Тунис: «Ан-Нахда» продолжает контролировать исполнительную власть

По прошествии трех недель со своего назначения новым премьер-министром Туниса технократ Мехди  Джомаа продолжает испытывать серьезные затруднения по формированию новогo  кабинета министров. Вернее сказать, в выполнении своих обещаний по кардинальной смене ключевых фигур в аппарате правительства и ликвидации системы назначения на должности по принципу клановости и партийной принадлежности, а не профессионализма. Другими словами, практика формирования органов управления в Тунисе, которая в свое время привела к свержению президента Бен Али и положила начало параду «цветных революций» в регионе Ближнего Востока, никаких кардинальных изменений не претерпела. Да и не могла претерпеть, поскольку мозги и традиции восточных элит не переделываются за столь короткий срок, а нежелание инкорпорировать своих родственников и представителей «ближнего круга» в исполнительную власть расцениваются общественным мнением как «предательство» — в худшем случае или как «чудачество» — в лучшем. Такое сознание абсолютно не зависит от политической окраски и идеологии.  В тунисском варианте мы
наблюдаем классический прессинг на нового премьера со стороны исламистов из «Ан-Нахды», всеми возможностями пытающихся уцепится за власть в условиях своей неспособности кардинально улучшить в одиночку экономическое положение страны. Сейчас борьба идет даже не за министерские, а за ключевые посты руководителей аппаратов министерств и ведомств. Само по себе это великолепно иллюстрирует степень забюрократизированности государственных структур. По этой же причине М.Джомаа испытывает беспрецедентное давление в связи с попытками убрать со своего поста государственного министра Мохаммеда аль-Амри, находившегося на этом посту и при двух последних премьерах от «Ан-Нахды» — Х.Джебали и А.Ларайеда. Это пока ему не удается. Остается на своем месте и генеральный секретарь правительства, также представитель «Ан-Нахды» — Ридха Абдельфатих, занявший этот пост еще при Х.Джебали. Если госминистр в силу своих функциональных обязанностей может оказывать влияние на принятие решений в экономическом блоке правительства, то важность поста госсекретаря заключается в том, что именно он готовит повестку заседания кабинета министров. То есть, в состоянии тормозить
или ускорять рассмотрение тех или иных вопросов под предлогом степени их «проработанности». Другой исламист — Ридха Бен Махмуд, который занимает сейчас кресло руководителя аппарата министра по делам молодежи, в настоящее время при поддержке своих однопартийцев пытается проллобировать себе должность заместителя руководителя аппарата премьер-министра. Таким образом, на сегодняшний день премьеру удалось «свалить» только несколько второстепенных фигур. Таких как, например, как Лутфи Туати,  который до последнего времени занимал пост советника премьера, а перед этим  был главой крупнейшего информагентства «Ас-Сабах». То же самое наблюдается и в других министерствах. Новый министр финансов, технократ Хаким Бен Хамуда вынужден терпеть присутствие в качестве руководителя своего аппарата Р.Стара и генерального секретаря Х.Дамака, доставшихся ему «в наследство» от прежнего премьера. Естественно, что оба этих чиновника близки к «Ан-Нахде». Министр государственного имущества К.Джамусси окружен «заботой» старого руководителя аппарата министерства и доверенного человека «Ан-Нахды» Наджиба Халумми. Исламисты также сохранили пост руководителя аппарата Министерства юстиции за еще одним своим ставленником — Мурадом Скандером. Если подвести краткий итог кадровой «революции», то необходимо констатировать, что только жесткий новый министр туризма (между прочим, очень значимого в экономике Туниса) А.Карбул сменил своего руководителя аппарата на политически нейтрального Х.Гниа.  Что же касается министров силового блока, то исламисты здесь ни на какие компромиссы не идут, видимо имея «на подкорке» неутешительный египетский опыт. С самого начала консультаций они четко стояли (и, в конце концов, добились своего) на том, чтобы преждние  силовики сохранили свои портфели. Это, прежде всего, касается министра внутренних дел Лутфи Бен Джедду и руководителя органов национальной безопасности В.Туджани. Последний, кстати, является прямым ставленником «нахдиста» Бен Джедду. Останется при своем портфеле и Абдельразек Бен Халифа — генеральный секретарь по делам местных административных образований, брат которого занимает весомый пост в консультативном органе «Ан-Нахды» Меджлисе аш-шура. Эта должность также принципиально важна с учетом административного ресурса перед предстоящими выборами. Что же касается министра по делам безопасности Р.Гандура (ставленник известного бизнесмена и близкого к прежнему президенту Бен Али — К.аль-Таефа), то, несмотря на его формальное членство в оппозиционной партии «Призыв Туниса», он активно ищет контакты с руководством «Ан-Нахды». В частности, отмечены две его неофициальные встречи тет-а-тет с Р.Ганнуши в мечете Раед Андалуз в пригороде тунисской столицы. Обсуждались перспективы деятельности нового министра, а также условия возращения прежней бизнес-элиты в активную экономическую жизнь страны. И, судя по всему, оно состоится уже в самом скором времени. Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что исламисты в Тунисе по-прежнему в достаточной степени контролируют исполнительную власть и оказывают значительное влияние на принимаемые ею решения. Уступка профсоюзам в рамках введения в правительство министров-технократов носит ограниченный характер и оговорено рядом условий, что с одной стороны позволяет переложить на них всю тяжесть непопулярных решений в экономике, а с другой — в достаточной степени контролировать их действия.

 

52.32MB | MySQL:103 | 0,483sec