Южно-каспийский морской узел: современное состояние военно-морских сил Азербайджана, Туркменистана и группировки ВМС Ирана в зоне Каспия

Наступившее столетие ознаменовалось обострением борьбы за энергоресурсы, и одной из её арен стал Каспийский бассейн, углеводородные запасы которого оцениваются в ежегоднике Statistical Review of World Energy за 2009 г. в 36,2 млрд тонн нефти (21% от мировых) и 84,9 трлн м³ природного газа (46% – соответственно) [26, С.28]. Причём на Каспии эта борьба ведётся как на глобальном, так и региональном уровнях.

Глобальными игроками в этом геополитическом противостоянии выступают США, стремящиеся с одной стороны обеспечить своих европейских партнёров нефтью и газом, исключив фактор российского влияния на них, с другой – не пустить в регион своих конкурентов; Китай, бурно развивающейся экономике, которого крайне необходимы каспийские и центрально-азиатские энергоносители, а также Россия, непосредственно присутствующая в регионе и расценивающая его как естественную исторически сложившуюся зону национальных интересов.

Региональные же конкуренты – это Исламская Республика Иран (ИРИ) и прибрежные новые независимые государства: Азербайджан, Казахстан и Туркменистан. Для последних каспийские углеводороды являются основным источником пополнения государственного бюджета, поэтому получение доступа к перспективным месторождениям на дне и шельфе моря, установление национального суверенитета над ними, входит в перечень наиболее приоритетных национальных интересов этих государств. Но и для ИРИ, чьи обширные нефтяные запасы на побережье Персидского залива постепенно истощаются, Каспийское море становится своего рода стратегическим запасом на будущее.

Региональный уровень конкуренции за каспийские энергоресурсы обострён не до конца оформленным правовым статусом моря, в первую очередь, вопросом юрисдикции над месторождениями в южной части Каспия – Алов, Араз, Азери, Шарг и Чираг. Спор за них между Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном пока протекает в мирном русле, за исключением инцидента 23 июля 2001 года с азербайджанским судном «Геофизик – 3». Судно занималось исследованиями морского дна в районе системы считающихся спорными месторождений «Араз» – «Алов» – «Шарг» по заказу корпорации «British Petroleum» и было вынуждено прекратить работы и удалиться после того, как к нему подошёл иранский боевой катер, командир которого в ультимативной форме потребовал покинуть указанный район. В ответ на дипломатические протесты Азербайджана официальные представители Ирана заявили о готовности «идти на крайние меры в стремлении защитить свои интересы на Каспии» [13, С. 171].

Этот инцидент свидетельствует о том, что неопределённость суверенитета над углеводородными месторождениями Южного Каспия имеет значительный конфликтный потенциал, усугубляющийся наметившейся тенденцией к наращиванию военно-морского присутствия в его бассейне государств-участников спора.

Иран, Азербайджан и Туркменистан активно развивают свои военные группировки в Каспийском регионе с целью защиты национальных интересов в нём, чтобы обезопасить себя от посягательств соседей на спорные нефтяные богатства, которые каждая из сторон считает своими. Одновременно с этим подобная ситуация вызывает и ложное чувство уверенности в собственных силах, что может подтолкнуть участников дискуссии к решению проблемы раздела Каспия силовым путём. В любом случае: гонка военно-морских вооружений, наблюдаемая на Южном Каспии, становится важной военно-политической проблемой, требующей глубокого и всестороннего изучения.

Рассмотрим современное состояние военно-морских сил Азербайджана и Туркменистан, а также объединённой группировки ВМС Ирана в Каспийском море.

Военно-морские силы Исламской Республики Иран на Каспии представлены одновременно двумя компонентами: Командованием ВМС Армии в зоне Каспийского моря и Командованием ВМС Корпуса стражей исламской революции (КСИР) в зоне Каспийского моря. С 1990-х годов наметилась тенденция к интеграции данных структур, в настоящее время создано и функционирует Объединённое оперативное командование ВМС ИРИ в зоне Каспийского моря со штабом в г. Энзели, объединяющее все силы и средства на данном направлении [10, С. 280].

