Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (17-23 февраля 2014 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе были связаны с Сирией и Ираном. 22 февраля Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию № 2139, требующую от всех сторон сирийского конфликта обеспечения доступа гуманитарной помощи пострадавшим в конфликте в Сирии. В Вене по итогам очередного раунда переговоров между Ираном и «шестеркой» международных посредников стороны «определили все аспекты», которые необходимо отработать для достижения «всеобъемлющего и окончательного соглашения» по иранской ядерной программе.

19-20 февраля в Кувейте состоялся третий раунд диалога в рамках Совета Россия – Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива на уровне министров иностранных дел. Обсуждались вопросы урегулирования сирийского конфликта и палестинской проблемы, ситуация в Ираке и положение дел вокруг ядерной программы Ирана. Несмотря на разногласия по Сирии, стороны выступили за мирное урегулирование в этой стране.

Принятая 22 ноября Советом Безопасности ООН резолюция № 2139 требует от всех сторон конфликта в Сирии обеспечить свободный доступ гуманитарной помощи пострадавшим в конфликте на всей территории этой страны. В то же время документ не содержит угрозы санкций и «призывает сирийские власти и группы оппозиции взять на себя обязательства по борьбе с организациями и лицами, связанными с «Аль-Каидой», ее филиалами и другими террористическими группировками». Кроме того, резолюция требует от сирийских властей открыть границы для налаживания прямых поставок гуманитарной помощи в пострадавшие районы страны, «призывает все стороны незамедлительно снять блокаду населенных районов, включая район старого Хомса, Нубль и Захру, Мадамию, Ярмук, Восточную Гуту, Дарайю и другие районы и требует, чтобы все стороны разрешили доставку гуманитарной помощи». Члены Совета Безопасности настояли на немедленном прекращении «всех форм насилия», в том числе использования неизбирательного оружия в населенных районах, пыток и незаконных задержаний людей. Совбез также высказался за введение регулярных пауз в боевых действиях, которые позволят доставлять помощь в пострадавшие районы и эвакуировать население. 23 февраля МИД САР заявил о готовности Дамаска «тесно сотрудничать» с международными гуманитарными организациями по реализации резолюции Совбеза ООН № 2139 пока уважается суверенитет страны.

Трудно идет процесс химического разоружения Сирии. На сегодняшний день из страны вывезено только 11 процентов всех отравляющих веществ (ОВ), о наличии которых было объявлено правительством САР. Ранее планировалось уничтожить сирийские ОВ до конца июня текущего года. В настоящее время власти САР совместно с ООН и Организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО) работают над переносом крайнего срока их ликвидации. На минувшей неделе Дамаск представил новый 100-дневный план для уничтожения ХО, который будет рассмотрен во время сессии исполнительного совета ОЗХО 4-7 марта. Представитель ООН обозначил ряд факторов, препятствующих вывозу и ликвидации ХО. Среди них проблемы с обеспечением безопасности ОВ при транспортировке по стране. Кроме того, по мнению эксперта, установленные в изначальном плане ОЗХО сроки «были очень амбициозными».

В большинстве провинций Сирии продолжаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников режима Асада. На минувшей неделе наиболее интенсивные бои шли в провинции Дамаск, в южной провинции Деръа, откуда силы оппозиции планируют развернуть наступление на столицу, а также в северной провинции Алеппо. На северо-востоке САР бои велись между отрядами курдской самообороны и боевиками экстремистских исламистских группировок.

С. Идрис отверг решение Высшего военного совета оппозиции о своем смещении с поста руководителя Свободной сирийкой армии и заявил, что продолжит командовать этим формированием. Идрис также заявил, что прекращает всякие контакты с Национальной коалицией оппозиционных и революционных сил и временным правительством, созданным оппозицией.

США доставили партию невоенной помощи Высшему военному совету сирийской оппозиции. В то же время в Москве считают крайне опасной дальнейшую милитаризацию конфликта в Сирии и нелегальные поставки оружия в эту страну.

