Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (24 февраля – 2 марта 2014 года)

На минувшей неделе в регионе сохранялась сложная, а в ряде стран нестабильная и напряженная обстановка. В Сирии продолжаются боевые действия между силами сторонников и противников президента страны Б. Асада. В Ираке не прекращается вооруженное противостояние властей с боевиками суннитских экстремистских группировок, прежде всего, «Исламским государством Ирака и Леванта» (ИГИЛ). В стране сохраняется высокий уровень террористической активности Нестабильной сохраняется ситуация в Афганистане, Йемене, Египте, Ливане, Ливии и в Южном Судане.

В большинстве провинций Сирии продолжаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников режима Асада. На прошедшей неделе наиболее интенсивные бои велись в провинции Дамаск и южной провинции Дераа. Иордания закрыла все пограничные переходы с этой сирийской провинцией. Израиль в условиях усиления присутствия радикальных исламистских сил в Сирии наращивает группировку своих войск на Голанских высотах. На северо-востоке и севере Сирии не прекращаются бои между «братьями по джихаду» — враждующими антиасадовскими радикальными исламистскими группировками. По информации СМИ, с начала 2014 г. в этих боях были убиты около 3300 человек. Действующие в Сирии боевики ИГИЛ уступили ультиматуму связанной с «Аль-Каидой» группировки «Джабхат ан-нусра» и вывели свои силы из некоторых районов на севере страны, отойдя к своему оплоту – городу Ракка.

Россия выразила обеспокоенность появившейся в СМИ информацией о планах Саудовской Аравии закупить ПЗРК для вооружения сирийской оппозиции. Также, по оценке МИД РФ, «тревогу вызывают» и сообщения СМИ об использовании территории Иордании для транзита оружия сирийской вооруженной оппозиции и подготовки боевиков в тренировочных лагерях.

Тем временем в Сирии идет процесс заключения локальных соглашений о прекращении огня между правительственными войсками и боевиками умеренной части оппозиции. По информации ООН, в настоящее время действует уже 70 подобных договоренностей, преимущественно в районе Дамаска. По мнению сирийских властей, эти соглашения прокладывают путь «к постепенному урегулированию конфликта» и «создают атмосферу для внутреннего диалога и восстановления национального согласия».

25 февраля президент САР и генеральный секретарь правящей в стране партии Баас Б. Асад выступил в Дамаске перед партийным активом. Он призвал баасистов «вступать в диалог и поддерживать эффективные связи с новыми партиями, появившимися на политической арене Сирии», «налаживать мосты с близкими по политической платформе организациями с целью создания плодотворных альянсов и совместного созидания в будущем». Кроме того, баасисты должны вести широкую социальную работу с населением и не ограничиваться партийными рамками и проведением митингов. «Первейшей задачей», по словам Асада, «становится противодействие идеям религиозной нетерпимости, семена которой пытаются посеять в нашем обществе».

26 февраля из Сирии была вывезена четвертая партия химического оружия (ХО) – сернистого иприта. Всего, по данным Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), с 23 января по 22 февраля 2014 г. из Сирии было погружено 4,5 процентов самых опасных химических веществ, подлежащих уничтожению. Часть ХО была уничтожена самими сирийцами. Таким образом, 17,2 процентов химических вооружений Сирии за указанный период была вывезена или уничтожена. Глава МИД САР В. Муалем заявил, что Дамаск выполнит все взятые на себя обязательства по уничтожению ХО в том случае, если этот процесс будет проходить без излишней политизации, и будут приняты во внимания условия безопасности, в которых находится страна. Представленный Сирией новый график вывоза химоружия, предусматривающий завершение его вывоза из страны до конца апреля, будет рассмотрен в ходе сессии исполнительного совета ОЗХО в Гааге 4-7 марта.