Организационно Командование ВМС Армии представлено одним оперативно-тактическим соединением – 4-м военно-морским районом (4 ВМР, штаб в г. Энзели), в состав которого входят дивизион патрульных катеров (г. Энзели) и учебный центр технических специалистов (г. Решт) [10, С. 265]. На Командование возлагаются задачи несения патрульной службы в иранской морской экономической зоне, а также ведения разведки деятельности флотов других Прикаспийских государств.

Командование ВМС КСИР в зоне Каспийского моря не имеет оперативно-тактических формирований и представлено только батальоном охраны побережья (г. Ноушахр) и тремя учебными центрами (1 УЦ – в г. Энзели, 2 УЦ – в г. Ноушехре и 3 УЦ – в г. Реште) [10, С. 280]. Командование выполняет задачи охраны и обороны побережья, а также подготовки военно-морских специалистов для ВМС КСИР.

Основной ударной силой дивизиона патрульных катеров Командования ВМС Армии в зоне Каспийского моря являются два ракетных катера (РКА) типа «Сина» иранской постройки, представляющих аналог французских РКА типа «Combattante II» и введённых в строй в 2006 г. и в 2010 г. соответственно. Они имеют водоизмещение около 300 т, длину  47 м, ширину  7 м и способны развивать скорость 35-узлов. Главное вооружение катера – две спаренные пусковые установки противокорабельных ракет (ПКР) «Нур» (иранская версия китайских ПКР С-802) с дальностью стрельбы до 120 км, универсальное 76-мм автоматическое орудие, спаренная 40-мм зенитная установка и два пулемета калибра 12,7 мм [См. 15].

Кроме катеров с управляемым ракетным оружием на вооружении Объединённого оперативного командования ВМС ИРИ в зоне Каспийского моря имеется 15 патрульных катеров, базовый тральщик «Сальман» и учебное судно «Хамзе» [10, С. 265].

В угрожаемый период возможна переброска железнодорожным и автомобильным транспортом с зоны Персидского залива малых ракетных катеров типа «Пейкаап», вооружённых двумя ПКР иранского производства с дальностью поражения до 20 км и боевой частью массой 30 кг. Таким образом, группировка ракетных катеров ВМС Ирана на Каспии может быть увеличена в течение нескольких суток на два – три десятка боевых единиц [См. 6].

По сообщениям СМИ, в составе ВМС ИРИ в зоне Каспийского моря может находиться две – три сверхмалых подводных лодки иранского производства типа «Гадир» [См. 27]. Лодки вооружены двумя торпедными аппаратами калибра 533 мм и способны брать на борт подразделение боевых пловцов численностью до 7 человек.  Имеется возможность переброски подлодок данного типа по железной дороге или автомобильным транспортом. Это позволяет Ирану проводить манёвр силами и средствами между Персидским заливом и Каспийским морем, наращивая в разы группировку за относительно короткий срок в зависимости от сложившейся обстановки [См. 23].

В марте 2013 г. со стапелей судостроительного завода в Энзели был спущен корвет «Джамаран-2», второй корабль типа «Моудж» собственной иранской разработки и постройки. Корвет, который в официальном пресс-релизе информационного агентства IRNA именуется эсминцем, имеет водоизмещение 1420 тонн при длине 94,5 м. На его вооружении находятся 4 пусковых установки противокорабельных ракет «Нур», одно автоматическое артиллерийское орудие калибра 76 мм и одно 40 мм, два торпедных аппарата калибра 324 мм, два крупнокалиберных пулемёта и вертолёт. Ввод этого корабля в состав группировки ВМС Ирана в зоне Каспия, который запланирован на март 2014 г., значительно повысит её боевой потенциал [4].

Кроме того, на заводе в Энзели ведётся постройка дизель-электрической подводной лодки типа «Фатех» – новейшей иранской разработки в области подводной боевой техники. Длина лодки оценивается в 48 м, и, по мнению специалистов, на её вооружении находятся четыре торпедных аппарата калибра 533 мм.

Главным потенциальным противником иранских объединённых сил на Каспии выступает ВМС Азербайджана – единственного постсоветского государства в регионе, приступившего к формированию национальных военно-морских сил почти сразу после получения независимости: в июле 1992 год между Российской Федерацией и Азербайджаном было подписано соглашение о разделе Краснознамённой Каспийской флотилии бывшего ВМФ СССР [25].