На прошедшей неделе в Вене завершился очередной раунд переговоров между Ираном и «шестеркой» международных посредников по иранской ядерной программе. Обе стороны назвали эти переговоры «очень продуктивными». В ходе раунда были согласованы «базовые подходы к выработке всеобъемлющего документа, который позволит закрыть «ядерное досье» Ирана и снять режим санкций в отношении этой страны. Сообщается, что Тегеран и «шестерка» договорились об «исчерпывающем круге тем и графике дальнейших переговоров на пути к всеобъемлющему соглашению» по ядерной программе ИРИ. Следующий раунд переговоров между «шестеркой» и Ираном на уровне экспертов начнется в Вене 17 марта. В то же время, как заявил глава иранского МИДа М. Д. Зариф, «все стороны согласны с тем, что на предстоящих переговорах будет обсуждаться только ядерная проблема, а вопросы оборонного потенциала Ирана не будут включены в повестку дня».

В очередном докладе МАГАТЭ по иранской ядерной программе говорится, что ИРИ за последние месяцы серьезно сократила запасы высокообогащенного урана, что произошло впервые за последние четыре года. Кроме того, международные эксперты констатировали, что Тегеран выполняет взятые на себя обязательства по согласованному в ноябре 2013 г. в Женеве с «шестеркой» международных посредников совместному плану действий. Госдепартамент США также сообщил, что Иран выполняет обязательства по ограничению своей ядерной программы. О добросовестном исполнении иранской стороной своих обязательств сообщил и в министерстве иностранных дел России. Тем временем верховный лидер Ирана А. Хаменеи заявил, что не верит в успех переговоров с Западом по иранской ядерной проблеме, но в то же время не намерен противодействовать им.

Обстановка в Ираке становится все более нестабильной и напряженной. На минувшей неделе боевики экстремистской группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) усилили нападения, на военные, полицейские и административные объекты в северных, центральных и западных провинциях страны. В различных районах Ирака практически ежедневно совершаются теракты, растет число жертв вооруженного насилия. Контртеррористические операции, проводимые иракской армией и силами безопасности, в большинстве случаев особого успеха не имеют. Боевики ИГИЛ продолжают удерживать в своих руках город Эль-Фаллуджа и часть города Рамади в западной провинции Анбар. Правительственные войска не могут полностью выбить боевиков ИГИЛ из небольшого города Сулейман-Бек на севере страны.

20 февраля в Ливии прошли выборы в Конституционную ассамблею, которой предстоит разработать новый основной закон страны. На 60 мест в ассамблее претендовали 692 кандидата, которые выступали в качестве «независимых» деятелей, так как политическим партиям не было разрешено выставлять своих представителей. В списки избирателей были внесены 1,1 млн человек, что вдвое меньше, чем на выборах временного парламента в 2012 г., хотя правом голоса в стране наделены 3,4 млн человек. В ходе голосования произошло несколько нападений на избирательные участки в городе Дерна на востоке Ливии и на юге страны. По информации избирательной комиссии Ливии в голосовании приняли участие до 45 процентов избирателей.

Сложная обстановка сохраняется в Египте. Захлестнувшая страну после отстранения в июле 2013 г. от власти президента М. Мурси волна насилия не только не идет на спад, но затрагивает все новые сферы жизни страны. Так, 17 февраля боевики исламистской группировки «Ансар Бейт аль-Макдис» подорвали автобус с туристами в городе Таба на Синайском полуострове недалеко от границы с Израилем. Погибли три человека. На следующий день эта же группировка предупредила иностранных туристов о нежелательности их пребывания на территории Египта после 20 февраля. Экстремисты также угрожают совершать новые взрывы на экспортном газопроводе на Синае. Временный премьер-министр Египта Х. Беблауи заявил, что боевики-исламисты, действующие на Синае, стали представлять серьезную угрозу для иностранных туристов. Власти АРЕ принимают дополнительные меры для защиты прибывающих в страну иностранцев.

