Ситуация в Мали: ноябрь 2013 г.

Главным событием месяца в Мали стало похищение и убийство 2 ноября в районе города Кидаль на севере страны двух французских журналистов, работавших на радиостанцию «Радио Франс Интернасьональ» (РФИ).

По данным РФИ, журналисты были похищены в момент, когда они находились перед жилищем представителя сепаратистского туарегского Национального движения освобождения Азавада (НДОА) Амбери аг Рисса, с которым они договорились об интервью. Свидетели похищения утверждали, что похитители были в туарегских тюрбанах и якобы говорили на языке туарегов. Несмотря на это, сразу же заговорили об «Аль-Каиде в странах исламского Магриба» /(АКИМ) как о наиболее вероятном исполнителе расправы.

Особенностью ситуации в г.Кидаль на момент убийства журналистов было то, что в его районе было не больше 500 солдат из числа французов, малийцев и миротворцев ООН. Значительная их часть была сконцентрирована близ аэропорта, а патрули военных редко проникали в сам город, в котором нередко можно было заметить пикапы с бойцами НДОА, а также других вооруженных формирований. Теоретически бойцы НДОА в силу соглашений с Бамако должны были быть сконцентрированы в специальных лагерях. Поэтому в город могли легко проникнуть боевики других формирований, включая АКИМ.

Журналисты были обнаружены убитыми два часа спустя. Расправа над ними произошла четыре дня спустя после того, как АКИМ освободила четырех французских заложников, удерживавшихся в регионе свыше трех лет. Происшедшее заставило предположить, что некие группы внутри АКИМ не смогли договориться о дележе полученного за их освобождение выкупа в 20 млн евро. Весьма неоднородным стало и само НДОА. В нем выделились две крупные группы. В одну из них вошли те, кто выступают за диалог с Бамако, в другую – противники такого диалога, убежденные сторонники независимости Азавада. Впрочем, ни у тех, ни у других не было никаких оснований убивать французов с учетом особых отношений, сложившихся между французскими военными и НДОА.

51-летняя репортер РФИ Крислен Дюпон работала в африканской редакции радиостанции с 1986 года, 58-летний технический работник Клод Верлон находился в штате РФИ с 1982 года. Они должны были подготовить специальный репортаж о Мали. Эта передача была аннулирована после их гибели. По имеющимся данным, для поездки из Бамако и Кидаль журналисты попросили содействия у своих соотечественников – французских военных, участников операции «Серваль». Однако им было отказано под предлогом отсутствия условий безопасности в районе г.Кидаль. Тем не менее они добрались до Кидаля при содействии африканских миротворцев.

Женщина была убита двумя выстрелами, мужчина – тремя. Их тела обнаружили в 12 км от Кидаля. Оба они уже бывали в Мали, и, похоже, встретили старых знакомых, которые не захотели «светиться» в их репортажах. Их убийство было очень похожим на аналогичную расправу в свое время над российской журналисткой Надеждой Чайковой. Эта женщина работала над диссертацией о палестинском исламистском движении ХАМАС. Она была убита в Чечне между первой и второй кампаниями.

Сразу после убийства журналистов две наиболее влиятельные туарегские организации – НДОА и Верховный совет за единство Азавада (ВСЗЕА) осудили это преступление.

Уже 5 ноября в дополнение к имевшимся в районе Кидаль 200 французским военным прибыло подкрепление из 150-ти человек. Тем не менее гибель французских журналистов со всей очевидностью показала, что север Мали остается территорией хаоса, которую практически невозможно надежно контролировать из-за его огромной площади. К тому же дню стало известно, что трое из четырех похитителей были идентифицированы французскими следователями. Как оказалось, они были известны французским спецслужбам и разыскивались ими как боевики АКИМ.

