Азиатско-тихоокеанская политика Ирана

В последние годы довольно активными игроками на Ближнем Востоке стали страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в особенности Китай. Большинство арабских стран наладило прочные экономические и дипломатические отношения с такими азиатскими странами как Китай, Япония и Южная Корея. Особую важность подобные контакты имеют для Ирана, страны, долгое время находящейся в изоляции и обложенной множественными санкциями. В принципе, попытки изоляции со стороны Запада во многом способствовали тому, что Иран переориентировал свою политику на Восток. «Восточный уклон» во внешней политике Ирана наблюдался не только во время президента М.Ахмадинежада, но и остается основным политическим вектором с приходом к власти Х.Роухани.

Наиболее прочные и многосторонние отношения Иран наладил с КНР, при этом Иран всегда делал ставку на экономическое и региональное сотрудничество с этой страной. В последнее время особо возрос объем торговли между двумя странами и  дипломатические контакты. В частности, Иран во многом поддерживает китайскую внешнюю политику и поддерживает принцип единого Китая, т.е. выступает против независимости Тайваня. Китай в свою очередь всегда поддерживал право Ирана на мирный атом, накладывал наряду с Россией вето на резолюции СБ ООН, касающиеся введения новых санкций против ИРИ. Хотя, в 2010 году Китай все же поддержал экономические санкции против Ирана, что вызвало некоторое напряжение в отношениях между двумя странами.

В 2009 году Китай стал основным торговым партнером Ирана: объем торговли  составил 21,2 миллиарда долларов, доля китайского импорта в Иран составляла примерно 13%. В 2011 году торговый оборот между Ираном и Китаем достиг уже 40 миллиардов долларов, а в 2012 году около 50 миллиардов долларов. В то же время было подписано множество инвестиционных контрактов, в частности, в мае 2011 года Китай заключил сделку с Ираном об инвестировании 20 миллиардов долларов в горнодобывающую промышленность. В настоящее время в Иране ведут свою деятельность более 100 китайских компаний.

Столь большой объем торговли связан с тем, что Пекин остро нуждается в импорте энергоресурсов, причем Китай стремится не просто закупать нефть и газ у какой-либо страны, а участвовать непосредственно в их разведке и добыче. В этом плане наибольший интерес у Китая вызывает Иран, чье географическое положение позволяет Китаю получить импортируемые ресурсы, как по трубопроводу, так и по морскому пути. В 2004 году Иран и Китай подписали ряд контрактов об импорте иранского газа сроком на 25 лет.

В период с января по август 2011 года импорт иранского газа и нефти в Китай вырос на 40% по сравнению с данными за январь-август 2010 годом. В целом, в 2011 году примерно 10% от общего объема импортируемых Китаем энергоресурсов приходилось на Иран. В этом же году Китай получил эксклюзивные права на разработку и добычу ресурсов в трех регионах Ирана.

Но нефтегазовые контракты – это не единственный аспект сотрудничества Ирана с Китаем. На протяжении долгого времени Китай оказывал военную, техническую и стратегическую поддержку Ирану через официальные и неофициальные каналы. Еще в 1980-х годах Китай стал основным поставщиком оружия для Ирана (сумма сделок составила примерно 3,6 миллиарда долларов), а в 1980х-1990-х годах он помогал Ирану с развитием ядерной программы. Ориентировочно ежегодный экспорт китайский вооружений в Иран составляет 171 миллион долларов.

Именно эффективное сотрудничество и нефтегазовые контракты стали решающим фактором, определившим позицию Китая в иранском ядерном кризисе. Однако, нежелание поддержать введение санкций против Ирана противоречило желанию китайского руководства наладить отношения с США, а также политике нераспространения ядерного оружия, которой придерживается Пекин. Тем не менее, Китай сделал ставку на Иран, что также объясняется тем фактом, что последнее время США являются для Китая основным соперником на Ближнем Востоке, как в плане геополитики, так и в плане импорта энергоресурсов.

Помимо экономического сотрудничества Иран стремится развивать и культурные связи с Китаем. В марте 2010 года Министр культуры Ирана заявил, что Иран с большим удовольствием примет недели китайской культуры, выставки и фестивали, а также надеется, что Китай в свою очередь представит иранскую культуру своим жителям.

