Политические перспективы христиан Святой земли

Израильские христиане все громче заявляют о себе, как о самостоятельной политической группе, пытающейся отстаивать свои права на фоне продолжающегося уже почти столетие конфликта между арабами-мусульманами и евреями. Центральную роль в этом процессе играет «Форум за мобилизацию христиан», духовным лидером которого является православный священник Гавриэль (Джубраил) Надаф. Гавриэль Надаф родился в 1973 году в городке Яфиа, пригороде Назарета, большинство жителей которого составляют мусульмане, но в котором (как и в самом Назарете) сохраняется значительное христианское меньшинство. В прошлом отец Гавриэль Надаф служил священником в православных церквях Акко и Хайфы, потом — пресс-секретарем Иерусалимской православной патриархии и членом церковного суда православной общины. В настоящее время он является священником назаретской церкви Благовещения.

События «арабской весны», сопровождающиеся тяжелыми преследованиями христиан в арабских странах, резко усилили произраильские настроения среди христиан Израиля, прежде всего среди молодежи. В 2013 году около 100 молодых христиан пошли добровольцами на службу в Армию обороны Израиля. Еще 500 – пошли на альтернативную (гражданскую) службу. Данные цифры превышают втрое аналогичные данные за предыдущие годы. Значительную роль в этом сыграла деятельность «Форума за мобилизацию христиан», объединившего представителей различных проживающих в Израиле христианских конфессий (маронитов, римских католиков, православных и др.), духовным лидером которых (независимо от их конфессиональной принадлежности) стал отец Гавриэль Надаф, не побоявшейся угроз и попыток бойкота со стороны исламистов и коммунистов.

Свою позицию по отношению к месту христиан в современном израильском обществе отец Гавриэль Надаф сформулировал следующим образом: «Мы рассматриваем себя в качестве граждан, имеющих равные права и равные обязанности. Мы хотим, чтобы молодые христиане полностью интегрировались в израильское общество, а это означает равенство в выполнении обязанностей перед государством. Наше будущее как христианского меньшинства связано с будущим Государства Израиль. Мы хотим давать израильскому обществу больше и вносить свой вклад, как и другие его члены».

Успех «Форума за мобилизацию христиан» выражается не только в росте числа молодых христиан, идущих добровольцами на армейскую и на альтернативную службу, но и во все более отчетливо проявляющейся поддержке, которую он получает со стороны «молчаливого большинства» христианской общины. Это обстоятельство привлекло к Форуму внимание израильских политиков, придерживающихся прямо противоположных взглядов. С одной стороны, депутаты от арабских партий, представленных в Кнесседе (Раам-Телем, Балад и Хадаш) обрушиваются с нападками и прямыми угрозами в адрес активистов Форума и, в первую очередь, в адрес отца Гавриэля Надафа лично. В числе противников Форума оказались и депутаты христианского происхождения, зависящие от голосов арабов-мусульман, численность которых в Израиле значительно превышает численность христиан. С нападками против отца Гавриэль Надафа выступили депутаты-коммунисты Хана Савид (греко-католик по происхождению) и Басель Гаттас (православный по происхождению). Выступил против него и мэр Назарета Рамиз Джарайси (коммунист, родившийся в православной семье). С другой стороны, в поддержку Форума выступил целый ряд еврейских политиков, принадлежащих к правому и центристскому лагерю. В августе 2013 года с отцом Гарвиэлем Надафом и его сторонниками встретился премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, который, в частности заявил, в ходе этой встречи: «Необходимо дать возможность христианами мобилизоваться в ЦАХАЛ. Вы – лояльные граждане, желающие защищать государство, и я глубоко уважаю и поддерживаю вас. Мы не потерпим угроз в ваш адрес и твердой рукой и, в соответствии с законом, накажем тех, кто преследует вас».

Деятельность «Форума за мобилизацию христиан» пугает палестинские власти. Ее представители встречались минувшим летом с иерусалимским православным патриархом Феофилом III и потребовали от него отстранить отца Гавриэля Надафа от служения в церкви, угрожая, что в противном случае христианам на палестинских территориях придется расплачиваться, за своих израильских единоверцев. Патриарх Феофил III, учитывая настроения паствы и позицию израильских властей, воздержался от такого шага. Вместе с тем он настоятельно просил отца Гавриэля Надафа несколько «снизить профиль» и заявил, что, призывая христиан к мобилизации в ЦАХАЛ, тот действует не от имени Иерусалимского православного патриархата, а от своего личного имени.

