Турецкая диаспора Германии: успехи в немецкой политике

Самая многочисленная турецкая диаспора проживает в Германии. Начиная с 1960 года выходцы из Турции стали приезжать в ФРГ вначале как временные рабочие «гастарбайтеры», а после в качестве членов семей ранее приехавших «гастарбайтеров». На сегодняшний день количество турок, проживающих в Германии, по различным данным, составляет от 2,5 до 4 миллионов человек. Часть выходцев из Турции смогла успешно интегрироваться в немецкое общество и занять в нем свою нишу, другая же более значительная часть турецкой диаспоры испытывает трудности с усвоением европейской культуры и ценностей, предпочитая жить в особых «турецких анклавах», ставших проблемой для многих крупных городов Германии.

Турецкие власти, принимая во внимание значительное количество выходцев из Турции в ФРГ, проводят по отношению к своим соотечественникам активную политику, заключающуюся в поддержании связей с немецкими турками через культурно-образовательные и религиозные фонды и объединения. Однако в турецком руководстве нет консенсуса относительно того, как  должны вести себя (конечно, в интересах Анкары) выходцы из Турции на новой родине. Премьер-министр Р.Т.Эрдоган полагает, что туркам, в первую очередь, следует сохранять свою культуру, язык, в общем, «турецкую идентичность», которая, по мнению Эрдогана, должна основываться на мусульманских ценностях и уважении к ним. Президент Турции А.Гюль полагает, что турки должны делать все возможное для интеграции в немецкое общество, они должны стать частью этого общества и в будущем уже «лоббировать» интересы своей «старой» родины как в самой Германии, так и в структурах ЕС, где Германия является ключевой по своему влиянию страной.

Примером успеха второго подхода, несомненно, является назначение в новом кабинете федерального правительства Германии министром по вопросам миграции, беженцев и интеграции ФРГ турчанки Айдан Озогуз. Назначение Айдан Озогуз – это первый случай в Германии, когда выходец из Турции стала федеральным министром. Это также важный пример того, как мусульманская женщина достигла такого, на наш взгляд, значительного успеха в политической карьере в европейском государстве. 46-летняя Айдан Озогуз родилась в Гамбурге в семье турецких «гастарбайтеров», которые приехали в Турцию в числе первых наемных рабочих в 1958 году. В 1994 году окончила Гамбургский университет со степенью магистра. Во время учебы в университете проявила себя в качестве активной участницы Сообщества турецких студентов Гамбурга. Свою политическую карьеру начала в 2001 году в качестве члена правительства Гамбурга. В 2004 году вступила в Социал-демократическую партию Германии (СДПГ), членом которой и является до сих пор.

Следует отметить, что в 1989 году Айдан Озогуз получила немецкое гражданство. Согласно немецким законам, турки (впрочем, как и другие иностранцы), рожденные в Германии, должны в 23 года определиться с гражданством – получить турецкий (или паспорт другого иностранного государства) или немецкий паспорт. ФРГ не поддерживает институт двойного гражданства, поэтому многим туркам приходиться делать ключевой выбор в своей жизни – выбор во многом определяющий их идентичность в будущем.

Турецкое сообщество Германии одобрило назначение А.Озогуз министром в новом кабинете А.Меркель. Председатель Турецкого сообщества Германии Кенан Колат в интервью немецкой широковещательной корпорации «Дойче Велле» отметил, что назначение турецкой женщины-мусульманки на такой высокий пост является «историческим решением». Обозреватель турецкой либерально-демократической газеты «Хюрриет» Мурат Еткин считает, что пример А.Озогуз является «символом успеха не только для турок, проживающих в Германии, и других групп иммигрантов, но и для всей Германии». Сама А.Озогуз в интервью итальянской газете «Ла Репубблика» заявила, что «ее назначение министром является важным знаком для мигрантов и граждан Германии иностранного происхождения».

Тем не менее, биография А.Озогуз не без изъяна. Двое ее родных братьев являются основателями и основными вдохновителями проиранского исламистского интернет-сайта «Muslim Markt», который уже успел отличиться антиизраильскими и антиамериканскими заявлениями, а также отрицанием Холокоста. «Дойче Велле» отмечает, что службы безопасности Германии внимательно следят за сайтом и за размещенными там материалами. Главная интрига заключается в том, насколько тесными являются связи А.Озогуз со своими братьями, какое влияние они оказывают на нее. Согласно информации, которую приводит турецкая газета «Сабах», А.Озогуз поддерживает со своей семьей тесные дружеские отношения. Однако газета также обращает внимание на ее слова о том, что в политических вопросах ее взгляды и взгляды ее братьев принципиально отличаются друг от друга.

