Ситуация в Судане и Южном Судане: февраль 2014 г.

Боевые действия и переговоры. Переговоры и боевые действия. Эти слова в любой комбинации лучше всего подходят для того, чтобы описать происходившие в феврале события в Южном Судане и вокруг него. Там, несмотря на заключенное 23 января перемирие, продолжилось противостояние  между различными формированиями южносуданской армии, разделившейся по кланово-племенному принципу на сторонников президента С.Киира и тех, кто стал повстанцами, пойдя за бывшим вице-президентом страны Р.Машаром. С.Киир является выходцем из племени динка, Р.Машар – из племени нуэр. Борьба между ними за власть привела в итоге к массовым этническим чисткам, творившимся обеими сторонами. Спасаясь от них, десятки тысяч динка и нуэр укрылись в лагерях миротворцев из Миссии ООН в Южном Судане из-за опасений быть убитыми по этническому принципу.

2 февраля стало известно, что южносуданские войска восстановили контроль над г.Леер в штате Единство — родным городом Р.Машара. Повстанцы тут же обвинили правительственные войска, что они сожгли дотла как сам город, так и окрестные деревни.

4 февраля ООН объявила, что нуждается в 1,27 млрд долларов для оплаты гуманитарных операций в Южном Судане и оказания помощи 3,2 млн южносуданцев, затронутых разразившимся в середине декабря прошлого года внутренним конфликтом.

11 февраля в Аддис-Абебе стартовал второй раунд переговоров между сторонами южносуданского конфликта. Его целью было достижение политического соглашения и примирения между противоборствовавшими сторонами. Вместо этого уже на церемонии открытия переговоров глава южносуданской правительственной делегации Ниал Денг Ниал и его визави из лагеря Р.Машара Табан Денг обменялись обвинениями в нарушениях соглашения о перемирии. Причем, похоже, они оба были правы. Тогда же Ниал Денг Ниал заверил, что «правительство Южного Судана подтверждает его обязательство вести переговоры без предварительных условий.  «Мы прибыли сюда открытыми для поиска долгосрочного решения кризиса, разрывающего нашу страну», — утверждал он.

Со своей стороны Табан Денг обвинил южносуданские власти в  том, что те не освободили четырех видных сторонников Р.Машара, арестованных в середине декабря прошлого года в Джубе. Разногласия по поводу их судьбы долгое время препятствовали началу первого тура переговоров.

15 февраля международная правозащитная организация «Хьюман Райтс Уотч» обвинила войска Южного Судана и Уганды в возможном использовании кассетных авиабомб в ходе боев с повстанцами за город Бор (штат Джонглей). По данным специалистов ООН, ранее у Южного Судана не было подобных боеприпасов. Правозащитники потребовали от властей двух стран, войска которых являются союзниками в конфликте против формирований Р.Машара, провести расследование того, кто стоял за применением кассетных боеприпасов. В ходе боев г.Бор четыре раза переходил из рук в руки. По данным правозащитников, войска Южного Судана и Уганды располагают авиационными средствами доставки таких бомб, а сторонники Р.Машара – нет.

Министр обороны Южного Судана Куол Маньянг Джуук, а также представители командований угандийской армии тут же заявили, что не использовали кассетные авиабомбы.

С 2008 г. действует международное соглашение о запрете на использование кассетных боеприпасов. Южный Судан не является его участником, а Уганда подписала его, но не ратифицировала.

17 февраля южносуданские власти заявили, что несмотря на перемирие, повстанцы Р.Машара готовят новый штурм занимающего стратегическое положение города Малакаль – столицы штата Верхний Нил. День спустя эта информация подтвердилась, когда повстанцы повели широкомасштабное наступление на город. Бои за него стали самой масштабной пробой сил сторон после вступления в силу перемирия 23 января.

По данным представителя южносуданской армии, атака на город велась одновременно с трех направлений. По его словам, к исходу 18 февраля город оставался под контролем правительственных войск. Несмотря на очевидную активизацию боев, делегации сторон поначалу продолжали переговоры в Аддис-Абебе, однако уже к 21 февраля они были блокированы.

19 февраля командование южносуданской армии заявило, что утратило связь с защитниками Малакаля. Это косвенно свидетельствовало о том, что он перешел под контроль повстанцев. В лагере миротворцев ООН из миссии Minuss укрылись к тому времени 20 тысяч человек. Миротворцы не смогли защитить их – в ходе боев за город погибли 10 человек из числа укрывшихся на базе. Представители правительственных войск обвинили повстанцев в том, что ворвавшись в город, они, в частности, убили всех женщин и детей, находившихся в больнице и церкви, причем женщины перед убийством были изнасилованы. Следуя логике жанра, повстанцы обвинили правительственные войска в расправах над мирным населением. На деле, похоже, имело место и то, и другое, что подтвердили независимые источники информации. К исходу 20 февраля правительственные войска удерживали южную часть Малакаля, а повстанцы – северную. К этому времени, по данным Minuss, в городе погибли десятки человек из числа мирного населения. Вражда между динка и нуэр достигла такого накала, что на базах миротворцев были вынуждены изолировать друг от друга нанятых на месте сотрудников из того и другого племени, чтобы они не поубивали друг друга.

