К вопросу об американо-афганском пакте по безопасности и обороне и предстоящих президентских выборах

В то время как дата президентских выборов в Афганистане становится все ближе, Вашингтону до сих пор не удалось добиться от  презилента Афганистана Хамида Карзая подписания пакта по безопасности и обороне. В связи с этим в последнее время все чаще звучат заявления о том, что вопрос подписания этого документа будет решаться уже с новым президентом Афганистана. Еще в январе генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что скорее всего Хамид Карзай не подпишет пакт, оставив право решения по данному вопросу новому президенту. А 10 февраля Wall Street Journal опубликовал заявление одного из официальных лиц США, согласно которому  Вашингтон готов «обойти Карзая, если он не собирается быть частью политического решения».

Стоит отметить, что Вашингтон рассчитывал подписать данное долгосрочное соглашение, которое позволит американским войскам оставаться на территории Афганистана вплоть до 2024 года, к концу 2013 года. Хотя в данном пакте и содержится ряд довольно противоречивых пунктов, как например то, что американские военнослужащие находятся исключительно под юрисдикцией США и не могут быть привлечены к ответственности афганскими судами, что может быть довольно негативно воспринято населением страны, учитывая масштабы насилия со стороны иностранных солдат в отношении мирного населения, проект соглашения был одобрен Лойя джиргой. Но во время проведения самого совета старейшин в ноябре 2013 года президент Х.Карзай  заявил, что подписание пакта должно состояться лишь после проведения президентских выборов, то есть не раньше 5 апреля 2014 года. Такое решение стало большой неожиданностью для многих, в частности для Б.Обамы, ведь эта отсрочка означает, что у США более не будет законных оснований для военного присутствия в стране.

Сама идея о том, что США готовы отложить подписание столь важного для них в стратегическом плане документа, довольно интересна. Такую позицию можно расценить и как слабость США, и как проявление рациональности. С одной стороны, подобная ситуация может говорить о том, что у Вашингтона более нет возможностей оказывать влияние на Х.Карзая, которого США поддерживали на протяжении многих лет, и который фактически являлся их креатурой. Получается, что США вложили много усилий, денег, военной и технической помощи в человека, который до недавнего времени действовал в соответствии с американскими интересами, а теперь у американского руководства не хватает влияния, в связи с чем оно решило сдаться и подождать когда власть перейдет в руки возможно более сговорчивого лидера.   С другой стороны, подобное решение Вашингтона может быть хорошо продуманным и рассчитанным именно на то, что новый президент Афганистана  будет готов подписать пакт без каких-либо поправок и промедления, соответственно нет никакого смысла тратить время на переговоры с Х.Карзаем.

Однако ответить на данный вопрос удастся лишь после проведения президентских выборов 5 апреля. К сожалению, ситуация с выборами довольная сложная, и по-прежнему нет гарантии, что они состоятся в намеченный день, а не будут отодвинуты на более поздний срок. Куда более важным вопросом является то, будут ли данные выборы честными и не вызовут ли они столько же споров и сомнений, как президентские выборы 2009 года. Еще одним важным моментом является угроза со стороны афганских талибов, которые неоднократно обещали сорвать их проведение. Хотя есть небольшая надежда на то, что с талибами все же можно будет договориться. 5 февраля представитель Карзая официально заявил о том, что правительство Афганистана ведет секретные переговоры с талибами, которые, по его словам, настроены принять участие в мирном процессе. Он также отметил, что, несмотря на отсутствие каких-либо результатов по итогам переговоров, официальный Кабул поддерживает контакт с Движением Талибан, что уже говорит о прогрессе, учитывая, что оно отказывалось признавать власть Карзая и вести с ним какие-либо дела. Тем не менее, талибы не подтвердили эту информацию со своей стороны, а значит нельзя быть на сто процентов уверенными, что переговоры действительно состоялись. А если встреча действительно была, то велика вероятность, что она была использована Талибаном в качестве предлога, чтобы выиграть время и нарастить свою мощь. В любом случае, переговоры с талибами необходимы, поскольку без них невозможно обеспечить внутреннюю безопасность Афганистана. Более того, несмотря на то, что Талибан был значительно ослаблен, он по-прежнему существует и обладает большой поддержкой со стороны населения, в особенности, если сравнивать с отношением афганцев к военному контингенту США. Стоит отметить, в предстоящих выборах представители Талибана не будут принимать участие, поскольку отдают предпочтение силовым методам, хотя у талибов был бы реальный шанс прийти к власти легитимным способом.

В целом за пост президента Афганистана будут бороться 11 кандидатов, 6 из которых можно назвать фаворитами, но очевидного лидера выделить нельзя. 5 февраля 5 кандидатов из числа фаворитов приняли участие в телевизионных дебатах, где они обсудили наиболее актуальные вопросы, связанные с разрешением афганского кризиса. Подобные дебаты проходили впервые в истории Афганистана, и, разумеется, приковали внимание не только местных жителей, но  региона и Запада в целом.

Если говорить о кандидатах, то можно предположить на кого их них делает ставку сам Карзай, а на кого — Вашингтон, хотя это весьма условно, поскольку ни одна из сторон не делала официальных заявлений касательно своей поддержки кого-либо из кандидатов.