Еще один аспект сотрудничества лежит в сфере региональной безопасности. С 2005 года Иран стал наблюдателем при Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), где, как известно, лидирующую роль играют Китай и Россия. В марте 2008 года Иран подал заявку на членство в данной организации, однако из-за ряда разногласий со странами-членами Иран по-прежнему находится в числе наблюдателей. Первым официальным визитом Х.Роухани после победы на президентских выборах стал именно саммит ШОС, проходивший в Киргизии. Первые встречи, которые он провел, были с лидерами Китая и России.

Отношения Ирана с Японией, как и с Китаем, по большей части строятся на поставках энергетических ресурсов. В частности, Иран входит в тройку экспортеров нефти в Японию после Саудовской Аравии и ОАЭ. В плане торговли, в период с 1990-х по 2010 г. объем торговли между Ираном и Японией вырос примерно в три раза. В 2010 г.  торговый оборот двух стран превысил 11 миллиардов долларов, а в 2012 г. составил примерно 14 миллиардов долларов. Стоит отметить, что большая доля торгового оборота двух стран приходится на поставки иранских нефти и газа в Японию, в обмен Япония поставляет в Иран электронное оборудование и автомобили.

В вопросе права Ирана на мирный атом Япония полностью поддерживает позицию США, что является препятствием для налаживания прочных и взаимовыгодных ирано-японских отношений. Отношения между Ираном и Японией осложнились еще в 2005 году, когда к власти пришел М.Ахмадинежад. С усилением напряжения вокруг ядерной программы Ирана, давлением на Японию со стороны США и введением новых санкций против Ирана отношения двух стран еще больше ухудшились. В 2007 году Япония заморозила активы компаний, прямо или косвенно участвовавших в разработке иранской ядерной программы. В 2009 году Япония возглавила специальный комитет ООН, отвечающий за введение санкций.

В декабре 2011 года Япония ввела санкции против более 100 иранских компаний и индивидуальных лиц, заморозила иранские активы и остановила инвестирование в нефтегазовую сферу, а также приостановила экспорт автомобилей. Это привело не только к ухудшению двусторонних отношений, но и к значительному снижению объема торговли между Ираном и Японией. Например, в период с марта 2012 года по март 2013 года объем импорта из Японии упал с 1,29 миллиардов долларов до 585 миллионов долларов, что составляет примерно 55%. В свою очередь экспорт не нефтегазовой продукции Ирана снизился с 512 миллионов долларов  до 47,6 миллионов долларов. Более того в 2012 году Япония сократила объем закупок иранской нефти на 40% по сравнению с 2011 годом.

В 2013 году показатели торговли между двумя странами ухудшились еще сильнее, снизившись почти на половину по сравнению с показателями предыдущего года. Общий торговый оборот составил 200 миллионов долларов. Объем экспорта не нефтегазовой продукции Ирана составил всего 20 миллионов долларов, а импорт из Японии сократился до 179 миллионов долларов.

Хотя экономические связи Японии и Ирана значительно ухудшились, дипломатические отношения  между странами продолжали развиваться. В частности, в 2010 году посол Японии в Иране Акио Широта заверил Министра внутренних дел Ирана Мустафу Наджара в том, что Иран продолжается оставаться для нее одной из ключевых стран региона, и что Япония готова оказать содействие Ирану при решении региональных конфликтов. В свою очередь, посол Ирана в Японии Сейед Аббас Аракчи также подтвердил важность поддержания дружественных отношений с Японией, что в частности, будет способствовать налаживанию отношений между Ираном и другими странами Восточной Азии. В 2013 году состоялось несколько официальных встреч между представителями Японии и Ирана, на которых обсуждались наиболее актуальные аспекты сотрудничества, а также иранская ядерная программа. Значительный прогресс в переговорах по иранской атомной программе наряду с частичным снятием санкций с Ирана может послужить хорошим импульсом для налаживания ирано-японских отношений и возврату к прежним объемам двусторонней торговли.