Сотрудники организации «Врачи без границ» подтвердили позднее  детали того, что произошло в университетской больнице города – единственной работавшей на момент штурма, где все находившиеся там женщины динка были сначала изнасилованы, а потом убиты. Все это привело к тому, что генсек ООН Пан Ги Мун назвал ситуацию в Малакале «катастрофической».

25 февраля Кения предупредила, что конфликт в соседнем с ней Южном Судане интенсифицируется. Она осудила обе стороны конфликта за то, что те «презирают» соглашение о прекращении огня, подписанное 23 января. К этому времени в огне конфликта погибли тысячи человек, 900 тысяч стали беженцами. Найроби одновременно объявил об отправке в Южный Судан дополнительно 300 солдат, доведя таким образом свой контингент в составе Minuss до 1 тысячи человек.

1 февраля Международный Комитет Красного Креста /МККК/ сообщил, что суданские власти предписали ему приостановить работу в Судане. В официальном письме правительственной Комиссии по гуманитарным вопросам этот запрет мотивировался «несколькими техническими проблемами», связанными с проектами, которые МККК намеревался реализовать в Судане в 2014 г.

Несмотря на запрет, примерно 700 человек персонала МККК из числа суданцев и граждан других стран остались на своих местах в ожидании итогов переговоров с участием представителей МККК и МИД Судана.

На словах суданские власти всегда заявляли о своей готовности взаимодействовать с международными гуманитарными организациями. На деле всегда получалось иначе. В частности, Хартум закрыл доступ для них в штаты Южный Кордофан и Голубой Нил, где с июня 2011г. ведутся боевые действия между правительственными войсками и повстанцами. Свыше 1 млн жителей этих двух штатов из-за боев были вынуждены покинуть свои места проживания. МККК с 2011г. не в состоянии доставить гуманитарную помощь в районы, которые контролируют повстанцы.

12 февраля Аддис-Абеба приняла еще одни переговоры, на сей раз – между делегациями Хартума и повстанцев из штата Южный Кордофан. Такая встреча была первой за год. Предыдущая состоялась в апреле 2013 г. Эти переговоры стали реальностью после того, как двумя неделями ранее президент Судана Омар аль-Башир призвал к национальному диалогу, а также политическому и экономическому «ренессансу» своей страны, раздираемой многочисленными вооруженными конфликтами, противостоящей бедности и политической нестабильности. Организатором встречи выступил Африканский Союз.

Уже 17 февраля обе стороны обвинили друг друга в блокировании переговоров. 19 февраля повстанцы обстреляли реактивными снарядами столицу штата Южный Кордофан город Кадугли. 25 февраля Африканский Союз объявил, что переговоры в Аддис-Абебе между Хартумом и повстанцами из Суданского народно-освободительного движения  — Север /СНОД-С/ возобновятся в ближайшее время. Как заявил посредник Африканского союза Табо Мбеки, «мы надеемся, что они приведутк участию повстанцев в процессе национального диалога». В свою очередь глава суданской делегации на переговорах советник президента Ибрагим Гандур сообщил, что получил инструкции от Омара аль-Башира относительно «ускорения мирного процесса».

26 февраля президент Судана Омар аль-Башир побывал на саммите африканских стран, проходившем в Киншасе. Его появление в столице Демократической Республики Конго вызвало резкую реакцию в мире, поскольку в отношении него действуют мандаты Международного уголовного суда (МУС) от 2009 и 2010 годов на арест в связи с выдвинутыми против него обвинениями в совершении военных преступлений, геноциде и преступлений против человечности, совершенных в ходе конфликта в Дарфуре. МУС в очередной раз потребовал «немедленного ареста» О.аль-Башира и выдачи его суду. Понятно, что этого не случилось, поскольку, по всей видимости, президент Судана заранее получил гарантии безопасности от Киншасы.

В целом, катастрофа, происшедшая в Южном Судане, требует скорейшего урегулирования кризиса в этой стране. Для этого, как представляется, необходимо срочно изменить мандат Minuss, позволив миротворцам решительнее применять силу для защиты гражданского населения, а также предупредить руководство обеих сторон конфликта, что они неизбежно станут клиентами МУС за совершенные в ходе войны преступления. Необходимо также добиться на практике строжайшего запрета на поставки оружия Южному Судану, в свое время появившемуся на свет во многом благодаря усилиям США.

52.32MB | MySQL:103 | 0,522sec