Мирные переговоры между правительством Пакистана и местными талибами из группировки «Техрик-и-Талибан Пакистан» зашли в тупик после того, как боевики объявили, что убили 23-х похищенных солдат правительственной армии и совершили другие террористические нападения. В ответ пакистанская армия нанесла удары по позициям исламистских экстремистов.

17 февраля завершился визит в Пакистан наследного принца Саудовской Аравии Сальмана. В Исламабаде он встречался с премьер-министром Н. Шарифом и провел переговоры в пакистанском министерстве обороны. В этой связи пакистанские и арабские эксперты подчеркивают, что в последнее время военное сотрудничество между Пакистаном и Саудовской Аравией заметно активизировалось, что связывается с необходимостью совместно «противостоять иранскому влиянию». Причем именно КСА нуждается в помощи своего пакистанского союзника. Речь также идет о возможном пакистанском содействии обеспечении безопасности границы Саудовской Аравии с Йеменом и совместных действиях против группировок, связанных с «Аль-Каидой». По информации СМИ, речь шла и о поставках через саудовцев пакистанского оружия сирийским боевикам.

На прошедшей неделе в Восточной провинции Саудовской Аравии в районе Эль-Катиф вновь произошли столкновения местных шиитов с полицией. По официальной информации, четыре человека, в том числе два полицейских, погибли.

В Южном Судане нарушено соглашение о перемирии и возобновились бои между правительственной армией и силами мятежников во главе с бывшим вице-президентом страны Р. Машаром. Сообщается, что отряды мятежников захватили город Малакаль — административный центр штата Верхний Нил.

22 февраля премьер-министр Алжира А. Селаль объявил, что действующий президент страны А. Бутефлика намерен вновь выставить свою кандидатуру на выборах главы государства, которые должны состояться в апреле текущего года. Отметим, что 76-летний Бутефлика находится у власти с апреля 1999 г. и уже трижды избирался на президентский пост. Ранее сообщалось о проблемах со здоровьем президента, который несколько недель провел в госпитале во Франции после перенесенного микроинсульта.

На минувшей неделе в Париже прошли переговоры госсекретаря США Дж. Керри с палестинским президентом М. Аббасом. Сообщается, что Керри усилил давление на Аббаса, и настаивает на том, что он должен принять требования Израиля в вопросах обеспечения безопасности будущих палестино-израильских границ. Со своей стороны, Аббас заявил, что усилия Керри по подготовке рамочного соглашения с Израилем пока не принесли результатов. В частности, палестинский лидер отверг те идеи Керри, где шла речь о включении только лишь части Восточного Иерусалима в столицу палестинского государства. Также Аббас высказался против аннексии территорий на Западном берегу реки Иордан в пользу Израиля и отверг предложение госсекретаря США о «символическом» возвращении палестинских беженцев на территорию Израиля.

Многотысячные протестные выступления произошли 21 февраля в Адене – главном городе на юге Йемена. Участники выступлений требовали восстановления независимости Южного Йемена и заявляли о своем неприятии нового административно-территориального деления страны. В ходе столкновений с полицией погиб, как минимум, один человек, 20 человек получили ранения. 23 февраля власти приостановили выпуск главной газеты на Юге Йемена – «14 октября».

Приложение

 

 

Об отношениях между Объединенными Арабскими Эмиратами и Ираном

 

 

Вступление в должность нового президента Ирана Х. Роухани (август 2013 г.) и подписание соглашения по иранской ядерной программе между Тегераном и «шестеркой» международных посредников (ноябрь 2013 г.) привели к появлению позитивных тенденций в отношениях между ОАЭ и ИРИ, которые на протяжении более сорока лет носили сложный, а в отдельные периоды откровенно недружественный характер.