Современная организационно-штатная структура ВМС Азербайджана имеет следующий вид: штаб, Военно-морская академия, бригада надводных кораблей, батальон морской пехоты, морской диверсионно-разведывательный центр специального назначения. Весь  корабельный состав, части и учреждения дислоцированы на военно-морской базе в Баку за исключением Центра специального назначения (войсковая часть 641), расположенного на мысе Зых на окраине города [20].

Бригада патрульных кораблей, организационно входящая в береговую охрану Пограничной службы Азербайджана, дислоцирована совместно с кораблями ВМС на военно-морской базе Баку и является резервом флота [5].

Бригада надводных кораблей  включает в себя дивизион охраны водного района (по некоторым данным – дивизион сторожевых кораблей), дивизион десантных кораблей, дивизион тральщиков, дивизион учебных судов, дивизион поисково-спасательных судов [17].

На вооружении дивизиона охраны водного района находятся флагман флота Азербайджана – сторожевой корабль проекта 159А «Кусар» (бывший «Бакинец»), три сторожевых катера на базе катеров проекта 205, сторожевой катер «Араз», сторожевой катер проекта 1400М, корабль радиационно-химической разведки проекта 1388Р, спасательный катер проекта 368У [25].

Сторожевой корабль проекта 159А «Кусар» по национальной азербайджанской классификации отнесён к классу фрегатов, однако является скорее корветом [5]. Его длина составляет 82,3 м, ширина 9,2 м, полное водоизмещение 1110 тонн. Скорость хода до 32 узлов. Вооружение: две спаренные 76-мм артиллерийские установки АК-726, две спаренных 30-мм автоматических пушки, один торпедный аппарат ПТА-40-159 (боекомплект 5 торпед), два реактивных бомбомёта РБУ-6000 [28].

Группа сторожевых катеров на базе проекта 205 представляет собой один ракетный катер проекта 205У со снятыми пусковыми установками противокорабельных ракет и два катера проекта 205П со снятыми 400-мм торпедными аппаратами. Таким образом, вооружение такого сторожевого катера составляет две спаренных 30-мм автоматических пушки [25].

Сторожевой катер «Араз» (типа «Turk») передан Азербайджану Турцией и вооружён спаренной 40-мм артиллерийской установкой, 20-мм автоматической пушкой, спаренной пулемётной установкой калибра 12,7 мм, реактивным бомбомётом [5].

На вооружении дивизиона десантных кораблей находятся один средний десантный корабль проекта 771А, два корабля проектов 770Т и 770МА, два малых десантных корабля проекта 106 и 106К, один десантный катер проекта 1785 [20]. Группировка амфибийных сил флота Азербайджана может организовать переброску и высадку десанта численностью до одной роты танков Т-54/55, одной батареи 122 – 152-мм буксируемых артиллерийских орудий, двух – трёх рот морской пехоты, т.е. батальона морской пехоты с силами и средствами усиления.

На вооружении дивизиона тральщиков находятся три базовых тральщика проекта 12650 типа «Яхонт» и два рейдовых тральщика проекта 1258 «Корунд» [25].

Дивизион учебных судов включает учебный корабль проекта 888, который также выполняет функции корабля управления, и три учебно-тренировочных катера УК-3. Последние вооружены одной спаренной пулемётной установкой калибра 14,5 мм и используются в качестве сторожевых катеров. В состав дивизиона поисково-спасательных судов входят противопожарные суда и катера, два водолазных катера, санитарно-госпитальный катер проекта СК-620, рейдовые буксиры [20].

Морской диверсионно-разведывательный Центр специального назначения ВМС Азербайджана (войсковая часть 641) был сформирован на материально-технической базе морского разведывательного пункта Каспийской флотилии ВМФ СССР. Большой вклад в создание Центра внесли бывшие офицеры ВМФ СССР, оставшиеся в независимом Азербайджане. С середины 2000-х годов боевой подготовкой азербайджанского морского спецназа занимаются военнослужащие диверсионно-разведывательных подразделений SEAL ВМС США и инструкторы американской частной военной компании Blackwater/ Xe. Кроме того, организуется стажировка боевых пловцов ВМС Азербайджана в школе водолазов Учебного центра ВМС Латвии в Лиепае [20]. В 2004 году группа специалистов ВМС США провела несколько совместных с военнослужащими Центра тренировок, в ходе которых отрабатывались вопросы обеспечения безопасности морской нефтедобывающей инфраструктуры [1].

