Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (10-16 февраля 2014 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе были связаны с Сирией и Ливаном. 15 февраля безрезультатно завершился второй раунд межсирийских мирных переговоров «Женева-2». В Ливане 16 февраля было объявлено о формировании нового коалиционного правительства во главе с Т. Салямом.

С 10 по 15 февраля прошел второй раунд переговоров между делегациями правительства Сирии и Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил. Как и прежде, диалог проходил при посредничестве спецпредставителя ООН и ЛАГ по Сирии Л. Брахими. Переговоры показали, что стороны не изменили позиции по ключевым вопросам и не представили принципиально новых идей по выполнению Женевского коммюнике (2012 г.). Делегация Дамаска продолжала настаивать на первоочередном обсуждении вопросов борьбы с терроризмом, а оппозиция говорила о необходимости создания в Сирии переходного управляющего органа. Таким образом, стороны не пожелали идти на уступки и фактически отказывались говорить друг с другом. В итоге 15 февраля второй раунд переговоров завершился безрезультатно. Дата проведения третьего раунда пока не назначена. В то же время и власти, и оппозиция заявили о своей готовности продолжить диалог. При этом Брахими считает, что сирийские делегации должны вернуться к переговорам только тогда, когда придут к четкому пониманию, что «действительно хотят договариваться». Он также сообщил, что Россия и США обещали ему оказать содействие в разблокировании межсирийского диалога.

В условиях отсутствия прогресса на переговорах «Женева-2» США и их союзники усиливают давление на официальный Дамаск, используя для этого главным образом проблему оказания гуманитарной помощи населению Сирии. Так, президент США Б. Обама заявил, что в Вашингтоне считают «необходимым международное вмешательство в свете новых свидетельств о насилии против собственного народа со стороны Асада». В то же время Обама признал, что политическое урегулирования сирийского конфликта не может быть достигнуто «уже завтра». При этом американцы на данном этапе не рассматривают возможность применения военной силы против САР, не исключая этого варианта полностью. Обама также призвал международное сообщество «пресечь поток иностранных боевиков, направляющихся в Сирию». В то же время, по информации СМИ, Саудовская Аравия готова поставить сирийской оппозиции различные виды оружия, включая ПЗРК. По словам министра иностранных дел России С. Лаврова, «создается такое впечатление, что сейчас гуманитарную тему, также как не так давно тему химического оружия, пытаются использовать для того, чтобы найти предлог для подрыва политического процесса, обвинения во всем режима в Дамаске и создания предлогов для того, чтобы вернуться к военному сценарию с целью смены режима». В МИД РФ также полагают, что США «заведомо и в тенденциозном ключе» искажают позицию нашей страны по Сирии.

В Совете Безопасности ООН начали рассматривать два проекта резолюции по Сирии. Первый из них, предложенный Австралией, Иорданией и Люксембургом, призывает к прекращению блокады городов, «неизбирательных обстрелов со стороны режима, к демилитаризации больниц, школ и объектов гражданской инфраструктуры», а также к паузе в боевых действиях для доставки гуманитарной помощи. Документ требует обеспечения полного гуманитарного доступа в ультимативной форме, угрожая при этом санкциями тем, кто не подчинится. Второй проект, представленный в СБ ООН Россией, предусматривает, в частности, прекращение осады населенных пунктов, обеспечение доставок гуманитарной помощи и скорейшую эвакуацию мирных жителей. По словам С. Лаврова, он является самостоятельным документом, а не поправками к западному варианту.

На минувшей неделе правительство САР и оппозиция договорились о паузе в боевых действиях в городе Хомс, из которого было эвакуировано более 1400 человек и доставлена гуманитарная помощь. Прекратить огонь согласились боевики в трех предместьях Дамаска, куда вошла армия.

Тем временем в Сирии продолжаются боевые действия между правительственными войсками и силами противников режима Асада. На минувшей неделе наиболее интенсивные бои велись в провинции Дамаск, где армия начала наступление на боевиков оппозиции в районе Ябруд к северу от столицы. На северо-востоке и севере идут бои между боевиками группировок «Исламского фронта» и «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ).