На прошедшей неделе в Египте произошла смена правительства: 24 февраля в отставку ушел кабинет во главе с Х. аль-Баблауи, а 2 марта временный президент АРЕ А. Мансур принял присягу нового правительства во главе с И. Махлябом, занимавшим ранее пост министра жилищного строительства и городского развития. Большинство министров прежнего кабинета, включая главу военного ведомства фельдмаршала А. Ф. ас-Сиси, сохранили свои портфели. Приоритетами в работе своего правительства И. Махляб назвал улучшение ситуации в сфере безопасности и борьбу с терроризмом, что позволит улучшить экономическую ситуацию в стране и восстановить привлекательность столь важного для Египта туристического сектора.

27 февраля президент А. Мансур подписал указы о создании в Египте Совета национальной безопасности и Совета по национальной обороне.

Между тем обстановка в Египте, несмотря на активные усилия властей, остается напряженной. Практически ежедневно совершаются нападения на сотрудников силовых структур и военнослужащих. Наиболее сложная ситуация сохраняется на севере Синайского полуострова, где продолжают активно действовать экстремистские группировки различного толка.

Эмир Кувейта шейх С. аль-Ахмад ас-Сабах прилагает посреднические усилия по нормализации отношений между Египтом и Катаром, которые ухудшились после отстранения в июле 2013 г. от власти тогдашнего президента АРЕ М. Мурси.

25 февраля президент США Б. Обама предупредил президента Афганистана Х. Карзая о том, что Америка намерена полностью вывести свои войска с афганской территории из-за нежелания нынешнего кабульского руководства подписать двустороннее соглашение по безопасности. Обама уже поручил Пентагону подготовить планы по выводу контингента ВС США к концу текущего года. В то же время, если соглашение будет подписано, Вашингтон готов оставить в Афганистане «ограниченную миссию» советников и инструкторов, которые будут помогать афганской армии в борьбе с «Аль-Каидой» и другими незаконными вооруженными формированиями. Министр обороны США Ч. Хейгел заявил, что его ведомство приступает к планированию полного вывода войск к концу 2014 г. В настоящее время в Афганистане находятся примерно 33,5 тыс. американских военнослужащих. После 2014 г. США намерены оставить в стране не более 10 тыс. своих солдат, но окончательное решение на этот счет пока не принято. Обама и Карзай обсудили также важность совместных усилий по подготовке и проведению президентских выборов в Афганистане. При этом Обама заявил, что США берут на себя обязательства по оказанию поддержки афганским силам безопасности в период подготовки и проведения голосования. Обама особо подчеркнул, что «США не поддержат ни одного из кандидатов на выборах, так как вопрос, кто является главой Афганистана, должны решить жители этой страны».

Присутствие сил НАТО в Афганистане после 2014 г. невозможно без подписания афгано-американского соглашения в сфере безопасности, заявил генсек Североатлантического альянса А. Ф. Расмуссен. Он подчеркнул, что, несмотря на то, что полный вывод иностранных войск из Афганистана нежелателен, но силы НАТО будут вынуждены покинуть страну при отсутствии правовой базы для дальнейшей миссии, так как соглашение между странами НАТО и Афганистаном не может быть заключено без афгано-американской договорённости.

Тем временем глава афганского ответвления «Аль-Каиды» Ф. аль-Кахтани объявил о намерении вернуть организации прежнее влияние в стране после ухода американских войск. По информации разведки и Министерства обороны США, «Аль-Каида» уже сейчас усиливает свое присутствие в Афганистане, куда направляются опытные боевики из других стран региона.

1 марта пакистанские талибы объявили о прекращении огня сроком на один месяц для возобновления переговоров с правительством страны. Власти охарактеризовали этот шаг положительно, но оставили за собой право отреагировать на любой акт насилия со стороны талибов.

Глава Организации по атомной энергии Ирана А. А. Салехи заявил 25 февраля, что только сами иранцы могут решать, до какого уровня они будут обогащать уран, и «этот принцип Тегеран считает своей красной линией».

