Американский президент в Саудовской Аравии

Вечером 28 марта 2014 г. президент США Барак Обама прибыл с официальным визитом в Саудовскую Аравию, — прошло чуть меньше пяти лет со времени его первого визита (состоявшегося в июне 2009 г.) в эту страну. За это время многое изменилось.

Окружающее Саудовскую Аравию региональное пространство пережило глубокие внутриполитические потрясения, — последствия «арабской весны», хотя и в разных формах, все еще переживают Ливия, Египет и Сирия. Первоначально усилив роль саудовского государства и его союзников по Совету сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) в регионе арабского мира, «арабская весна» по мере своего развития открыла этот регион для (во многом) успешных действий внерегиональных сил (в их ряду Иран занял ведущее место), опиравшихся на широкую поддержку внутренних союзников вне зависимости от того, шла ли речь о странах, испытавших внутриполитические катаклизмы либо о тех из них, кто оказался вне сферы их воздействия. Итогом такого развития событий стало все более последовательное оттеснения Саудовской Аравии (и ССАГЗ) от положения ведущей державы арабского (и мусульманского) регионального сообщества (всегда рассматривавшегося саудовским государством в качестве второго приоритета его внешнеполитической деятельности), определяющей основное направление его эволюции. Наконец, истекшие с момента предшествовавшего визита американского президента в Саудовскую Аравию время изменило соотношение сил в рядах ССАГЗ (рассматривавшего Саудовской Аравией в качестве ее «ближнего зарубежья» и первого приоритета ее внешней политики), — саудовско-катарские отношения вступили в эпоху глубокого кризиса и (едва ли не четко обозначенного) разрыва. Планировавшаяся командой Б.Обамы его встреча в Эр-Рияде (после завершения американо-саудовских переговоров) с главами всех государств Совета сотрудничества оказалась невозможной.

Истекшие пять лет изменили и саудовско-американские отношения. Говоря о визите американского президента ведущий комментатор «Аш-Шарк Аль-Аусат» Мшари аз-Заиди, публикуя в этой газете 29 марта 2014 г. статью «Обама в Эр-Рияде … почему и зачем?», писал: «Вчера начался визит американского президента Барака Обамы в Эр-Рияд. После всех потрясений последнего времени в сфере саудовско-американских отношений этот визит не выглядит как тот, что ему предшествовал. В эпоху президентства Обамы эти отношения переживают не лучшие времена. Конечно, — продолжал М. аз-Заиди, — то, что объединяет Саудовскую Аравию и Америку, связывающие их нити и интересы значительно более сложны, чем то, что их разъединяет». Как считал хорошо информированный журналист ведущего саудовского издания, «саудовцы интересуют американцев не только с точки зрения нефти и сотрудничества в сфере безопасности». Факторы американской заинтересованности в Саудовской Аравии куда как более обширны, — саудовское государство – «включает в себя Две Святыни», ее «геополитическое положение» в регионе Красного моря и Персидского залива как «преддверия к пространству Ирака и Леванта» предполагает, что стабильность этой страны «определяет стабильность значительно более широкого регионального пространства», да и то, в какой мере саудовское противостояние угрозе терроризма («действия экстремистских религиозных группировок направлены, в первую очередь, против Саудовской Аравии») будет успешным, «предопределит будущее региона». Но, замечал М.аз-Заиди, «стоило бы с сожалением признать, что в отношениях между обеими странами возникли трения».

Эти «трения» развиваются на фоне, который, казалось бы, не может рассматриваться в качестве неблагоприятного для отношений между двумя странами. Действительно, по сравнению с 2009 г., американские поставки в Саудовскую Аравию в 2013 г. (на общую сумму в 35 млрд долларов) увеличились на 76%. Сегодня в Соединенных Штатах учится не менее 80 тыс. саудовских студентов и аспирантов. Подписанное в 2008 г. саудовско-американское соглашение о сотрудничестве в сфере науки и технологии содействовало установлению прямых контактов между саудовским «Городом науки и технологии имени короля Абдель Азиза», с одной стороны, и американским Национальным управлением по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA), с другой. Более того, эти «трения» носят ярко выраженный политический характер, демонстрируя несовпадение интересов обеих сторон в области международных отношений, прежде всего, на пространстве региона арабского и мусульманского мира.