10 февраля третья партия сирийского химического оружия (ХО) покинула территорию страны. Власти САР уничтожили 93% высокотоксичного вещества изопропанол на своей территории. В сирийском МИДе назвали «вопиющим нарушением международного права» предложение Евросоюза об использовании замороженных в банках Европы сирийских средств для уничтожения ХО Сирии.

15 февраля в Ливане было объявлено о сформировании нового коалиционного правительства страны. Для создания этого кабинета, учитывая глубокие разногласия между ведущими ливанскими политическими силами, потребовалось десять месяцев трудных переговоров. Правительство состоит из 24 министров: по восемь мест досталось центристам, «западникам» и просирийским партиям. Премьер-министр Т. Салям заявил, что его кабинет постарается обеспечить проведение президентских выборов до истечения срока полномочий нынешнего главы государства М. Сулеймана в мае с. г. Кроме того, правительство должно подготовить и провести парламентские выборы, отложенные из-за политического кризиса в Ливане.

13 февраля в Москве прошли переговоры делегаций России и Египта в формате «2+2» с участием министров обороны и иностранных дел двух стран С. Шойгу, А. Ф. ас-Сиси, С. Лаврова и Н. Фахми. Обсуждалось политическое и военно-техническое сотрудничество между РФ и АРЕ, вопросы безопасности и борьбы с терроризмом, различные совместные проекты двух стран. Россия и Египет подтвердили единую позицию о неприятии любого внешнего вмешательства в ситуацию в Сирии, подчеркнули необходимость продолжения усилий по политическому разрешению кризиса в этой стране. Фельдмаршал А. Ф. ас-Сиси был принят президентом России В. Путиным, который сказал, что знает о намерении А.Ф. ас-Сиси баллотироваться на пост президента Египта, и приветствует его. Президент России в частности заявил: «От стабильности в Египте в значительной степени зависит стабильность ситуации на всем Ближнем Востоке. Думаю, что вам удастся с вашим опытом мобилизовать и своих сторонников, и наладить отношения со всеми частями египетского общества». По словам представителя МИД АРЕ, визит египетской делегации в Москву не направлен против какой-либо страны, а его цель – «диверсификация партнеров».

Между тем обстановка в Египте остается очень сложной. Практически ежедневно на улицах городов АРЕ совершаются нападения на сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. Наиболее напряженная ситуация сохраняется на севере Синая, где активно действуют экстремистские группировки. Власти Египта обвинили «Братьев-мусульман» в создании на юге страны боевого крыла организации. Сообщается о забастовке рабочих текстильной фабрики в Эль-Махалле – первом массовом социальном протесте со времени свержения М. Мурси в июле 2013 г.

Министр водных ресурсов АРЕ М. А. Муталиб сообщил о провале переговоров между Каиром и Аддис-Абебой по строительству Эфиопией ГЭС «Ренессанс» на одном из притоков Нила. Муталиб обвинил Эфиопию в отказе «от какого-либо решения, способного сблизить позиции» сторон.

Президент Йемена А. М. Хади 10 февраля подписал указ об изменениях в государственном устройстве и административно-территориальном делении страны. Таким образом, Йемен станет федеративной республикой, состоящей из шести провинций: четырех северных и двух южных. Все необходимые для этого изменения будут закреплены в конституции республики, проект которой сейчас обсуждают участники национального диалога. Против нового устройства Йемена выступила влиятельная конфедерация племен Хашед на севере страны и сепаратисты на юге Йемена.

Ситуация в сфере безопасности в Ираке остается близкой к критической. В различных районах теракты и вооруженные нападения происходят практически каждый день. Боевики ИГИЛ стремятся расширить зоны своего контроля на западе, в центре и на севере Ирака. На минувшей неделе они захватили город Сулейман–Бек в провинции Салах-эд-Дин. В настоящее время в городе идут бои между правительственными войсками и боевиками.

