Судан: борьба за контроль над месторождениями полезных ископаемых

Борьба за контроль над месторождениями золота на юге Судана продолжает являться основной причиной вооруженного противостояния между суданской армией и повстанцами из Революционного фронта Судана (РФС). Напомним, что основной движущей силой последнего в «проблемных» штатах Судана Южный Кордофан и Голубой Нил остается Суданское народно-освободительное движение» (СНОД-Север). Его боевой костяк составляют представители народности нуба, которые в период гражданской войны между Севером и Югом воевали на стороне южан. По оценкам ряда аналитиков, указанное противостояние будет продолжаться еще очень долго. Это обусловлено тем фактом, что у Хартума после отделения Южного Судана и прекращения экспорта и транзита нефти фактически больше не осталось источников пополнения запасов валюты. Объем экспортных поступлений сократился с 2012 года на 68%, что, безусловно, сразу же сказалось на благосостоянии населения. С учетом событий «арабской весны» этот фактор становится определяющим для политического и физического выживания режима. Особенно на фоне массовых волнений, проходивших в прошлом и нынешнем годах в Омдурмане и ряде других суданских городов.

Отсюда бескомпромиссность борьбы. На прошлой неделе Хартум официально уведомил посредников из Африканского союза о том, что у него нет никакого желания признавать СНОД-Север  в качестве политической партии и интегрировать ее в этом качестве во внутриполитическую жизнь Судана. Естественно, что такое решение определяет и отказ суданского режима рассматривать СНОД-север в качестве партнера по переговорам о достижении перемирия в Южном Кордофане и Голубом Ниле. СНОД-Север тоже в долгу не остался и объявил своей конечной целью свержение «преступного» режима в Хартуме.

При этом не совсем понятно, чем мотивируется такой демарш. Суданские вооруженные силы за последние два года с момента начала активной фазы боевых действий с повстанцами никаких реальных военных успехов не достигли. Более того, они временно потеряли контроль над важнейшими нефтяными полями в этом районе, что привело к полному разрушению добывающей инфраструктуры и, как следствие, резкому падению нефтедобычи. Армия, несмотря на прибытие в качестве подкрепления значительного количества добровольцев из числа «исламского комсомола», так и не смогла взять ни один из опорных пунктов повстанцев и более того, эффективно противодействовать воздушному мосту из Джубы, по которому отряды СНОД-Север получали оружие и боеприпасы. Определенные надежды суданского руководства, видимо, связаны с тем, что ранее на стороне повстанцев воевала 4-я дивизия Суданской народно-освободительной армии (СНОА), перешедшая сейчас на сторону Р.Машара. Но многие военные эксперты в этой связи указывают на то, что даже без указанного фактора нуба спокойно сдерживают возможные наступательные порывы суданских войск. В случае ослабления поддержки со стороны Джубы они перейдут на прямые поставки военной помощи из Уганды и Кении (в меньшей степени).

Отряды СНОД-С на настоящий момент контролируют фактически все основные месторождения по добыче золота в Хейбе, где активно работают порядка 5000 частных старателей. Еще около 3000 заняты на приисках в штате Умм-Дуллу. Добытое золото затем продается компании Mountains Trade and Development Bank (МТDB), ее штаб-квартира открыта в столице Южного Судана — Джубе. Примечательно, что в городе Талоди (Южный Кордофан), который сейчас контролируется суданской армией, также работает филиал МТDB, скупающий золото, и переправляющий его самолетами в суданскую столицу. И в том и другом случае золото отливается в слитки, которые затем проходят аффинаж за пределами Судана. В первую очередь в Ливане и ОАЭ. Это позволяет в дальнейшем продавать золото на международных биржах и обходить тем самым американские экономические санкции.

Таким образом, от частной практики по добыче золота в равной степени «кормятся» все участники конфликта. Несмотря на это, без переговоров с повстанцами и достижения с ними компромисса говорить о приходе в этот регион действительно солидных иностранных инвестиций не приходится. Тем более что относительно мирному сосуществованию, видимо, скоро придет конец.

В Голубом Ниле суданская армия начинает все активнее и активнее проникать в районы, где расположены перспективные месторождения золота и хрома. Основным проводником суданской экономической экспансии выступает специально созданный филиал государственной фирмы Sudan Master Technology (SMT) Red Rock Mining. Последняя образована специально для минимизации ущерба от экономических санкций со стороны США, под которыми находится SMT. Специалисты фирмы при содействии египетских коллег из Ascom Precious Metals Mining, ведут сейчас активную разведку и добычу золота в Белгуве и районе плотины Розери. Размер концессии составляет порядка 3000 кв. км. Суданская армия контролирует также месторождения хрома в районе Ингресанна. Здесь разработку ведет аффилированная с Sudanese Мining Corporation (SMC) Ingessana Hills Mines Corporation. В 2012 году она добыла 57 000 тонн сырья. Общие запасы хрома в данном месторождении составляет около 2 млн тонн.

Эксперты уверены, что уже в самом скором времени за контроль над этими месторождениями развернется ожесточенная вооруженная борьба. Но решение проблемы и достижение компромисса возможно только в ходе переговоров.

52.28MB | MySQL:103 | 0,494sec