Ситуация в Сомали: декабрь 2013 г.

В декабре 2013 года дальнейшее развитие получил конфликт между президентом Сомали Хасаном Шейхом Мохамудом и премьер-министром Абди Фарахом Ширдоном, вспыхнувший в начале ноября. Тогда управляющий Центрального банка Юсюр Абрар заявил, что правительство вынуждает его продлевать сомнительные контракты. Это заявление было опровергнуто правительством.

Приближенные премьера утверждают, что на самом деле конфликт начался еще в сентябре, когда премьер потребовал провести перестановки в кабинете министров. В частности, он хотел избавиться от трех ключевых сторонников президента, в том числе — от главы МВД.

Правительство Ширдона было первым за последние более чем 20 лет кабинетом, получившим международное признание.

1 декабря в парламенте страны должно было состояться голосование по вотуму доверия премьеру. Оно, однако, было перенесено, поскольку депутаты не позволили главе правительства войти в здание парламента с тем, чтобы представить аргументы в свою защиту.

Сомалийские власти, представленные год назад при начале их функционирования как наилучшие за последние 20 лет для восстановления мира в стране, в настоящее время поражены глубочайшим внутренним кризисом. Недавно президент Сомали потребовал от премьера уйти в отставку, но тот отказался сделать это.

В заявлении, распространенном канцелярией премьера после инцидента в парламенте, отмечалось, что «правительство подготовило полную декларацию в ответ на обвинения, высказанные в его адрес». «Мы требуем, чтобы парламент нашел возможность выслушать ее»,- отмечалось в документе, подписанном премьером. Он же подчеркнул, что не признает никакое решение, принятое в его отсутствие.

Причины конфликта между президентом и премьером до сих пор не ясны. Оба политика обвиняют друг друга в коррумпированности, а также в нарушении «норм» сложной системы межклановых отношений, согласно которой каждый сомалийский клан должен быть представлен во власти.

Понятно, что любой конфликт во власти выгоден в первую очередь исламистам из движения «Аш-Шабаб».

2 декабря депутаты парламента выразили недоверие правительству Ширдона. За выражение недоверия проголосовали 184 депутата, против — 65. Как заявил после голосования спикер парламента Мохаммед Осман Джавари, «действующий премьер и его правительство продолжат работать вплоть до назначения нового премьера и правительства».

Конституция Сомали не устанавливает никаких сроков для назначения нового кабинета. Она лишь определяет, что выбор премьера — прерогатива президента.

12 декабря президент Сомали назвал имя нового премьера. Им стал новичок в политике, экономист Абдивели Шейх Ахмед. 54-летний новый премьер ранее работал в нескольких международных структурах и банках. Ему поставлена задача подавить коррупцию, продолжить борьбу с движением «Аш-Шабаб» и строительство нового государства. Новый премьер, как и его предшественник — выходец из клана дарод, проживающего в регионе Гедо на юго-западе Сомали. Считается, что это обстоятельство позволит ему заручиться поддержкой сторонников прежнего премьера. Имеет два паспорта — сомалийский и канадский.

Согласно конституции Сомали, после того, как кандидатура нового премьера будет утверждена парламентом, у него будет 30 дней для формирования кабинета министров.

21 декабря парламент Сомали единогласно одобрил назначение Абдивели Шейха Ахмеда на пост премьер-министра страны. «Я обещаю работать на благо развития страны и как можно быстрее сформировать дееспособный кабинет», — сказал новый премьер, обращаясь к депутатам.

5 декабря стало известно, что по меньшей мере 8 человек погибли в результате атаки на автоколонну сил безопасности полуавтономного региона Пунтленд. Теракт против силовиков был осуществлен в результате подрыва заминированного автомобиля близ портового города Босасо. Никто не взял на себя ответственность за этот теракт. Тем не менее хорошо известно, что в горах Голис к юго-западу от Босасо уже давно окопались формирования движения «Аш-Шабаб». Кроме того, Пунтленд является тыловой базой для нескольких группировок самолийских пиратов. Не исключено, что теракт был каким-либо образом связан с предстоящими в январе всеобщими выборами в автономии.

В горах Голис действуют формирования союзника «Аш-Шабаб» полевого командира Мохаммеда Саида Атома. Против последнего действуют санкции ООН, обвинившей полевого командира в «похищениях людей, пиратстве и терроризме».

Пунтленд провозгласил свою автономию в 1998 году. Тем не менее он никогда не объявлял о намерении выйти из состава Сомали, как это сделал Сомалиленд, объявивший о своей независимости еще в 1991 году. Пунтленд признает верховенство власти Могадишо, однако располагает своей собственной администрацией.