Президент Ирана Х. Роухани 1 марта заявил, что его страна отказалась от производства ядерного оружия и это решение основано «на моральных принципах». Роухани также призвал иранских военачальников к тому, чтобы они прибегали исключительно к языку дипломатии, когда стране что-то угрожает из-за рубежа. По мнению Роухани, «очень важно формулировать свои предложения таким образом, чтобы они не звучали как угроза, как намерение нанести удар». Он особо подчеркнул, что «мы должны быть очень осторожными в наших расчетах. Запуск ракет и проведение военных учений с тем, чтобы припугнуть другую сторону – не самая лучшая философия сдерживания, хотя и необходимость в отдельных случаях. Любой промах может привести к возгоранию и нанести серьезный ущерб».

Между тем на минувшей неделе в Иране прошли масштабные двухдневные учения формирований исламского ополчения «Басидж», в ходе которых отрабатывались вопросы повышения боевых возможностей ополченческих формирований, отрабатывалась тактика наступательных действий, борьба с вертолетами, действия ночью, вопросы гражданской обороны. Напомним, что системой ополчения «Басидж» в Иране охвачено более 12 млн человек. Из них 200 тыс. являются кадровыми военными.

Палестинцы отвергли возможность продолжения прямых переговоров с Израилем по завершении установленного в 2013 г. девятимесячного срока. Об этом заявил главный палестинский переговорщик С. Арикат. Тем самым палестинская сторона тем самым отрицательно отреагировала на высказанное 26 февраля госсекретарем США Дж. Керри предположение о том, что к 29 апреля стороны придут лишь к «рамочному соглашению», а для разработки и принятия окончательного документа об урегулировании палестино-израильского конфликта «потребуются еще девять месяцев и даже больше».

На минувшей неделе СМИ Турции распространили информацию о прослушивании в ходе антитеррористической операции против членов организации «Салям» телефонных разговоров более 7000 человек, тесно связанных как с правящей партией, так и с оппозицией. Власти обвинили в организации прослушивания исламского проповедника Ф. Гюлена, проживающего в США. Сообщается, что на основании данных, полученных в ходе прослушивания, против чиновников и политиков готовились фиктивные уголовные дела об их причастности к преступной группировке. Кроме того, обнародованы записи якобы имевших место телефонных разговоров премьер-министра Турции Р. Т. Эрдогана с его сыном Билялем, в которых речь шла о получении крупной взятки. В этой связи Эрдоган обвинил своего оппонента Гюлена в фабрикации компрометирующих его аудиозаписей.

Прокуратура Стамбула приняла решение об освобождении из-под стражи под подписку о невыезде пяти подследственных, арестованных в результате антикоррупционного рейда полиции в декабре 2013 г.

Скандальные разоблачения, связанные с коррупцией в правительстве, привели к массовым демонстрациям и митингам протеста, прошедшим 25 и 26 февраля, а 1 марта в Стамбуле состоялась массовая демонстрация, участники которой протестовали против освобождения из-под ареста лиц, причастных к коррупционному скандалу.

26 февраля Совбез ООН принял решение о введении санкций в отношении лиц и организаций, дестабилизирующих обстановку в Йемене и препятствующих политическому процессу в этой стране. Документ, в частности, требует от государств заморозить активы подпадающих под карательные меры лиц и организаций «на первоначальный срок в один год».

На севере Йемена продолжаются бои правительственной армии и ополченцев исламистской партии «Ислах» с отрядами мятежников-хауситов.

В ряде городов Ливии 28 февраля и 1 марта прошли массовые акции протеста против продления полномочий Всеобщего национального конгресса (ВНК, временного парламента). Их участники требовали немедленного роспуска ВНК, обвинили власти в том, что в стране не спадет волна насилия и вооруженных столкновений между различными группировками.