На вооружении Центра специального назначения состоят оставленные Азербайджану сверхмалые подводные лодки (групповые носители боевых пловцов) типа «Тритон-1М» и «Тритон-2», подводные средства движения водолазов-разведчиков – групповые подводные носители типа «Сирена» и прочее специальное вооружение и техника [25]. Точное количество и степень боеготовности сверхмалых подводных лодок и групповых подводных носителей достоверно неизвестны, однако факт их наличия, а также активная боевая подготовка военнослужащих Центра, в том числе и боевых пловцов, их участие в совместных учениях с партнёрами по НАТО, существенно повышает потенциал ВМС Азербайджана.

С 2004 года Азербайджан ведёт активное военно-политическое сотрудничество с США в рамках программы «Каспийский страж» («Caspian Guard», переименованную в 2006 г. в «Программу безопасности Каспия» – «Caspian Security Program»), целью которой является оказание помощи Азербайджану и Казахстану в создании системы контроля акватории Каспийского моря для борьбы с терроризмом, организованной преступностью и распространением ОМП, а также формировании специальных сил для охраны экспортных магистральных трубопроводов [1].

В настоящее время практическими шагами реализации данной программы стало:

—       создание 2005 году в Баку Центр контроля и управления контр-террористическими операциями в зоне Каспийского моря и оснащение его мощной РЛС контроля воздушного и надводного пространства американского производства [1];

—       передача патрульного катера типа «Point» из состава Береговой охраны США, а также двух малых патрульных катеров типа «Силвер Шип 48-футовый» и ряда более мелких плавсредств американской постройки [25];

—       оказание помощи в организации боевой подготовки морских сил специального назначения ВМС Азербайджана и проведение совместных с ними учений [1].

В 2012 г. в ответ на развёртывание Ираном на Каспии группировки ракетных катеров Азербайджан закупил у Израиля крупную партию вооружений, в числе которых были противокорабельные ракеты «Габриэль» с дальностью действия 36 км. Подобное приобретение способно стать действенным сдерживающим фактором для оппонентов Баку по спору вокруг южно-каспийских нефтяных месторождений [3].

ВМС Туркменистана являются наиболее молодыми на Каспии. Их формирование началось в 2010 г. после подписания президентом Гурбангуллы Бердымухамедовым 25 января 2010 г. указа о создании военно-морских сил как отдельного вида, состоящего из военно-морского флота и морской пехоты, в структуре министерства обороны республики. До этого момента Туркменистан имел на Каспии только отдельный дивизион пограничных сторожевых катеров, организационно входящий в состав береговой охраны Государственной пограничной службы (ГПС) Туркменистана [11].

После раздела советской Каспийской флотилии и морских частей погранвойск КГБ СССР независимому Туркменистану достались 5 пограничных сторожевых катеров проекта 1400 типа «Гриф», вооружённых одной спаренной пулемётной установкой калибра 14,5 мм, один катер проекта 14081 типа «Сайгак», вооруженный пулемётом калибра 7,62 мм. Кроме того, в порту Красноводск оставался списанный в 1990 году базовый тральщик проекта 1252 [2]. Все они были сведены в отдельный дивизион пограничных сторожевых катеров Государственной пограничной службы. Местом дислокации был выбран порт Туркменбаши (бывший Красноводск) [11].

В начале 2000-х годов Украина поставила Туркменистану 5 катеров проекта 1400М, вооружённых одной спаренной пулемётной установкой калибра 12,7 мм, доведя тем самым группировку катеров типа «Гриф» береговой охраны Туркмении до 10 единиц, а также 4 сторожевых катеров типа «Калкан-М» проекта 09104 [2], вооружённых одним 7,62-мм пулемётом [12].

В 2003 году Иран передал в долгосрочную аренду Туркменистану 7 патрульных катеров береговой охраны, вооружённых пулемётами. В то же время в рамках военно-технического сотрудничества с США был поставлен патрульный катер типа «Point» американской постройки, вооружённый спаренной 12,7-мм пулемётной установкой [8].

