Судан-КСА: ослабление двусторонних отношений

Официальные представители правящей в Судане Партии национального конгресса (ПНК) признали факт того, что решение Эр-Рияда, озвученное 28 феврая с.г., о запрещении любой банковской деятельности с суданскими партнерами и организациями резко ослабило уровень двусторонних отношений. По признанию куратора внешнеполитического сектора ПНК Мохаммеда аль-Дирдери, «в данной ситуации нам остается только задействовать официальные и неофициальные контакты для возвращения ситуации на прежний уровень». При этом он старательно избегал определения сложившейся обстановки «как экономической блокады», хотя по оценке большинства экспертов речь идет именно о ней. До сих пор непонятно, было ли это инициативой частных саудовских банков или же речь идет об общей директиве Саудовского монетарного агентства
(SAMA).

Отношения между Хартумом и Эр-Риядом последние годы имели явную тенденцию к обострению, и последнее решение саудовцев просто является констатацией этого факта и логическим завершением долгой борьбы «под ковром». В августе прошлого года власти КСА закрыли свои воздушные коридоры для пролета самолета президента Судана О.аль-Башира, следовавшего в Тегеран для участия в торжествах по случаю инаугурации нового президента страны Х.Роухани, в результате чего суданская делегация была вынуждена вернуться домой. Причиной инцидента стали крепнущие ирано-суданские связи, прежде всего, в сфере военно-технического сотрудничества. Хартум позволил кораблям ВМС Ирана три раза в прошлом году заходить в Порт-Судан для «дозаправки и отдыха», что было расценено саудовцами как крайне недружественный акт. И не только ими, но американцами. О возможных последствиях таких отношений предупреждал О.аль-Башира министр иностранных дел А.Карти, вообще являющийся сторонником «заливного» вектора внешнеполитического ориентирования страны. Однако, его попытки были тогда жестко пресечены суданским президентом. И на это существуют веские причины: честно говоря, обещания Эр-Рияда (как и Дохи) о сотрудничестве с Хартумом в большей степени остались декларациями. Финансовая система Судана после введения режима американских санкций и так оказалась изолированной, а саудовские банки никаких реальных шагов для ее прорыва не делали. В то же время Тегеран предложил в трудный для Судана период экономического кризиса вариант снабжения боеприпасами, что стало для Хартума в условиях перманентного вооруженного противостояния с южносуданцами в проблемных штатах Южный Кордофан и Голубой Нил «палочкой-выручалочкой». Кроме того, иранцы пошли и на обучение «в кредит» суданских офицеров в своих учебных центрах. Одновременно суданский лидер таким образом решил «попугать» своих друзей-«заливников». И этот момент можно считать «точкой невозврата» в отношениях между двумя странами. После этого король Абдалла не принял О.аль-Башира, совершавшего хадж в Мекку. Но для президентов Пакистана и Турции, также прибывших на хадж, нашел время для общения. Затем — запрет на пролет самолета президента Судана, а теперь запрещение проведения банковских операций со стороны пока двух банков КСА с суданскими партнерами. В качестве компенсации для Хартума последовал незамедлительный ответ от Ирана. Конечно, несколько опосредованно. Заместитель министра энергетики Ирака Х.Шахристани, открывая новый нефтеперерабатывающий завод в Басре, заявил, что «Багдад намерен поддержать братский суданский народ политически и экономически». Такое заявление появилось сразу же после того, как находящийся с визитом в Ираке руководитель Национальной службы информации и безопасности М.Атта встретился в Багдаде с руководством Ирака и передал премьер-министру Н.аль-Малики личное послание президента О.аль-Башира. По итогам сделано официальное заявление, в котором говорится следующее: «Две стороны обсудили пути усиления взаимодействия между двумя странами и механизмы организации экспорта иракской нефти в Судан. Суданская делегация высоко оценила степень готовности правительства Ирака поддержать стабильность в Судане и повысить уровень экономического и политического взаимодействия». Это означает, что Багдад, не без участия Ирана, начинает топливную подпитку суданского режима, испытывающего дефицит топлива после прекращения экспорта углеводородов из Южного Судана. Если говорить еще конкретнее, то иракцы помимо начала экспорта нефти в кредит, будут инвестировать строительство нового нефтеперерабатывающего завода в Порт-Судане, а также реконструкцию уже имеющихся. Напомним, что дефицит топлива и отмена вследствие этого субсидий со стороны государства, уже привели к массовым народным волнениям в прошлом году.

На этом фоне у Хартума наметились позитивные перспективы и в восстановлении отношений с Египтом. Оба государства согласились «открыть новую страницу в отношениях между двумя странами». Об этом заявлено по итогам пресс-конференции министра иностранных дел Судана А.Карти. По его словам, прорыв в отношениях намечен во время визита 13 марта с.г. его египетского коллеги Н.Фахми в Хартум. Будет обсуждена перспектива усиления экономического и гуманитарного (направление суданских студентов на учебу в АРЕ) сотрудничества, а также открытие КПП Абу Симбил. То есть, Каир предлагает реанимацию и усиление приграничной торговли взамен на взаимодействие в вопросах совместных операций по безопасности с целью прекращения  инфильтрации боевиков и оружия через суданскую территорию на Синай. Несмотря на недовольство грядущими договоренностями со стороны части молодежного крыла суданских исламистов (они поддерживают свергнутого президента М.Мурси), Хартуму сейчас жизненно важно активизировать приграничную торговлю с АРЕ, от чего зависит степень благосостояния значительной части населения. Несомненно, последуют какие-то экономические преференции и за пересмотр первоначальной поддержки Хартумом планов строительства «Большой плотины» на Голубом Ниле, которую планирует реализовать Эфиопия. Мы уже сообщали ранее, что это жизненно важная для Каира тема с точки зрения грядущего продовольственного дефицита, пик которого эксперты предсказывают уже в 2015-2017 г.г.

52.18MB | MySQL:103 | 0,466sec