Фасо в его контактах с эмиссарами НДОА, И.Кейта подчеркнул незыблемость принципа «территориальной целостности», которая не может даже затрагиваться в контексте посреднических усилий. В ответ Кампаоре ответил, что «Кейта ищет любых поводов для того, чтобы провалить инициативы по поиску консенсуса, несмотря на свои заявления о якобы необходимости переговоров с туарегами». Более того, «с момента своего избрания президентом Мали И.Кейта не сделал ничего, чтобы прояснить и улучшить ситуацию вокруг Кидаля, где нарастает социальный взрыв». На словах стремление к достижению компромисса, на деле – блокирование всех усилий по его достижению. И это понимают уже не только сами туареги, но и французы. При этом Б.Кампаоре подчеркнул свою позицию «честного посредника» и заявил о невозможности прекратить переговорный процесс с лидерами туарегов в Уагадудугу. То есть, теперь напряжение начинается и среди основных членов ЭКОВАС, что ставит на повестку дня тезис о реальности проведения различными африканскими лидерами «самостоятельной политики» в отношении достижения мира с туарегами.

И.Кейта повторил свои тезисы о НДОА, как «вооруженной банде» и во время своего выступления в Европарламенте 9 декабря с.г. И все это свидетельствует только об одном: нестабильная ситуация на севере Мали в среднесрочной перспективе будет сохраняться, негативно влияя на общее положение в Сахеле.

62.82MB | MySQL:102 | 0,495sec