Говоря об основных направлениях будущих переговоров между высшими руководителями обеих сторон (ни на мгновение, тем не менее, не отказывающихся от того, чтобы считать себя «стратегическими партнерами»), саудовская пресса (как, например, «Аль-Хайят» в номере от 28 марта 2014 г.) еще накануне визита Б.Обамы в Эр-Рияд определяла эти направления как Иран – «ключевую тему будущих переговоров между обоими партнерами», «сирийское досье», значение которого «неизмеримо возросло в свете украинского кризиса, создавшего предпосылки для изменения точек зрения и сирийского президента Башара Асада, и президента России Владимира Путина в отношении необходимости поиска приемлемого для всех пути решения сирийской проблемы», «внутриполитическое положение в Египте». Наконец, но не в последнюю очередь, речь шла и о «ближневосточном урегулировании», когда американский президент будет «обязан вновь высказать поддержку его страной «арабской мирной инициативы», как и сделать акцент на важности саудовской позиции в отношении тех сложных решений, которые должны принять палестинцы и израильтяне» (имея в виду происходящие под эгидой главы американского внешнеполитического ведомства Джона Керри нынешние палестино-израильские переговоры о политическом урегулировании). Все же, считала «Аль-Хайят», тема Ирана (внутренне связанная практически со всеми направлениями саудовско-американских переговоров на высшем уровне) займет «центральное место», — «Обама будет пытаться успокоить своего стратегического союзника в отношении будущих контактов с Вашингтоном, как и обязательств Вашингтона, связанных с безопасностью и стабильностью региона Залива, оставив широко открытой дверь перед взаимным сотрудничеством в сфере обороны и противостоянии терроризму».

Еще в ходе своей (предшествовавшей визиту в Эр-Рияд) европейской поездки американский президент (в определенной мере) высказывал точку зрения своей администрации в отношении вопросов, волнующих саудовскую сторону. В данном в Риме интервью телевизионной компании CBS Б. Обама, в частности, заявлял, касаясь возможности нанесения американских военных ударов по сирийской территории, что «после десяти лет войны (в Афганистане и Ираке — Г.К.) Соединенные Штаты подошли к пределу», что означало, по его мнению, что для его страны «возможность осуществления такой операции затруднительна». Сигнал, посланный главой державы-партнера не мог, конечно же, не вызвать разочарования у его будущих собеседников, как не могла не вызывать у них еще большего разочарования американский курс на улучшение отношений с Ираном, определяемый уступками Тегерана по ряду аспектов того, что обычно квалифицируется как «ядерное досье», уже потому, что сам этот термин «уступки – таназулят» неизменно ставится в Саудовской Аравии в кавычки, а курс ее соседа по региону Залива бескомпромиссно оценивается как «обман». Из этого вытекало главное обстоятельство, касающееся саудовско-американской встречи в верхах — она не могла не быть сложной в силу существенных различий обеих сторон в оценке региональной ситуации.

Сразу же после прибытия в Эр-Рияд Б.Обама в сопровождении наследного принца Сальмана бен Абдель Азиза, наследника наследного принца Мукрана бен Абдель Азиза и министра иностранных дел принца Сауда Аль-Фейсала отправился в загородную резиденцию короля Абдаллы бен Абдель Азиза, расположенное в 60 км от саудовской столицы местечко Рауда Аль-Хурайим, ставшее в последнее время местом, где саудовский монарх принимает высоких иностранных гостей. Двусторонние саудовско-американские переговоры начались сразу же после встречи короля и президента, — в официальном саудовском сообщении отмечалось, в этой связи, что «в ходе продолжавшегося два часа саудовско-американского саммита король Абдалла бен Абдель Азиз и американский президент обсудили весь комплекс региональных событий, в первую очередь, вопросы, касающиеся палестинской проблемы, положение в Сирии, а также события международного характера». При этом главы двух государств-партнеров касались, как сообщала саудовская пресса, «тактических различий в их видении некоторых проблем, одновременно подчеркнув, что эти различия ни в коей мере не означают, что обе стороны не считают себя стратегическими партнерами».

Цитируемые саудовской прессой заявления американских официальных лиц, последовавшие за встречей Б.Обамы и короля Абдаллы бен Абдель Азиза, отталкивались от заявления американского президента, сказавшего саудовскому монарху, что «Соединенные Штаты придают исключительное значение длящимся уже более восьмидесяти лет тесным отношениям с Саудовской Аравией»: «Соединенные Штаты и Саудовская Аравия, — подчеркнул, при этом, глава американской администрации, — вместе работают над решением важных двусторонних и региональных проблем, среди которых сирийский кризис, недопущение обладания Ираном ядерного оружия, совместные усилия в борьбе с терроризмом и экстремизмом, как и поддержка переговоров, направленных на установление мира на Ближнем Востоке». В этом же контексте прозвучала и фраза Б.Обамы о том, что «американские и саудовские оборонительные силы развивают чрезвычайно важное стратегическое партнерство, периодически участвуя в совместных операциях, направленных на защиту совместных интересов, связанных с обеспечением безопасности Залива».

