Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Во-стоке и в Северной Африке (24-30 марта 2014 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Египте и Саудовской Аравии. Министр обороны Египта фельдмаршал А. Ф. ас-Сиси 26 марта подал в отставку и официально объявил о своем намерении баллотироваться на пост президента страны. 27 марта был опубликован указ короля Саудовской Аравии Абдаллы о назначении принца Мукрана бен Абдель Азиза «наследником наследника престола».

25-26 марта в Кувейте состоялся очередной ежегодный саммит Лиги арабских государств. Он прошел на фоне острых политических разногласий между странами-участницами организации. Основными темами, обсуждавшимися на форуме, стали палестино-израильское урегулирование и сирийский кризис. Также обсуждались ситуация в Ливане, Йемене и Египте, вопросы борьбы с терроризмом, реформы ЛАГ и ряд других вопросов. Арабские лидеры категорически отказались признать Израиль «еврейским государством» и обвинили Израиль в отсутствии прогресса на переговорах с палестинцами. Саммит в очередной раз поддержал идею создания независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме в границах 1967г. с опорой на все ранее достигнутые международные договоренности. Было заявлено о необходимости политического урегулирования сирийского кризиса на основе решений «Женевы-1», предусматривающих формирование в Сирии переходного органа власти, а также выражена поддержка сирийской Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил. В то же время коалиции не получила место Сирии в ЛАГ, хотя ее лидер А. Джарба выступил на саммите. Арабские лидеры призвали режим Б. Асада «немедленно прекратить все военный действия против сирийского народа», высказались в поддержку права сирийцев на свободу и демократию, заявили о необходимости создания в Сирии режима, «который дал бы возможность всем гражданам этой страны, вне зависимости от их национальной или религиозной принадлежности, участвовать в управлении сирийским государством». В Эль-Кувейте осудили терроризм и экстремизм, заявили о необходимости оказать поддержку арабским странам, переживающим переходный период в своем политическом и социальном развитии. В целом же кувейтский саммит не помог разрешить противоречия в арабском мире и завершился без видимых результатов, «поскольку разногласия за два дня не преодолеть», заявил по итогам встречи генеральный секретарь ЛАГ Н. аль-Араби.

26 марта министр обороны Египта фельдмаршал А. Ф. ас-Сиси подал прошение об отставке, которое было принято временным президентом страны А. Мансуром. После этого А. Ф. ас-Сиси объявил о своем намерении баллотироваться на пост главы государства на президентских выборах, которые, как было объявлено 30 марта, состоятся 26-27 мая. В своем телеобращении к нации Сиси пообещал в случае избрания президентом приложить усилия по выходу Египта из экономического кризиса, обеспечению в стране стабильности и безопасности, укрепить позиции АРЕ в мире и регионе. Заявление фельдмаршала о намерении участвовать в президентских выборах фактически дало старт избирательной кампании в АРЕ. Отметим, что решение А. Ф. ас-Сиси вызвало в стране неоднозначную реакцию. Так, «Братья-мусульмане» пообещали, что «стабильности и безопасности в Египте не будет», если Сиси станет президентом. Нет единого мнения по кандидатуре фельдмаршала среди левых и молодежных организаций. 28 марта в Каире, Александрии и некоторых других городах АРЕ прошли демонстрации, участники которых протестовали против решения А. Ф. ас-Сиси баллотироваться на пост президента. Столкновения демонстрантов с полицией привели к человеческим жертвам. Одновременно в Каире на площади Ат-Тахрир прошел митинг сторонников А. Ф. ас-Сиси.

