О развитии политической ситуации в Йемене

Президент Йемена А.М.Хади подписал наконец-то 10 февраля с.г. закон о будущем государственно-административном делении страны. Отныне  Йемен будет разделен на шесть отдельных провинций. Вокруг этого закона, консенсус в отношении которого так и не был достигнут в рамках дискуссий в формате Конференции национального диалога (КНД), было сломано немало копий. В частности, категорически против возражали представители Йеменской социалистической партии (ЙСП) и южнойеменских «харакат». Они представляли будущее деление по классической схеме «Север-Юг», что, безусловно, отвечало интересам федерализма и широкой хозяйственной автономии, за которую ратуют южнойеменцы. Позиция социалистов в данном случае отдавала лукавством. Прекрасно понимая, что их оппозиция ничего в принципиальном отношении не меняет и на решение президента не повлияет, руководство партии до последнего отстаивало требования населения Южного Йемена, стараясь тем самым хоть как-то сохранить влияние в этом регионе. С этим моментом в том числе связано и срочное отбытие председателя ЙСП Я.Ноомана на лечение в Великобританию, что многие расценивают как тактический уход в тень перед рывком в рамках предстоящих через два года президентских выборов. По данным же наших экспертов, принципиальное решение о делении страны по нынешней схеме было принято уже довольно давно, и в пользу этой версии говорит тот факт, что вскоре после своего прихода во власть А.М.Хади разделил Йемен на шесть новых военных округов. Нынешнее государственно-административное деление в общем границы этих военных округов повторяет.

Поражение племенного объединения Хашед в недавнем противостоянии с повстанцами-хауси по-своему является знаменательным и первым в истории Йемена. Напомним, что хауси и львиная доля Хашед во главе с братьями Ахмарами являются зейдитами, как, впрочем, и бывший президент А.А.Салех. Противостояние, таким образом, было обусловлено не межконфессиональными  противоречиями, а уж тем более не глобальными столкновениями по линии «шииты-суниты». Если обратится в историю, то увидим, что хауситы в данном случае просто «отдают должок» клану Ахмаров за их активное участие в свержении имама в 1962 году. Хауситы считаются прямыми наследниками имама, а антагонизм последнего с кланом Ахмаров был обусловлен казнью в 1948 году отца шейха Ахмара за его участие в мятеже. Таким образом, считать хауситов шиитами было бы большой натяжкой, хотя и отрицать их тесные связи с Тегераном было бы наивным.

Чем объясняется нынешнее поражение Хашед, а если брать шире — то клана Ахмаров? Прежде всего, негативной позицией по отношению к ним со стороны двух очень мощных игроков на йеменской площадке. Это в первую очередь Эр-Рияд, который крайне разочарован кульбитом своих недавних сторонников  среди руководства партии «Ислах» (а это и есть Ахмары в лице прежде всего Хамида аль-Ахмара и сводного брата президента бывшего президента Мохсена аль-Ахмара), которые на волне кампании по свержению  президента А.А.Салеха отвернулись от саудовцев и перешли под крыло их заклятых конкурентов в лице катарцев. Не исключаем, что в данном случае сыграло роль, помимо финансов,  и позиционирование «Ислаха» как составной части движения «Братья-мусульмане», которое, как известно, находится под кураторством Дохи. Для того, чтобы наказать строптивых  ислаховцев, саудовцы даже пошли на негласный союз с хауситами (разрешили им осуществлять контроль на приграничных с королевством территориях, неофициально передали их руководству крупные финансовые пожертвования) и фактически предали своих сторонников в лице трех тысяч иностранцев (в большинстве своем явно салафитских убеждений), которые в результате этого вооруженного конфликта были вынуждены покинуть Йемен.

Второй игрок, который активно интриговал против ислаховцев, это бывший президент А.А.Салех, который естественно не простил Ахмарам их активной роли в своем свержении. Для этого он передал хауситам, с которыми в свое время трижды воевал, приличные арсеналы оружия, включая танки. Помимо этого, через свои позиции в племенной верхушке Хашед он фактически расколол ее, в результате чего довольно значительная часть племенной милиции в боях с хауситами не участвовала. Это же справедливо и в отношении самой партии «Ислах», часть филиалов которой не откликнулась на призыв Хамида аль-Ахмара направить добровольцев для участия в боях против хауситов.

Какие последствия этого поражения клана Ахмаров и ислаховцев? Прежде всего, это облегчение задачи по укреплению своего влияния для президента А.М.Хади. Во-вторых, предстоит отставка нынешнего премьер-министра Басандвы, который считается креатурой Хамида аль-Ахмара.  В качестве его наиболее вероятного  преемника сейчас называют последнего премьера Народно-Демократической республики Йемен (НДРЙ) Х.Аттаса. Если сравнивать его с кем-то из российских политиков, то ближе всего стоит пример Ю.Лужкова. Хороший хозяйственник. Пользуется авторитетом у различных элит страны. Сам родом из Хадрамаута, который считается одной из самых зажиточных провинций Йемена, традиционно тесно связанной с элитой Саудовской Аравии. Напомним, что именно Хадрамаут стоит в планах Эр-Рияда как один из самых важных стратегических пунктов в реализации строительства альтернативных логистических и трубопроводных артерий в обход Баб-эль-Мандебского пролива.  Сам Х.Аттас также давно и плотно находится в орбите КСА. В королевстве у него шикарная резиденция, ему определена пенсия в 100 тыс. долларов в год, которая будет выплачиваться его наследникам даже в случае его кончины. Все это позволяет сделать вывод о том, что в случае его назначения премьером, Эр-Рияд хотя бы частично трансформирует в положительную сторону свое отношение к Сане, что видимо учитывается и президентом А.М.Хади. Но вместе с тем основной спорный вопрос о подписании всего комплекса приложений к договору между Йеменом и КСА о спорных территориях пока остается в подвешенном состоянии.

52.1MB | MySQL:103 | 0,580sec