6 ноября АКИМ взяла на себя ответственность за убийство французских журналистов, заявив, что оно было совершено «в ответ на ежедневные преступления французов против малийцев». В коммюнике АКИМ, распространенном через мавританское информагентство Sahara Medias, утверждалось, что в убийстве участвовали боевики одной из фаланг АКИМ, которой командует полевой командир Абделькрим Тарги, туарег по происхождению. Несмотря на это признание, многие наблюдатели сомневались в его достоверности, полагая, что в случае расправы над французами речь шла о неудавшейся попытке похищения ради выкупа. Побудить к такой попытке могла предшествовавшая похищению выплата 20 млн евро за освобождение 4-х заложников, которых удерживала АКИМ.

1 ноября было объявлено, что Международный уголовный суд (МУС) продолжает начавшееся в январе 2013 г. расследование относительно военных преступлений в Мали, однако к этой дате не был назван ни один подозреваемый. Об этом объявила генеральный прокурор МУС Фату Бенсуда, днем ранее прибывшая в Бамако.

Также 1 ноября свыше тысячи жителей г.Гао вышли на манифестацию протеста против персоналий, вошедших в делегацию северян, сформированную для переговоров с Бамако относительно будущего статуса Северного Мали, стартовавших в тот же день в столице страны. Участники акции утверждали, что те, кто вошел в состав делегации, «представляли сами себя». Они подожгли дом, в котором проживал мэр г.Гао, а также забросали бутылками с зажигательной смесью резиденцию губернатора провинции Гао. Чтобы предотвратить худшее, полиция применила слезоточивый газ. Для успокоения ситуации Бамако согласился на формирование новой делегации северян.

Как заявил в этой связи президент Мали Ибрагим Бубакар Кейта (ИБК), «вооруженные группы и движения проявили волю к диалогу». «Мы также за диалог. За исключением автономии и независимости все остальные темы могут обсуждаться», — утверждал он. Абсурдность ситуации заключается в том, что упомянутые «вооруженные группы и движения» выступают как раз за либо автономию, либо независимость северных районов Мали, которые они называют Азавадом.

1 ноября премьер-министр Голландии Марк Рютт объявил, что его страна намерена отправить в Мали 380 военнослужащих и 4 боевых вертолета «Апач» с тем, чтобы помочь развернутому в этой стране международному контингенту противостоять постоянным атакам джихадистов. Предполагается, что голландские военные займутся разведывательным обеспечением деятельности Международной миссии в поддержку Мали (Minusma), а также подготовкой малийских полицейских. Планируется, что их миссия продлится до конца 2015 года.

4 ноября на северо-востоке Мали на автодороге между населенными пунктами Ансонго и Менака подорвался на мине грузовик, перевозивший 38 пассажиров. В результате подрыва погибли 4 человека, 8 получили ранения. В начале 2012г. именно из района Менаки стартовало восстание туарегов, которые сначала вытеснили из северных районов страны малийских военных. Затем исламистские группировки выбили туарегов из основных городов. В свою очередь французские военные в ходе операции «Серваль», стартовавшей в начале 2013 года, освободили эти районы от исламистов. В ходе боевых действий за последние два года все их участники использовали противотанковые и противопехотные мины, которыми напичканы обширные территории, несмотря на регулярно проводимые французами операции по разминированию местности.

8 ноября в районе Менаки вспыхнула перестрелка между малийскими военными и бойцами из НДОА. По данным малийских военных, которым вряд ли стоит верить, в результате перестрелки погибли трое туарегов, ранение получил один малийский солдат. По версии НДОА, малийские военные «казнили» трех туарегов из числа гражданского населения.

Малийские военные нередко обвиняются во внесудебных расправах над гражданским населением в северных районах страны. Они мстят таким образом за страх и унижения, испытанные ими в начале 2012 года, когда они были вынуждены бежать оттуда под давлением отрядов туарегов.

20 ноября в результате подрыва на мине в Кидале французского бронеавтомобиля ранения получили трое французских военнослужащих.

В тот же день в Бамако было объявлено, что неделей ранее французские военные в районе Тессалит на северо-востоке Мали уничтожили заместителя главаря джихадистской группировки «Подписавшиеся кровью» мавританца Хасена ульд Халиля (боевой псевдоним – Джулейбиб). Группа «Подписавшиеся кровью» во главе с Мохтаром Бельмохтаром приобрела громкую известность после атаки в январе с.г. на алжирский газовый комплекс Ин Аменас.