Еще до начала визита американского президента помощник Б. Обамы по внешней политике Бен Родс заявил (его заявление широко цитировалось саудовской прессой), что Соединенные Штаты не намерены предоставлять сирийской оппозиции «определенные виды вооружения, включая переносные зенитно-ракетные комплексы, поскольку эти виды вооружения могут представлять опасность, если они будут ввезены в Сирию». С другой стороны, американская позиция отказа от поставок сирийской оппозиции ракет «земля-воздух», как свидетельствовали сделанные американской стороной уже в саудовской столице заявления, «не изменилась». По ее же словам, «встреча короля и президента не была посвящена техническим аспектам помощи [сирийской] оппозиции, обсуждались лишь стратегические вопросы». Это означает, что уже давно высказанная Саудовской Аравией точка зрения, согласно которой изменение соотношения сил на полях сражений в Сирии может быть достигнуто только при условии поставок современного оружия противникам Б.Асада, так и не была поддержана американской стороной.

Заявления американской стороны после встречи в верхах в Рауда Аль-Хурайим о том, что «разъясняя саудовской стороне позицию Соединенных Штатов в отношении ядерной программы Тегерана», американский президент ни в коей мере не забывал о «роли Ирана, действующего в интересах подрыва безопасности» в регионе Залива, скорее всего, также не удовлетворили представителей саудовского политического истеблишмента. Конечно, как сообщала «Аш-Шарк Аль-Аусат», американский президент заверял короля Абдаллу бен Абдель Азиза в том, что «наши страны едины в отношении Сирии и Ирана, в том, что необходимо остановить иранскую деятельность, направленную на оказание поддержки террористам», что он не подпишет «плохой договор с Ираном», что нынешние «переговоры по [иранской] ядерной программе преследуют четкую цель — не допустить обладание ядерным оружием иранской стороной». Развитие же более широких контактов между Соединенными Штатами и Ираном, по словам Б.Обамы, «станет возможным только в том случае, если мы увидим, что Иран меняет свое поведение в отношении региона». Но, вместе с тем, отвечая на вопрос корреспондента «Аш-Шарк Аль-Аусат» о том, «как Соединенные Штаты готовы противостоять действиям Ирана, направленным на дестабилизацию ситуации в регионе [Залива], член сопровождавшей американского президента делегации заметил лишь: «Мы действуем против режима Асада, мы содействуем делу поддержки йеменского правительства, борющегося с хауситами, мы раскрываем укрытия хауситов и других поддерживаемых Ираном группировок». Для саудовской стороны это означало, что ее американские партнеры далеки от какой-либо прямой поддержки саудовских претензий к Ирану и не считают возможным открыто вмешиваться в пока еще скрытое противостояние двух ведущих сил в регионе Залива.

Да, конечно, американская делегация оценила встречу Б.Обамы и короля Абдаллы бен Абдель Азиза как «отличную». Впрочем, если эта оценка не может быть (с саудовской точки зрения) отнесена к итогам визита американского президента (хотя, вероятно, в Эр-Рияде и не строили в этом отношении каких-либо иллюзий), то она абсолютна справедлива в том, что касается «духа откровенности», царившего, как подчеркивала саудовская пресса, на «саудовско-американском саммите».

Утром 29 марта 2014 г. Б.Обама покинул Эр-Рияд, — его второй официальный визит в Саудовскую Аравию завершился.

Но любопытный и беспрецедентный штрих к визиту, — в день отъезда в одной из эр-риядских гостиниц американский президент встретился с саудовской гражданской активистской и поборницей прав женщин Махой аль-Муниф, исполнительным директором саудовской Национальной кампании защиты семей, чтобы вручить ей присужденную государственным департаментом несколько недель назад премию «Самая отважная женщина». Вручая М.аль-Муниф награду, Б.Обама сказал ей: «Мы гордимся вами и признательны вам за то, что вы тут делаете». Это была первая встреча главы страны, ставящей своей целью защиту ценностей демократии в мире, и саудовской женщиной-либералом на территории Саудовской Аравии.

52.34MB | MySQL:103 | 0,528sec