Движение «Техрик-и-талибан Пакистан» выдвинуло условия продолжения мирных переговоров с правительством. Талибы требуют освобождения из заключения 4 тыс. своих сторонников, предоставления гарантий безопасности их руководителям, вывода правительственных войск из «зоны племен» на северо-западе страны. Среди других условий продолжения диалога названы введение шариатского права на всей территории Пакистана, преподавание основ ислама в школах, прекращение военного сотрудничества с США и ударов американских БПЛА по территории подконтрольной талибам.

13 февраля власти Афганистана отпустили на свободу 65 заключенных тюрьмы Баграм, подозреваемых в причастности к терроризму. Освобождение предполагаемых талибов вызвало критику со стороны США и НАТО. По мнению американцев, бывшие заключенные могут вернуться в ряды своей организации и продолжить нападения на военнослужащих НАТО или армии Афганистана. Тем временем афганские власти намерены освободить еще около 650 заключенных тюрьмы Баграм, считая, что веских доказательств их вины не обнаружено.

Президент Кипра Н. Анастасиадис и лидер турок-киприотов Д. Эроглу 11 февраля по итогам встречи на линии разделения острова одобрили совместное заявление, подтвердив намерение продолжать переговоры, чтобы как можно скорее достичь результатов по объединению Кипра в «федеративное, двухзональное и двухобщинное» государство.

Иран на прошедшей неделе сообщил об испытательных пусках двух баллистических ракет нового поколения. Одновременно в Тегеране заявили, что не будут обсуждать на переговорах с международными посредниками вопросы, связанные с ракетной программой страны. Также сообщается о завершении разработки в Иране проекта следующего поколения центрифуг по обогащению урана, которые в 15 раз мощнее используемых в настоящий момент установок. Глава иранского атомного проекта А. А. Салехи заявил, что Тегеран намерен ускоренными темпами осуществлять свою ядерную программу в будущем.

По итогам переговоров президентов США и Франции Б. Обамы и Ф. Олланда было заявлено, что Вашингтон и Париж договорились поддерживать действующий режим санкций в отношении Ирана в ходе переговоров по урегулированию ядерной проблемы ИРИ. В то же время, по словам Обамы, об ужесточении санкций речи не идет, чтобы не сорвать переговоры.

15 февраля президент США Б. Обама провёл встречу с королём Иордании Абдаллой II в Калифорнии. Обсуждались вопросы, связанные с ситуацией в Сирии и палестино-израильским переговорным процессом. Обама объявил о том, что он будет стремиться к выдаче кредитных гарантий Иордании в размере 1 млрд долларов. Президент США также намерен содействовать подписанию нового пятилетнего соглашения о финансировании для Иордании. Действующее соглашение на 2008-2013 гг. истекает в сентябре.

В Анкаре на минувшей неделе прошли переговоры между президентами Турции, Афганистана и премьер-министром Пакистана А. Гюлем, Х. Карзаем и Н. Шарифом. Обсуждались вопросы безопасности и борьбы с терроризмом, а также торгово-экономическое сотрудничество между тремя государствами.

В Бахрейне 14 и 15 февраля прошли многотысячные акции протеста, организованные ведущим шиитским оппозиционным движением «Аль-Вифак». Они были приурочены к третьей годовщине антиправительственных выступлений в 2011 г. Имели место столкновения демонстрантов с полицией.

Приложение

Об отношениях Китая с арабскими странами

Целенаправленное развитие и расширение многоплановых отношений с арабскими странами, укрепление своих позиций и влияния в регионе Ближнего Востока и Северной Африки по праву считается одним из приоритетов современной китайской внешней политики. По словам министра иностранных дел КНР Ван И, Пекин постоянно уделяет повышенное внимание развитию отношений с арабскими странами, исходя при этом «из стратегических и долгосрочных перспектив», а также взаимной выгоды. Такая линия способствует усилению экономических и политических позиций КНР на Ближнем Востоке.