По сравнению с Китаем и Японией отношения между Ираном и Южной Кореей всегда оставались довольно крепкими, даже несмотря на то, что Южная Корея является союзником США, а Иран  поддерживает отношения с Северной Кореей. Даже разногласия, вызванные ядерным вопросом Ирана, в меньшей степени отразились на его отношениях с Южной Кореей, нежели чем с Японией.

В апреле 2007 года торгово-инвестиционные ассоциации Ирана и Южной Кореи подписали  меморандум, целью которого является увеличение объемов торговли между двумя странами. В 2008 году товарооборот между странами достиг 10 миллиардов долларов. В мае 2009 года представители Южной Кореи приняли участие в конференции, посвященной иностранному инвестированию в Иран. В сентябре этого же года делегация Южной Кореи, как и Японии, посетила иранский газовый форум. Впрочем, на нефтегазовые поставки приходится большая часть товарооборота двух стран. Например, в 2009 году Иран поставлял в Южную Корею 157 000 баррелей нефти в сутки. В 2011 году Корея увеличила закупки иранской нефти на 20% по сравнению с объемами 2010 года. В свою очередь Иран является крупнейшим рынком экспорта для Южной Кореи на Ближнем Востоке. Основные поставки в Иран из Кореи это электроника и автомобили.

В 2010 году под давлением США Южная Корея была вынуждена ввести санкции против 126 иранских компаний и частных лиц, несмотря на опасения, что это серьезно подорвет  отношения с Ираном. Торговый баланс действительно ухудшился: в 2011 году объем торговли составил 5,3 миллиарда долларов, а в течение полугода он снизился до 2 миллиардов долларов. В 2012 году Корея ограничила поставки автомобилей, железа и электроники в Иран в связи  с тем, что платежеспособность Ирана значительно снизилась из-за множественных экономических санкций. Также в период с января по апрель 2012 года импорт иранской нефти снизился на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года и составил лишь 25 миллионов баррелей.

Как уже было упомянуто выше, несмотря на то, что Южная Корея поддержала введение экономических санкций против Ирана, страны продолжали заключать экономические сделки. Официальные лица Южной Кореи неоднократно заявляли, что готовы поддержать право Ирана на мирный атом и продолжать активное сотрудничество в разных сферах. В 2010 году было подписано соглашение в сфере масс-медии, направленное на углубление взаимного понимая и улучшение технологического сотрудничества. Суть данного соглашения состояла в обмене представителями СМИ для более объективного и глубокого освещения новостей и обмена аналитическими материалами. В 2009 и 2010 годах страны подписали ряд соглашений касательно культурного обмена, в частности, о проведении выставок, кинофестивалей и книжных ярмарок.

Еще в 2009 году Иран предложил свою помощь в разрешении корейского конфликта, что было довольно тепло встречено Южной Кореей, тем не менее, особых шагов в данном направлении не было предпринято. 27 января 2014 года президент Ирана Хасан Роухани заявил о своем желании стать посредником в процессе урегулирования отношений между КНДР и Южной Кореей. Данное заявление было сделано во время встречи главы Ирана со спикером парламента Южной Кореи. Представитель Южной Кореи  в свою очередь отметил, что возможно Северная Корея последует примеру Ирана в ядерном вопросе и сумеет достичь в нем значительного прогресса. Стоит отметить, что на протяжении несколько лет международное сообщество всерьез опасалось того, что Тегеран сотрудничает с Пхеньяном в рамках программы обогащения урана. Учитывая, что Иран, наконец, сел за стол переговоров, и был достигнут компромисс по данному вопросу, можно надеяться, что через какое-то время  удастся добиться положительной динамики и в случае с ядерной программой Северной Кореи.

В целом, можно сказать, что отношения Ирана со странами АТР, в частности с Китаем, Японией и Южной Кореей, довольно активно развиваются. Основным препятствием для прочных экономических и дипломатических отношений до недавнего времени оставался иранский ядерный вопрос. Однако, с учетом того, что в переговорах по иранской ядерной программе был достигнут значительный прогресс, и что с Ирана были частично сняты санкции, стоит ожидать улучшения  двусторонних отношений Ирана с азиатскими странами.

52.12MB | MySQL:103 | 0,493sec