Что касается представителей «старой родины» немецкого политика, то вскоре после назначения А.Озогуз ее поздравил лидер оппозиционной Народно-республиканской партии Турции Кемаль Кылычдароглу. Представители же правящей Партии справедливости и развития (ПСР), по крайней мере, официально никак не отреагировали на назначение своей соотечественницы на столь важный пост в немецком правительстве. Это и не удивительно, учитывая резкие высказывания А.Озогуз в адрес турецкого премьер-министра Р.Т.Эрдогана. Напомним, что в феврале 2011 года, выступая перед представителями турецкой диаспоры в немецком Дюссельдорфе, Р.Т.Эрдоган призвал немецких турок «учить детей в первую очередь турецкому языку, а не немецкому», а также заверил своих соотечественников, что он «также и их премьер-министр». А.Озогуз подвергла критике такие высказывания премьер-министра Турции, заявив, что «она вовсе не понимает, почему Эрдоган делает такие заявления в Германии». А.Озогуз в частности заявила: «Прошу прощения, но Эрдоган, который даже не знает английского языка, призывает детей учить вначале турецкому языку. Получается, что это он будет мне указывать, какой язык учить в первую очередь моему ребенку?». А.Озогуз также подвергла резкой критике реакцию турецких властей на протесты в парке Гези, имевшие место в Стамбуле летом с.г.

Отметим, что в ФРГ с каждым годом растет количество политиков турецкого происхождения. В Германии уже заявили о себе такие выходцы из Турции как один из лидеров Зеленых Джем Оздемир, член СДПГ Вурал Огер, министр по делам семьи, женщин, социального развития и интеграции Нижней Саксонии Айгюль Озкан, депутаты Бундестага от партии Левых Хаккы Кескин, Хюсейн Кенан-Айдын, Хакан Таш, Севим Даделен и другие. На сегодняшний день, согласно итогам сентябрьских федеральных выборов в Германии, в Бундестаг прошли 11 депутатов турецкого происхождения.

Успехи выходцев из Турции в немецкой политике налицо. Ожидается, что в будущем турки будут принимать все более активное участие в политической жизни Германии. Главный вопрос заключается в том, насколько высока вероятность того, что немецкие политики турецкого происхождения будут покорны Анкаре и будут «лоббировать» интересы Турции в Германии и в ЕС.  Как показывает практика, немецкие политики турецкого происхождения в подавляющем своем большинстве являются противниками правящей ПСР и лично Р.Т.Эрдогана. Они критикуют турецкий режим за нарушение прав человека, обвиняют власти Турции в «исламизации» страны и преследовании интеллигенции и военных по сфабрикованным делам, но больше всего они недовольны излишней активностью Эрдогана в самой Германии, которая ведет к поляризации турецкой диаспоры ФРГ и обостряет проблему построения мультикультурного общества в Германии. Немецкий политик турецкого происхождения, член Свободной демократической партии Германии Серкан Торен в связи с этим отмечает: «Эрдоган должен понять, что немецкие турки и турецкие разные по менталитету».  По мнению Джема Оздемира, представителя партии Зеленых, «Эрдоган произносит всегда речь, достойную критики, и ставит в нелицеприятное положение немецких турок». Д.Оздемир также является автором ставшей «крылатой» среди турецкой диаспоры Германии фразы: «Проблемы моих детей не решит Анкара, а решит Берлин».

Таким образом, об успехах Анкары среди немецких политиков турецкого происхождения говорить преждевременно. Будучи, прежде всего, европейскими политиками, немецкие турки не одобряют многие действия ПСР во внутренней и, хотя и в меньшей степени, во внешней политике Турции. Взгляды как нынешних властей Турции, так и их соотечественников, добившихся успехов в немецкой политике, схожи в одном – это вопрос о вступлении Турции в ЕС. И те, и другие заинтересованы в евроинтеграции Турции. Первые из желания расширить сферу своего влияния, вторые из желания видеть Турцию в одном ряду с европейскими демократиями.

62.85MB | MySQL:102 | 0,667sec