О развитии социально-экономической ситуации в Сирии

Экономическая ситуация в Сирии в конце 2013-начале 2014 годов продолжала ухудшаться, что вызвано непрекращающейся гражданской войной в стране. В частности, сирийский Валовый национальный продукт (ВНП) за два года (2011-2013 гг.) упал на 60% и составляет в настоящее время 27 миллиардов долларов. ВВП на душу населения снизился с 3270 долларов в 2010 году до 1280 долларов в 2013 году.

Фактически финансирование военных и правительственных мероприятий происходит за счет иностранной, главным образом, иранской финансовой помощи. По официальным данным иранская сторона открыла Центральному банку Сирии две кредитные линии на сумму 4 миллиардов долларов. Согласно неофициальной информации, иранская помощь Сирии в 2013 году составила 12 миллиардов долларов. В стране наблюдается катастрофическая нехватка валютных ресурсов. В 2011 году, до начала насильственного этапа конфликта золотовалютные резервы Центробанка Сирии составляли 18 миллиардов долларов. В настоящее время, по оценкам Центра ближневосточной экономики Тель-Авивского университета, они составляют 3-4 миллиарда долларов. Они в состоянии покрыть только двухмесячный объем импорта страны. Курс сирийского фунта по отношению к доллару, составлявший в начале конфликта 47 фунтов за доллар, в настоящее время достиг 99 фунтов за доллар. В регионах, охваченных боевыми действиями, например, в Алеппо, доллар меняют за 140 фунтов. Безработица, составлявшая в 2011 году по государственным, явно заниженным данным, 500 000 человек в настоящее время, по тем же данным, составляет 2,5 миллиона человек. Если же принять во внимание реальный объем ущерба, нанесенного промышленности и торговле, то вероятный уровень безработицы достигает 60% трудоспособного населения.

Большой урон нанесен жилой инфраструктуре. За период конфликта в Сирии было разрушено или повреждено более 1,2 миллиона домов. Из них 400 000 полностью разрушены, 300 000 разрушены частично и 500 000 нанесен ущерб. Положение усугубляется тем, что большая часть разрушений приходится на бедные районы Алеппо, Дамаска, Дейр эль-Зора и Хомса. Обездоленное население этих кварталов не в состоянии будет само восстановить разрушенное жилье. Для восстановительных работ потребуется 30 миллионов кубометров цемента и миллион литров воды. Сирия такими водными запасами не обладает.

Экономике и инфраструктуре Сирии нанесен колоссальный ущерб, составляющий, по данным Тель-Авивского университета, 100 миллиардов долларов. По мнению руководителя Сирийского союза торговых палат Фареса аль-Шехаби, ущерб, нанесенный предприятиям частного сектора, приближается к 50 миллиардам долларов. В разрушении экономики повинны как правительственные войска, применяющие тактику «выжженной земли» в районах, занятых боевиками, так и их противники. Например, никакими рациональными доводами невозможно объяснить уничтожение боевиками «Джабхат ан-нусры» единственного в стране завода по производству детского питания компании «Нестле» в окрестностях Дамаска или нескольких частных птицефабрик под Алеппо.

Непоправимый ущерб нанесен энергетической промышленности Сирии. До гражданской войны ежедневный объем добычи нефти в Сирии составлял 380 000 баррелей. Страна не только обеспечивала свои нужды в энергоносителях, но и оставляла небольшой объем для экспорта. В результате военных действий значительная часть месторождений на севере страны оказалась в руках джихадистов из ИГИЛ («Исламское государство Ирака и Леванта»), часть скважин была взорвана. В результате дневной объем государственной добычи нефти в Сирии равен 20 000 баррелей. Страна вынуждена импортировать нефть и нефтепродукты, на закупку которых ежемесячно тратится около полумиллиарда долларов. Нефтедобыча и сельское хозяйство традиционно были основами сирийской экономики. Их подрыв привел к дисбалансу во внешней торговле, обесцениванию сирийской валюты и росту потребительской инфляции. Если в 2011 году она составляла 4,7%, то в 2012 году – 36,5%, а в 2013 году – 50%.

Социальное положение в Сирии можно охарактеризовать как ситуацию гуманитарной катастрофы. В некоторых регионах Сирии продолжительные боевые действия и развал экономики вызвали настоящий голод. От него в Сирии страдают десятки тысяч людей, попавших в осаду как правительственных войск, так и боевиков. Это 45 000 жителей шиитского анклава в городах Нуболь и Захраа на севере страны вблизи Алеппо, 25 000 обитателей палестинского лагеря беженцев Ярмук и 4 500 жителей старого города в Хомсе.

Подобная ситуация уже привела к появлению 1,5 миллионов беженцев, мигрировавших из Сирии в соседние страны и 6 миллионов перемещенных лиц внутри страны. В последние полтора года наблюдается тенденция исхода сирийских мелких предпринимателей, составлявших основу городского населения Алеппо, Хомса, Дамаска. По данным ливанской газеты «Аль-Ахбар», 55 000 сирийских бизнесменов покинули страны за период кризиса. Помимо разрушения производств и торговых точек, к эмиграции предпринимателей все чаще побуждают похищения членов их семей с целью выкупа, которые осуществляются боевиками оппозиции. Причем очень часто бизнесменов и членов их семей убивают даже тогда, когда выкуп уже заплачен.

Среди стран, в которые идет миграция представителей сирийских деловых кругов, выделяются Египет и Иордания. По данным египетского Министерства по делам инвестиций, сирийцы занимают первое место по открытию новых компаний в Египте. Из 939 фирм, открытых в 2012 году в Египте, 365 принадлежат сирийцам. Общий объем сирийских инвестиций в экономику страны составил 500 миллионов долларов. В Иордании насчитывается 702 фирмы, основанных сирийскими предпринимателями, против 309 в 2012 году.

Подобные факты позволяют говорить не только об экономическом упадке, но и о разрушении складывавшейся десятилетиями структуры сирийского общества. На протяжении сорока лет двумя опорами сирийского баасистского режима были алавитские силовики и суннитская буржуазия. Это отчетливо понимал отец нынешнего сирийского президента Хафез Асад. Союз с торговыми суннитскими семьями Дамаска помог ему выстоять в затяжном и опасном конфликте с «Братьями-мусульманами» в 1976-1982 годах. В то время решение суннитской торговой буржуазии поддержать правительство и не прекращать предпринимательскую деятельность, несмотря на угрозы и запугивания «братьев» имело не только большое политическое, но и моральное значение.

Подводя итог рассмотрению удручающей картины сирийской экономической катастрофы, остается надеяться, что осознание экономического краха и усталость от войны побудят противоборствующие стороны приступить к процессу национального примирения.

52.1MB | MySQL:103 | 0,497sec