В начале ноября 2013 года неизвестные атаковали тюрьму Босасо с целью освободить содержавшихся там боевиков «Аш-Шабаб», но та атака была отбита охраной. Власти Пунтленда обвинили дввижение «Аш-Шабаб в том, что оно стояло за той атакой.

6 декабря в Могадишо сработало взрывное устройство в автомашине, припаркованной близ резиденции премьер-министра. В результате погиб водитель, оказавшийся депутатом парламента.

10 декабря стало известно о гибели восьми человек, включая пять полицейских, попавших в засаду, устроенную неизвестными в районе населенного пункта Либуа на востоке Кении, в 15 км от границы с Сомали. Один из полицейских значится пропавшим без вести. Кенийские власти приписали атаку некоей «вооруженной милиции». По их данным, кенийским полицейским удалось убить одного из числа нападавших.

В мае 2013 года боевики движения «Аш-Шабаб» взяли на себя ответственность за нападение на полицейский участок в Либуа, в результате которого погибли 5 человек, включая 2-х полицейских.

Движение «Аш-Шабаб» уже не раз наносило удары по интересам Кении. При этом утверждалось, что эти акции — ответ на участие кенийских войск в составе контингента африканских миротворцев в Сомали Amisom. Наиболее известная из них — нападение 21 сентября 2013 года на торговый центр «Вестгейт» в Найроби, в результате которого погибли по меньшей мере 67 человек.

11 декабря полиция Нью-Йорка сообщила, что по ее данным, по меньшей мере четырем боевикам, участвовавшим в нападении на торговыйй центр «Вестгейт» в Найроби, по всей видимости удалось выбраться из него до начала штурма, осуществленного кенийскими силовиками. По данным последних, в ходе штурма были уничтожены все террористы, захватившие торговый центр.

Полиция Нью-Йорка, отправившая своих сотрудников в Найроби для расследования на месте происшедшего, основывает свои утверждения на данных камер видеонаблюдения. Она также утверждала, что возможному исчезновению некоторых из числа боевиков способствовало то, что не был создан так называемый периметр безопасности вокруг торгового центра.

Еще один вывод американских полицейских — плохая связь между кенийскими военными и полицейскими в ходе штурма, в результате чего военные случайно убили одного офицера полиции. Они также предупредили о возможности повторения атак на аналогичные объекты. «Нападения на торговые центры просты в исполнении, эффективны и легко повторимы», — утверждали американские полицейские.

14 декабря в Найроби 4 человека погибли, 36 получили ранения в результате подрыва взрывного устройства в городском автобусе, следовавшем из столичного квартала Истлей, где проживают преимущественно сомалийцы и кенийцы сомалийского происхождения. Эта атака стала четвертой в Кении, совершенной всего за пять дней, в течение которых Кения отмечала 50-летие достижения независимости. Никто не взял на себя ответственность за их совершение. В результате этих атак погибли в общей сложности 13 человек. Позднее умерли еще два человека из числа получивших ранения при взрыве в автобусе.

По данным кенийской полиции, во всех пяти случаях к терактам были причастны боевики «Аш-Шабаб».

15 декабря ряд американских экспертов выступил с утверждениями, согласно которым центральное командование «Аль-Каиды», скрывающееся в пакиистано-афганском приграничье, не оказывает какого-либо организационного или операционного влияния на джихадистские группировки в Африке. Это дало им повод заговорить об «Аль-Каиде» — бис. По их оценкам, группировки, действующие в Сахеле, Сомали и Нигерии, все чаще выступают с угрозами в адрес Запада, однако на практике их «интересы» ограничиваются региональными рамками.

«Эти движения в Африке оценили преимущества от использования бренда «Аль-Каиды», они любят подчеркивать свою принадлежность к ней, поскольку это придает им определенный престиж, — заявил в ходе специализированного коллоквиума в Вашингтоне бывший директор ЦРУ Майкл Хайден. — Но я не уверен, что они действительно хотят стать настоящими врагами Соединенных Штатов, и что они хотят служить делу создания глобального исламского халифата. Вопрос сейчас состоит в том, как нам с ними обходиться, поскольку в Африке они еще не решили выбрать Америку в качестве цели».

По мнению директора африканского департамента исследовательской группы Atlantic Coouncil Питера Пама, «нет отчетливых подтверждений тому, что Айман аз-Завахири (преемник Усамы бен Ладена) реально руководит джихадистским движением в Африке». «Бренд «Аль-Каиды» помогает некоторым местным группам выделиться среди конкурентов. Он помогает, в частности, рекрутированию новых джихадистов. В ряде случаев принадлежность к «Аль-Каиде» помогает им получить доступ к зарубежным фондам, и в частности, от стран (Персидского) залива, — сказал он. — С другой стороны, это помогает А.аз-з-Завахири убедить весь мир в том, что он имеет больше влияния, чем это есть на самом деле. Но на самом деле «Аль-Каида» не имеет никакого операционного влияния на то, что происходит в Африке».