Китайские аналитики считают, что Пекин добивается политических и экономических успехов в арабских странах с минимальным расходом ресурсов, воздерживаясь от громкой риторики и демонстративных действий, используя преимущественно экономические методы, не наживая себе врагов и не играя «военными мускулами». Отметим, что у Китая не было конфликтов со странами этой части мира, а хорошие отношения с КНР считаются общепризнанной данностью на Арабском Востоке. В Пекине заявляют, что в отличие от Запада, который стремится навязывать другим свои политические и идеологические ценности, Китай взаимодействует с арабскими странами «на основе принципов равенства, справедливости, взаимного уважения и взаимной выгоды». Причем китайцы не задают вопросов о демократии. Именно поэтому Пекин является для арабских государств, недовольных политикой Вашингтона и его западных союзников, очень удобным партнером, что существенно облегчает китайцам продвигать свои интересы, а в ряде случаев и конкурировать с США. Во многих арабских столицах «видят увеличивающуюся роль Китая в регионе как одного из противовеса Соединенным Штатам».

События последних лет в арабских странах «создали проблемы для Китая» В Пекине внимательно следят за происходящим и пытаются сориентироваться в динамичных изменениях в регионе. В итоге была выработана позиция, заключающаяся в следующем: «по возможности не вмешиваться во внутренние разборки стран Ближнего Востока, а затем максимально быстро и эффективно поддержать победившую сторону».

Во время недавней (декабрь 2013 г.) поездки по Ближнему Востоку (Палестинские территории, Израиль, Алжир, Марокко, Саудовская Аравия) глава китайской дипломатии Ван И изложил «четыре основы» политики КНР в отношении арабских государств в современных условиях. Во-первых, Китай выступает за политическое урегулирование актуальных для арабов проблем политическими методами, путем диалога. Пекин поддерживает ближневосточный мирный процесс и готов активно участвовать в политическом разрешении проблем региона. Во-вторых, КНР понимает «стремление арабских народов к преобразованиям, надеясь на то, что арабские страны как можно скорее определятся с политическими режимами и путями развития, которые соответствуют их национальным особенностям и реалиям». Причем «ни одна внешняя сила не вправе выносить соответствующие решения вместо арабских государств и народов». В-третьих, Китай поддерживает взаимодействие с арабскими странами «во имя совместного процветания», а китайско-арабское сотрудничество «имеет огромный потенциал и перспективы развития». И, наконец, Китай поддерживает арабские государства в защите их справедливых и законных интересов, признает их важными и равноправными членами международного сообщества. Пекин выступает против ущемления авторитета арабской нации под предлогом борьбы с терроризмом и защиты прав человека. В целом же, как подчеркнул Ван И, политическая роль КНР на Арабском Востоке «будет только расти, а не уменьшаться».

На сегодняшний день Китай выстроил работающий на постоянной основе механизм многостороннего сотрудничества и взаимодействия с арабским регионом. Речь, прежде всего, идет о созданном в 2004 г. по инициативе Пекина Китайско-арабском форуме сотрудничества, в котором участвуют 22 арабские страны. Основная задача этой структуры — развитие связей в торгово-экономической области. На форуме также обсуждаются проблемы международной политики, защиты окружающей среды, борьбы с терроризмом, научно-технического и культурного сотрудничества и ряд других вопросов.

Пристальное внимание КНР к арабскому миру в значительной степени обусловлено факторами энергетического и экономического характера. Быстро растущая китайская экономика требует все большего количества энергетических ресурсов, в том числе углеводородных. Причем, по некоторым оценкам к 2017 г. удельный вес ближневосточной нефти будет составлять до 35% энергобаланса Китая. КНР активно сотрудничает в нефтегазовой сфере с Саудовской Аравией (до 20% китайского импорта сырой нефти), Оманом, Йеменом. Получили развитие связи с Кувейтом, Алжиром, Ираком. Китайцы инвестировали в арабский углеводородный сектор многомиллиардные суммы, ведут добычу природного газа в Саудовской Аравии, а нефти в Омане и Йемене. Арабские же энергетические компании активно действуют в Китае, участвуя в разработке местных нефтяных и газовых месторождений, строительстве нефтехимических предприятий.