В декабре 2009 года Россия передала Туркменистану два сторожевых катера проекта 12200 типа «Соболь», заказ на строительство которых был размещён на заводе «Судостроительной фирмы «Алмаз» в Санкт-Петербурге [21]. Сторожевой катер данного типа  имеет максимальную скорость до 47 узлов и вооружён ракетно-артиллерийским комплексом «Вихрь-К», включающим четыре управляемых ракеты «Вихрь» (дальность поражения до 10 км) и 30-мм автоматическую пушку АК-306 с боекомплектом 500 снарядов (дальность поражения до 4 км), а также 14,5-мм пулемётной установкой [18].

Таким образом, к моменту создания военно-морских сил Туркменистана в январе 2010 года на вооружении береговой охраны Государственной пограничной службы республики находилось 25 сторожевых катеров преимущественно советской, российской и украинской постройки, из которых только два имели ракетно-пушечное вооружение, остальные же были вооружены пулемётами калибра 14,5 мм, 12,7 мм и 7,62 мм, что делало флот этого государства слабейшим в Каспийском море.

Коренным образом ситуация изменилась после того, как указом президента Туркменистана от 25 января 2010 года было утверждено решение о создании национальных военно-морских сил. В 2010 году при главной базе флота Туркменбаши был создан Военно-морской институт министерства обороны Туркменистана. В том же году разработана и принята программа развития военно-морских сил на период до 2015 года в соответствии с основными положениями военной доктрины Туркменистана [16].

В ноябре 2011 года президент Гурбангуллы Бердымухамедов утвердил проект сооружения «Судостроительного и судоремонтного завода» в Туркменбаши, на котором был заложен сторожевой катер для Государственной пограничной службы [9]. Это может свидетельствовать о намерении Туркменистана постепенно отказаться от импорта кораблей и катеров и развивать собственную производственную базу.

Первыми шагами на пути строительство военного флота стала закупка в Российской Федерации двух ракетных катеров типа «Молния» проекта 12418, оснащённых противокорабельным комплексом «Уран-Э». Заказ на их строительство был размещён ещё 2009 году на «Средне-Невском судостроительном заводе», который входит в состав «Западного центра судостроения» ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». В июне и октябре 2011 года они были переданы Туркменистану и получили названия «Гайратлы» («Неустрашимый») и «Эдермен» («Смелый») [7]. Катера стали первыми боевыми кораблями в составе флота страны, имеющими на борту тактическое ракетное вооружение, способное бороться с кораблями и судами водоизмещением до 5 тыс. тонн.

Ракетный катер проекта 12418 типа «Молния» (по западной классификации – малый корвет) в военное время предназначен для уничтожения боевых надводных кораблей, катеров и морского транспорта противника как самостоятельно, так и во взаимодействии с ударными силами флота; обеспечения прикрытия десантных отрядов и конвоев; ведения тактической разведки. В мирное время катер применяется для охраны государственной границы, обеспечения безопасности судоходства, борьбы с пиратством и участия в спасательных операциях. Вооружение катера составляет: 4 счетверённых пусковых установки «Уран-Э» (16 противокорабельных ракет Х-35Э), 76-мм артиллерийская установка АК-176, 2 автоматических  30-мм шестиствольных артиллерийских установки АК-630, переносной зенитно-ракетный комплекс «Игла» [19].

Противокорабельная ракета Х-35Э комплекса «Уран-Э» имеет дальность поражения 130 км и способна эффективно бороться с кораблями и судами противника среднего водоизмещения (до 5000 тонн), а также наносить удары по береговым объектам [22].

В марте 2011 года Туркменистан заключил с турецкой компанией «Dearsan Shipyard» контракт на поставку двух сторожевых катеров типа «NTPB» (по турецкой терминологии – патрульный корабль) [24]. Водоизмещение катера типа «NTPB» составляет до 400 тонн, длина более 55 метров, крейсерская скорость – 25 узлов; на вооружении находится спаренная 40-мм артиллерийская установка «Oto Melara», два дистанционно управляемых 12,7-мм пулемёта, многоствольный реактивный бомбомёт [29]. При этом на катерах, заказанных Туркменистаном, вместо крупнокалиберных пулемётов установлены 25-мм автоматические пушки, а размещение бомбомёта не предполагается [30].