21 ноября неизвестные выпустили три реактивных снаряда по городу Гао. Обошлось без жертв. Командование операции «Серваль» немедленно направило в район Гао боевую авиацию с тем, чтобы найти и уничтожить стрелявших.

4 ноября в Уагадугу объявили об объединении два туарегских и одно арабское движение, действующие в Азаваде. Речь идет о НДОА, ВСЗЕА (считается, что в эту организацию вошли бывшие боевики АКИМ – туареги, порвавшие с этой организацией после начала французской операции «Серваль») и Арабское движение Азавада (АДА). Объявленной целью такого объединения было создание единой организации, призванной вести переговоры о статусе Азавада с Бамако. В частности, были одобрены совместные «политическая платформа», «комиссия для переговоров» и «орган, принимающий решения». Реализовать эти решения предполагается за 45 дней после того, как они будут одобрены активистами соответствующих организаций. Название новой структуры на тот момент не было определено.

9 ноября правительство Мали распустило структуру, призванную организовать реформу армии, которую ранее возглавлял Амаду Саного – главарь военного переворота 22 марта 2012 г. Тем же коммюнике было объявлено о назначении нового начальника генштаба малийской армии. Им стал дивизионный генерал Махаман Туре. Он сменил на этом посту генерала Абрагима Дахиру Дембеле. О причинах такой перестановки не сообщалось. До нового назначения генерал Туре возглавлял учебный центр по подготовке миротворцев в Бамако.

Несмотря на нестабильную обстановку в стране, 24 ноября в Мали прошел первый тур парламентских выборов (второй тур в случае необходимости был запланирован на 15 декабря). В голосовании могли принять участие около 6,5 млн избирателей. Целью пропрезидентской партии Объединение за Мали (ОЗМ) было добиться комфортного большинства в Национальной ассамблее в 147 депутатов с тем, чтобы позволить ИБК проводить задуманные им преобразования.

В ряде мест на Севере Мали сторонники независимости Азавада сорвали работу избирательных участков. Тем не менее в целом властям удалось обеспечить безопасность в день голосования. По итогам 1-го тура ни одна из партий или коалиций не смогла получить абсолютного большинства голосов, что сделало неизбежным 2-й тур голосования. Показатель участия составил 38,4%что примерно на 10% меньше аналогичного показателя на 2-м туре президентских выборов 11 августа.

27 ноября новые малийские власти арестовали бывшего главаря путчистов Амаду Саного, предъявив ему ряд обвинений, и в частности, «в убийствах и содействии убийствам». Короткий период его правления после путча был ознаменован серией внесудебных расправ над военными – сторонниками свергнутого президента Амаду Тумани Туре. Военный переворот ускорил в первой половине 2012 г. захват Севера Мали исламисткими группировками.

28 ноября премьер-министр Мали Умар Татам Ли был вынужден отменить поездку в г.Кидаль после того, как аэродром города был захвачен туарегами – участниками антиправительственной манифестации. Миротворцы из Minusma не смогли воспрепятствовать туарегам проникнуть на территорию аэропорта. В этой истории самым непонятным осталось то, а чем в это момент занимались французские военные, охранявшие аэродром в Кидале с самого начала операции «Серваль»? В то же время, по данным НДОА, малийские военные попытались воспрепятствовать манифестантам, открыв по ним огонь, убив одного и ранив пять человек. Этот инцидент дал основание НДОА объявить, что оно возобновляет боевые действия против малийской армии.

В целом, складывается впечатление, что ситуация в Мали будет оставаться взрывоопасной, пока Бамако будет упорствовать в своем нежелании признать определенные права жителей северных районов страны. При этом мировому сообществу пора осознать, что одним наращиванием сил контингента Minusma невозможно решить проблему безопасности в Мали. Эта проблема вообще представляется нерешаемой без предварительного урегулирования ситуации в соседней Ливии, южные районы которой стали базой для джихадистских формирований, действующих в Мали.

62.84MB | MySQL:102 | 0,545sec