Египетские власти продолжают массовые репрессии против запрещенной в стране ассоциации «Братьев-мусульман». Так, 24 марта суд приговорил к смертной казни 529 сторонников исламистов по обвинению в участии в массовых беспорядках и в нападении на полицейские участки в августе 2013г. Беспрецедентный не только в истории египетской Фемиды, но и современного мирового права приговор вызвал неоднозначную реакцию в стране и за рубежом. 26 марта в Каире и Александрии прошли массовые выступления сторонников «Братьев-мусульман», протестовавших против вынесения массовых смертных приговоров. В результате столкновений с полицией имеются человеческие жертвы. Вынесение смертного приговора в Египте является нарушением международного законодательства о правах человека, считают в ООН. Различными негативными последствиями для отношений Каира с Вашингтоном в случае приведения в исполнение смертных приговоров активистам «Братьев-мусульман» пригрозили Египту США. Между тем, многие в Египте склоняются к тому, что приговор не будет приведен в исполнение. 27 марта генеральный прокурор АРЕ приказал отложить казнь 529 исламистов, поскольку среди приговоренных есть двое несовершеннолетних. Тем временем египетская прокуратура инициировала два новых судебных процесса против 919 активистов «Братьев- мусульман».

27 марта новым министром обороны Египта назначен генерал-полковник Сидки Субхи Ахмед, занимавший ранее пост начальника генштаба ВС АРЕ. Начальником генштаба стал генерал Абдель Монейм ат-Таррас.

27 марта был опубликован указ короля Саудовской Аравии Абдаллы о назначении 69-летнего принца Мукрана «наследником наследника престола» принца Салмана. Сообщается, что Мукран сможет унаследовать престол в случае смерти или отказа от власти наследного принца Салмана. При этом принц Мукран сохранил за собой пост второго заместителя председателя Совета министров КСА. По информации СМИ, состояние здоровья 79-летнего наследного принца Салмана вызывает серьезные опасения, и он может в будущем отказаться возглавить страну. По оценкам экспертов, назначение принца Мукрана «наследником престола № 2» снижает напряженность в вопросе престолонаследия в Саудовской Аравии, «четко и недвусмысленно подтверждает стремление власти обеспечить преемственность управления и престолонаследия». Находящийся на троне с 2005 г. король Абдалла в 2013 г. отметил свое 90-летие. Принц Мукран является самым молодым из сыновей Абдель Азиза ибн Сауда — отца-основателя саудовского королевства.

28 марта Саудовскую Аарвию с кратким рабочим визитом посетил президент США Б. Обама. В ходе двухчасовых переговоров с королем Абдаллой обсуждалась главным образом ситуация в Сирии и вокруг ядерной программы Ирана. Обама заверил Абдаллу в том, что он не согласится на «плохую сделку» с Ираном по ядерной проблеме. Руководители двух государств обсудили «тактические разногласия», существующие между Вашингтоном и Эр-Риядом, отметив при этом совпадение стратегических интересов США и КСА. Обама вновь подтвердил значимость для Вашингтона прочных связей с Саудовской Аравией. Было отмечено, что две страны «совместно хорошо работают над достижением политического переходного периода и поддержкой умеренных группировок сирийской оппозиции». В то же время Вашингтон по-прежнему воздерживается от поставок противникам режима Асада ряда образцов оружия, в частности, ПЗРК.

В Сирии продолжаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников режима президента Б. Асада. На минувшей неделе наиболее ожесточенные бои велись на севере приморской провинции Латакия, где боевики группировок «Джабхат ан-нусра» и «Исламского фронта» стремятся расширить зону своего контроля, в частности, выйти и закрепиться на побережье Средиземного моря. В Дамаске заявляют, что турецкая армия оказывает непосредственную поддержку, в том числе огневую, действиям боевиков. Трансграничная операция турецкой армии в Сирии рассматривается среди прочих вариантов обеспечения национальной безопасности Турции, заявил 26 марта глава турецкого МИДа А. Давутоглу. На северо-западе провинции Дамаск в горном районе Каламун правительственные войска продолжали успешное наступление на позиции боевиков, освободив несколько населенных пунктов вблизи границы с Ливаном. Лидер ливанской «Хизбаллы» Х. Насралла 28 марта оправдал участие боевиков своей организации в боевых действиях в Сирии на стороне войск Асада. По словам Насраллы, «Хизбалла» должна была войти в Сирию, причем сделать этот нужно было как можно скорее.

