Христиане Израиля и воинская обязанность

Особая комиссия израильского Кнессета, именуемая  «Равенство обязанностей», провела 16 декабря специальное заседание на тему расширения участия национальных меньшинств страны в армейской и альтернативной гражданской службе. Инициатором обсуждения данной темы стал депутат Давид Ротем из фракции «Наш дом Израиль». Обычно центральной темой, обсуждаемой особой комиссией «Равенство обязанностей», является тема призыва в армию и на альтернативную гражданскую службу евреев, принадлежащих к ультраортодоксальной религиозной общине, которые до сих пор, как правило, получали освобождение от нее, что стало причиной острых конфликтов в израильском обществе. Однако Давид Ротем, в соответствии с программными установками своей партии, возглавляемой министром иностранных дел Авигдором Либерманом, заявил, что «лозунг равенства обязанностей подразумевает равенство обязанностей всех граждан Государства Израиль, включая представителей национальных меньшинств, а не только ультраортодоксов».

Как известно, на сегодняшний день обязательному призыву в Армию обороны Израиля (ЦАХАЛ) подлежат в первую очередь евреи, включая тех, кого израильская статистика определяет в качестве «прочих», т.е. сыновей еврейских отцов и внуков еврейских дедов, родившихся от нееврейских матерей и не являющихся евреями с точки зрении религиозного еврейского права. Помимо этого, обязанность службы в армии распространяется на мужчин, принадлежащих к религиозной общине друзов, рассматриваемой в Израиле в качестве особой, отдельной от арабов группы, а также мужчин черкесской национальности. Представители всех остальных религиозных и этнических группы страны призываются в израильскую армию на сугубо добровольной основе. Альтернативная гражданская служба, которую проходят вместо армейской, как правило, религиозные еврейские девушки, также мало распространена среди национальных меньшинств Израиля.

Фактически основное внимание в ходе состоявшегося обсуждения было уделено не проблеме призыва в ЦАХАЛ и на альтернативную гражданскую службу представителей национальных меньшинств в целом, а проблеме призыва лишь сравнительно небольшой их части — израильских граждан христианского вероисповедания, составляющих порядка 2 % населения страны. В отличие от арабов-мусульман, значительная часть христианской молодежи уже сейчас проходит армейскую или альтернативную гражданскую службу, однако, в отличие от евреев, христиане делают это на добровольной основе.

В заседании принимал участие представитель общественной организации «Форум за мобилизацию христиан» 38-летний  христианин-маронит Шади Халуль из галилейского села Джиш (Гуш-Халав), который, в частности, заявил: «Покуда Государство Израиль будет продолжать рассматривать христианское население страны в качестве неотъемлемой части группы меньшинств, определяемых в качестве «арабов», интеграция христиан в ЦАХАЛе и государстве в целом будет по-прежнему малоуспешной. Необходимо понять, что мы не являемся частью израильских арабов. Надо отделить нас от арабов».  Поясняя свою мысль об отличии израильских христиан от арабов, Шади Халуль добавил: «У нас иная история, иная традиция, иная культура, иная ментальность и иной язык. Молодые христиане понимают, что дает им Государство Израиль, в противоположность к отношению к христианам в арабских государствах. Израиль это справедливое государство, и мы должны интегрироваться в нем.  Если к нам будут относиться иначе, чем к израильским арабам, можно будет увеличить призыв в ЦАХАЛ на 100 %. Именно Государство Израиль и никто другой ответственно за нас, а не Палестинская автономия и не тот или иной религиозный деятель».

Следует отметить, что Шади Халуль последовательно отрицает принадлежность израильских христиан вообще и христиан-маронитов в особенности к арабам. Он является председателем «Арамейского общества Израиля», выступающего за признание израильских арабоязычных христиан арамейцами по национальности. Говоря об «ином», неарабском языке израильских христиан Шади Халуль подразумевает «язык Иисуса», арамейский язык, служащий до сих пор языком культа 10 тысяч христиан-маронитов Израиля (2 тысячи из них – беженцы из Ливана) и некоторых других небольших восточных христианских общин страны (яковитов, сиро-католиков, несториан и халдеев). В последние годы «Арамейское общество Израиля» предпринимает шаги, направленные на возрождение арамейского языка. В начале 2013 года около 200 семей христиан-маронитов из Джиша обратились к министру внутренних дел Израиля Гидону Саару с официальной просьбой признать их арамейцами, а не арабами по национальности.

Шади Халуль и возглавляемое им «Арамейское общество Израиля» последовательны в своем абсолютном отрицании принадлежности христиан к арабскому народу. Далеко не все христиане Израиля столь радикальны в данном вопросе. Однако идея распространения обязательного призыва в ЦАХАЛ или на альтернативную гражданскую службу на христианскую общину Израиля пользуется достаточно широкой поддержкой среди христианской молодежи страны в целом, а не только среди христиан-маронитов. В этой связи в итоге заседания председатель особой комиссии кнессета «Равенство обязанностей» депутат Аелет Шакед (фракция «Еврейский дом») приняла решение о создании особой депутатской группы, которая в ближайшие недели будет заниматься вопросом введения обязательного призыва христиан в ЦАХАЛ. Помимо нее  в состав этой группы вошли депутат Давид Ротем и депутат Исраэль Хасон (фракция «Кадима»).

52.25MB | MySQL:103 | 0,518sec