Сборка поставленных Турцией комплектов корпусов катеров и соответствующего оборудования и вооружения производилась на «Судостроительном и судоремонтном заводе» в Туркменбаши. Первый катер, получивший название «Аркадаг», был сдан в конце 2011 г., второй – «Баркарар» – в первой половине 2012 г.  Оба катера были включены в состав Береговой охраны Государственной пограничной службы и официально продемонстрированы в ходе первых морских учений ВМС Туркменистана «Хазар-2012» 5 сентября 2012 года [30].

Кроме того, в составе военно-морских сил Туркменистана имеется до одной бригады морской пехоты, однако данное формирование может выполнять только задачи охраны и обороны побережья, но не проводить десантные операции по причине отсутствия в составе флота десантно-высадочных средств [2].

ВМС Туркменистана продолжают динамично развиваться. Со значительной долей вероятности можно прогнозировать следующие направления совершенствования военно-морских сил и береговой охраны Государственной пограничной службы Туркменистана:

  1. Увеличение численности корабельного состава береговой охраны ГПС: сторожевых катеров типа «Гриф» до 20 (с преобладанием модернизированных «Гриф-Т») и катеров типа «Калкан-М» до 10 за счёт поставок из Украины [2]; катеров типа «NTPB» до 8 (достигнута договорённость о поставке ещё шести комплектов для сборки на «Судостроительном и судоремонтном заводе» в Туркменбаши в дополнение к уже включённым в боевой состав двум катерам) [30].
  2. Переформирование отдельного дивизиона пограничных сторожевых катеров ГПС в бригаду пограничных сторожевых катеров.
  3. Постепенное уменьшение, а в перспективе и отказ от закупок импортных сторожевых катеров для замены устаревших типа «Гриф» советского производства из состава береговой охраны ГПС по мере наращивания производства на «Судостроительном и судоремонтном заводе» в Туркменбаши.
  4. Увеличение численности корабельного состава ВМС за счёт покупки новых боевых катеров российского производства с ракетным вооружением, о чём было заявлено в СМИ со ссылкой на официальные источники в Туркменистане вскоре после поставки двух катеров типа «Молния». Однако данная информация была опровергнута представителем «Средне-Невского судостроительного завода» в ходе «Международного военно-морского салона», проходившего в Санкт-Петербурге 5 – 7 июля 2013 г.
  5. Закупка десантно-высадочных средств, что подтверждается размещением в Турции заказа на строительство 27-метрового десантного катера типа LCM-1 [30].
  6. Создание сил специальных операций ВМС (по аналогии с Казахстаном, и, скорее всего, при помощи США, активно вовлекающих Туркменистан в «Программу безопасности Каспия», куда уже входят Азербайджан и Казахстан).
  7. Закупка образцов морской авиационной техники.

 

Таким образом, изучив современное состояние военно-морских сил государств, участвующих в споре за южно-каспийские углеводородные ресурсы, можно сделать следующие выводы:

во-первых, с середины 2000-х годов наблюдается качественный и количественный рост военного присутствия на Каспии Ирана, Азербайджана и Туркменистана, вызванный их решительным намерением обеспечивать защиту своих национальных интересов в регионе всеми, в том числе и военными, средствами;

во-вторых, этот рост, имеющий черты гонки морских вооружений, разными сторонами обеспечивается по-разному: Иран и Туркменистан пошли по пути развёртывания в составе своих ВМС ракетных катеров (по два РКА с каждой стороны; по 4 пусковых установки на каждом иранском и 16 пусковых установок противокорабельных ракет на туркменистанском катере соответственно), Азербайджан в свою очередь выбрал путь «неконвенциональных» методов ведения войны на море, развивая силы и средства специальных операций при поддержке западных партнёров.

Всё это придаёт особую остроту проблеме неопределённости суверенитета над перспективными углеводородными месторождениями на дне Южного Каспия, создавая опасность её силового решения. Любой вооружённый конфликт на пространстве Каспийского моря будет иметь серьёзные последствия как для экономики региона, так и для хрупкой экосистемы закрытого водоёма.

Эти последствия скажутся и на состоянии защищённости национальных интересов России и её граждан. Наметившаяся гонка вооружений на Каспии выступает в качестве вызова системе региональной безопасности и национальной безопасности Российской Федерации и требует от нашего государства продуманного и последовательного реагирования с использованием всех имеющихся дипломатических, экономических и культурно-исторических ресурсов.