Приложение

 

 

Джибути: особенности обеспечения национальной безопасности

 

 

Республика Джибути расположена на Африканском Роге в районе Аденского залива Аравийского моря и Баб-эль-Мандебского пролива, соединяющего Красное и Аравийское моря. Страна и занимает выгодное географическое и важное военно-стратегическое положение на стыке Африки и Азии вблизи главнейших морских коммуникаций, связывающих Европу, Азию и Африку. Вместе с тем, местонахождение Джибути в регионе хронической военно-политической нестабильности и перманентных вооруженных конфликтов различного характера и интенсивности, сложные, а порой напряженные отношения с соседними государствами обусловливают повышенное внимание руководства республики к вопросам обеспечения национальной безопасности, преимущественно их внешним аспектам.

В сложных условиях руководство Джибути в своей внешней политике придерживается принципов неприсоединения и нейтралитета, выступает за установление мира и стабильности в зоне Африканского Рога, активно содействует развитию разноплановых связей и сотрудничества между государствами этого региона и одновременно стремится с максимальной выгодой использовать выгодное геостратегическое положение страны.

Джибути, обладая крайне ограниченными людскими, экономическими, финансовыми и военными возможностями, не в состоянии самостоятельно решать задачи по защите от внешних угроз и полагается на помощь со стороны ведущих западных государств. Данное обстоятельство играет определяющую роль при решении вопросов, связанных с обеспечением национальной безопасности страны.

На сегодняшний день наибольшее развитие получили военно-политические связи Джибути с Францией и США, которые имеют для республики «важнейшее значение», так как джибутийское руководство рассчитывает на политическую, а в случае возникновения реальной военной угрозы для страны и на военную помощь со стороны могущественных партнеров.

Изначально правительство Джибути сделало выбор в пользу опоры на Францию в деле защиты суверенитета и территориальной целостности страны от посягательств соседних государств, решения задач создания национальных вооруженных сил. В день провозглашения независимости 27 июня 1977 г. Джибути и Франция подписали договор о дружбе и сотрудничестве, который предусматривал оказание французской стороной военной помощи в случае, если республика подвергнется внешней агрессии. Одновременно было заключено соглашение о военном сотрудничестве, по которому Франция обязалась оказывать помощь в создании и обучении джибутийской армии.

В 2012 г. Франция и Джибути подписали новое соглашение о военном сотрудничестве, которое подтвердило «приверженность обеих стран к тесному сотрудничеству в сфере безопасности». Документ, в частности, оговаривает условия нахождения и деятельности французского военного контингента, находящегося на территории Джибути. В то же время соглашение не оговаривает конкретные действия, которые должны предпринять французские войска при возникновении прямой внешней военной угрозе республике. Документ также исключает возможность силового вмешательства Франции во внутренние дела Джибути. В целом же в Париже неоднократно заявляли о твердой поддержке независимости и территориальной целостности Джибути.

В настоящее время в Джибути размещена крупнейшая французская зарубежная военная база, на которой находятся около 2,8 тыс. военнослужащих, до 10 тактических истребителей «Мираж» 2000, до 10 вертолетов, а также корабли ВМС (их состав периодически меняется). Джибутийская база является важнейшим военным объектом Франции в Африке и активно используется Парижем при проведении специальных и военных операций на Черном континенте. На обозримую перспективу Франция намерена сохранить свое постоянное военное присутствие в Джибути.