В докладе по Сирии, который генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун направил в Совет Безопасности организации, говорится, что действия боевиков в Сирии направлены скорее не против военных целей, а на создание атмосферы террора среди населения. Пан Ги Мун указал, что число нуждающихся в гуманитарной помощи жителей труднодоступных районов Сирии с начала года выросло на один миллион и достигло 3,5 млн человек. В докладе подчеркивается, что с конца февраля в Сирии не удалось добиться новых локальных перемирий для эвакуации раненых и безопасной доставки гуманитарной помощи в осажденные города и районы.

Евросоюз и США обеспокоены задержками в процессе транспортировки химикатов из Сирии, говорится в совместном заявлении по итогам саммита ЕС-США, который прошел в Брюсселе. Участники саммита призвали Сирию «выполнять обязательства в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 2118 и решениями исполнительного совета ОЗХО по достоверной ликвидации программы химического оружия в самое ближайшее время».

Сирийская зарубежная оппозиция считает абсолютно неприемлемыми планы официального Дамаска провести в Сирии в мае с. г. президентские выборы с участием Асада.

Возвращение в Женеву для проведения переговоров по урегулированию сирийского кризиса в настоящий момент невозможно, заявил 24 марта спецпредставитель ООН и ЛАГ по Сирии Л. Брахими.

Правительство Турции продолжает вводить ограничения на пользование интернетом в стране. Так, на прошедшей неделе власти приняли решение блокировать доступ к видеохостингу YouTube после того, как на нем была размещена аудиозапись закрытого совещания высшего политического и военного руководства Турции, на котором обсуждался вопрос о возможном турецком военном вмешательстве в Сирию. Высший совет по радио и телевидению Турции ввел временный запрет на публикацию в СМИ любых данных, касающихся утечки информации об этом совещании. 29 марта мировой суд Анкары вынес решение о блокировании прямого доступа к видеосервису из национального сегмента интернета. Вместе с тем, 26 марта административный суд Анкары распорядился открыть доступ к сервису микроблогов Twitter, заблокированного 20 марта по распоряжению властей. Власти имеют 30 дней на подачу аппеляции по этому судебному решению.

30 марта в Турции состоялись муниципальные выборы. Выборы проходили на фоне крупных коррупционных скандалов, в которых были замешаны бизнесмены, видные политики и их родственники. Эксперты рассматривают нынешние муниципальные выборы как своего рода референдум о доверии правительству Р. Т. Эрдогана и его Партии справедливости и развития, а также как репетицию президентских выборов, назначенных на август с. г.

Афганское движение «Талибан» и пакистанский «Техрик-и-талибан Пакистан» заключили соглашение об организации совместных вооруженных рейдов на афганскую территорию. Основанием для такого шага стала договоренность пакистанских талибов с властями Исламабада о прекращении огня. Эксперты считают, что эта передышка крайне необходима пакистанским талибам для сохранения военных лагерей в племенном районе Северный Вазиристан и сосредоточения всех усилий на афганском направлении. В Северном Вазиристане 26 марта прошел первый раунд переговоров между властями Пакистана и представителями талибов. Предполагается, что результатом этих встреч станет полное прекращение огня и нормализация ситуации в регионе. В то же время афганский «Талибан» активизировал террористические действия с целью срыва намеченных на 5 апреля президентских выборов.

В Алжире оппозиция организовала 28 марта митинг в столице страны с требованием смены правящего режима. Акцию провело движение «Барака!» («Хватит!»), в ряды которого входит главным образом молодежь. Отдельно участники оппозиционного митинга выразили резкое недовольство выдвижением кандидатуры А. Бутефлики на выборах главы государства.

