Тунис на фоне своих менее «благополучных» «собратьев» по региону, переживших бурные события «арабской весны», пока, по крайней мере, внешне демонстрирует соблюдение общепринятых форм парламентской цивилизованной борьбы. Происходят, естественно, эксцессы в виде провокаций со стороны салафитских групп или массовых демонстраций, но основные вопросы управления решаются все-таки в результате достижения консенсуса между основными политическими силами страны. Не исключаем, что свою роль в данном случае сыграл и фактор сильных профсоюзов, и наличие в правящем триумвирате двух «светских» партий, и т.п. Тем не менее, достигнутый в результате фактически полугодичных консультаций и закулисных переговоров компромисс о создании «независимого» правительства технократов в настоящее время подвергается попыткам ревизии со стороны все тех местных «Братьев-мусульман» из «Ан-Нахды». А, вернее, той ее части, которая условно считается «ястребами» и которая контролирует законодательный орган партии Меджлис аш-шура. Напомним, что основным устремлением этой части является сохранение любой ценой монополии партии на принятие решений в блоке исполнительной власти. Естественно, что в настоящее время речи об этом в полном объеме не идет, но, тем не менее, попытки продвинуть на ключевые посты своих людей предпринимаются.
Еще за два дня до официального вручения новому премьер-министру М.Джомаа мандата президентом страны М.Марзуки на формирование нового кабинета министров, партийная верхушка «Ан-Нахды» попыталась сохранить пост для своей креатуры — Карима Джамусси, который усилиями бывшего премьера и главы политбюро партии А.Лараеда был в свое время назначен руководителем аппарата Министерства развития и международного сотрудничества. При этом бывший премьер в довольно жесткой манере «выкручивал руки» М.Джомаа с целью заставить его назначить К.Джамусси государственным секретарем будущего правительства. Это входило в резкое противоречие с концепцией самого М.Джомаа, планировавшего эту должность ликвидировать. Такая ожесточенность подковерной схватки объясняется тем, что контроль над этой должностью позволяет «Ан-Нахде» свободно инфильтровываться и в значительной степени влиять на деятельность нового экономического и финансового суперминистерства, проект которого представил новый премьер. По его замыслу, это будет практически калька с французского министерства финансов.
По проекту в состав новой структуры будет входить и департамент государственной собственности, что с учетом предстоящей широкой приватизации в перспективе становится крайне «хлебным местом». Одновременно этот департамент будет «головным» в вопросах привлечения и распределения зарубежных инвестиций, операций по продаже и аренды земли, экспроприации собственности и назначения высшего управляющего звена в государственных компаниях. Помимо этого в состав нового министерства войдет юридический департамент по сопровождению спорных дел в арбитражных судах (отечественных и международных), а также Комиссия по конфискации, которая занимается вопросами отчуждения собственности и активов у лиц, близких к окружению бывшего президента Бен Али. Если новый премьер поддастся этому давлению, то исламисты получат возможность лоббировать другие назначения в правительстве и крупных госкомпаниях, а также оказывать влияние на иные экономически значимые моменты.
При этом М.Джомаа испытывает давление и с президентского фланга. В частности, президент М.Марзуки активно обрабатывал его на предмет назначения лояльных ему людей на посты министров обороны и иностранных дел. Однако М.Джомаа выстоял и на исполнение требований президента не пошел. Он представил свой шорт-лист претендентов на ключевые министерские посты. Советник президента Африканского банка развития Д.Каберука и экономист Х.Бен Хаммуда должны занять посты министров экономики и финансов соответственно, и сливаться в рамках нового суперминистерства. Гази Джриби из Высшего комитета по административному контролю над финансами должен стать министром юстиции. На должности министра внутренних дел новый премьер намерен оставить нынешнего Л.Бен Джедду, устраивающего и оппозицию и «Ан-Нахду».
М.Джомаа также хочет ликвидировать министерство по борьбе с коррупцией во главе с А.Ладхамом. Это может быть негативно воспринято Международным валютным фондом (МВФ) и Всемирным банком, с которыми еще предстоят сложные переговоры о предоставлении займов и которые настаивают именно на усилении борьбы с коррупцией. При этом эксперты, знакомые с ситуацией, отмечают, что это министерство является в большей степени фантомом, включает в себя только девять сотрудников, а сам Ладхам с апреля прошлого года на заседаниях правительства вообще не появлялся.