Египет готовится к президентским выборам: шансы кандидатов уменьшаются

Согласно новой конституции Египта, утвержденной на всенародном референдуме 14-15 января 2014 года, выборы главы государства должны пройти  не позднее чем через 90 дней после принятия Основного закона, т.е. до середины апреля, после чего должны состояться парламентские выборы.

Для политического процесса и его результатов крайне важным является  последовательность формирования правового поля и конституционных институтов, что наглядно продемонстрировали события 2011-2013 гг. в Египте. В ходе т.н. «первого переходного периода» военные не смогли жестко очертить рамки политического процесса и провели сначала парламентские выборы, затем – президентские, и только затем была утверждена на референдуме конституция, хотя было ясно, что этот документ (в силу наличия уже официально действовавших государственных институтов) был разработан под конкретную политическую силу, контролировавшую как исполнительную, так и законодательную власть. Более того, сложилась казусная ситуация, когда законно избранный президент вступил в свои полномочия без конституции.

Военные учли эти уроки, и в ходе «второго переходного периода» сначала была разработана новая конституция и только затем началась подготовка к электоральному процессу.

В «первый переходный период» выборы Президента Республики проходили на основе старого Закона о выборах (№ 174 от 2005 г.) с последующими изменениями и дополнениями, внесенными Декретом-законом № 56  от 2011 года. Этот закон, значительно упростив процесс выдвижения кандидатов, одновременно сильно ужесточил требования, предъявляемые к претенденту на высший государственный пост, не позволив, таким образом, отдельным политикам выдвинуть свою кандидатуру либо снять их с предвыборной гонки.

8 марта 2014 г. временный президент Египта Адли Мансур промульгировал новый избирательный закон (отменяющий Закон 2005 года) в соответствии с которым в ближайшее время должны состояться выборы нового президента.

Закон этот, однако, вызвал серьезную критику со стороны оппонентов режима, отмечающих несовершенство закона и даже его противоречие Конституции страны. В этой связи отдельные кандидаты уже начали снимать свои кандидатуры с предвыборной гонки (так, по сообщениям СМИ, участвовать в выборах отказался адвокат и правозащитник Халед Али, а также бывший премьер-министр Ахмед Шафик).

Остановимся на основных положениях этого документа.

Данный закон предъявляет довольно жесткие требования к кандидату на пост президента. Так, согласно закону, претендовать на пост главы государства может только египтянин, достигший 40-летнего возраста, не имеющий иностранного гражданства, родители и супруга которого также должны быть египтянами и не иметь другого гражданства (новый Избирательный закон требует предоставить в Избирательную комиссию документы, подтверждающие отсутствие двойного гражданства у кандидата, его родителей и супруги).

Кандидат на пост президента должен быть не моложе 40 лет на день начала регистрации кандидатов, иметь высшее  образование (!), обладать всеми гражданскими и политическими правами и должен отслужить в армии или быть уволенным из армии в соответствии с законом.

Претендент  на высший государственный пост для официальной регистрации должен собрать подписи не менее 25 000 граждан, имеющих право голоса, в 15  провинциях. При этом от каждой провинции необходимо получить не менее чем 1000 подписей. Каждый гражданин может отдать свою подпись только за одного кандидата в соответствии с законом.

Кроме того (в соответствии с Конституцией – статья 142)  получить официальную регистрацию кандидат может, заручившись поддержкой, как минимум, 20 депутатов членов Палаты представителей. В Избирательную комиссию в этом случае кандидат представляет полный список и информацию об именах,  поддерживающих его граждан или депутатов. Все подписи должны быть официально задокументированы специальными нотариальными конторами, действующими при Министерстве юстиции. В соответствии с новым избирательным законом, эти же нотариальные конторы, имеющие единый информационный центр, будут следить за тем, чтобы граждане рекомендовали только одного кандидата. Однако, в силу того, что парламент в Египте еще не избран, это конституционное положение относительно выдвижения кандидата на президентский пост не может быть выполнено.

Статья 23 Закона запрещает кандидатам на пост президента получать средства от иностранных учреждений или отдельных лиц из-за рубежа. За нарушение этого положения предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок, минимум 2 года. Кандидаты могут получать дотации от египетских граждан или политических партий, и должны представить отчет о расходовании этих средств в течение 15 дней с даты объявления окончательных результатов голосования. Эти отчеты будут проверены органами аудита.

Участие в голосовании теперь является обязательным. Граждане, которые обладают политическими правами, но не придут на выборы «без уважительной причины» подлежат штрафу в 500 египетских фунтов (в соответствии со статьей 42 нового Избирательного закона).

В соответствии со статьей 35 нового закона, голосование состоится, даже если на пост главы государства будет выдвинут всего один кандидат, который получит большинство голосов избирателей, т.е. выборы могут проходить на безальтернативной основе. (А между тем Национальный референдум, состоявшийся еще в мае 2005 года утвердил конституционные поправки, которые изменили порядок проведения президентских выборов, что было одним из основных требований оппозиции. Так, согласно новой редакции статьи 76 Конституции, избрание главы государства могло проводиться только на альтернативной основе).

Новый закон определяет механизм проведения избирательной кампании, в соответствии с которым все решения Избирательной комиссии до и после голосования считаются окончательными и не могут быть обжалованы. Таким образом, кандидат на президентский пост, который будет дисквалифицирован комиссией, не сможет оспорить это в судебном порядке, равно как и нарушение процедуры голосования и итоги выборов (даже если они будут сфальсифицированы) также не подлежат судебной оценке. (При этом статья 97 новой Конституции гарантирует право «всем гражданам на судебное разбирательство» и запрещает осуществлять «любые действия или принимать административные решения вне судебного надзора»).

Критике подвергается еще одно положение Закона, которое предусматривает, что избирательная кампания начнется за 30 дней до дня голосования и закончится за 2 дня до дня голосования (в соответствии со статьей 17). А это означает, что для агитации и пропаганды своих политических взглядов и программ (включая печатание листовок и плакатов, сбор средств, организацию встреч, выступления в СМИ и проведение другой предвыборной деятельности, предусмотренной законодательно), а также для мобилизации сторонников у кандидатов будет очень мало времени. А все мероприятия, проводимые ранее указанного срока, египетские власти могут пресекать в соответствии с недавно принятым Законом о массовых мероприятиях и собраниях.

Закон предусматривает, что каждый, кто будет вести политическую пропаганду неприемлемыми методами, «искажать действительность» или его действия будут направлены на срыв избирательной кампании, подлежит наказанию в виде тюремного заключения сроком на 2 года. Граждане, которые в ходе кампании будут использовать силу с тем, чтобы повлиять на мнение избирателей, подлежат тюремному заключению сроком на 6 месяцев.

Выборы (в соответствии со статьей 26 Закона) будут проходить под контролем президентской Избирательной комиссии, которая является независимым юридическим органом и состоит из 5 членов во главе с председателем Высшего Конституционного суда (с 2000 годы выборы в Египте проходили под контролем судейского корпуса). Более того, команды кандидатов теперь не будут иметь возможность следить за ходом всего голосования, т.к. в соответствии с Законом, будут иметь доступ только к основным избирательным участкам (ранее команды кандидатов могли получить копии результатов голосования со всех избирательных участков).

Таким образом, положения нового Избирательного закона ставят кандидатов на президентский пост в довольно жесткие рамки. Создаваемая юридическая база серьезно ограничивает возможности выдвижения кандидатов и процедуру оспаривания результатов голосования и фактически дает шанс победить на выборах только одному кандидату.

52.21MB | MySQL:103 | 0,685sec