Многие эксперты в сфере энергетики прогнозируют, что китайский спрос на нефть будет неуклонно увеличиваться, а Ближний Восток будет оставаться для Китая важным источником энергоресурсов. Причем ни Россия, ни Центральная Азия, ни Африка не в состоянии его заменить. К тому же такая замена противоречит стратегии энергетической безопасности КНР, согласно которой «Китай старается не впадать в зависимость от одной страны или даже одного региона в вопросах обеспечения своей экономики нефтью, газом и другими ресурсами. Здесь всегда ищут баланс, при котором на того или иного поставщика приходится не более 30–40% поставок». В целом, по мнению западных экспертов, именно «энергетика будет наиболее важным мотивирующим фактором, формирующим китайскую внешнюю политику в отношении Ближнего Востока в поддающемся предвидении будущем». А это предполагает интенсивную целенаправленную деятельность по обеспечению национальным нефтегазовым компаниям прочных позиций в углеводородном секторе экономики ближневосточных, в первую очередь, арабских стран.

Экономический аспект китайско-арабского сотрудничества не ограничивается только энергетической сферой. В условиях обостряющейся в мире торговой конкуренции Китай видит в странах региона емкий перспективный рынок сбыта своей промышленной продукции. В 2013 г. объем торговли КНР с арабскими странами вплотную приблизился к 300 млрд долларов.

В последние годы КНР активизировала свою внешнеполитическую деятельность на арабском направлении. Вместе с тем, на сегодняшний день уровень политического влияния Китая в регионе все еще отстает от успехов, достигнутых им в торгово-экономической области.

Китай ратует за стабильность на Ближнем Востоке, особенно в зоне Персидского залива, так как это напрямую связано с его энергетической безопасностью. КНР, как участник ДНЯО, выступает против намерения любого государства Ближнего Востока создать собственное ядерное оружие.

Укрепляются политические связи КНР с аравийскими монархиями, особенно с Саудовской Аравией. Пекин прилагает усилия по восстановлению связей с Ливией, активно предлагая помощь в послевоенном восстановлении этой страны. По заявлению МИД КНР, «китайско-ливийские отношения получат развитие на новой основе». Пекин уделяет повышенное внимание ситуации в Сирии. Китай вместе с Россией заблокировали проекты резолюций Совбеза ООН, не исключавшие применение силы в отношении Дамаска. КНР содействовала созыву конференции «Женева-2» по сирийскому урегулированию. В Пекине подчеркивают: «В сирийском вопросе китайская сторона не пытается оказать кому-либо покровительство, и не намерена выступить против кого-либо, а занимает объективную и справедливую позицию и со всей ответственностью подходит к нему. Наша цель заключается в том, чтобы избавить сирийский народ от вооруженных конфликтов и войн, а не осложнить проблему». Отметим, что позиция КНР по Сирии привела к «некоторым трениям» в отношениях Пекина с аравийскими монархиями.

Китайское руководство считает, что на данном этапе регион Ближнего Востока «далек» от проблем обеспечения военной безопасности страны и пока не намерено создавать здесь свои военные базы. Однако в перспективе КНР может принять меры по обеспечению защиты путей импорта углеводородов. Не получило на сегодняшний день широкого развития и военно-техническое сотрудничество Китая с арабскими странами: КНР входит лишь во вторую десятку рейтинга экспортеров продукции военного назначения в страны региона. Арабы предпочитают приобретать более современные и качественные вооружения в США, Западной Европе и России.

Таким образом, отношения Китая с арабским миром развиваются достаточно динамично и имеют хорошие перспективы для дальнейшего расширения. В этом заинтересованы как в Пекине, так и в арабских столицах.

55.78MB | MySQL:115 | 0,789sec