О визите министра обороны АРЕ А.Ф.ас-Сиси в Москву

Визит министра обороны Египта и будущего президента этой страны А.Ф.ас-Сиси в Москву на прошлой неделе по оценке многих экспертов является знаковым событием. Действительно, если учесть недавний визит российского коллеги С.Шойгу в Каир, то очевидно резкое сближение двух стран, причем в первую очередь в области военно-технического сотрудничества. Знаменательно также и то, что официальное решение о своем участии в президентских выборах в Египте А.Ф.ас-Сиси приурочил к своему визиту в Москву. До этого была утечка в СМИ о таких планах, позднее официально опровергнутая пресс-службой Министерства обороны. Уже тогда мы говорили, что озвучивание намерений А.Ф.ас-Сиси являлось тактическим шагом с целью зондирования реакции, прежде всего, со стороны Вашингтона и Брюсселя. Последние отреагировали нарочито вяло, что автоматически привело уже к официальной декларации египетского лидера о своих стремлениях. Москва, как место для обнародования заявления, также выбрана не случайно. Это просто обязывало российского президента В.Путина пожелать А.Ф.ас-Сиси победы, что фактически означало официальную поддержку его кандидатуры, и давало Кремлю гарантии «надежности» партнера с учетом заключенных сделок в области ВТС. Напомним, что речь идет о контрактах на сумму в 3 миллиарда долларов США.

В этой связи возникает несколько вопросов. Первый и самый главный – присутствуем ли мы на очередной спирали истории, повторяющей период расцвета советско-египетских отношений в 60-х годах прошлого века, или же это просто тактический прием Каира с целью поддразнить Вашингтон и побудить его пересмотреть свою, более чем осторожную, позицию по отношению к новым египетским властям. Действительно, обстоятельства прихода к власти военных в Египте, которые вполне себе «прокатывали» в середине двадцатого века, в начале двадцать первого являются, скорее, препятствием в рамках международного признания. Кроме того, в президентской администрации США победила внешнеполитическая концепция, предусматривающая окончание эры абсолютных диктаторов на Ближнем Востоке и наступление эпохи прихода к власти т.н. «умеренных» исламистов в лице, прежде всего, «Братьев-мусульман». В этой ситуации у А.Ф.ас-Сиси просто не было иного выбора, кроме как тактически (но, ни в коем случае – стратегически) развернуться к естественному противовесу США в мире — России. Особенно на волне недавнего дипломатического успеха Москвы на сирийском направлении. Естественно, что о масштабах российско-египетского сотрудничества времен Г.А.Насера речь идти не может в принципе, поскольку отсутствует идеологическая и экономическая основы. Мы не хотим и не можем более строить социализм на Арабском Востоке и тратить миллиарды долларов без всякой надежды на возврат ради этой благой цели. Да и египтяне являются реалистами и понимают, что кардинального отхода из орбиты Вашингтона не получится, просто в силу того, что каждый третий доллар в их экономику приходит в виде помощи из тех же США. Россия же помимо ВТС является важным экономическим партнером АРЕ с точки зрения наполнения сектора туризма (40% доходов бюджета) и грядущей проблемы продовольственной безопасности (экспорт зерна и удобрений), которая остро встанет перед Каиром уже через 3-4 года.

Теперь возникает закономерный вопрос: а зачем Каиру такая массированная военная помощь в условиях, когда экономическая ситуация оставляет желать много лучшего? 3 миллиарда долларов США – это очень приличная сумма, навевающая размышления о новейших образцах вооружения. Войной на Египет никто не идет, главный некогда региональный противник в лице Израиля, скорее, сейчас является союзником, а противодействие городской и сельской герилье на Синайском полуострове точно не требуют приобретения ракет класса «земля-земля» (а именно их жаждут закупить египетские военные). Как представляется, речь идет, все-таки, о попытке возвращения Египту статуса крупной военной региональной державы, способной оказывать влияние на процессы не только на Ближнем Востоке, но и, прежде всего, в Африке. Мы имеем в виду, пожалуй, самую главную сейчас для Каира проблему с точки зрения политической выживаемости – проекты Аддис-Абеббы по строительству Большой Плотины на Голубом Ниле, что очень негативно отразится на сельском хозяйстве Египта. В свое время египетский президент А.Садат сумел остановить реализацию такого проекта угрозой бомбардировок. Не исключаем, что и будущий президент Египта А.Ф.ас-Сиси тяготеет именно к такому крайнему аргументу в случае проигрыша дела в международном арбитраже. Иных региональных угроз нынешнему египетскому режиму на горизонте не видно.

Второй вопрос – кто будет платить за эти амбициозные планы? Эр-Рияд, который вроде бы на первом этапе прихода военных к власти в Египте пообещал помощь в размере 19 млрд долларов США, но сейчас заморозил переговоры на эту тему. Саудовцы заинтересованы в смещении прокатарских «Братьев-мусульман», но никак не в возникновении сильной региональной державы времен Насера — рано или поздно с ней придется делить зоны влияния даже в силу различных идеологических установок. Отсюда адресная помощь по поддержанию экономики и закупки очень «избранных» типов вооружения, подходящих для использования, в основном, для борьбы с повстанцами в условиях Синая. Например, саудовцы «подвесили» вопрос о финансировании закупок тех же ракет «земля-земля». Кроме того, закупки российского стрелкового оружия в таких масштабах навевают мысли об Афганистане, когда ЦРУ США закупало у египтян советское оружие для моджахедов именно в расчете «на совместимость» и знание матчасти местными партизанами. Мы прямо в этой связи указываем на Сирию, противоборствующие стороны в которой воюют именно российским оружием. Каир пока держит нейтралитет, но возможность подзаработать, как, впрочем, и условия оказания помощи со стороны саудовцев, могут ситуацию легко поменять. И это не говоря о политической выживаемости самого египетского режима в условиях разгорающейся гражданской войны. Что является одной из причин, объясняющих сдержанность США (и Израиля тоже) по отношению к планам Каира по перевооружению своих вооруженных сил. Там пока не до конца верят в то, что А.Ф.ас-Сиси «всерьез и надолго». Из этого следует, что основной массив сделок по ВТС с Москвой предусматривает кредиты под залог гособлигаций, не дающий быстрого прихода валюты в российский бюджет. Но, тем не менее, это уже некая альтернатива утерянному ливийскому рынку и не безвозвратно потраченные финансы.

52.08MB | MySQL:103 | 0,468sec