 

Список источников:

  1. Анисин В., Ташлыков Б. Американская инициатива «Каспийская охрана»// Зарубежное военное обозрение. 2007. № 4.
  2. Армии мира. Вооружённые силы Туркмении//Независимое военное обозрение. – 16.08.2011.
  3. Баку покупает у Израиля противокорабельные ракеты для войны в Карабахе?//http://bs-kavkaz.org/2012/04/baku-pokupaet-u-izrailja-rakety-dlya-vojny-v-karabahe/
  4. В Каспийском море Иран спустил на воду новейший эсминец «Джамаран-2»//Iran.ru. 18.03.2013.
  5. ВМС Азербайджана//http://russ-flot.narod.ru/SNG_azerbaydjan.htm
  6. ВМС Каспийских стран//http://flot.com/nowadays/structure/caspianguard.htm
  7. Военно-морские силы Туркмении пополнились двумя ракетными катерами//ИТАР-ТАСС. http://www.itar-tass.com/c134/243599
  8. Военный паритет//http://www.militaryparitet.com/teletype/data/ic_teletype/10763/
  9. В Туркменбаши будет построен судостроительный-судоремонтный завод//http://www.turkmenistan.ru/ru/articles/36703.html
  10. Ганиев Т.А., Бондарь Ю.М., Толмачев С.Г. Анализ и прогнозирование ВПО в зарубежных странах. Исламская Республика Иран. М., 2011.
  11. Государственная пограничная служба Туркменистана//Агентура.ру// http://www.agentura.ru/press/about/jointprojects/greatgame/pogranturkmen/
  12. Государственное предприятие «Укроборонсервис»// http://uos.ua/produktsiya/ voenno-morskaya-tehnika/51-patrulniy-kater-kalkan-m
  13. Дарабади П. Кавказ и Каспий в мировой истории и геополитике XXI века. М.: Весь мир, 2010.
  14. Иран показал новую подлодку//Lenta.ru. 5.02.2014.
  15. Крупнов Ю. Каспийская карта США и НАТО против России и Ирана // Иран.ру – 03.07.2012.
  16. Литовкин В. Туркмения получила ракетные катера//Независимое военное обозрение. – 14.10.2011.
  17. Национальная армия Азербайджана//http://odlar-yurdu.ru/index.php?do =static&page=naa.
  18. Новости ВПК//http://vpk.name/news/50983_proekt_12200_patrulnyii_kater_sobol. html
  19. Оружие россии. Информационное агентство//http://www.arms-expo.ru/ 049057052048124050053052056050
  20. Полумесяц и якорь. Скромное сегодня военного флота Азербайджана//Флот – XXI век//http://blackseafleet-21.com/news/4-03-2010_polumesjats-i-jakor-skromnoe-segodnja-voennogo-flota-azerbajdzhana
  21. Россия передала ВМС Туркмении два патрульных катера «Соболь»//http://www.arms-expo.ru/049056050057124049050054053053.html
  22. Старых Г. «Уран-Э»: рождение конструкторского замысла//Независимое военное обозрение. – 20.01.2012.
  23. Толмачев С.Г. «Такаваран» – военно-морской спецназ Ирана//Зарубежное военное обозрение. 2014. №12.
  24. Туркменистан приобретает в Турции два патрульных катера//Новости ВПК//http://vpk.name/news/50311_turkmenistan_priobretet_v_turcii_dva_patrulnyih_katera.html
  25. Чуприн К. Два рождения ВМС независимого Азербайджана//Независимое военное обозрение. – 31.08.2007.
  26. Zhao Huirong, Wu Hongwei. China’s energy policy towards the Caspian region//The Newsletter. №62.
  27. http://lenta.ru/news/2012/06/28/disprove/
  28. Russian-ships. info // http://www.russian-ships.info/
  29. TN Commissions Second Large Patrol Boat // TR Defence //  http://www.trdefence.com/2011/04/20/tn-commissions-second-large-patrol-boat/
  30. http://www.militaryparitet.com/ttp/data/ic_ttp/3165/
52.38MB | MySQL:103 | 2,084sec