Приложение

 

 

О некоторых аспектах внешней политики Иордании

 

 

Сложная и нестабильная обстановка на Ближнем Востоке, стремление не допустить вовлечения страны в возможные вооруженные конфликты и обеспечить, по мере возможности, благоприятные внешние условия для решения задач внутреннего политического и экономического развития определяют приоритеты иорданского руководства в региональной и международной политике. При этом особое опасение в Аммане вызывает неурегулированность палестино-израильского конфликта, масштабный вооруженный конфликт в Сирии, а также внутриполитическая нестабильность и напряженность в соседних странах (Ирак, Египет).

Недостаточно высокий уровень экономического развития Иордании, нехватка собственных топливно-энергетических и продовольственных ресурсов, обостряющийся дефицит водных ресурсов делает страну зависимой от иностранной помощи и зачастую оказывает воздействие на подходы Аммана к решению внешнеполитических вопросов.

Со времени получения независимости в 1946 г. внешняя политика Иордании сочетала в себе твердую ориентацию на Запад (сначала на Великобританию, а затем на США), «рациональный панарабизм» и поддержание регулярных «закрытых» контактов с Израилем с последующим установлением официальных отношений с еврейским государством. Следует отметить и важную роль исламской составляющей внешней политики королевства, что связано с особой исторической миссией правящей в стране Хашимитской династии, напрямую восходящей от пророка Мухаммеда.

В Аммане подчеркивают абсолютный приоритет национальных интересов над всеми другими видами мотивации внешнеполитической деятельности, которая традиционно характеризуется активностью, прагматизмом, гибкостью, взвешенностью, осторожностью, умелым отстаиванием национальных интересов, что для такой небольшой страны, как Иордания, является делом очень трудным. В этой связи следует особо отметить исключительно важную роль короля Хусейна бен Талала (1952-1999 гг.), который в сложнейших обстоятельствах умело и с достоинством защищал приоритеты своего государства в регионе и мире. Политический курс отца продолжает в соответствии с новыми реалиями его сын король Абдалла II.

Иордания постоянно в той или иной степени оказывается вовлеченной в важнейшие политические и военные события на Ближнем Востоке. Прежде всего, это относится к арабо-израильскому конфликту, непосредственным и активным участником которого страна является с момента его возникновения в конце 1940-х гг. Проблема ближневосточного урегулирования рассматривается в Аммане в качестве основного фактора, определяющего региональную безопасность, а его скорейшее достижение на приемлемых для всех участников условиях составляет главное направление внешнеполитической деятельности королевства. И здесь первостепенную важность для Иордании представляет палестино-израильское направление, решение палестинского вопроса, имеющего ключевое значение для сохранения устойчивости иорданского государства и правящей Хашимитской династии. Ведь примерно 55 процентов населения страны составляют палестинцы. Королевство активно посредничает в палестино-израильском урегулировании, выступает за эффективную главенствующую роль США в достижении конченого успеха в решении спорных проблем между сторонами на основе принципа «два государства для двух народов». Амман поддержал возобновление диалога между Израилем и палестинцами летом 2013г. В то же время иорданцы обеспокоены отсутствием прогресса на палестино-израильских переговорах, что ведет к усилению радикальных фракций в палестинском движении.

Что касается общей позиции Иордании по арабо-израильскому урегулированию, то она в целом соответствует саудовской мирной инициативе 2002/2007 гг., которая, в первую очередь, предусматривает уход Израиля со всех территорий, захваченных им в ходе «шестидневной» войны 1967 г.

В межпалестинском конфликте между движением ФАТХ во главе с палестинским президентом М. Аббасом и радикальным исламистским движением ХАМАС Иордания стоит на стороне ФАТХа, но при этом проводит гибкую линию в отношениях с ХАМАСом. В перспективе, по всей вероятности, конфликтным и болезненным в отношениях с палестинцами станет вопрос о распределении водных ресурсов. Палестинское руководство уже заявляло о своих претензиях на часть вод реки Иордан.

