Саудовская Аравия: кризис ближневосточной политики

Саудовская Аравия начинает пожинать плоды своей необдуманной политики на сирийском направлении. Попытка идти «не в ногу» со своими традиционными союзниками в лице, прежде всего, США, и неумеренные внешнеполитические амбиции по превращению королевства в некий аналог самостоятельного регионального жандарма на Ближнем и Среднем Востоке, похоже, неуклонно загоняют Эр-Рияд в дипломатический угол. Объявленные планы о реорганизации саудовских вооруженных сил с прицелом на явную внешнеполитическую, военную и политическую гегемонию в регионе насторожили не только американцев, но и традиционных союзников КСА по Совету сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). И это немудрено, так как начинает объективно играть фактор пресловутой «арабской солидарности», тормозящий любые усилия какой-либо из стран вырваться вперед из «общего строя». Так получилось в свое время с Египтом Г.А.Насера, который пытался объединить значительную часть арабского мира под идеями панарабизма, естественно под мудрым руководством Каира, затем с Ливией при М.Каддафи с его «Зелёной книгой», ну а теперь настала очередь Эр-Рияда. Даже если абстрагироваться от идеологической начинки всех этих попыток, то суть в данном случае одна – арабский мир не терпит стремлений установить политическую и военную монополию со стороны своих собратьев, какими бы военными и финансовыми ресурсами они не обладали. С КСА происходит то же самое. И в отличие от того же Египта времен Насера подобные действия саудиты предпринимают не в период расцвета и пассионарности военно-политической элиты, а во времена ее одряхления, как физического, так и политического. Закончится этот кризис идей и воззрений, безусловно, уходом старого политического руководства и приходом совсем другой генерации политиков, которые более адаптированы к реалиям нового века. Идеология закостенелого салафизма не вписывается в эти реалии, как и концепция суннитско-шиитского глобального противостояния. Налицо цивилизационный разрыв между внешнеполитическими установками части аравийских монрхий, основными носителями которых выступают сейчас саудовцы, и, условно, «американо-европейскими» нормами жизни, что собственно и спровоцировало события «11 сентября» и аналогичные инциденты по всему миру. Этот вызов Запад, судя по всему, окончательно принял и определился со своей позицией, что не сулит исламистам ничего хорошего. Реакционная часть арабского мира в силу своего технологического и образовательного отставания просто ничего не сможет противопоставить США и Европе, кроме пусть и болезненных, но все-таки укусов в рамках глобального противостояния идей и принципов жизнеустройства. И старания по изменению этой ситуации в свою пользу обречены на провал. Что в Заливе должны наконец-то осознать. В противном случае саудовцев ждут серьезные внутриполитические катаклизмы, несмотря даже на все их пока экономическое благополучие.

Настоящий урок «арабского братства» КСА получила во время 34-го саммита стран-членов ССАГПЗ в Кувейте 10-11 декабря с.г. Прежде всего на нем проявилось продолжающееся жесткое противостояние между КСА и Катаром. Министр иностранных дел королевства Сауд аль-Фейсал сошелся в жесткой дипломатической (и не совсем) перепалке с новым катарским эмиром Тамимом, обвинив его в продолжении всесторонней поддержки египетских «Братьев-мусульман». В ответ катарский эмир публично охарактеризовал саудовского министра как «салафитского экстремистского лидера».

Провалилось и предложение саудовской делегации трансформировать ССАГПЗ в политико-экономический союз. Такое решение было практически единогласно заблокировано. Более того, заместитель премьер-министра Омана Фахд бен Мохаммед аль-Саид и министр иностранных дел Омана Юсеф бен Алауи решительно осудили нынешнюю «деструктивную» внешнюю политику КСА, заявив при этом, что «Оман и Иран связывают традиционные исторические связи». Кроме того, ими особо отмечена «конструктивная» роль султана Кабуса в налаживании «продуктивного» диалога между Вашингтоном и Тегераном.

В заключительной декларации саммита, которая подготовлена кувейтской стороной как хозяйкой форума, и слове эмира Кувейта А.аль-Джабера ас-Сабаха особый акцент ставился на то, что члены ССАГПЗ «всячески приветствуют» соглашение иранской ядерной программе между Тегераном и «шестеркой». Это был безусловный удар по Эр-Рияду, который всячески противился заключению такого соглашения. Примечательно, что текст декларации поддержала и делегация ОАЭ, крайне страдающая в экономическом плане от западных санкций, наложенных на Тегеран, с учетом развитой системы финансовых и банковских отношений между Ираном и ОАЭ. Отметим также, что и в Йемене сейчас разворачивается жесткая антисаудовская пропаганда на всех уровнях в связи «с предполагаемым участием разведки королевства в нападении на военный госпиталь в Сане и попытки убийства йеменского президента А.Хади». В случае получения уликовых материалов на эту тему, Сана планирует вынести эту тему на очередное заседание Совбеза ООН. И в этом контексте будет интересна позиция США и ЕС, которые сейчас крайне раздражены политикой Эр-Рияда. Перечисленными факторами можно объяснить следующее.

В условиях такой политической блокады Эр-Рияд предпринимает настойчивые попытки нащупать в ней «слабое звено». В частности, сейчас ударными темпами форсируется визит в КСА президента Франции Ф.Олланда, запланированный на начало следующего года, который теперь перенесен по просьбе саудовской стороны на 29-30 декабря с.г., несмотря даже на очень неважное состояние здоровья короля Абдаллы. Во время визита, помимо экономических контрактов, будет обсуждаться и возможная инициатива Йемена в ООН, в связи с чем позиция Парижа по этому вопросу в Совбезе для саудовцев приобретает особое значение.

52.19MB | MySQL:103 | 0,540sec