Тунис: проблемы при формировании нового правительства

Тунис на фоне своих менее «благополучных» «собратьев» по региону, переживших бурные события «арабской весны», пока, по крайней мере, внешне демонстрирует соблюдение общепринятых форм парламентской цивилизованной борьбы. Происходят, естественно, эксцессы в виде провокаций со стороны салафитских групп или массовых демонстраций, но основные вопросы управления решаются все-таки в результате достижения консенсуса между основными политическими силами страны. Не исключаем, что свою роль в данном случае сыграл и фактор сильных профсоюзов, и наличие в правящем триумвирате двух «светских» партий, и т.п. Тем не менее, достигнутый в результате фактически полугодичных консультаций и закулисных переговоров компромисс о создании «независимого» правительства технократов в настоящее время подвергается попыткам ревизии со стороны все тех местных «Братьев-мусульман» из «Ан-Нахды». А, вернее, той ее части, которая условно считается «ястребами» и которая контролирует законодательный орган партии Меджлис аш-шура. Напомним, что основным устремлением этой части является сохранение любой ценой монополии партии на принятие решений в блоке исполнительной власти. Естественно, что в настоящее время речи об этом в полном объеме не идет, но, тем не менее, попытки продвинуть на ключевые посты своих людей предпринимаются.

Еще за два дня до официального вручения новому премьер-министру М.Джомаа мандата президентом страны М.Марзуки на формирование нового кабинета министров, партийная верхушка «Ан-Нахды» попыталась сохранить пост для своей креатуры — Карима Джамусси, который усилиями бывшего премьера и главы политбюро партии А.Лараеда был в свое время назначен руководителем аппарата Министерства развития и международного сотрудничества. При этом бывший премьер в довольно жесткой манере «выкручивал руки» М.Джомаа с целью заставить его назначить К.Джамусси государственным секретарем  будущего правительства. Это входило в резкое противоречие с концепцией самого М.Джомаа, планировавшего эту должность ликвидировать. Такая ожесточенность подковерной схватки объясняется тем, что контроль над этой должностью позволяет «Ан-Нахде» свободно инфильтровываться и в значительной степени влиять на деятельность нового экономического и финансового суперминистерства, проект которого представил новый премьер. По его замыслу, это будет практически калька с французского министерства финансов.

По проекту в состав новой структуры будет входить и департамент государственной собственности, что с учетом предстоящей широкой приватизации в перспективе становится крайне «хлебным местом». Одновременно этот департамент будет «головным» в вопросах привлечения и распределения зарубежных инвестиций, операций по продаже и аренды земли, экспроприации собственности и назначения высшего управляющего звена в государственных компаниях. Помимо этого в состав нового министерства войдет юридический департамент по сопровождению спорных дел в арбитражных судах (отечественных и международных), а также Комиссия по конфискации, которая занимается вопросами отчуждения собственности и активов у лиц, близких к окружению бывшего президента Бен Али. Если новый премьер поддастся этому давлению, то исламисты получат возможность лоббировать другие назначения в правительстве и крупных госкомпаниях, а также оказывать влияние на иные экономически значимые моменты.

При этом М.Джомаа испытывает давление и с президентского фланга. В частности, президент М.Марзуки активно обрабатывал его на предмет назначения лояльных ему людей на посты министров обороны и иностранных дел. Однако М.Джомаа выстоял и на исполнение  требований президента не пошел. Он представил свой шорт-лист претендентов на ключевые министерские посты. Советник президента Африканского банка развития Д.Каберука и экономист Х.Бен Хаммуда должны занять посты министров экономики и финансов соответственно, и сливаться в рамках нового суперминистерства. Гази Джриби из Высшего комитета по административному контролю над финансами должен стать министром юстиции. На должности министра внутренних дел новый премьер намерен оставить нынешнего Л.Бен Джедду, устраивающего и оппозицию и  «Ан-Нахду».

М.Джомаа также хочет ликвидировать министерство по борьбе с коррупцией во главе с А.Ладхамом. Это может быть негативно воспринято Международным валютным фондом (МВФ) и Всемирным банком, с которыми еще предстоят сложные переговоры о предоставлении займов и которые настаивают именно на усилении борьбы с коррупцией. При этом эксперты, знакомые с ситуацией, отмечают, что это министерство является в большей степени фантомом, включает в себя только девять сотрудников, а сам Ладхам с апреля прошлого года на заседаниях правительства вообще не появлялся.

52.22MB | MySQL:103 | 0,525sec