Все более активно развиваются военно-политические связи Джибути с США. Проведение военных операций в Афганистане и Ираке, борьба с террористическими и экстремистскими группировками в Йемене и Сомали, а также морским пиратством в Аравийском море, обусловили усиление внимания со стороны Вашингтона к Джибути. На территории республики в Кэмп-Лемонере находится передовая операционная база ВС США и размещен штаб Объединенного тактического командования американских вооруженных сил в районе Африканского Рога (ОТКАР, Combined Joint Task Force – Horn of Africa), подчиненного Африканскому командованию ВС США. В зону ответственности ОТКАР входят Джибути, Йемен, Кения, Сомали, Судан, Эритрея и Эфиопия. Кроме того, в Джибути находится региональный антитеррористический центр США. На территории страны размещено около 2,5 тыс. военнослужащих и гражданских служащих МО США (на базе Кэмп-Лемонер также работают до 1200 местных жителей), которые обеспечивают деятельность американских ВМС и ВВС в регионе. Базу в Джибути американцы используют для проведения операций сил специального назначения, разведывательных и контртеррористических мероприятий, в частности, против боевиков экстремистской группировки «Аш-Шабаб» в Сомали. Кроме того, Соединенные Штаты используют Джибути в качестве базы беспилотных разведывательно-ударных летательных аппаратов, которые периодически наносят удары по объектам и руководителям, связанных с аравийским филиалом «Аль-Каиды» террористов в Йемене. В Кэмп-Лемонере находятся склады материально-технических средств и аэродром с взлетно-посадочной полосой длиной 3000 м, который активно используется американцами. Военные корабли США регулярно заходят в порт Джибути. Вашингтон расширяет возможности джибутийской базы и рассчитывает сохранить свое постоянное военное присутствие в республике, как минимум, до 2020 г.

С декабря 2008 г. в Джибути размещаются различные подразделения ВМС стран-членов Евросоюза, принимающих участие в антипиратской военно-морской операции у сомалийского побережья и в Аденском заливе (Германии, Испании и др.). С 2011 г. в Джибути действует пункт базирования ВМС Сил самообороны Японии, которые также участвуют в борьбе с сомалийскими пиратами. Правительство Джибути не возражает и против создания в стране пунктов базирования военных флотов России и Китая. В настоящее время военные корабли этих двух государств, участвующие в антипиратской операции, регулярно заходят в порт Джибути.

Руководство Джибути, учитывая ограниченные людские и финансово-экономические возможности страны, никогда не стремилось к созданию крупной армии, оснащенной большим количеством современной военной техники. В настоящее время национальные вооруженные силы насчитывают всего 10,45 тыс. человек. По своей численности, технической оснащенности и уровню подготовки ВС Джибути в состоянии решать лишь задачи по поддержанию безопасности и общественного порядка в стране, но не могут обеспечить защиту страны от нападения извне. Участие армии в политической жизни республики носит ограниченный характер. Военнослужащим запрещено заниматься политической деятельностью, состоять в партиях, общественных и профсоюзных организациях.

Опасность для стабильности и безопасности Джибути представляет ситуация в Сомали, где с начала 1990-х гг. продолжается внутренний вооруженный конфликт, активно действуют исламистские экстремистские и террористические группировки. Джибути выступает в поддержку мирного урегулирования в Сомали, участвует в посреднических усилиях между различными сомалийскими группировками. Подразделение джибутийской армии (500 человек) действует в составе миротворческих сил Африканского союза в Сомали. Особые отношения республика поддерживает с пограничным непризнанным государством Сомалиленд. Это связано с тем, что на территории Джибути проживает большая колония выходцев из Сомалиленда.

В целом нормальные отношения поддерживаются между Джибути и Эфиопией. В то же время отношения между Джибути и Эритреей складываются непросто. В 2008 г. эритрейцы инициировали вооруженный пограничный конфликт в прибрежном районе Рас-Думейра. Разрастание конфликта, благодаря международному вмешательству удалось предотвратить, но напряженность в отношениях между двумя странами сохраняется.

Внутриполитическая обстановка в Джибути в целом остается стабильной. Вместе с тем, в последние годы в стране все более активно проявляют себя политические силы, оппозиционные действующей власти. Несмотря на достигнутое в начале 2000-х гг. официальное примирение, сохраняется межэтническое соперничество двух основных групп населения — исса и афаров.

Таким образом, на обозримую перспективу для Джибути основной задачей в области обеспечения внешней безопасности государства по-прежнему останется избежание втягивания страны в вооруженные конфликты, происходящие в соседних государствах. При этом руководство республики продолжит курс на сохранение тесных военно-политических связей с Францией и США.

52.38MB | MySQL:103 | 0,530sec