Главным фактором, влияющим на отношения между двумя соседними государствами и в значительной степени их формирующим, является территориальный спор о принадлежности трех островов в Персидском заливе: Абу-Муса, Большой и Малый Томб (перс. Томбе-Боргоз и Томбе-Кучек), которые Иран оккупировал в 1971 г. незадолго до провозглашения независимости ОАЭ. Отметим, что три острова, несмотря на свои небольшие размеры, занимают важное стратегическое положение, находясь в наиболее узкой восточной части Персидского залива и вблизи Ормузского пролива, соединяющего Залив с Аравийским морем. Именно по этому морскому пути проходит до 40 процентов мирового экспорта нефти, и осуществляется значительная часть внешней торговли стран зоны Персидского залива.

Территориальный спор между Эмиратами и Ираном имеет давнюю историю, причем каждая из сторон считает вопрос о своем праве на владение островами «не подлежащим сомнению». С эмиратской стороны на о. Абу-Муса претендует эмират Шарджа, а на Большой и Малый Томб – эмират Рас-эль-Хайма. Иран же считает, что Великобритания отторгла у него три острова и передала их арабским эмиратам, входящим ныне в состав ОАЭ.

Проблема спорных территорий накладывает негативный отпечаток на весь комплекс эмиратско-иранских отношений, препятствует развитию сотрудничества и плодотворного политического диалога между Абу-Даби и Тегераном. ОАЭ жестко увязывают решение вопроса о принадлежности островов с процессом улучшения двусторонних связей с ИРИ, требуют возвращения островов под свой суверенитет, включая их территориальные воды, воздушное пространство, континентальный шельф и исключительную экономическую зону. В данной связи в Абу-Даби подчеркивают, что все военные и административные меры, принятые Ираном на спорных территориях, являются недействительными и не имеют никакой юридической силы, независимо от того, как долго будет продолжаться их оккупация. Неурегулированность территориального спора с Ираном рассматривается Эмиратами в качестве одной из основных внешних угроз национальной безопасности страны.

Попытки дипломатического разрешения проблемы путем переговоров успеха не имели из-за жесткости позиций обеих сторон. ОАЭ выступают за возобновление диалога, поддерживают идею передачи вопроса на рассмотрение Международного суда в Гааге, оставляют открытыми все возможные каналы для конструктивного диалога и мирного разрешения спора. Иран же, официально не отказываясь от переговоров, всячески затягивает их возобновление, избегает затрагивать эту острую тему в ходе политических контактов с эмиратской стороной. При этом в Тегеране желали бы рассматривать только вопрос об острове Абу-Муса. В целом же нынешнее состояние территориальной проблемы с ОАЭ Иран вполне устраивает, так как он продолжает прочно контролировать спорные острова.

В Абу-Даби резко выступают против усиления иранского военного присутствия на спорных территориях, считает, что наличие военных баз на островах представляет угрозу как для страны, так и для судоходства в Заливе. К тому же Иран регулярно проводят в этом районе учения своих ВМС.

Проблема трех островов приобрела международное звучание в силу поддержки позиции ОАЭ со стороны арабских государств, особенно аравийских монархий, а также ряда других стран. Она постоянно выносится на повестки дня саммитов ССАГПЗ и ЛАГ, в итоговых документах которых подчеркивается важность решения спора для развития сотрудничества арабских стран с Ираном, стабилизации обстановки в зоне Персидского залива и Ближнего Востока в целом. Арабские страны призывают ИРИ признать суверенитет ОАЭ над островами и прекратить их оккупацию. Руководство Эмиратов стремится по возможности шире привлечь страны Запада и другие государства для содействия решению в свою пользу проблемы трех островов.

Таким образом, эмиратско-иранский спор о принадлежности трех островов в Персидском заливе не имеет перспектив скорого решения, и еще в течение длительного времени будет негативно сказываться на отношениях между двумя государствами и общую ситуацию в регионе.

