Кувейтский парламент: обсуждение соглашения о безопасности Залива

Кувейтский парламент должен был провести 6 февраля 2014 г. голосование по принятию проекта закона, касающегося соглашения о безопасности государств Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ), направленного на борьбу с терроризмом. Однако голосование было отложено до 3 марта.

Это соглашение было одобрено главами государств-членов ССАГЗ на саммите, проходившем в Бахрейне в 2012 г. Возражения со стороны комиссии по иностранным делам кувейтского парламента касались как политических, так и юридических вопросов. Прежде всего, депутаты считали, что соглашение противоречит конституции Кувейта, принятой в 1962 г. С их точки зрения, это касалось, в первую очередь, вопросов, связанных с проведением мероприятий по обеспечению безопасности, а также выдаче лиц, подозреваемых в совершении преступления. По мнению кувейтских депутатов, законодательства, действующие в каждой из стран-членов Совета сотрудничества, серьезным образом отличаются друг от друга, что является препятствием для претворения в жизнь соглашения по безопасности. Депутаты также обращали внимание на то, что в тексте соглашения многие положения были сформулированы юридически не четко. Они также считали, что в будущем это может затруднить достижение сотрудничества и координацию действий между структурами, ответственными за безопасность и их эффективную борьбу с различными родами преступлений в странах Совета сотрудничества, тем более учитывая местные отличия, характерные для данного региона.

Соглашение о безопасности уже подписали четыре государства из шести, входящих в ССАГЗ (Саудовская Аравия, Катар, Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн). Кувейт и Султанат Оман пока не присоединились к числу участников этого соглашения, поэтому оно не вступило в силу.

Обсуждение соглашения комиссией по внешней политики кувейтского парламента вызвало повышенный интерес, как со стороны парламентариев, так и министров правительства, ответственных за сферу безопасности, а также за взаимоотношения с партнерами Кувейта по Совету сотрудничества, большинство из которых одобрило это соглашение. На заседании комиссии присутствовал спикер кувейтского парламента Марзук аль-Ганем и его заместитель Мубарак аль-Хурайнадж, а также некоторые депутаты. Со стороны правительства были представлены первый заместитель премьер-министра и министр иностранных дел Сабах аль-Халед, заместитель премьер-министра и министр внутренних дел Мухаммед аль-Халед, министр по вопросам правосудия, вакуфов и исламских дел Наеф аль-Аджми.

Председатель собрания – депутат Хамдан аль-Азми, выступая перед собравшимися, пояснил, что члены комиссии приняли решение более подробно ознакомиться с положениями соглашения и обсудить их с точки зрения того, насколько позитивным оно будет для Кувейта, поэтому они решили отложить голосование по этому вопросу. Он поблагодарил присутствовавших на заседании членов правительства за готовность к сотрудничеству и за то, что они ответили на все вопросы, которые интересовали членов комиссии, и разъяснили многие положения, которые вызывали сомнения у депутатов.

Спикер парламента Марзук аль-Ганем после завершения работы комиссии отметил, что кувейтское общественное мнение неоднозначно отнеслось к соглашению о безопасности, которое было поставлено на обсуждение парламента. Однако, по его мнению, после того, как оно было обсуждено на совместном заседании представителей парламента и правительства, многие вопросы были прояснены. Марзук аль-Ганем подчеркнул, что он получил исчерпывающий ответ со стороны министров правительства на свой прямой вопрос о том, не противоречат ли положения соглашения первой статье кувейтской конституции. Первая глава, как известно, гласит: «Кувейт – арабское государство, независимое и обладающее полным суверенитетом. Ни его суверенитет, ни какая-либо часть его территории не могут быть нарушен либо отчужден». По словам спикера парламента, он получил четкий ответ от министров правительства: «Мы не можем выходить за рамки конституции и принятых в соответствии с ней законов».

Проблема ратификации соглашения о безопасности получила дальнейшее развитие. Бывшие депутаты кувейтского парламента, представлявшие оппозицию, которые бойкотировали последние выборы в парламент, воспользовались ситуацией, чтобы напомнить о себе. Один из ярких представителей оппозиции, бывший спикер парламента Ахмед ас-Саадун охарактеризовал соглашение о безопасности как «ведущее к катастрофическим последствиям» и призвал все политические  и общественные силы сплотиться для противодействия ему и отказу Кувейта от его подписания ради «защиты Кувейта и его народа».

Различные политические и общественные объединения Кувейта выступили с заявлениями, в которых излагали свою позицию по этому вопросу. Часть общественно-политических сил страны была настроена резко отрицательно, другая часть – поддерживала необходимость его подписания, рассматривая это как шаг на пути осуществления конфедеративного единства государств Залива. Кстати, идея превращения Совета сотрудничества в «союз», которую выдвинул король Саудовской Аравии Абдалла бен Абдель Азиз, также имеет как своих сторонников среди кувейтских политиков и общественных деятелей, так и своих критиков. Главным аргументом тех, кто выступает против объединения является утверждение о том, что при создании единого государства, будь то федерация или конфедерация, Кувейт утратит присущий ему уровень развития демократии и вынужден будет пойти на внесение соответствующих поправок в текст своей конституции, которая не менялась с момента ее принятия в 1962 г.

В связи с обсуждением соглашения о безопасности государств-членов ССАГЗ высказывались те же критические замечания. Исламское конституционное движение, представляющее в Кувейте «Братьев-мусульман», выступило с заявлением, в котором отвергло соглашение по безопасности на том основании, что «оно противоречит идее сохранения незыблемости суверенитета страны» и, поэтому противоречит положениям конституции. Кроме того, в этом соглашение, как подчеркивалось в цитируемом заявлении, содержатся «неясные положения, которые могут быть истолкованы двояко, что вызывает законную обеспокоенность в отношении того, как это соглашение будет претворяться в жизнь». В заявлении представителей исламистской оппозиции также отмечалось, что «в соглашении политическая цель безопасности достигается за счет игнорирования общего блага, так как на первый план выдвинута цель обеспечения борьбы с уголовными преступлениями».

Депутаты шиитской фракции кувейтского парламента также единогласно выступили против этого соглашения, хотя до этого они занимали проправительственные позиции. Один из депутатов этой фракции заявил, что «соглашение о безопасности государств Залива содержит положения, не соответствующие уровню свобод в Кувейте». Он также добавил, что «оно противоречит по своему содержанию, духу и форме конституции». Депутаты, представляющие шиитское меньшинство в Кувейте, призвали отвергнуть подписание этого соглашения.

Несмотря на то, что часть депутатов парламента не поддерживает подписание соглашения по безопасности, представители правительства заявляют, что большинство членов депутатского корпуса готово проголосовать за него. В составе действующего парламента оппозиционеры составляют меньшинство, так как члены оппозиции, которая была многочисленной в предшествовавшем созыве парламента, бойкотировали выборы из-за несогласия с внесением изменений в избирательный закон. Тем не менее, даже лояльный правительству парламент проявляет себя как орган, ответственный за принимаемые им решения, поэтому серьезным образом обсуждает все законопроекты и международные соглашения, которые он должен утвердить.

Накал политической борьбы в Кувейте не снижается. Парламент, который делает упор в своей деятельности на контроль над деятельностью правительства, направляя депутатские запросы членам кабинета министром и его главе, в то же время, активно участвует в определении внешнеполитического курса страны.

52.23MB | MySQL:103 | 0,491sec