Наиболее предпочтительными кандидатами для Хамида Карзая можно считать Залмая Расула и Каюма Карзая. Залмай Расул — бывший министр иностранных дел Афганистана и советник правительства по национальной безопасности. Расул считается одним из наиболее близких соратников президента Карзая. Этнический пуштун с медицинским образованием, он владеет пятью иностранными языками. Во время телевизионных дебатов Залмай Расул заявил, что считает необходимым улучшить положение женщин, в частности увеличить их представительство в правительстве. Расул может стать компромиссным вариантом для различных политических фракций.

Бизнесмен Каюм Карзай приходится нынешнему президенту старшим братом.  Он получил образование в США и владеет там ресторанным бизнесом. Своими приоритетами Каюм Карзай назвал борьбу с коррупцией и достижение стабильности в стране. Ряд экспертов предполагает, что Хамид Карзай будет поддерживать брата в борьбе за пост президента, хотя он сам заявил о своем нейтралитете. Тем не менее, даже с поддержкой действующего президента, у Каюма Карзая не так много шансов, поскольку нынешнее правительство замешано в крупные коррупционные скандалы, и жители Афганистана ассоциируют с ними фамилию Карзай.

В случае прихода к власти Залмая Расула или Каюма Карзая у президента Карзая появится шанс  сохранить часть своего влияния и доступ к управлению государством.

Для США данные кандидаты скорее всего не являются фаворитами, в отличие от Ашрафа Гани и Абдулы Рахима Вардака. Ашраф Гани – это бывший министр финансов Афганистана, участвовавший в президентских выборах 2009 года, где он получил 3 процента голосов. Гани получил образование за рубежом и является  уважаемым технократом. До недавнего времени он возглавлял Переходный координационный совет Афганистана. Ашраф Гани является одним из наиболее ярых сторонников подписания пакта по безопасности и обороне с США.

Абдул Рахим Вардак долгое время был министром обороны Афганистана и советником правительства по безопасности. Он также получил образование в США и является одним из немногих официальных лиц Афганистана, к которому Запад относится с большим доверием.

Таким образом, Гани и Вардак – это именно те кандидаты, которые в наибольшей степени соответствуют интересам США. Зарубежное образование, уважение и доверие со стороны Вашингтона, а также готовность подписать соглашение о продлении мандата на военное присутствие американских войск в стране являются одними из ключевых факторов, говорящих о том, что США вполне могут делать ставку на приход к власти одного из них. Однако подобный сценарий будет чем-то напоминать ситуацию с приходом к власти Хамида Карзая, который стал президентом при поддержке Запада. А значит, вполне вероятно, что Афганистан получит «второго Карзая», — такую же «марионетку» в руках США.

Еще двумя потенциальными претендентами на пост президента Афганистана можно назвать Абдуллу Абдуллу – лидера оппозиционной партии и основного соперника Карзая на выборах 2009 года, где он занял второе место, получив 31 процент голосов. До 2006 года Абдулла Абдулла был министром иностранных дел. Во время телевизионных дебатов он выступал за увеличение прав женщин и за поиск мирного решения в конфликте с Талибаном. Неким преимуществом Абдуллы являются его смешанные корни, в его роду были как пуштуны, так и таджики. Этот фактор довольно много значит в условиях сложной этнической картины в стране, однако, Абдулла пользуется большой поддержкой со стороны таджиков, проживающих на севере страны, чего не скажешь о пуштунах.

И наконец, шестым фаворитом президентской гонки является  Абдул Раби Расул Сайяф. Пожалуй, это наиболее противоречивая фигура для выдвижения на пост президента, поскольку во время гражданской войны в Афганистане в 1990-х годах он возглавлял фракцию моджахедов и в настоящее время является рьяным исламистом. Однако он обладает харизмой, является этническим пуштуном и может привлечь на свою сторону большое число религиозных жителей страны.

В целом, от результатов выборов зависит довольно много других аспектов, в частности, безопасность и стабильность как внутри Афганистана, так и в регионе в целом; борьба с наркотрафиком; возможность построения прочных политических институтов; социальные реформы, в том числе вопрос прав женщин; экономическая ситуация в стране; борьба с Талибаном; ну и безусловно подписание «Соглашения о сотрудничестве между Соединенными Штатами Америки и Исламской Республикой Афганистан по безопасности и обороне». Необходимо отметить, что отказ от продления мандата на пребывание в стране американских войск, с учетом недостаточной подготовки и опыта полиции и армии Афганистана, чтобы дать отпор талибам, а также приход к власти относительно слабого лидера и исключение талибов из переговорного и политического процессов, может привести к тому, что Талибан вновь захватит власть в свои руки. Однако, в настоящее время невозможно сделать какие-либо точные прогнозы касательно будущего Афганистана из-за большой неопределенности всей ситуации в целом. Возможно уже в марте, за месяц до выборов, произойдет сдвиг в раскладе политических сил, что позволит говорить о перспективах развития страны.

52.37MB | MySQL:103 | 0,495sec