Руководство ОАЭ обоснованно опасается стремления Ирана стать доминирующей силой в зоне Залива, неуклонного роста военного потенциала северного соседа, особенно ракетного оружия, ВВС, ВМС, активной подготовки к масштабному использованию ассиметричных способов ведения войны. Для парирования иранской военной угрозы ОАЭ считают необходимым создание действенных оборонительных механизмов, в том числе путем укрепления военного сотрудничества с ведущими странами Запада, которые рассматриваются Абу-Даби в качестве гаранта внешней безопасности страны. На сегодняшний день Эмираты имеют договора о сотрудничестве в сфере обороны и безопасности с Великобританией, США и Францией. Интенсивно идет и наращивание собственного военного потенциала.

Эмираты выступают против создания Ираном ядерного оружия и «с озабоченностью воспринимают проблему нетранспарентности иранской ядерной программы». В Абу-Даби поддержали ноябрьское соглашение между Тегераном и «шестеркой» международных посредников по иранской ядерной программе. При этом ОАЭ настоятельно призывают Иран «продолжить сотрудничество с МАГАТЭ и международным сообществом для того, чтобы развеять страхи и сомнения, высказанные по поводу характера и целей» его ядерной программы». Эмираты также призывают всех «участников переговоров продолжить действовать в политических и дипломатических рамках, избегать любой эскалации и достичь мирного соглашения, которое гарантирует безопасность и стабильность для стран региона и их народов».

Вместе с тем, в позиции ОАЭ в отношении соглашения Ирана с «шестеркой» имеются и очевидные противоречия. Так, Эмираты рассчитывают на экономические выгоды от ослабления санкций против ИРИ, но в то же время, как и другие аравийские монархии, выражают озабоченность возможным улучшением отношений Тегерана с США и другими государствами Запада в ущерб интересам стран-членов ССАГПЗ.

У властей ОАЭ имеются опасения насчет иранской политики поддержки шиитских общин в соседних странах. Ведь только в эмирате Дубай проживают до 400 тыс. граждан ИРИ (30% населения), а всего иранцы составляют до 25% населения Эмиратов. В Абу-Даби опасаются возможного негативного воздействия иранцев и шиитов из других стран на стабильность в государстве.

ОАЭ — второй после Китая торговый партнер Ирана, основной поставщик импортной продукции в соседнюю страну. На долю Эмиратов в общем объеме иранского импорта приходится 20,9% в стоимостном выражении. Негативное влияние на торгово-экономические и финансовые связи между двумя государствами оказало присоединение ОАЭ к санкциям ООН и односторонним санкционным мерам стран Запада, введенным против ИРИ. Этот шаг Абу-Даби вызвал жесткую реакцию Тегерана и был сделан вопреки собственным экономическим интересам, под политическим давлением США и их союзников. Причем, учитывая структуру торгово-экономических отношений между двумя странами, самыми болезненными стали ограничения финансового характера, а наиболее сильно пострадал от присоединения к санкциям Дубай, являвшийся «иранским оффшорным бизнес-центром».

В настоящее время ОАЭ и Иран пытаются улучшить двусторонние отношения, что в значительной степени связано с «серьезными экономическими интересами», в первую очередь финансового характера. В конце 2013 г. состоялся обмен визитами глав внешнеполитических ведомств двух стран. По их итогам было сообщено о намерении Тегерана и Абу-Даби «открыть новую страницу» в иранско-эмиратских отношениях. И здесь большую готовность к диалогу проявляет Дубай. Тем не менее, практических подвижек в деле улучшения отношений пока не наблюдается. Между Эмиратами и Ираном сохраняется взаимное недоверие, сказывается и нерешенность территориального спора, который Иран отказывается обсуждать. К тому же иранский Корпус стражей исламской революции недавно усилил военное присутствие на спорных островах, что было крайне негативно воспринято в ОАЭ. Серьезные разногласия имеются в позициях двух стран по отношению к ситуации в Ираке и гражданской войне в Сирии. Тем не менее, в Абу-Даби заявляют: «Мы соседи с Ираном, но нам этого недостаточно, мы хотим стать партнерами» и «не стремимся к нежелательному обострению отношений между двумя странами».

52.27MB | MySQL:103 | 0,730sec