В двусторонних отношениях Иордания и Израиль основываются на положениях мирного договора 1994 г., по которому они обязались «воздерживаться от угроз применения силы друг против друга и решать все вопросы между ними только мирными средствами». Документ считается гарантией обеспечения «длительной безопасности» для двух государств «в пределах признанных границ». Поддерживаются контакты на высшем уровне, стороны сотрудничают в борьбе с терроризмом, налажены торгово-экономические связи. В то же время ряд направлений израильской политики, особенно по вопросам изменения облика Иерусалима, расширения еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан, жесткость позиции Израиля по урегулированию с палестинцами подвергаются в Аммане критике. В последнее время, особенно на фоне отсутствия прогресса в палестино-израильском мирном процессе, в стране растет число противников развития отношений с Израилем. В первую очередь, к их числу относятся влиятельные в королевстве исламисты, а также часть интеллигенции, деловых кругов, профсоюзов.

Взаимодействие Иордании с Западом, прежде всего с США, представляет собой ключевой компонент политики безопасности королевства. Иордания считается наиболее близким арабским военно-политическим партнером США на Ближнем Востоке. Со своей стороны, иорданское руководство рассматривают США в качестве основного стратегического партнера королевства. Американцы оказывают Иордании значительную экономическую, финансовую и военную помощь. В числе первых в арабском мире Иордания в 1996 г. получила статус «союзника США вне НАТО». Вместе с тем, США и Иордания не идут на формальное (договорное) оформление своего стратегического партнерства, и королевство не пошло на предоставление Соединенным Штатам постоянных военных баз на своей территории. Между Амманом и Вашингтоном поддерживается регулярный диалог на высшем уровне. Поступательно развиваются многоплановые отношения Иордании с Великобританией и другими странами Запада.

Большое внимание Иордания уделяет отношениям с арабскими странами, в первую очередь, с соседними. Вместе с тем, в последние годы серьезную обеспокоенность иорданского руководства вызывает положение дел в Сирии, Ираке, Египте.

Серьезную угрозу безопасности королевства представляет расширение масштабов вооруженного конфликта в Сирии, в том числе в районах, непосредственно прилегающих к Иордании. Число сирийских беженцев в стране превысило 600 тыс. человек, что тяжелым бременем ложится на национальную экономику. Иордания официально выступает против военного вмешательства в сирийские дела, заявляет, что ее территория ни при каких обстоятельствах не станет плацдармом для нападения на северного соседа. Однако на границе с САР сосредоточены дополнительные силы королевской армии, что в Аммане объясняют как превентивную меру безопасности. Осуществляются переброски оружия из Иордании для противников режима Асада в Сирии. На территории королевства ведется подготовка боевиков сирийской вооруженной оппозиции.

В Аммане опасаются усиления внутриполитической нестабильности в Египте, роста активности экстремистских и террористических группировок в этой стране, особенно на расположенном рядом с Иорданией Синайском полуострове, где террористы, регулярно подрывают газопровод, по которому в королевство поступает из АРЕ природный газ.

Усилившаяся в последнее время военно-политическая нестабильность в Ираке, активность террористов и незаконных вооруженных формирований в этой стране также рассматривается как серьезная угроза безопасности Иордании, которая, к тому же, может привести к ухудшению экономической ситуации в королевстве. Амман выступает за скорейшее политическое урегулирование в Ираке.

Тесные политические и иные связи Иордания поддерживает с Саудовской Аравией и другими аравийским монархиями. Большое значение для королевства имеет финансовая помощь нефтедобывающих стран Аравии.

В последние годы заметное развитие получили отношения с Россией в политической, военно-технической и других областях.

В целом, как видится, Иордания продолжит проведение умеренного внешнеполитического курса, нацеленного на надежное обеспечение внешней безопасности королевства, причем основной упор, как и прежде, будет сделан на развитие отношений стратегического партнерства с США и другими ведущими странами Запада.

52.44MB | MySQL:103 | 0,509sec