«Я могу понять патриарха и его просьбу к отцу Надафу снизить высоту пламени и ограничить себя в публичных высказываниях, — заявил по этому поводу один из активистов «Форума за призыв христиан» офицер запаса ЦАХАЛа Шади Халуль, маронит по конфессиональной принадлежности, — Эта просьба была вызвана беспокойством за наших братьев-христиан в арабских государствах и в Палестинской автономии».

Христиане Израиля связанны с палестинскими христианами самым тесным образом: прежде всего, через семейные и социальные связи, а также через общие для обеих групп церковные структуры. Так, например, в церковной юрисдикции Иерусалимского православного патриархата находятся как православные христиане Израиля, так и палестинские православные христиане, в юрисдикции Латинского патриархата Иерусалима – как римские католики Израиля, так и палестинске римские католики и т.д. Однако, в отличие от христиан Израиля, представляющих собой единственную группу христиан Ближнего Востока, абсолютная численность которых не уменьшается, палетинские христиане находятся под тяжелым давлением исламистов. Их абсолютная численность, как и численность их единоверцев в арабских государствах, сокращается за счет иммиграции за рубеж.

Намечающийся провал очередного раунда палестино-израильских переговоров может стать началом полного краха Палестинской Национальной администрации. В связи с открыто высказываемыми в последнее время в израильском Кнессете призывами к аннексии Западного берега р. Иордан (Иудеи и Самарии в израильской терминологии) и усиление тенденций к полной интеграции христиан в преимущественно еврейское израильское общество может естественным образом оказать заметное влияние и на настроения христиан Западного берега.

На сегодняшний день христиане составляют заметную часть населения в целом ряде населенных пунктов Западного берега. В первую очередь речь идет о расположенном непосредственно к югу от Иерусалима Вифлееме и его пригородах. В самом Вифлееме – около 30 тысяч жителей. Христиане составляют в этом городе на сегодняшний день, согласно различным оценкам, от 20 до 40 % населения. Непосредственно к западу от Вифлеема расположена Бейт-Джала с 18 тысячами жителей. Несмотря на массовый выезд христиан из Бейт-Джалы за рубеж, они все еще остаются большинством в этом городке. В восточном пригороде Вифлеема Бейт-Сахуре порядка 80 % из 13 тысяч жителей — христиане.

Непосредственно к северу от Иерусалима расположена Рамалла, функционирующая в качестве административного центра ПНА. В прошлом это был чисто христианский город. В результате массовой эмиграции христиан Рамаллы за рубеж и миграции мусульман из сел абсолютная численность и доля христиан в населении города резко снизилась. На сегодняшний день христиане составляют порядка четверти из 30 тысяч жителей Рамаллы (без учета ее изначально мусульманского восточного пригорода эль-Бире). К северу сравнительно недалеко от Рамаллы расположено село Бир-Зейт, 60 % из 4500 жителей которого составляют христиане.

На полдороге из Рамаллы в Иерихон расположен единственный сохранившийся до сих пор чисто христианский населенный пункт Западного берега, село Тайбе с 1500 жителей. В 22 км. к северо-востоку от Рамаллы расположено село Абуд. Порядка половины из его 2500 жителей – христиане. На западной окраине Наблуса расположено бывшее село Рафидия, ныне включенное в пределы городской черты в качестве квартала. Там проживает около 2 тысяч человек. В прошлом Рафидия была чисто христианским селом. В настоящее время христиане составляют менее половины ее жителей. И, наконец, на севере Западного берега, в округе Дженин расположено село Забабде с населением около 4 тысяч человек. Две трети из них составляют христиане.

При сохранении нынешних тенденций в развитии христианского общества Израиля и усилении конфликта между исламистами и христианским меньшинством в арабских странах населенные пункты Западного берега со значительным христианским населением могут и наряду с еврейскими поселениями оказаться в роли опорных пунктов аннексии Израилем Западного берега.

52.11MB | MySQL:103 | 0,605sec