Похоже, отражением подобных настроений стало то, что хотя США приветствовали французскую операцию «Серваль» на севере Мали, они не стали участвовать в ней, ограничившись политической и тыловой поддержкой.

17 декабря Евросоюз объявил, что переводит в начале 2014 года свою миссию по подготовке солдат для сомалийской армии из Уганды в Сомали. «В первые месяцы 2014 года миссия должна перенести всю свою активность по консультированию, опеке и тренировке (сомалийских солдат) в Могадишо», — отмечалось в коммюнике ЕС.

Миссия EUTM-Somalie приступила к работе в 2010 году. К настоящему времени ее сотрудники подготовили 3600 сомалийских военных. При этом акцент делался на подготовку офицеров, технических специалистов и инструкторов. По соображениям безопасности, обучение сомалийских военных проходило на территории Уганды в военном лагере Биханга в 250 к западу от Кампалы.

Одновременно ЕС объявил, что с 15 февраля 2014 года командование миссией перейдет итальянскому генералу Массимо Мингиарди. Его предшественником во главе миссии был ирландский генерал Джеральд Ахерн.

В начале 2013 года мандат миссии ЕС был продлен до 31 марта 2015 года. Параллельно еще порядка 120 европейцев занимаются «политическим и стратегическим консультированием» при правительстве и армии Сомали. Общая стоимость операции, рассчитанная до 31 марта 2015 года, составляет 11,6 млн евро. Кроме того, ЕС является одним из главных спонсоров Миссии Африканского союза в Сомали Amisom. По состоянию на конец декабря 2013 года в составе Миссии насчитывалось 17 тысяч человек. Тогда же поменялся командующий Amisom — бурундийский генерал Силас Нтигурирва сменил на этом посту угандийского генерала Эндрю Гутти. Ожидается, что в ближайшее время численность Миссии возрастет на 4 тысячи человек.

18 декабря стало известно о гибели в Сомали шести врачей — трех сирийцев и трех сомалийцев. Их расстреляли неизвестные в одном из пригородов Могадишо в момент, когда они направлялись в больницу городка Афгойе, что в 30 км к северо-западу от Могадишо. Еще один сирийский врач получил ранения.

23 декабря на созванной в Дохе (Катар) пресс-конференции основатель неправительственной организации «Аль-Карама» Абдеррахман бен Умар ан-Нуайми отверг обвинения американского казначейства в том, что он с помощью «Аль-Карамы» финансирует «Аль-Каиду». Он утверждал, что «невиновен» в предъявленных ему обвинениях, и пообещал подать в суд на американское казначейство в Швейцарии, где зарегистрирована «Аль-Карама». «Я не поддерживал «Аль-Каиду» и готов предстать перед любым судом с тем, чтобы защитить себя», — утверждал он. По его словам, американцы начали преследовать его после того, как он приступил к сбору доказательства «преступлений», совершенных американскими ударными беспилотными летательными аппаратами в Йемене.

Несколькими днями ранее американское казначейство объявило, что внесло имена А.ан-Нуайми и йеменца Абдельвахаба Мохаммеда Абдеррахмана аль-Хумайкани в «черный» список лиц, финансирующих терроризм. Представленный как «проживающий в Катаре финансист террористов» А.ан-Нуайми обвиняется американцами в финансировании в «течение более чем десятилетия «Аль-Каиды» в Сирии, Ираке, Сомали и Йемене».

27 декабря очередной теракт с использованием взрывного устройства был совершен в Могадишо. На сей раз целью террористов было кафе, которое часто посещали сомалийские военные. В результате подрыва взрывного устройства близ кафе погибли по меньшей мере 4 солдата, 11 человек получили ранения. Полиция сразу же приписала этот теракт боевикам движения «Аш-Шабаб».

В целом, в декабре в Сомали наблюдалось относительное затишье в боевых действиях при том, что движение «Аш-Шабаб» продолжало контролировать обширные территории страны в сельской местности. Во многом это было связано с тем, что Amisom при ее нынешней численности могла обеспечить лишь контроль городов, ранее отбитых у исламистов. Можно предположить, что активные действия миротворцев возобновятся с прибытием ожидаемых подкреплений.

62.54MB | MySQL:102 | 0,648sec